Как вы понимаете, в первом своём рассказе я показала не все достопримечательности литовской столицы, их в Вильнюсе довольно много. Сегодня пойдем смотреть дальше. А вдруг здесь есть то, что вы давно мечтали увидеть?
В Старый город входим через ворота городской стены, которые называются «Острая брама» или Аушрос Вартай (Ворота Зари). Когда-то Вильнюс окружала городская стена, в которой было десять ворот. Это единственные сохранившиеся ворота, построенные в первой четверти XVI века в готическом стиле.
На фасаде сверху изображена «Погоня» — герб Литвы, поддерживаемый двумя крылатыми львами-грифонами, ниже в нише — икона Спасителя.
Эти ворота не только туристическая достопримечательность, но и место паломничества верующих. Еще в 1671 году со стороны города монахи кармелиты над воротами построили часовенку для иконы Матери Божией Острабрамской. Каменная часовня в стиле барокко построена взамен сгоревшей деревянной в середине XVIII века. Конечно, она не раз реконструировалась и современный облик приобрела уже в XIX веке. Мы в часовню не поднимались, но икона отлична видна и со стороны улицы.
Остробрамская икона Божией Матери размером 2х1,65 м. Помещена в часовню над городскими воротами в начале XVII века.
За воротами попадаешь на старинную улицу Аушрос Варту (Aušros Vartų gatvė). Здесь рядом стоят три храма различных вероисповеданий.
Сразу за воротами к ним примыкает католический костёл Святой Терезы, с которым надвратная часовня соединена крытой галереей. Этот костёл — одна из первых построек раннего барокко в Литве, он входит в ансамбль кармелитского монастыря. Костёл Святой Терезы был построен на месте первой деревянной церкви в середине XVII века.
Пышные интерьеры со множеством скульптур, фресок и прочих атрибутов барокко появились в результате реставрации второй половины XVIII века.
К территории бывшего монастыря кармелитов примыкает действующий Свято-Духов мужской монастырь Виленской и Литовской епархии РПЦ. Главный храм монастыря — церковь Святого Духа был построен на месте старого деревянного в 1638–1640 годах, неоднократно перестраивался. Это единственный православный храм в Литве с чертами виленского барокко. Внешний вид, сохранившийся до настоящего времени, это результат перестройки первой половины XIX века.
В интерьере храма ценное произведение барочного искусства — деревянный трехъярусный иконостас, изготовленный по проекту И. К. Глаубица в середине XVIII века.
На территорию монастыря попадаешь через ворота в русском стиле. Колокольня церкви Святого Духа стоит отдельно слева за зданием церкви.
На противоположной стороне улицы за зданиями скрывается обширная территория бывшего базилианского монастыря с действующим греко-католическим храмом Святой Троицы. Попасть туда можно через пышные барочные ворота с двумя арочными проездами.
Монастырский ансамбль начал формироваться еще в начале XVI века. Сейчас он, кроме ворот, состоит из двух монастырских зданий, церкви Святой Троицы и массивной отдельно стоящей колокольни. Мы заглянули во двор, состояние грустное, но церковь на ремонте, значит изменения к лучшему будут.
Улица Аушрос Варту довольно симпатичная, есть красивые здания. Жаль, она узкая, мешают машины и туристы. Самое красивое здание на этой улице, конечно, «Национальная филармония».
Национальная филармония Литвы - одно из самых красивых зданий Вильнюса, построенное в 1902 году в стиле историзма по проекту архитектора Константина Короедова. Здесь в 1906 году состоялась премьера первой литовской оперы «Бируте», здесь выступал Ф.И. Шаляпин и другие известные музыканты и певцы.
Еще несколько зданий и можно выйти на Ратушную площадь, но это уже будет другая улица — Диджёйи (Большая). Мы еще посмотрим эту улицу, но с её начала.
Пройдя мимо филармонии, мы свернули влево на улицу Субачяус (Subačiaus g.). Здесь можно посмотреть на восстановленный участок городских укреплений XVI–XVII века. Сейчас в бастионе открыт музей оружия.
Еще отсюда открывается неплохой вид на город. Говорят, что лучшая панорама района Ужупис и Старого города открывается с оборудованной смотровой площадки неподалеку — на пересечении улицы Субачяус с улицей Майронё (Maironio g.).
Проверять времени не было, мы напрямую спустились с горки по тропинке на улицу Майронё, туда, где она проходит вдоль речки Вильни. Цель похода — знаменитый район Вильнюса Ужупис (Заречный).
Про Ужупис пишут, что когда-то это был небогатый район ремесленников и городской бедноты, здесь мололи зерно и вымачивали кожу. Сейчас он считается богемным кварталом, здесь много различных творческих мастерских, живут художники и писатели, Ужупис сравнивают с парижским Монмартром. Попасть туда можно, перейдя по одному из мостов через речку Вильню.
Мы прошли в Ужупис по Заречному мосту (Užupio tiltas) у Пречистенского собора.
Этот мост знаменит тем, что в нише на набережной сидит Русалочка — один из символов Заречья. Автор — литовский скульптор Ромас Вильчяускас.
Субботний день, район был почти пустым: ни местных жителей, ни туристов. Может жизнь здесь оживает ближе к вечеру? Выпив кофе в пустом кафе, пошли по улицам. Здесь можно увидеть что угодно — красивые здания начала прошлого века со следами былой роскоши и забитыми окнами первых этажей и почти руины.
Жизнь немного оживает на площади, где на колонне стоит трубящий Ангел — главный символ Заречья, символ возрождения и творческой свободы квартала. Автор тот же — Ромас Вильчяускас.
А на площади кто-то пьет кофе, кто-то готовится к свадебной церемонии…
Заглянули в пустой костёл Святого Варфоломея, построенный на этом месте в XVII веке. Костёл несколько раз перестраивался, принадлежал самым разным монашеским орденам, закрывался. Сейчас принадлежит вильнюсской общине белорусов-католиков, служба идет на белорусском языке.
Ужупис знаменит еще тем, что в конце 90-х жители квартала, в основном представители творческих профессий, провозгласили здесь Республику Ужупис со своей конституцией, президентом, флагом, гимном и всем прочим, полагающимся республике.
Думаю, что в другое время погулять там интересно: поискать симпатичные детали, заглянуть во дворы, какие-то магазинчики и галереи.
Хотя никто не мешал фотографировать, ходить по практически пустому району нам было скучно. Пройдя немного по улочкам Ужуписа, по Бернардинскому мосту мы вышли из Заречья к Пречистенскому кафедральному собору.
Православный кафедральный собор во имя Успения Пречистой Божией Матери — один из древнейших православных храмов Вильнюса. Его возвели в 1348 году киевские зодчие, приглашенные великим князем литовским Олгердом, по образцу собора Святой Софии в Киеве.
За века собор не раз горел, приходил в запустение, а в 1808 году был перестроен архитектором Михаилом Шульцем в стиле классицизма для размещения учебных аудиторий, библиотеки и анатомического театра Виленской медико-хирургической академии. После там был архив, казармы, жилые помещения и даже кузница.
В 1865–1868 годах собор был восстановлен на средства от всероссийского сбора пожертвований. Последняя реставрация была в 1998 году. На фасаде обнажены остатки древней готической кладки. Это «раскрытие» — метод реставрации памятников культурного наследия, когда участки объекта очищают от более поздних наслоений.
От собора прошли к православной Пятницкой церкви. Эта небольшая церковь в неовизантийском стиле стоит на площади, где активно торгуют сувенирами. У храма, основанного в 1345 году, интересная история. Здесь царь Петр I отслужил благодарственный молебен за победу над шведским королём Карлом XII во время Северной войны.
В Пятницкой церкви в 1705 году Петр I крестил арапа Ганнибала, прадеда А. С. Пушкина. Загляните во двор за здание церкви справа. Там в 2011 году открыли памятник Ганнибалу и его правнуку А. С. Пушкину.
У Пятницкой церкви заканчивается улица Пилес (Замковая) и начинается улица Диджёйи (Большая). Эти древнейшие улицы Вильнюса были когда-то одной Великой Замковой улицей, осью Старого города, и впервые упоминались в документах 1558 года.
А теперь немного посмотрим на улицу Диджёйи. Она идет от Пятницкой церкви через Ратушную площадь до района Национальной филармонии, где перетекает в улицу Аушрос Варту. Это популярный туристический маршрут, на улице много архитектурных и историко-культурных памятников, кафе и ресторанов, музеев и сувенирных магазинов. Недостаток этих старых улиц в том, что они не пешеходные: улицы узкие, ездят машины, идут туристы.
ул.Диджёйи д.4 Дворец Ходкевичей. На рубеже XVI-XVII веков вельможный род Ходкевичей возвел на этом месте укрепленную резиденцию, которую расширял в последующие году, прикупая соседние здания. В последующие века дворец не раз перестраивался, последний раз в первой половине XIX века, в результате чего обрёл нынешние формы классицизма. Полтора века дворец принадлежал различным университетам, в нём жили то студенты, то профессура. С 1994 года в нём открыли Вильнюсскую картинную галерею, где в исторических интерьерах представлено изобразительное искусство Литвы XVI-начала XX веков.
На улице Диджёйи находится еще один православный храм Вильнюса — Никольская церковь или церковь Перенесения мощей Святителя Николая Чудотворца. Основана в 1340 году, а в 1350 году построено каменное здание взамен деревянного. Во второй половине 1860-х годов церковь была перестроена в русско-византийском стиле виленским архитектором Н. М. Чагиным по проекту петербургского архитектора А. И. Резанова.
В Никольской церкви в течение двадцати лет настоятелем служил отец русского актёра Василия Качалова. Качалов родился и провёл детство в соседнем доме № 14, тогда принадлежавшем церкви.
А теперь очередь главной туристической улицы Вильнюса — улицы Пилес, которая была когда-то главной улицей города, соединявшей княжеский замок с ратушей и далее с городскими воротами. Архитектурный облик улицы довольно пестрый, здесь самые разные исторические стили от готики и барокко, до эклектики. Изредка встречаются постройки второй половины XX века, в основном там, где не смогли восстановить разрушенное во время Второй мировой войны.
ул.Пилес, д.26 «Дом сигнаторов» Здание упоминается в документах с 1645 года. Не разменяло хозяев и перестраивалось. В конце XIX века новый владелец перестроил его в стиле неоренессанса по проекту архитектора А.Полозова. Декоративные скульптуры в нишах второго этажа символизируют сельское хозяйство и рыболовство, на третьем этаже - мужские бюсты.
Здесь есть живописные дворики и переулки.
ул. Пилес, д.32 Принадлежал бургомистру Ляховичу и его наследникам. Это типичный дом зажиточного купца.
На многих здания памятные таблички с надписями на литовском и английском.
Целый квартал на улице Пилес занимают здания, принадлежащие Вильнюсскому университету. Например, здание № 11 с неоштукатуренной стеной. Здесь в нише над окном в 1979 году установили скульптуру женщины на фоне развернутой книги. Это — «Филология», за стеной находятся аудитории филологического факультета университета.
А сколько интересного можно увидеть на этой улице!
На улицу Пилес выходит задний фасад университетского костёла Святых Иоаннов, а главный фасад — в большой двор университета. Все главные здания в стиле виленского барокко в Вильнюсе построены по проекту архитектора Иоганна Кристофа Глаубица. Это интерьеры церкви Святого Духа, костёл Святых Иоаннов, ворота базилианского монастыря, костёл Святой Екатерины и многие жилые дома, костёлы и дворцы Литвы и Белоруссии.
Великолепный костёл Святого Иоанна Крестителя и Святого Иоанна Евангелиста в стиле виленского барокко (реконструкция первой половины XVIII века) можно увидеть только заплатив за осмотр университетских двориков.
А мы решили подняться на стоящую отдельно колокольню собора, там есть отличная смотровая площадка, на которую поднимает встроенный в колокольню лифт. На втором этаже есть маятник Фуко и небольшая музейная композиция. Подняться можно с 10 до 18–30.
От кассы, где оплачивали подъем на колокольню, можно увидеть только кусочек университетского двора.
Вид с колокольни великолепные! Обзор на все четыре стороны, сеткой проемы не закрыты. Можно рассмотреть вильнюсские костёлы, которые невозможно увидеть во всей красе на узких улочках Старого города.
Пречистенский кафедральный собор.
С колокольни хоршо можно рассмотреть внизу современный квартал домов, выходящих на улицу Пилес. Эти дома построены на месте, где была Кардиналия — дворец Радзивиллов, значительно пострадавший в 1944 году. Руины стояли долго, потом их решили не восстанавливать, а построить современные здания, которые нисколько не портят облик старых городских улиц.
Зайдем на улицу Вокечу, что в переводе неожиданно — Немецкая. Красивая улица, в центре бульвар с фонтаном и статуей Барбары Радзивилл скульптора Владаса Вильджюнаса. Историю любви этой дворянки, жившей в первой половине XVI века, сравнивают с историей Ромео и Джульетты. Кто был в Несвижском замке в Беларуси, конечно, слышал историю о Черной даме Несвижского замка. Это как раз она, Барбара Радзивилл.
Вот рядом с этой статуей в сетевом ресторанчике «Forest» мы пару раз обедали. Очень неплохой ресторанчик с уютной обстановкой, симпатичными интерьерами и вкусной едой. Не зря его здесь рекомендовала Маша (marsada).
Улица Вокечу переходит в не менее интересную улицу Вильняус (Виленскую). Правда гулять по ней мы будем с её конца. Заканчивается улица большим изогнутым по дуге зданием гимназии имени Саломеи Нерис, построенным в 1964 году. Спустя десять лет, когда отмечали 70-летие Саломеи Нерис, у школы установили памятник поэтессе также работы скульптора Владаса Вильджюнаса.
На противоположной стороне улицы в бывшем Малом дворце Радзивиллов находится Литовский музей театра, музыки и кино. Это дворец эпохи ренессанса и барокко, который после реконструкции начала XIX века приобрел черты классицизма. Здесь с 1796 по 1810 год работал первый постоянный театр в Вильно.
На улице Вильняус стоит самый красивый, на мой взгляд, костёл Вильнюса — костёл Святой Екатерины в стиле виленского барокко. Он входил в ансамбль бенедиктинского монастыря. Каменное здание костёла построено в 1650 году. Современный вид приобрёл в результате реконструкции 1741–1773 годов, выполненной после пожара под руководством Иоганна Кристофа Глаубица. Понятно, что реконструкция была не последней, костёл не раз разоряли, закрывали, но, при последующих восстановлениях, сохраняли этит вид.
Собор передан церкви, но службы в нём не ведутся. Проходили мимо два раза, был закрыт.
Перед костёлом разбит сквер, который носит имя польского композитора Станислава Монюшко. В сквере стоит ему памятник. Памятник интересен еще тем, что до Первой мировой войны на этом пьедестале в Пушкинском сквере у Кафедрального собора стоял памятник А. С. Пушкину.
В том сквере памятник поэту восстановили в 1955 году, но в 1992 году перенесли за город на территорию Литературного музея А. С. Пушкина «Маркучай», который размещается в доме, где жил с семьей сын поэта Григорий Пушкин.
А в этом уютном скверике есть еще, на что стоит обратить внимание. Например, небольшой фонтанчик с головой льва, а перед ним в мостовой плитка «Яблочко», созданная художником Гитянисом Умбрасасом. Ею обозначено место свиданий.
Пошла отдохнуть на лавочке в глубине сквера и обнаружила на стене примыкающего к скверу здания вот такую симпатичную композицию из ажурного сломанного зонтика, на котором сидит соловей. Её установили в 2011 году в десятую годовщину смерти Юдиты Вайчюнайте, которую называют «самой вильнюсской поэтессой». Рядом пластина со строками из её стихотворения.
На улице много красивых зданий, интересных, как в архитектурном, так и историческом отношении.
Дому №14 требуется ремонт, все балконы подвязаны сеткой, чтобы не сыпались на головы прохожих. В этом доме в 1914-1915 года была редакция газеты «Наша Нива» и жил её редактор - белорусский поэт Янка Купала.
В доме № 22, крышу которого сторожат два грифона, когда-то был «Человеколюбивое общество» — благотворительный фонд. Это здание, как пишут, «в неоклассическом стиле с элементами неоренессансных архитектурных форм» построено в 1911 году по проекту архитектора Александра Парчевского. Во время войны оно сильно пострадало и восстановлено лишь частично.
Дом № 24 в стиле позднего ренессанса — самый большой и второй по значению дворец Радзивиллов в Вильнюсе. После реставрации в 1990 году в нём разместился филиал Литовского художественного музея — «Музей дворца Радзивиллов», в экспозиции которого произведения изобразительного искусства западной и центральной Европы и России. Один из залов посвящен роду Радзивиллов, там выставлены их портреты XVIII века.
Дом № 25 с фасадом в стиле историзма построен в 1881 году по заказу купца С.Вишневского по проекту архитектора Ивана Левицкого. Это один из первых доходных домов в Вильнюсе. Чего только нет на его фасаде!
Следующий за ним дом № 27 в стиле неоренессанса тоже построен как доходный в 1778–1880 года по проекту архитектора Викентия Гурского. В этом доме родился литовский поэт Людас Гира.
ул.Вильняус, д.39 Монументальное четырехэтажное здание со множеством декоративных элементов, построенное в конце XIX века, реконструированное в 1907 году. В начале XX века здесь была типография первой литовской ежедневной газеты, а в советское время Высшая партшкола, потом Дом учителя. «Домом учителя» его называют и теперь, хотя сейчас здесь культурный центр.
Чем ближе к проспекту Гедимина, тем солиднее становятся здания, тем меньше в них от истории. Это фасады, встроенные в современные стекляшки. Обратите внимание на маленького ангела, сидящего на козырьке входа в отель. Второй сидит на крыше будки у проспекта Гедимина. Всего, гуляя по Вильнюсу, я встретила трех маленьких улыбающихся ангелов. Их автор скульптор Вайдотас Рамошка, каждый ангел уникален. Эти ангелы, сидящие в самых разных местах города, должны защищать и радовать людей. Мне кажется, что это работает!
Завершим нашу прогулку у здания «Новотеля» (ул. Вильняус, 10). Здесь на стене можно погладить «Пузо удачи». И пусть нам повезет!
Прогулка затянулась, но я опять показала вам далеко не всё. Вот такой он, Вильнюс, затягивает и не отпускает!
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия