Из разговора владимирского князя с гонцом.
— Прибыл из Рязани? Что там стряслось?
— Рязани больше нет.
(В.Ян «Нашествие монголов. Книга вторая. Батый»)
Из разговора владимирского князя с гонцом.
— Прибыл из Рязани? Что там стряслось?
— Рязани больше нет.
(В.Ян «Нашествие монголов. Книга вторая. Батый»)
Мы едем в Старую Рязань. Это ~ в 60–65 км от Новой Рязани. От Кириц начинаем ждать поворота налево, доезжаем, наконец, до него и потом поворачиваем на узкую асфальтовую дорогу всю в пробитых дырах. Мы петляем и уворачиваемся от этих ям в асфальте, как заяц, уходящий от погони. Потом пристраиваемся за легковушкой, идущей впереди зигзагами и повторяем её безумные метания. Со стороны, наверное, может показаться, что едут пьяные вдрибодан водители. Не надейтесь на указатель. Еще чего, размечтались. Подумаешь древнее городище и археологический памятник. Крутите лучше головами. Километров через 5–7 слева увидите валы, а между ними дорогу. Сворачивайте туда. Что, не нравится дорога по полю? Нежные какие. Либо останавливайтесь на обочине и топайте вперёд, либо подпрыгивайте до упора. Ориентир — полуразрушенная арочная постройка либо каменный крест.
Где мы сейчас? На том самом месте, где раньше находился город Рязань — столица непокорного Рязанского княжества.
Рязань. Город-фантом.
Скажу честно — можно не увидеть все прекрасные и интересные достопримечательности нынешней Рязани. Но. Нужно увидеть это поле, где ветер сейчас играет гривами ковыля…, окруженное мощными земляными валами, поросшими травой….
Город здесь, наверное, стоял сказочный. Ещё бы. Какое невиданное дивно-чудесное место. Огромный холм-крутояр с плоской верхушкой. Обрыв зеленым бугристым ковром уходит из-под ног к широченной Оке. Она здесь прямая и гладкая. Хорошо просматривается с обоих сторон. Течет откуда-то из неба и уходит в небо. Хорошо виднеется серебряный рукав, которым Ока взмахнула влево. Ветер упругий играет с разнотравьем. Плавают в воздухе цветные бабочки. Щебечут птички. Внизу по берегу сереют домишки деревни. Жизнь идёт. Глаза любуются невероятно красивыми очертаниями и красками земли, воды, солнца. Но … тревожно что-то на душе. Кажется, за спиной невидимый город дышит. Шумит. Разговаривает.
Мы приехали сюда в жаркий июньский день. Солнце сверху буквально обливало нас пламенем.
Представляю, какой огромный костер горел здесь зимой 1237 года. Как 5 дней непрерывно татары били таранами деревянный частокол на валах. Как сопротивлялись рязанцы.
В городе жило к тому времени около 8 тысяч народа. Князя звали Юрий Ингоревич, чернигово-муромской княжеской ветки. В городе было построено два каменных православных собора. Но не думаю, что уже все люди приняли христианство. Жили там, наверное, и Забавы с Путятами, и Марии с Иванами. Жили себе, не тужили. А мастера, какие были! Ювелирные украшения, которые именно здесь нашли археологи, называют «верхом совершенства ювелирной техники» — например, цветник из крохотных золотых цветов, когда на 0,25кв.см рязанский умелец ухитрился посадить от 7 до 10 цветков, колыхающихся на золотых ножках-спиральках, а в каждом цветке по 5 лепестков припаянных к пестику!…
Главное, мирно жили! Про свары княжеские междоусобные уж и не помнили. Хотя ссорились князья дико и часто, даром что рязанцы. Считай 30 лет назад (в 1208), Рязань сгорела дотла — спалил её владимирский князь Всеволод (Большое Гнездо). Не простил рязанцам их поддержки черниговских Ольговичей, с которыми сам яростно воевал. А 20 лет (в 1217) назад так и вовсе рязанские передрались между собой — престол княжеский поделить не могли между кровными братьями. Село Исады что на Оке — полито кровью — тёмное место. Князья Глеб и Константин, позвав на званый пир 5-рых своих родичей, вместо мёда хмельного угостили тех ножичками кривыми да острыми.
Только зажили ладно. Но рок Рязани был определён иной.
Зима. Студень месяц. 1237 год.
Рязань первая встретила Батыя, внука великого Чингисхана.
Потом после разгрома Рязанского княжества Батый возьмет 14 городов в Великом Владимирском княжестве, после 2х недельной осады сожжёт Торжок, после 7 ми недельной — Козельск. В 1239 монголы возьмут Чернигов. В 1240 — Киев. Так закончится поход Батыя на Русь. А дальше монголы покатятся вперёд и сметут Венгрию и Польшу.
Но сейчас Рязань одна против Тьмы. Никто из соседей-князей не придёт на помощь. Будет убит сын рязанского князя Юрия — Фёдор, поехавший на переговоры к хану. Молодой князь предлагал дары в обмен на мир, но Батый потребовал его жену красавицу княгиню Евпраксию к себе «на ложе». «Аще нас преодолевши, то и женами нашими владети начнеши» — ответил Фёдор. «Пестуна» князя старика Апоницу монголы отпускают живым и он приносит эту весть в город. Евпраксия с маленьким сыном Иваном кидается с высокого терема оземь. Отец Юрий собирает дружину и говорит им: «Лутче нам смертию живота купити, нежели в поганой воле бытии». Посылает ответ Батыю: «олна нас всех не будеть, то же все то ваше будеть». И бьются рязанцы «один с тысящею, а два с тьмою». Бьются насмерть. Причем воины Батыя меняются, а «гражане непременно бьяхуся»… На 6-й только день пала Рязань.
«И не оста в граде ни един живых… Лежали все на земле пусте, на траве ковыле снегом и ледом померзоша…».
Об истории древней Рязани не осталось никаких документов кроме «Повести о разорении Рязани Батыем». Из этой воинской повести идёт вышеперечисленная информация о произошедшем. Далее повествуется о рязанском вельможе Евпатии Коловрате, который опоздав на битву и увидев разорение родного города, стал неистово преследовать Батыя. Несмотря на то, что Коловрат погубил множество татарских богатырей Батый, убив его, преклоняется перед его мужеством, отдает его тело пленным дружинникам и отпускает тех на волю. Далее славится Ингвар Ингваревич, единственный живой рязанский князь (был в отъезде в Чернигове).
Справедливости ради надо заметить, что официальные историки — странные люди. Так «Велесова книга», написанная непередаваемо прекрасным языком, считается ими «подделкой». В то время как, писаная переписанная летописцами «Повесть о разорении Рязани Батыем», содержащая массу неточностей, несовпадений и несостыковок, называется ими «одним из лучших произведений древнерусской литературы».
Неофициальные историки же, утверждают, что документ этот был переписан с «особливой тщательностью» во времена Екатерины II в. духе древнеславянского эпоса с «хорошими» князьями и «народными» богатырями. В жизни многие князья вели себя не столь доблестно, как их летописные прототипы, и вот так искусственно им поднимали статус и придумывали причины-«отмазки» многим неумным и недальновидным княжеским действиям… Возможно и Коловрат образ литературный и собирательный. Кто знает, что было на самом деле и чего не было?… Монголы на самом деле были людьми прямыми, а Орда чётко организованной структурой. Рязанские князья по каким-то причинам действительно отказали платить запрошенную Батыем дань в виде десятины от доходов. А доходы рязанцев были о-го-го, с учетом того, что город стоял на выгоднейшем месте и контролировал всю водную торговлю. Пожалели? Получайте. Такова была монгольская логика.
Но вернёмся на поле. Здесь есть одна интересная полуразрушенная краснокирпичная арка. Выглядит она красиво, чего уж там — все делают фотографии около неё, через неё, себя на фоне её. Это остатки церкви, построенной в начале 20 века в память сожженных древних рязанских соборов. Главное — присмотритесь — она стоит на древнем фундаменте одного из них! Это очень сильное место. Остановитесь. Почувствуйте.
И меня не волнуют рязанские князья. Я представляю себе, как сказочно выглядел этот город зимней ночью. Из черного неба выглядывают сияющие белые точки звезд. А в заснеженном городе, спрятанном за бревенчатой крепостной стеной, тоже горят жёлтые огоньки в окнах — в простых домах лучину жгут, в княжеских теремах свечи. Снегу намело щедро. Мороз трещит. Старая Рязань выбрала себе роскошное место — на высоком превысоком берегу Оки, как будто на ладони её подняли поближе к небу.
Куда ты пропал Город? Сожгли ли тебя монголы? Как пишут летописцы. Хотя, интересно, откуда им ведомы детали, когда «весь град пожгоша и не оста не един живых»? Или тебя вовсе не тронули? Как пишет Лев Гумилёв: «Монголы же, взяв требовавшееся им продовольствие и лошадей, покинули Рязань». И люди вернулись буквально сразу. Имя твоё теперь носит бывшая деревянная крепость неподалеку — Переяславль-Рязанский.
Самые сильные впечатления мы получили здесь на этом поле. Ещё мы подошли к кресту из белого камня. Подумали, что он установлен в память защитников древней Рязани, а оказалось в честь святых Кирилла и Мефодия (?). Мы очень удивились. Какая связь? На валы не залезали, потому что уже устали. Деревня, что растянулась внизу под обрывом вдоль реки, называется Старая Рязань. Вдалеке виднелась старенькая церковь, позже прочитали, что в ней располагается небольшой археологический музей. Важно — автопутешественникам на заметку — к Старой Рязани можно подъехать 2 мя путями. Из самой Рязани (как поехали мы) и из Солотчи, но тогда вам придется переезжать Оку через понтонный мост, т. е. это летний путь.
Раньше меня возмущало, что, например, экскурсионные туры по Рязанщине не знакомят туристов со Старой Рязанью. Я сама случайно вычитала про него всего лишь в одном отзыве. А теперь я думаю, и хорошо, что это место не подвергается массированной атаке туристических автобусов. Кому надо — тот приедет. И так, говорят, гоняют здесь черных археологов пачками. Перекопали и перерыли всё что можно и нельзя.
Продолжение следует.
© http://www.pamsik.ru — здесь размещены полные версии наших рассказов и фото, при использовании текстов гиперссылка на сайт и указание имени автора обязательны.