Царское село… Знаменитый музей-заповедник, памятник мировой архитектуры и садово-паркового искусства. Наверное, нет в нашей стране человека, кто не слышал бы об этом месте. Здесь непроизвольно начинаешь испытывать гордость за Отечество, за богатейшую историю России, за оставленные потомкам архитектурные шедевры. Просто переполняешься гордостью за наше блестящее прошлое, осознанно абстрагируясь от печальной действительности нашего времени.
В Царском селе физически ощущаешь в воздухе дух восемнадцатого века. Воздух эпохи великих открытий, великих войн, дворцовых переворотов, фаворитизма и бурных страстей. Это был поворотный век для российской истории, когда наша страна превратилась в Великую державу, с которой пришлось считаться всему миру.
На протяжении двух веков в этой роскошной летней императорской резиденции вершилась государственная политика России, решались судьбы стран и народов, устраивались приёмы и балы. Царское село затмевало своей роскошью европейские дворцы и парки, ослепляло своим блеском, приводило в трепет и восторг.
Вотчина и детище трёх российских императриц, где воплощались их вкусы и пристрастия Царское село хранит немало тайн и легенд. Давайте оглянемся назад, пронесёмся сквозь века и представим себе, как же всё начиналось.
Екатерина Первая (годы правления 1725 — 1727 гг.)
В 1710 году она получила роскошный подарок от Петра Первого, скромную усадьбу в Сарской мызе, отвоеванной у шведов. Пока ещё не императрица Марта Скавронская лишь спустя два года взойдет на престол, обвенчавшись с Великим русским царём. Получив поистине царский подарок Екатерина с увлечением занялась строительством загородного дворца. Первая резиденция не отличалась особой роскошью, на месте старой усадьбы был построен большой каменный двухэтажный дом, вокруг которого был разбит сад в стиле голландского барокко и начала застраиваться слобода. Но первый шаг был сделан, первый камень заложен первой царственной владелицей тогда ещё Сарского села. Эти каменные палаты и легли в основу Екатерининского дворца, названного так по имени Екатерины Первой. И только в 1725 году Сарская мыза была торжественно переименована в Царское село.
Екатерина царствовала недолго, всего два года. Далее началась эпоха её дочери Елизаветы, с именем которой в Царском Селе связано очень многое.
Елизавета Петровна (годы правления 1741- 1761 гг.)
Цесаревна Елизавета Петровна унаследовала Царское село в 1728 году по завещанию своей матери Екатерины Первой. И долгое время оно продолжало оставаться всего лишь скромной усадьбой. Но даже в тот период цесаревна смогла внести немалый вклад в обустройство резиденции, построив здесь Знаменскую церковь в честь чудотворной иконы «Знамение».
Всё изменилось в 1742 году, когда Елизавета стала императрицей. Начался период расцвета пышного барокко, грандиозная перестройка скромного каменного дворца времён Екатерины Первой.
Именно тогда Екатерининский дворец приобрёл свой теперешний вид, получив более ста килограммов золота и множество эффектных статуй на фасад.
Золочёные купола церкви Воскресения Христова сияли на фоне лазуревых стен дворца,
образуя с ним единое целое.
Грандиозное детище Растрелли поражало воображение современников, пленяя изощрённой отделкой и позолоченным блеском. Пышное русское барокко во всём его великолепии, затмившее роскошью сам Версаль!
Елизавета тратила баснословные средства на отделку и поддержание фасада, справедливо полагая, что дворец является олицетворением богатства и мощи России.
30 июля 1756 года состоялось торжественное открытие 325-метрового дворца. Все кто присутствовал на этом мероприятии были потрясены и ошарашены грандиозностью и роскошью творения Растрелли! Интерьеры дворца были абсолютно новаторскими по тем временам. Взять хотя бы Малиновую и Зеленую Столбовые, стены которых итальянский зодчий мастерски украсил подложенной под стекло разноцветной фольгой.
Ведь в те времена о таком дизайне никто и не слышал!
Или Белая Столовая, стены которой были затянуты белым штофом, придающим интерьеру особую нарядность и торжественность, особенно в сочетании с золоченой резьбой.
Елизавета обвела взглядом золотую парадную анфиладу. Всё-таки, правильно, что она сделала ставку на Растрелли, лучше него вряд ли кто бы смог создать столь совершенное пространство, заполнив его сверкающим червонным золотом, богато украсив зеркалами, создающими эффект бесконечности.
Размах, во всём должен чувствоваться имперский размах! И этого эффекта Растрелли прекрасно добился.
Здесь то она и развернулась! Приёмы и балы, банкеты и празднества Елизаветы в Царском Селе затмевали своей роскошью праздники лучших европейских дворов. О празднествах, устраиваемых императрицей слагались легенды, и это льстило её самолюбию, заставляя тратить баснословные суммы на балы, приёмы и наряды.
Балы, которые устраивала Елизавета восхищали роскошеством и затейливостью. Маскарады, фейерверки, пышные застолья стали неотъемлемой частью жизни во дворце во время царствования Елизаветы Петровны.
Истинная дочь своего великого отца она не трепела соперничества. Никто не мог появиться на балу в наряде, роскошнее, чем у неё или в похожем убранстве. И правильно, что она поставила на место зарвавшуюся фрейлину, посмевшую явиться на бал с точно такой же розой в волосах, как и у императрицы. Цветок был вырван из волос дерзкой негодяйки, а сама она изгнана с праздника!
А как она веселилась на маскарадах и особенно на своих «метамарфозах», когда дамы наряжались в мужские костюмы, а мужчины в женские! Мужской костюм шёл ей необычайно, чего нельзя было сказать о других дамах, с неохотой участвовавших в этих увеселениях. Но кто бы посмел ей перечить! Раз приказано веселиться, значит все должны предаваться веселью и ублажать прихоти императрицы.
Говорят, у неё была чрезмерная страсть к нарядам. Странные люди, осуждали её, насчитав в гардеробе Елизаветы Петровны 15 тысяч платьев! Что ж с того, ей по статусу положено.
Елизавета не скупилась на перестройку дворца, но не обходила своим вниманием и Старый регулярный парк. Совершенство симметрии пространства вокруг дворца, строгость линий аллей, павильонов и скульптур — всё это призвано было оттенять красоту дворца, подчеркнуть его великолепие, создав ему достойную оправу. Узорный партер на первой террасе дворца,
напоминающий паркеты дворцовых залов, античные статуи,
нарядные увеселительные павильоны,
всё это появилось здесь в эпоху Елизаветы Петровны.
Геометрические сады с симметричными аллеями и зеркальными прудами, украшенные мраморными статуями и декоративно подстриженными деревьями воспринимались как единое художественное целое с Большим дворцом.
В этом и была её задумка.
Она с удовольствием гуляла по центральной аллее Старого сада, соединявшей дворец с павильоном Эрмитаж, спрятавшийся в дикой роще. Изящный павильон имел сходство с Большим дворцом, рука великого Растрелли чувствовалась и здесь.
В этом потаённом местечке Елизавета любила устраивать частные обеды для избранного круга. Обеды были по-настоящему интимными, прислуга на них даже не допускалась, всё делалась по последнему слову техники с помощью разных подъемных механизмов.
И великолепный Грот на берегу Большого пруда тоже совместное детище её и Растрелли,
хотя внутренняя отделка выполнялась уже при Екатерине Второй архитектором Ринальди.
Но сама идее грота возникла у Елизаветы Петровны, ведь в те времена грот был обязательной принадлежностью регулярных садов, делом престижа.
И водовод тоже дело её рук, только так могло существовать множество прудов и каскадов в Старом саду. Немало, совсем немало сделано, есть чем гордиться!
Но всё же самый большой вклад в дело обустройства Царского Села она сделала под конец своей жизни, когда решила перенести сюда Янтарную комнату. Подарок прусского короля Петру Первому был бережно перевезён сюда из Петербурга, а янтарные панно смонтированы в Большом дворце. Панели разобрали и вручную перенесли во дворец. 75 гвардейцев прошли пешком 25 вёрст из Петербурга до Царского Села, неся в руках ящики с бесценным грузом. Вот так и возник истинный шедевр, уникальное произведение искусства, какого нет больше нигде в мире. И это тоже предмет её гордости, апофеоз имперских амбиций.
Безусловно, потом, спустя годы великий Растрелли усовершенствовал творение прусских мастеров. Тогда здесь появились зеркала, мозаики из яшмы и агата, золочёная резьба. Именно тогда янтарный кабинет стал называться Янтарной комнатой, так в Царском Селе появилось восьмое чудо света.
Но всё это будет потом, а пока Елизавета положила начало янтарному великолепию, создала базис для дальнейшего развития и расцвета дворца.
И как же, чёрт возьми, приятно, что сам Ломоносов настолько восхитился увиденным здесь, что сложил свою первую оду, воспевающую красоту Царского села.
На закате жизни Елизавета обходила территории парка, обводя хозяйским взглядом свои владения и радовалась тому, что видела вокруг.
Это то, что она оставит после себя подданным Российской империи и потомкам, то, ради чего стоило жить и править, за что её будут помнить на века.
Екатерина Вторая (годы правления 1762 — 1796 гг.)
Закончилась эпоха Елизаветы Петровны. Прошло совсем немного времени. И вновь дворцовый переворот. Теперь полноправной хозяйкой Российской империи и Царского села стала Екатерина Вторая, в недавнем прошлом немецкая принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская.
Любимая летняя резиденция новой русской императрицы хорошела и расцветала. По приказу Екатерины Второй была проведена реконструкция дворцовых апартаментов, оформлены новые интерьеры. Камеронова галерея, Холодная баня, Эрмитажная кухня, Адмиралтейство, всяческие мостики, беседки, каскады, пристани, павильоны — всё это создавалось в эпоху Екатерины Великой, всем этим великолепием мы обязаны именно ей. В то время в России была в моде готика, Эрмитажная кухня
— явное тому подтверждение. Ведь романтический сад должен был создавать иллюзию путешествия по разным странам.
Чем ещё мы обязаны ей? Во время её правления в Царском Селе были установлены Готические Ворота, построены бани Камерона, воздвигнута Крымская колонна.
Летняя резиденция преображалась и совершенствовалась в духе нового времени!
Как же она любила и восхищалась Царским Селом, называла его «любезным» и «прелестным». Для неё это было место, где она могла реализовать свои мечты и фантазии, где она черпала вдохновение и находила покой. Она любила надолго приезжать в Царское, проводя здесь по три-четыре месяца в году.
Екатерина обожала розы, эту страсть она привезла из Германии, своей первой родины и пересадила на российскую почву. При ней в саду был разбит огромный Розарий, коллекции которого постоянно пополнялись новыми сортами из Европы.
Ей нравилось всё новое, в свободном вкусе, так в Царском Селе появился пейзажный парк в английском стиле с лужайками, прудами и рощами.
Такой контрастный на фоне регулярного Старого сада и такой живописный, больше похожий на волшебный лес.
Екатерина хотела создать такой уголок, где бы она могла наладиться красотой природы и отдохнуть от столичной суеты. Здесь императрица каждое утро прогуливалась в сопровождении своих любимых левреток, задорно носившихся по аллеям и лужайкам.
Екатерина часто гуляла по террасе Камероновой галереи, любуясь бронзовыми бюстами своих кумиров.
Удачная задумка императрицы, сублимация её вкуса, мастерски воплощенная шотландским архитектором Чарльзом Камероном в духе нового стиля — классицизма.
Здесь она предавалась философским беседам, искала вдохновения и просто любовалась прекрасными видами парка.
Сколько воспоминаний связано у неё с этим местом!
В 1768 году она провела в Царском Селе всю зиму, удалившись сюда, чтобы привить себе оспу и стать примером для всей России. Только так, личным примером можно было приучить подданных к прогрессу и медицине.
Здесь же она получила из рук Григория Орлова крупнейший в мире алмаз на свои именины. Поистине царский подарок для царственной особы!
Пылкая и увлекающаяся натура она знала, что за глаза её осуждали за несметное количество фаворитов и любовников. Сколько их было в её жизни! И с каждым она была щедра при расставании, каждого одаривала чинами и богатствами. Блестящий камергер Салтыков и польский князь Понятовский, Григорий Орлов, по сути, приведший её на престол, чудаковатый Григорий Потёмкин, друг и соратник во всех её начинаниях. Потёмкина сменила череда новых фаворитов, и наконец, её последняя любовь Платон Зубов.
Отвлечёмся от частной жизни императрицы, вернёмся во дворец и посмотрим на него глазами Екатерины. В её эпоху изменились и интерьеры дворца. Барокко ушло тогда в прошлое и освободило место для модного классицизма.
Теперь здесь правил бал античный стиль, которым была страстно увлечена императрица. Камерон оформил парадные апартаменты в строгом классическом духе. Иной век, иные нравы. Получилось оригинально, стильно, в духе того времени. Екатерина была в восхищении талантом Камерона, ценила его необычайно.
Гранитная терраса в пейзажном парке — еще одно творение Камерона, хоть и дошло до нас в видоизменённом виде, но первое её исполнение принадлежало именно шотландскому мастеру.
В эпоху правления Екатерины в Царскосельском парке появляются памятники, посвященные нашим победам в русско-турецкой войне. Уникальная Чесменская колонна, выполненная по проекту Ринальди — истинное украшение парка и память о доблестных русских воинах.
Рядом — Турецкий павильон, своеобразный мемориал Русско-турецкой войне, памятник победе. Однако это уже более поздняя постройка, эпохи Николая Первого.
Она любила сначала вдоволь покататься на лодке по Большому пруду, любуясь его чудесными отражениями,
а потом послушать концерт в Зале на острову. Нарядный парковый павильон, наполовину скрытый деревьями на островке, одно из самых прелестных и таинственных местечек Царскосельского парка.
Деяния Екатерины по благоустройству Пейзажного парка продолжил император Александр Первый, именно в его эпоху парк наполнился прекрасными скульптурами, в нём появились террасы, уступы и аллеи.
Вернёмся из парка во дворец и посмотрим, чем же ещё он обогатился в эпоху Екатерины Великой.
Картинный зал, созданный при Елизавете, стал излюбленной комнатой для игр Екатерины, где она так любила играть в фанты, подчас удивляя подданных своим азартом и задором.
Екатерина обожала китайский и японский декор, отдавая дань модному в то время увлечению «китайщиной», наполняя дворец изысканными предметами восточного интерьера.
Так, во дворце появилось сразу несколько китайских гостиных, стены которых были искусно затянуты китайским шёлком.
В 1770 году по указу Екатерины в северной части дворца была создана Зелёная столовая для будущего императора Павла Первого и его супруги. Нежно-зелёные стены столовой украшены изящным лепным орнаментом на античные мотивы. Очередное шедевральное творение Камерона, столь любимого императрицей.
Арабесковый Зал — один из самых эффектных парадных залов дворца, был также создан Камероном лично для императрицы.
(фото из интернета)
Пролетели столетия, отшумели дворцовые перевороты и войны, остались в прошлом интриги, страсти и преступления. Всё проходит, всё забывается, но то, что мы видим сегодня в Царском Селе, роскошный результат вдохновения и созидания трёх российских императриц, это останется на века. Это место — истинная квинтэссенция величия и мощи России, будет восхищать не одно поколение россиян, заставляя нас испытывать необыкновенный душевный подъём и гордость за своё Отечество.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм