Турист Артур Пряников (Artur_Prjanikov)
Артур Пряников
был 1 июня 2018 9:35

Северобайкальск — Россия Июнь 2017

О путешествии на Северный Байкал.

Сегодня я расскажу вам о путешествии на Северный Байкал. О Северобайкальске. О людях. О природе и природных явлениях.

Как добраться.

Приобретаем билет на самолет до города Братск. Стоит заметить, что вылет осуществляется из Москвы. Я приобретал билет из Казани с пересадкой в Москве, в том же аэропорту и цена от этого не изменилась, то есть я заплатил, как за билет Москва-Братск.

Следующий шаг: приобретаем билет на поезд Братск-Северобайкальск. В городе Братск есть две железнодорожные станции, поэтому на вокзале в качестве пункта отправления назовите станцию Падунские пороги. Эта станция расположена непосредственно в Братске. Таким образом, получится скоротать время ожидания поезда, гуляя по этому городку.

Хочу предостеречь от покупки билета до станции Гидростроитель. Обычно на вокзалах, называя Братск, вам предлагают билет именно до нее, то ли операторы и вправду не знают, куда посылают путешественников, то ли хотят отбить у них все желание приехать сюда повторно. Это пригород Братска, очень мрачное место.

После прогулки я сел на поезд и через 15 часов был в месте назначения. Общее время в пути составит чуть более суток, с учетом двух перелетов. .

Я совершил две поездки в 2017-м году в эти интереснейшие места, пожил и отдохнул как зимой, так и летом. Поэтому в своем рассказе иногда буду делать отступления о том, какие особенности приобретает местность или явление в разные времена года.

Начну повествование с момента прибытия в республику Бурятия. Поезд продвигается по ущельям невысоких гор, тут и там текут горные неглубокие быстрые речушки. Растительность довольно редкая. Нет тех зарослей и буйства трав, что встречаешь в центральной России.

О путешествии на Северный Байкал

Зимой же эти горы (географически это район Ангарского кряжа, Лено-Ангарского плато и Предбайкальской впадины) имеют более суровый вид — убедитесь сами.

Поезд, петляя меж гор, встречает небольшие поселки строителей; некогда функционирующие, а ныне заброшенные войсковые части охранения. Так мы добрались до Байкальского тоннеля, он протянулся под Байкальским хребтом более чем на 6 с половиной километров. Внутри интереса не представляет, едешь и едешь по темноте, с равными интервалами мелькают фонари освещения. Но ошеломляет объем работ, ведь тоннель проложен сквозь массив скальной породы.

Северобайкальск.

Я прибыл на крупный железнодорожный узел, расположенный в городе Северобайкальск. Вышел из поезда, сразу же в глаза ударило яркое солнце. Здесь резко-контитнентальный климат, поэтому очень много солнечных дней и невероятно сухой воздух. Шутка ли первую неделю у меня першило в горле, при этом я сначала даже испугался, что простудился. Наиболее неприятно было в горле по утрам, и я стал ставить рядом с собой воду и, просыпаясь ночью, делал несколько глотков.

Город имеет очень замысловатую архитектору. Все многоквартирные дома имеют зигзагообразные стены.

О путешествии на Северный Байкал

Специально разработанный проект сейсмоустойчивых зданий. Да, землетрясения случаются не редко (мне приходилось испытывать легкое дрожание земли). Во дворах таких домов не редки посадки из лиственниц, что весьма экзотично.

Значительная часть населения живет в частном секторе, поэтому основная часть города состоит из одно- и двухэтажных построек. А городская застройка сводиться к 2–3 кварталам (по меркам обычного города), пешая прогулка по ним займет полчаса. К достопримечательностям города относится и музей БАМа и то, что сам город расположен непосредственно на берегу Великого озера.

О путешествии на Северный Байкал

Основной источник информации — местные таксисты. Конечно, я знакомился и с местными жителями, но это было позже. От извозчиков я сразу же узнал обо всех доступных видах отдыха.

Отдых на Северном Байкале и Северобайкальске.

Не кривя душой, могу сказать, что в Северобайкальске сходив в музей, где, кстати, самые лучшие сувениры, делать больше нечего. Есть и альтернативный вид отдыха — питейные заведения, типа бар, пивная. Должен предупредить, что данный вид отдыха является экстремальным по понятным причинам.

В зимний период близ берега в Северобайкальске функционирует баня на льду. Вы не ослышались, она стоит прямо на льду.

О путешествии на Северный Байкал

С виду невзрачная баня имеет два помещения: комнату уютную отдыха и очень чистую и приличную парилку. А в качестве предбанника огороженная часть улицы с прорубью. В этом и своеобразие бани. Прогрев свои кости и напарившись, сразу же окунаешься в прорубь.

Холодом обдает мгновенно, и вот уже ноги несут обратно в тепло. Удивительно, не смотря на температуру более 100 градусов в парилке, первые три минуты после купания жара не чувствуется вообще. Лишь волнами разбегается по телу покалывание. Нервная система не может адекватно реагировать на такие перепады. Не знаю, полезны такие процедуры или нет, но мы остались довольны и в хорошем самочувствии. Все же от таких нагрузок стоит воздержаться людям со слабым организмом. Кстати, в бане запрещено использовать любую бытовую химию, дабы не загрязнять воды озера.

О главном. Северный Байкал место не популярное, туристы встречаются не так часто, как на том же Ольхоне. Поэтому здесь раздолье для пеших походов. Если спальник, палатка и коврик — ваши постоянные спутники, то выбрав практически любое направление и углубившись на 5–10 км в тайгу, найдете превосходное место для кемпинга, куда не ступала нога человека. Рельеф крайне разнообразен и красив. Тут и там земля покрыта багульником, который заполняет своим розовым цветом весь нижний ярус леса почти весь июнь.

О путешествии на Северный Байкал

Почему бы не остановиться на Берегу Байкала? Под шум волн разбить лагерь и наслаждаться огромным массивом вод. Мурашки по коже, когда осознаешь, что где-то там глубина достигает 1600 метров и что она может скрывать. А противоположный восточный берег поднимается Становым нагорьем, снежные шапки видны даже летом.

Трудно представить себе место лучшее для медитации, чем берег Байкала на рассвете. Одно только это оправдывает весь этот путь.

О путешествии на Северный Байкал

Зимой вид на Байкал, впечатляет. Я, правда, не видел, лед без снежного покрова, как это часто приходиться видеть на фото в интернете, тем не менее именно зимой он особенно суров.

К тому же зимой Байкал служит трассой для машин. Первый раз было не по себе, когда въехав на лед, водитель и пассажиры отстегнули ремни безопасности. Потому что нужно быть готовым, если что, покинуть автомобиль.

Трудно поверить, но мои местные друзья пьют воду из Байкала, даже не прокипятив ее. И утверждают, что она питьевая значительную часть года, кроме периода примерно в один месяц, когда вода цветет. Я попробовал, ожидая реакцию пищеварительной системы, которой к моему удивлению не последовало. В дальнейшем я без опаски пил из Байкала, хотя и не увлекался.

Другой вариант — проложить маршрут вглубь береговой части. Поднимаясь в горы, становишься свидетелем перемен в растительности, она скудеет и мельчает. Меж гор в ущельях часто встречаются мелкие речушки, устремляющие свои воды в Байкал от более далеких снежных шапок. Пить из них я не рисковал. Вид отсюда открывается совершенно особенный.

О путешествии на Северный Байкал

Однако должен предупредить, что здесь водятся дикие животные, поэтому стоит ознакомиться с особенностями отдыха в таких условиях. Ваша безопасность в ваших руках, не пренебрегайте ею. Не стоит забывать про сухой климат. Будьте предельно внимательны при разведении костров, не оставляйте огонь без присмотра ни на секунду и тщательно гасите его при уходе.

Отдых в диких местах Северного Байкала, это уход от цивилизации, который до сих пор не приходилось пережить. Природа совсем не такая, как я привык ее видеть дома, от этого впадаешь в удивительное состояние — ощущаешь себя ребенком, все незнакомо и боишься что-либо в ней нарушить. Жизнь в городе кажется далекой и даже нереальной. Хорошо бы научиться мириться с тайгой и жить в согласии с природой, чувствуя себя ее частью. Жить не вопреки природе, а благодаря ей.

Прежде чем продолжить, хочу упомянуть об одном интересном месте, хотя сам там и не был. Примерно в 30 км от Северобайкальска расположено село Байкальское, по отзывам в интернете и рассказам извозчиков стоит посещения. Наверное, в следующий раз. Nota bene!

Вернувшись в Северобайкальск зимой, я решил посетить горячие источники — традиционный отдых этого края.

Мне стало известно о четырех горячих источниках.

Мыс Котельниковский — куда я, к сожалению, не смог попасть. По словам местных, там обосновались Москвичи. Построили отель, со всеми удобствами и подняли цены до небес. Да и туда не близкий путь — 80 км на юг.

Гоуджекит (Солнечный). Горячий источник, наиболее близко расположенный к Северобайкальску. Сюда ходит маршрутное такси (Газель), мы же ехали компанией из 4 человек, поэтому дешевле и комфортнее, оказалось договориться с таксистом, к тому же он согласился подождать пока мы греемся в серо-водородных водах. Здесь можно остаться и на несколько дней в гостинице, правда, номера придется бронировать заранее. Купание обустроено в обычных ваннах общего пользования. Вода очень плотная и при нахождении в ней создается ощущение как будто тело покрыто маслом. Присутствует не очень приятный специфический запах. В целом данные источники не особо вдохновили, так как удобств мало и бассейны не кажутся чем-то особенным. Еще я посетил массажный кабинет и дубовую бочку с паром, эти процедуры оставили хорошие впечатления. Стоит посетить местную кухню, весьма хорош байкальский омуль, запеченный с овощами. Кроме того мы обнаружили один склон оборудованный подъемником типа «бугель» и прокат горнолыжного оборудования. Но для искушенного сноубордиста склон покажется очень маленьким. Сразу отметим, что купание на всех источниках платное, цена зависит от времени пребывания. Тем не менее, я не помню, чтобы где-то мы заплатили больше 400 рублей.

Дзелинда. Источники расположенные севернее. Сюда идут и поезда, на вокзале есть информация о маршрутах. Мы избрали уже проверенный способ и поехали с таксистом. Путь на Дзелинду очень живописен. Практически вся дорога пролегает вдоль Байкала. Трасса идет и через поселок городского типа Нижнеангарск, населенный пункт состоящий полностью из частных домов. Где-то здесь есть рыбный завод, где коптят, вялят, морозят знаменитого омуля. По пути мы проезжали мимо острова Ярки. Исключительно удивительный природный объект, он вытянут от одного берега до другого, оставаясь на некотором расстоянии от суши, и больше похож на рукотворную косу. Я очень удивился, когда узнал, что он естественного происхождения. И все также невозможно оторвать взгляд от гор противоположного берега.

Далее въезжаем вглубь горного массива и доезжаем до базы отдыха Дзелинда, где расположены источники.

О путешествии на Северный Байкал

Воды в них радоновые. Как и в других горячих источниках, в воде не рекомендуется находиться более 15 минут за раз, русскому же человеку закон не писан, мы сидели, чуть ли не по часу без перерыва. Бассейны больше и оборудованы посолиднее, чем на Солнечном, но замысел тот же.

Купание в горячих источниках крайне интересное занятие. Из разности температур комфортно подолгу находиться в воде, при этом оставаясь на открытом в воздухе, температура которого зимой обычно около 20 градусов ниже нуля, а иногда доходит до 40. Правда, мерзнет голова, и приходиться периодически окунать ее в теплую воду. Более опытные приходят в шапках. Не малое удовольствие доставляет валяние в снегу недалеко от бассейна.

Стоит отметить так называемую «старую Дзелинду». Этот источник является диким, чтобы до него добраться нужно предпринять 15 минутную прогулку по лесу.

О путешествии на Северный Байкал

Деревья в лесу встречаются гигантских размеров, в несколько обхватов.

Источник выстроен в виде будки и рядом с ним ванна. Никакой платы за купание в нем с вас не возьмут.

О путешествии на Северный Байкал

Кроме того за небольшую плату нам предоставили мангал и дрова, и мы использовали их для приготовления шашлыка. После такого отдыха организм расслабляется и чувствуется приятная усталость, обратный путь сопровождался похрапыванием купальщиков.

Хакусы. Пожалуй, самый лучший горячий источник из посещенных нами. Начнем с того, что расположен на противоположном восточном берегу Байкала, на который раньше я только смотрел благоговея. Зимой добираемся сюда по льду все тем же излюбленным способом — с извозчиком.

О путешествии на Северный Байкал

Летом же ходит катер. Восточный берег северного Байкала не заселен, здесь нет дорог, поэтому база отдыха является единственным островком цивилизации. Советую домики заказывать заранее, чтобы не рассчитывать, как мы, на везение, не факт, что оно закономерно во всех случаях…

Выходим на берег, сразу видим будку сторожа, узнаем, где администрация. Администрация нам говорит, что мест, вообще говоря, нет. Но направляет нас в «дом друзей.

О путешествии на Северный Байкал

Мы находим уютный и простой домик, где умещаемся мы впятером и хозяин. И всего за 500 рублей с человека мы получили койку-место (каждый) мангал, дрова, теплое помещение для посиделок. Беседы с хозяином, очень интересным человеком. Он добродушен и открыт, живет здесь, в городе бывает редко, а вот у него в гостях бывают и знаменитости.

Источники на Хакусах представляют собой особое место. Из склона горы бьет горячий ключ. Система каналов распределяет термальную воду по ваннам, где в конечном итоге сохраняется одна постоянная температура, в каждой ванне разная. А теперь представьте, склон горы, вокруг тайга и посреди улицы на морозе размещены ванны.

О путешествии на Северный Байкал

Ванны здесь тоже особенные: углубления с приятным и чистым песчаным дном, окаймленные бортами из досок. Это вам не брезентовые ванны других источников, вот теперь мы всецело ощутили единение с тайгой. Дополняет пейзаж иней на окружающих деревьях, причудливый, где-то доходящий до невероятных размеров.

Ведь, пар от источников обилен и оседает на всех предметах вокруг. По достижении главной цели — накупавшись, хорошо просто побродить по базе отдыха. География его интересна, есть множество фигурок из дерева, очаровательных пейзажей и местных обитателей, которые прекрасно впишутся в Ваш инстаграм.

О путешествии на Северный Байкал

Еще одной характерной чертой Хакус является круглосуточность доступа к источникам. Да, ночное купание остается в памяти надолго. Где-то там в темноте журчит источник. Ты расслаблен и погружен в теплую воду. Вверху сквозь ветви видно чистое морозное небо с миллиардом звезд, таких ярких, каких не увидишь близ больших городов, загрязняющих небо своим отсветом. Идилия!

Вернувшись с ночных купаний, мы поужинали (кстати, после источников всегда просыпается аппетит, поэтому продумайте вопрос питания), уже наученные опытом, заранее замаринованным и только что приготовленным на местных углях шашлыком. И на сытый желудок предались сну. Утром еще один сеанс купания. Наш извозчик прибыл к этому времени из Северобайкальска, и мы уже отправились в обратный путь по льду Великого озера.

О путешествии на Северный Байкал

В качестве бонуса хочу рассказать об интересном явлении и интересном месте.

Явление удивительное для обитателей прибрежных районов других водоемов. Ледоход на Байкале происходит по-особенному. Как правило, в первой половине мая, когда становится достаточно тепло с диким шумом начинает раскалываться лед, огромные глыбы напирают друг на друга и на берег. Байкал кипит. Я застал это явление под вечер. Смотрел на умопомрачительный хаос прозрачных огромных кристаллов, происходящий на поверхности озера. Наступила ночь, и мы отправились спать. Выйдя на берег утром, я не поверил своим глазам: лишь небольшая рябь пробегает по зеркалу воды. От вчерашнего льда нет и следа, разве что по берегам разбросаны осколки, которые не смогла забрать пучина. Наш друг из местных жителей объяснил это явление тем, что весь лед устремляется к истоку Ангары — на юг, единственной реки, вытекающей из Байкала.

Интересное место — остров Бугучан. Как и многие природные объекты, остров носит название на языке местных народов. Значение осталось тайной. Как добраться на остров не знаю, нам помогло знакомство с нашими провожатыми, именно они решили сходить сюда на личном катере. Посреди Байкала вздымается гора метров на 30. Кое-где покрыта небольшим лесом, кое-где травой. Берег же усыпан белыми причудливой окраски голышами.

О путешествии на Северный Байкал

На острове есть самая высокая точка с нее открывается красивейший вид: вокруг воды Байкала, вдалеке его берега, а здесь зеленый оплот земли, среди чистейшей бездны.

О путешествии на Северный Байкал

Путешествие на Северный Байкал, стоит планировать, если вы устали от обыденного отдыха и при этом готовы к неудобствам. Да сервис не везде хорош, путь долог, цены на повседневные товары на порядок выше. Но все трудности с лихвой компенсируются природными богатствами этого края и той гармонией в душе, которая приобретается при их созерцании.