Республика Македония — государство со славянским большинством, но названием, тесно связанным с греческой историей. Македонцам нравится думать, что они имеют какую-то связь с древней державой Александра и Филиппа, что путешественник понимает сразу же в аэропорту, где его встречает конная статуя Александра. Сам аэропорт, также носящий имя Александра Великого, вряд ли стоит особого внимания — железная коробка, как есть.
Другое дело — македонские города. В них четко ощущается влияние Востока — турки-османы оставили свой отпечаток на Балканах.
Количество мусульман впечетляет — это прежде всего албанцы, но также славяне-мусльмане и немного турок.
В историческом центре Скопье особенно бросаются в глаза множество минаретов и людей в традиционной мусульманской одежде.
Многокультурность страны визуально подчеркивают и вот такие дорожные знаки. Здесь в общину Кичево (делать там нечего, если честно) приглашают сразу на четырех языках — английском, македонском, влашском и албанском.
Впрочем, отношения между национальными и религиозными общинами не всегда безоблачные, чтобы там ни говорилось на публику. За месяц до моего приезда в Македонию произошли столкновения перед македонским парламентом, вызванные избранием вице-спикером этнического албанца — албанцев в стране много, в некоторых городах они составляют большинство (Тетово) или около половины населения (Струга) и полагают, что к ним не должны относиться как к меньшинству. В Струге я видел дорожные знаки на двух языках (македонском и албанском), где надписи на македонском были замазаны пульверизатором.
Возвращаясь к македонским городам. Некоторые из них имеют район под названием «чаршия», то есть «базар» по турецки. Вот так выглядит чаршия в Скопье
Ждать здесь архитектурных памятников не следует — это, строго говоря, просто исторический район лавок и магазинчиков, не изменивший своего назначения за последние, по меньшей мере, триста лет. А вот это чаршия Битолы.
Несмотря на внушительную мусульманскю общину, Македония — страна с христианским большинством, и место зарождения восточного христианства (православия). Об этом напоминают многочисленные церкви, особенно красивые и древние в Охриде и его окрестностях.
Довольно часто в Македонии строят совсем небольшие часовеньки на раздорожьях, и многие македонцы крестятся, проезжая мимо. Хотя по настоящему глубокой религиозности я в большинстве из них не отметил.
Струга
Страна горная, к этому нужно быть готовым, отправляясь в любую поездку — из автобуса будут открываться прекрасные виды, но попетлять вверх-вниз придется немало.
На улицах же самих македонских городов и городков зачастую переплетаются разные стили и эпохи. Например, в той же Битоле есть улицы с близкой к европейской застройкой
которая на очень европейских манер исписана многочисленными графитти
Кстати, о языке — без изучения сходу вам будет сложно понять македонский
Другой, но все же немало общего с русским у него есть. Потому, даже ни зная на местном языке ни слова, вы не будете чувствовать себя совершенно немым. Некоторые люди знают русский, но в целом их не так много, как скажем, в Болгарии — Югославия не входила в ОВД и её отношения с СССР не всегда были безоблачными и прочными. Это сказалось. Однако работники индустрии туризма иностранные языки учат, так что как-нибудь разобраться возможно.
Образчик македонского языка и наивной веры в наличие какой-то связи с античной Македонской державой
Другой пример — характерные памятники и стеллы (Битола).
На заднем фоне еще один пример сплава восточного и западного влияний — характерная для многих балканских городов «часовая башня» — по-македонски Саат-кула. История её показательна — в годы Первой мировой войны в районе Битолы были жестокие бои между Центральными державами и антантой, где погибло множество немецких солдат. Они были захоронены на местном кладбище, и прийдя в Битолу уже в годы Второй мировой немцы были впечатлены хорошим состоянием могил (присматривали местные). В знак благодарности они презентовали городу настоящие немецкие часы, которые и до сих пор висят на башне.
Продолжая петлять по улочках македонских городов — многие из них имеют характерный бульвар для пеших прогулок в центре — вот, например, бульвар в крошечной Струге
или он же в Битоле
По таким бульварам хорошо гулять, когла не торопишься, останавливаяьс в многочисленных кафешках, чтобы выпить чашечку кофе. Лучшее, на мой вкус — турско кафе, то есть кофе по турецки. Подаетс густоватым, горьковатым и сладким одновременно. Очень бодрит.
Отходя в сторону от бульваров, видим жизнь македонцев как она есть (Охрид)
страна небогатая, при этом грязи особо нет и преступность на относительно низкой, как для стран с невысоким достатком, уровне (Охрид)
Впрочем, македонцы не чураются и новостроев, особенно это видно в Скопье, чей внешний вид часто бывает причудливо эклектичен
соединяя разные стиле и эпохи на одной улице или площади
1
но общий облик большинства кварталов и городов в Македонии соответствует ритму жизни — лениво-неторопливому.
Струга
Охрид
Ну и конечно, природа. Македония — страна гор, лесов и озер. Крупгейших озера два — Охридское и Преспанское, из которых на первом месте, конечно, Охридское. Оно красиво и днем и вечером
2
Здесь можно поплавать на лодке, отличная рыбалка и приятное, хотя весьма бодрящее, купание — благодаря подземным ключам, вода в озере даже в жаркие дни остается прохладной.
Вечером же вас встретят людные улицы, созданные для специального променада
Такова Македония — родина славянских крестителей и просветителей, ныне же «бывшая республика Югославии» — спокойная, разная, красивая и бедная. На мой взгляд, страна, стоящая посещения.