Четвёртый день в море и погода меняется не в нашу пользу. Ветер упал до 2 узлов, это близко к скорости бегущего человека. Начался затяжной дождь.
Четвёртый день в море и погода меняется не в нашу пользу. Ветер упал до 2 узлов, это близко к скорости бегущего человека. Начался затяжной дождь.
Вечерняя и утренняя вахты прошли в сырости. Мы вымокли, как дворовые коты и корабль тоже.
О сушке вещей в такой ситуации не может быть и речи, оставшееся бы сохранить, ищешь место где меньше капает.
Фрегат деревянный и его полная герметичность априори невозможна. Поэтому все судна протекают. Вот и наш Штандарт отсырел.
Чтобы успеть поймать ветер, мы половину дня шли на моторах. Только к вечеру хорошо подул боковой и скорость увеличилась.
Корабль стало сильно кренить в право, моментами градусов до 40. Все валилось со своих мест. Не возможно ни лежать, ни ходить. Сначала это прикольно, но быстро утомляет.
Теперь нужно срочно снимать паруса, чтобы выровнять корабль. Для этого на Фок мачту отправляются четверо наших. Я в это время пытаюсь держать штурвал по курсу, но на волнах корабль скачет из стороны в строну.
Вскоре паруса собраны, кораблю и нам полегчало.
К вечеру появились птицы, а это значить рядом земля. Сушу увидели только, когда начало смеркаться.
Приятное ощущение, после нескольких дней бесконечного моря, впервые наблюдать землю. Это был французский городок Конкарно.
Медленно подходим к берегу. Сегодня зайти в порт не успеваем, поэтому будем вставать на якорь не далеко от берега.
Снимаем паруса и вшестером лезем на мачты собирать.
Паруса тяжёлые, из грубой парусины. Чтобы подвязать их, нужно изрядно изловчится.
Одной рукой держать сам парус, а другой перекинуть веревку вокруг него через рею и потом его притянуть.
Ночью, на полном ходу и при сильном боковом ветре это острые ощущения. Постоянный крен шатающейся мачты, держит в напряжении. Сначала страшно, но потом отвлекаешься работой и забываешь, что находишься на высоте.
Мы не первый раз это делаем и получается быстро.
Бросаем якорь и становимся на ночевку в нескольких милях от берега.
После тяжелого дня спится прекрасно.
На следующее утро, время заходить в порт Конкарно.
Сначала снимаемся с якоря — очередное увлекательное мероприятие, напоминающее рабские трудовые галеры.
Толпа мужиков ходит по кругу и крутит барабан, наматывая на него якорную цепь.
Якорь весит 300 кг, одно не ловкое движение и можно не досчитаться нескольких членов экипажа)). Думаю в старину об этом никто не заморачивался.
На моторах причаливаем к берегу. К своему удивлению я не почувствовал жгучего желания быстрее сойти на землю. Видимо не так уж и долго мы были в море.
Планово закончили дела и пошли в город.
Обычный провинциальный городок. Старая и самая интересная его часть расположена внутри большой крепости.
Раньше все портовые города строили таким способом, чтобы защититься от набегов захватчиков. Высокие каменные стены, рвы с водой и перекидные мосты.
Облазили весь берег, но так и не смогли найти место, где помыться. Нормально поесть тоже не удалось.
С питанием в Европе беда для русского человека — постоянные сиесты и перерывы.
Вечером местные кафе и рестораны оказались закрыты или пусты. Странно, обычно в европейских городках по вечерам на улицах очень оживленно, а тут будто все вымерли.
Вернулись на корабль, там стало уже по домашнему привычно.
На утро шестого дня снимаемся с якоря, ставим паруса и выдвигаемся в море.
Эти действия у нас уже хорошо отработаны и потому все делаем оперативно.
Хороший боковой ветер сопровождает наш путь. Идём опять под большим креном.
Капитан решает показать нам как можно плыть галсами по встречному ветру.
Схема простая — корабль направляется под углом 45% по направлению к встречному ветру. И дальше идешь зигзагом в нужную сторону.
Корабль идёт на полном ходу в одну сторону. Резко поворачивает в противоположную сторону штурвал.
Одновременно мы, команда начинам руками разворачивать разом все паруса в след за штурвалом.
Фрегат медленно начинает поворачивать и притормаживать. В точке перпендикулярной встречному ветру судно останавливается и медленно разворачивается в другую сторону на 90% от исходного направления. И вот мы снова плывем на встречу ветру, только в другую сторону.
Ручной разворот парусов это трудно. После таких маневров руки болят еще пару дней.
Паруса натянуты сильным ветром и каждое движение верёвки сопровождается большим усилием нескольких человек. Сегодня мы сделали пять таких галсов. Это занятие заняло всю вторую половину дня.
Наигравшись в водителя спорткара, капитан отдаёт команду снимать паруса и становится на якорь.
Кто-то заступает на ночные вахты, а кто-то идет спать.
На седьмой день утром традиционно снимаемся с якоря и к обеду заходим на стоянку в новый порт Киберон.
Это самая лучшая стоянка за все время перехода.
Потому что именно здесь мы наконец-то смогли помыться в горячем душе.
В большинстве «Марин» есть общественные души. Но в предыдущем порту мы не наши этого ценного места.
На корабле очень остро стоит вопрос помывки. Пресной воды ограниченное количество. Дозаправка производится только в портах и далеко не каждый может такую возможность предоставить. Режим жесткой экономии действует всегда.
Теперь я знаю какая истинная мечта моряка, и женщина отнюдь не на первом месте)). Горячая ванна или душ, вот чего хочешь в море больше всего.
Остаток дня прошел размеренно и спокойно. Вечером прогулялись по городу. В отличии от предыдущего места, тут ночью было немного больше народу.
Вернулись на корабль и разбрелись по своим местам. Кто-то отправился на берег употреблять алкоголь.
На корабле действует строжайший запрет на спиртное. Только по особым случаям капитан может разрешить за ужином пропустить несколько рюмок горячительно.
Сигналом к этому служит звон в специальную «алкогольную» рынду. По заведенному порядку, любой ударивший в нее кроме капитана, должен незамедлительно «проставиться» и напоить всю команду. Поэтому даже в самый сильный шторм, матросы обходят стороной эту рынду, чтобы случайно не задеть.