Турист Валентина Марченко (val-mar)
Валентина Марченко
была сегодня 15:21

Брешиа, Сирмионе, Дезенцано-Дель-Гарда — Италия Июль 2017

Продолжаю свой рассказ о путешествии по Италии. В первой части я рассказала о своём отдыхе на Лигурийском побережье, следующие 3 части были посвещены путешествию и отдыху на озере Маджоре. Озеро Гарда было завершающим в моём путешествии. О нём я и расскажу в этой части моих воспоминаний об Италии.

На севере Италии, всего в 1,5 часах езды от Милана, раскинулось озеро Гарда (итал. Lago di Garda), одна из природных достопримечательностей Италии. Голубые воды этого водоёма окружены сочной зеленью растений и могучими склонами Альпийских гор. Гарда является самым большим озером страны. Озеро и прилежащие к нему территории — это идеальное место для отдыха.

Вспоминая Италию. Часть 5. Озеро Гарда

Столь красивый уголок Италии в свое время очень полюбился наместникам Римской империи. Они любили проводить свое время на берегу Бенако (лат. Benacus lacus) — «благословенного озера».
Восточный берег озера, выпавший на долю Вероны, имеет второе название — Ривьера олив. Ласковый средиземноморский тип климата позволяет выращивать в долине оливковые деревья. Ломбардийская часть озера получила имя Ривьера лимонов. На пологом склоне гор расположены лимонные сады в виде ступенчатых террас. Регион славится виноделием, кухней и производством оливкового масла.

Начну с воспоминаний о путешествии 2016 года. На Гарде, в Сирмионе, я провела 3 замечательных дня летом прошлого года и влюбилась в это озеро, прибрежные городки, а особенно в Сирмионе.

Бугенвиллию, раскинувшуюся на доме в центре Сирмионе, можно назвать визитной карточкой города, как плакучую иву в бельгийском Брюгге.

Вспоминая Италию. Часть 5. Озеро Гарда

Ну, а Замок Скалигеров — самая узнаваемая достопримечательность Сирмионе. Ворота замка являются входом в Старый город.

Несмотря на то, что я прожила в Сирмионе почти 3 полных дня, я не успела тогда посетить Гроты Катулла и замок Скалигеров (я не учла тогда, что по понедельникам все музеи в Италии закрыты), не съездила в Верону и (рекомендованную моей кузиной) Брешию. На 3 ночи я забронировала отель Hotel Marconi, который расположен в Старом городе, на левом берегу полуострова и имеет свой выход на озеро. Я заметила, что почти все отели на левом берегу Старого города имеют свои маленькие причальчики с оборудованными местами отдыха. Гости бесплатно могут пользоваться шезлонгамии и зонтиками.

Вспоминая Италию. Часть 5. Озеро Гарда

Отель Маркони мне очень понравился своим расположением, домашней обстановкой и очень приветливым персоналом. Вечерами я выходила не маленький отельный причал, устраивалась с книгой в шезлонге: смотрела на озеро и проходящие кораблики, читала книгу, плавала в озере.

Отель предлагает небольшую скидку на посещение термального комплекса Aquaria, расположенного в центре Сирмионе, на берегу озера, в оливковой роще.

Вспоминая Италию. Часть 5. Озеро Гарда

Рядом — парк с огромными кипарисами.

Я решила воспользоваться скидкой и отправилась в Термы часов в 5 вечера. Я уже не помню, сколько стоит билет. Посетителям выдают халат и шапочку для купания. Считается, что вода в этих термах очень полезная: содержит серу, натрий, бром и йод. Температура воды более 60 градусов. К вечеру народу было немного, поэтому толкотни в бассейнах не было. Есть бассейны в помещении, а есть на открытом воздухе. На улице, хоть и вечер — жара, вода в бассейнах горячая. Вот, плескаюсь я в горячей воде, на жаре, и так хочется окунуться в прохладное озеро, которое рядом, но нельзя и, честно говоря, я пожалела, что пришла сюда, а не осталась купаться в озере при своём отеле. Термы хороши в прохладную погоду, но это лично моё мнение. Фотоаппарат с собой я не брала, поэтому фотографий комплекса внутри у меня нет.

Что понравилось мне больше всего во время моего прошлогоднего пребывания на Гарде — это путешествие на катере по озеру. Я отправилась утром и вернулась в Сирмионе уже вечером, но усталости совершенно не было, потому что это был отдых.

На причале я купила билет на скоростной катер на «Всё озеро». Такой билет стоит дороже, но позволяет плавать на всех типах катеров с посещеним любых городков вокруг озера. Катера идут от одного берега озера к другому. По всему периметру озеро окружено десятком небольших городов, которые просто купаются в благоухании природы. Чистейшие воды Гарды плавно переходят в изломанную линию горного пейзажа. Проплывать мимо живописных цветных городков, созерцать могущество гор — непередаваемое удовольствие!

Вспоминая Италию. Часть 5. Озеро Гарда

Первый город, в котором я сошла на берег был Салò, на западном берегу. Его прекрасная набережная - самая длинная на всем озере Гарда.

Вспоминая Италию. Часть 5. Озеро Гарда

Исторический центр города представляет собой густую сеть извилистых улочек и небольших площадей, со множеством магазинов и ресторанов.

Здесь же возвышается собор XV века, посвященный Благовещению Девы Марии. Было воскресное утро. Я зашла в собор, там шла служба. Передние скамьи все были заняты прихожанами, а на задние робко присаживались туристы. Я села на скамейку и какое-то время слушала проповедь священника. Его итальянская речь лилась мелодично и певуче.

Вспоминая Италию. Часть 5. Озеро Гарда

Побродив по узким улочкам города и погуляв по набережной, я села на кораблик, который отвёз меня на восточную сторону озера, в Мальчезине. Городок известен тем, что там можно подняться на фуникулере на гору Монте Бальдо, посетить замок Скалигеров. На гору я не поднималась, а вот известный замок я посетила. Забралась на самый верх замка, откуда открываются прекрасные виды на озеро и город.

Таких замков по всему берегу много. Они не использовались для жилья, это чисто оборонительные сооружения с характерными зубцами (ласточкин хвост) на стенах. В Мальчезине замок сохранился хорошо. Сохранились даже старинные фрески.

После Мальчезине я отправилась в Лимоне-суль-Гарда. Очаровательный городок, на западном берегу, принадлежит к Ривьере лимонов. Западный берег озера Гарда — это самая северная точка, в которой плодоносят и вызревают цитрусовые деревья. Знаменитые лимонарии расположены на терассах и являются символом городка. Первые лимонные теплицы здесь были построенны еще в XVII веке, до сих пор можно увидеть оставшиеся от этих сооружений колонны и стены, защищавшие лимоны и апельсины от холода.

Вспоминая Италию. Часть 5. Озеро Гарда

Я посетила музей лимонов и побродила по цветущим живописным улочкам, отдохнула на причале в ожидании следующего кораблика.

На обратном пути в Сирмионе я вышла ещё в городке Гарда, на восточном берегу. Но время поджимало, надо было успеть на последний катер до Сирмионе, поэтому в Гарде я всего лишь прогулялась вдоль набережной.

Озеро Гарда настолько мне понравилось, что я захотела побывать там ещё раз, и в этом году я отвела ему 6 полных дней (на 7 ночей забронировала отель). В планах был прежде всего отдых: купание в озере, неспешное созерцание красот, и поездки в Верону, Брешию и путешествие на кораблике по озеру в другие прибрежные городки. И мои планы полностью осуществились! Было некоторое опасение, что моё первое восторженное чувство к Гарде не повторится, но и в этом году восторга было не меньше! К сожалению, мне не удалось, сколько я не пыталась, забронировать отель Маркони для нынешнего путешествия (хотя начала бронирование ещё в октябре): мест на мои даты не было. Я выбрала отель Hotel Degli Oleandri который расположен в Старом городе на правом берегу полуострова сразу за крепостью, до общественного пляжя буквально 1 минута.

Улица Via Dante, отель Degli Oleandri слева.

Вспоминая Италию. Часть 5. Озеро Гарда

Можно было пойти на пляж возле замка. Сюда часто наведывались утки и лебеди, которые обитают в замке.

Но я ходила на другой пляж, за церковью Santa Maria Maggiore и за крепостной стеной.

Вспоминая Италию. Часть 5. Озеро Гарда

Он побольше и на нём есть платный туалет, кафе с напитками.

Вода в озере чистая, прозрачная и тёплая. Купаться в нём (иногда в сопровождении уток и лебедей) было одно удовольствие. Но, надо учесть, что пляж и дно озера — крупная галька, в озере она скользкая, поэтому заход не очень комфортный. Поскольку моей целью не было лежание и загорание на пляже весь день, я приходила сюда утром, после завтрака и вечером поплавать в озере и посидеть возле него, подышать озёрным воздухом. Народу в это время было мало, особенно по утрам. После утренних водных процедур я возвращалась в отель, переодевалась и отправлялясь на познавательные экскурсии.

По дороге на пляж, каждый раз проходила мимо и любовалась этим чудесным двориком, правда, попасть туда невозможно, так как он за решёткой.

Вспоминая Италию. Часть 5. Озеро Гарда

6 дней — предостаточно времени, чтобы исследовать вдоль и поперёк Сирмионе. Городок крошечный, занимает полуостров в южной части озера, имеет богатую историю и архитектуру.

Во времена Древнего Рима «Сирмио мансио», именно так тогда назывался Сирмионе, располагался на дороге в Галлию, в основании полуострова и был дорожной станцией, где меняли лошадей. Историческую известность он получил благодаря вилле Катулла, поэта эпохи заката Республиканского Рима. В Средневековье (XIII век) в самом узком месте полуострова, где воды озера почти перерезают его, герцог Вероны и хозяин этих мест Мартино I делла Скала (Martino I della Scala) построил цитадель с башнями, полностью окруженную водой, — Крепость Скалигеров (Rocca Scaligera).
С начала XV века в течение четырех столетий город находился в составе Венецианской республики, и всё это время в крепости содержался венецианский гарнизон.

В Старом Сирмионе есть 4 церкви. Недалеко от крепости находится приходская церковь Санта Мария Маджоре (S.Maria Maggiore XIV век), построенная примерно в 1400 году. В ней частично сохранились фрески этого же периода.

Вспоминая Италию. Часть 5. Озеро Гарда

Самая старая церковь Сирмионе — Сан Пьетро ин Мавино (S.Pietro in Mavino), о ее существовании упоминают источники VIII века. Находится она в глубине Сирмионе, в тихом малолюдном месте в окружении цветущих деревьев.

Рядом возвышается древняя романская колокольня 11 века

Мне очень понравилась эта церковь своей простотой, и конечно же, уникальными фресками 12 века.

Вспоминая Италию. Часть 5. Озеро Гарда

Сразу за крепостным мостом, при входе в Старый город стоит неприметная, маленькая церковь Sant’Anna al Ponte.

И ещё руины монастыря и церкви San Salvatore, которые можно найти, двигаясь по правому берегу озера, после церкви Санта Мария Маджоре.

Центральная улица Сирмионе Via Vittorio Emanuele. Как только вы проходите ворота крепости и попадаете на неё, на вас просто обрушиваются джелатерии то слева, то справа, рестораны, пеццерии, магазины и сувенирные лавки. Есть мнение, что не стоит селиться в Старом городе, так как там толпы туристов, шумно и суетно. Но многолюдно только на центральной улице, и стоит только углубиться от неё вправо, и вы окунаетесь в средневековье, в совершенно тихие и безлюдные улочки. Уж этим летом я обошла их все!

Вспоминая Италию. Часть 5. Озеро Гарда

Конечно же, я восполнила пршлогодний пробел и посетила археологический комплекс Гротты Катулла и замок Скалигеров. Сначала я отправилась в Гротты Катулла. Туда можно дойти минут за 10 пешком, либо подъехать на маленьком поезде за 1 евро.

Так называемые «Гроты Катулла» — комплекс развалин римской виллы, где предположительно жила семья поэта Гая Валерия Катулла. Название «Гроты Катулла» возникло в 15 веке, поскольку в те годы еще не раскопанные развалины были похожи на пещеры. Археологический парк считается одним из крупнейших из сохранившихся свидетельств времен Древнего Рима на территории Северной Италии. Здание было построено между 30 г. до н. э. и 68 г. н. э. на дальней оконечности полуострова Сирмионе. Когда-то вилла выглядела так

Лучше всего здесь сохранились подвальные помещения, в то время как от двух верхних этажей, служивших для размещения хозяев, не осталось ничего. В северной части здания сохранились остатки террасы, позволявшей любоваться просторами озера.

внизу, на берегу озера находится самый большой общественный пляж, где очень много желающих позагорать и покупаться. А вот, как всё это выглядит с озера

Вспоминая Италию. Часть 5. Озеро Гарда

Погуляв по раскопкам, я пошла в замок Скалигеров, хорошо сохранившейся до наших дней. Замок Скалигеров на берегу озера (XIII век), некогда служил военным портом веронской флотилии. Стены замка построены из естественного камня и кирпичей, изготовленных и обожжённых на месте. Боковые башни замка соединены между собой переходами с лестницами. Центральная башня Мастио высотой 47 м используется в настоящее время как обзорная, с неё открывается прекрасный вид на Сирмионе о озеро.

Пристроенная к замку и полностью окружённая стенами гавань представляет собой уникальное для Европы сооружение. Со стен крепости можно хорошо рассмотреть дарсену (внутреннюю гавань), убежище герцогского флота.

Старый Сирмионе это не только старинная архитектура, но и прекрасные парки и оливковые рощи, где можно уединиться и скрыться от палящего солнца.

Вспоминая Италию. Часть 5. Озеро Гарда

Очень приятна прогулка по набережной вдоль правого берега озера.

На мой взгляд, Сирмионе удобен не только для отдыха, но и для поездок. Так, из Сирмионе я съездила в Верону и Брешию. Автобусная линия № 26 ходит по маршруту Верона (ж.д. вокзал) — Брешия (ж.д. вокзал). По пути автобус делает много остановок в Пескьере, Дезенцано и других местах. Заходит в Сирмионе, но не доезжает до Крепости, на остановке Via Roma надо выйти (водитель объявляет «Сирмионе!») и на этой же остановке дождаться шаттла, который довезёт до Крепости, т. е. Старого города по этому же билету, т. е. новый билет не надо покупать. Из Сирмионе, что до Вероны, что до Брешии ехать примерно 1 час. Выезжала в эти города я утром, а возвращалась к вечеру, часов в 5.

Верона понравилась, но ожидаема и как бы известна, потому что рассказов о ней наших туристов очень много. Не понравились там только толпы туристов. А вот Брешия произвела очень приятное впечатление! Город (конечно же, его историческая часть) поразил и порадовал. Никаких толп туристов. Но, отправившись в Брешию, я не учла, что это был понедельник, все музеи и церкви были закрыты. Но я с удовольствием углублялась в старинные улочки. Церкви и площади города великолепны. Брешиа хранит в своих недрах один из самых великолепных исторических центров в регионе и некоторые из наиболее хорошо сохранившихся достопримечательностей Римской и Ломбардской эпох во всей северной Италии. Интересно было посмотреть руины Капитолийского храма на форуме, построенного в 73 году.

Вспоминая Италию. Часть 5. Озеро Гарда

Площадь Папы Павла VI (piazza Papa Paolo VI) (Папа Павел VI родом из Брешии), эту площадь еще называют Дуомской.

Здесь находится дворец Палаццо Бролетто (palazzo del Broletto) c возвышающиеся башней (названной Пеголь) и лоджией.

Вспоминая Италию. Часть 5. Озеро Гарда

Рядом располагается Новый собор — один из самых больших соборов в Италии и Старый собор (Ротонда).

Вспоминая Италию. Часть 5. Озеро Гарда

По указателям, я пешком поднялась на холм Чиднео (Cidneo) и посетила замок Висконти, известный как замок Брешии (Сastello di Brescia).

Простая прогулка по старинным улочкам была тоже очень приятной. Там столько всего интересного!

Если будете в тех краях Италии, обязательно посетите Брешию. Она того стоит!

В свой последний день в Сирмионе я на пароме (6 евро туда-назад) отправилась в Дезенцано, ещё один очаровательный городок на берегу Гарды. Дезенцано — очень древний городок и сущесвтвовал ещё во времена Римской империи.
Дезенцано очень удобно расположен, через него проходит железная дорога и добраться сюда очень удобно на поезде. Кстати, из Стрезы (на озере Маджоре) я на поезде, через Милан, доехала до Дезенцано, а отсюда на автобусе приехала в Сирмионе. Город значительно больше, чем Сирмионе, более тусовочный. Здесь хороший шопинг. Я была в Дезенцано в среду, это — рыночный день. Палатки со всевозможными товарами и продуктами местных производителей располагаются на набережной. Рынок меня интересовал не очень, поэтому я углубилась от набережной в интересные и очень уютные улочки.

И вот, незаметно, пролетели 20 дней в Италии. Улетала я в Москву из Вероны авиакомпанией S7.

В заключении хочу отметить, что, путешествуя второй раз по Италии, я встречала только хорошее отношение итальянцев и не итальянцев к себе и вообще к России. Во время поездки я общалась с англичанами, датчанами, французами, немцами и даже супружеской парой из Австралии. Мы рассказывали друг другу о путешествии по Италии, где уже побывали и что посмотрели, куда дальше отправляемся. Некоторые спрашивали Where are you from? И я чувствовала только положительные эмоции и одобрение на мой ответ I’m from Russia. Итальянцы очень ценили моё стремление и старание общаться с ними на итальянском языке.

Конечно, я посмотрела только маленькую часть Италии — север. Хотелось бы изучить её всю. Но ещё столько стран, где я не была. В голове моей уже новые планы на отпуск следующим летом.