Важной приманкой для многих туристов, в том числе для меня, в Мадриде являются его многочисленные музеи. В первый же день, забросив чемодан в отель, я понеслась в музей Тиссена-Борнемисы, который входит в тройку, называемую «Золотым треугольником». Это прозвище музеи получили за расположение, главные художественные собрания испанской столицы находятся в пешей близости друг от друга. В этом еще одно приятное преимущество Мадрида. Моя спешка объяснима прозаической причиной — я хотела сэкономить 12 евро. В понедельник с 12 до 16 часов на постоянную экспозицию можно посмотреть совершенно бесплатно, чем я и не преминула воспользоваться, хотя за такой музей можно и заплатить. Очереди совсем не было, на входе приветливо выдают бесплатный билет, проводят обязательный досмотр, просят сдать крупную кладь и предлагают взять план музея на нескольких языках (русского нет).
Народ в музее был, но не толпа, все комфортно. Народ массово мчится смотреть Дали, возле которого все лихорадочно фотаются. Меня этот художник вновь не тронул, как и все предыдущие разы. Удивило только, что работа «Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» так мала размером.
1
Меня же сильно впечатлила русская коллекция. В ней отличный М.Шагал, В. Кандинский, М. Ларионов, В. Бурлюк.
1
1
1
Поражает мысль о том, что всё это люди покупали для своего удовольствия и у кого-то дома висели все эти работы. Коллекция поэтому очень разнообразная, но интересная.
1
Хорошо представлены импрессионисты, а также представители других течений 20 века. Удивил Э.Мунк своими совсем «не криковскими» работами, порадовали Мондриан и Вламинк, привычно понравились К. Моне, Ван Гога, Писсаро, хороши Дюрер, Коро, Тициан, коллекция старых мастеров выдающаяся, но я искусство до 19 века люблю очень выборочно, новые ощущения доставили американцы, а также Ж. Брак и Э. Шиле.
1
Ходила я по музею часа 3, это для меня временной предел по продуктивному просмотру искусства, но тут я успела за это время все посмотреть, так как музей не гигантский. В музее есть кафе и очень хороший магазинчик, в котором можно купить репродукции, книги, веера и даже носки с фрагментами картин.
Этот визит в музей стал еще одним аргументом в пользу превосходного первого впечатления от Мадрида, теперь уже любовь стала неизбежной.
Крупнейший музей Мадрида, конечно, Прадо. Коллекция его велика, но народ обычно ограничивается 15 основными работами, для массового зрителя даже есть специальная карта. Народу в музее много, постоянно стоит очередь различной длины. Билет стоит 15 евро, но с 18 до 20 часов можно зайти бесплатно. Так как коллекция музея ограничивается серединой 19 века, то для меня были интересны лишь некоторые залы. Но все же мне пришлось придти в Прадо дважды. В первый визит прошла по всем залам, устала, «переела» Гойи и Эль Греко, влюбилась в позднего Веласкеса и подтвердила свою убежденность в том, что Босх — гений! Вернулась туда чисто из-за Босха. Работу «Сад радостей земных» можно рассматривать часами, оказалось, что она довольно большая по размеру, как-то раньше мне Босх попадался помельче. Тем, кто как и я хочет сэкономить, стоит помнить, что очередь на бесплатный вход длинная, хотя движется довольно быстро. Подойдя в 17 часам, я оба раза спокойно зашла в начале седьмого внутрь.
1
В музей королевы Софии (Национальный центр искусств королевы Софии, если официально) я тоже, по традиции, пошла в часы бесплатного посещения. Они приходятся на каждый вечер, а в воскресенье с 10 до 14.30. Музей находится в прекрасном здании, с чудным садиком во внутреннем дворе. В музее меня поджидало неожиданное открытие. В коллекции музея много работ испанских художников, в основном 20 века, что приятно. Народ привычно ломится к Дали и Пикассо, хотя тут и без них много чего примечательного: Миро, Магрит, испанские сюрреалисты и авангардисты. Дали вновь меня не тронул, хотя здесь есть и ранние его работы, в которых есть хоть чуточка живого. А вот Пикассо меня потряс. Как-то раньше я все время попадала преимущественно на молодого и среднего Пабло, здесь же очень много работ позднего периода и исключительно грамотно составленная экспозиция. Зрителя ведут от ранних работ (их немного) к поздним произведениям. и вдруг я явственно увидела, как мир художника рушится, ломается, всю трагичность середины 20 века он, оказывается, переживал очень глубоко. И Герника в этом контексте мне стала очень близка и понятна, аж до слез (а уж я точно не сентиментальна!) и до конца жизни его мир больше не стал веселым и благодушным, как в молодости, ушло хулиганство и эпатаж, трагизм просто переполняет холсты. Чтобы отойти от такого потрясения и открытия пришлось выйти в сад, посидеть немного, а потом уже идти смотреть испанцев, которые вполне себе хороши и интересны, но в тени великих соотечественников их мало кто замечает. Фотографировать в музее можно, но вообще-то я не люблю снимать картины и деалть этого не стала ни в Прадо, ни у королевы Софии.
1
В итоге, я переоценила для себя Пикассо и Веласкеса, поняла, что сегодня из «великих испанцев» мне ближе всего Хуан Миро, и что Гойя с Эль Греко показаны только в малых дозах.