Я уехал далеко, почти не пишу, да и читаю мало. Как дела? Всегда трудно найти критерий оценки. Утро — вот оно счастливое лицо женщины из «черной страны» нюхающей обмылок в предвкушении роскошного умывания, а тут несчастье американки обнаружившей тем же утром новую морщинку. Критерий у каждого свой. А что если так? Удалось сегодня положить камень в стену нашего общего дома — хорошо, нет — плохо.
18
Помещение, в котором я сейчас живу, располагает к философским упражнениям
Такой принцип лучше всего работает в маленьких, развивающихся странах, или скажем по другому, там твой труд лучше заметен. Там каждая новая веточка в гнезде на вес золота. Туча людей обрадуется предложению покрасить забор вокруг Белого Дома или подстричь газон в Букингемском дворце и это при том, что там в их услугах ни кто не нуждается. В субботу пошел помогать реставрировать мечеть в городе Шуши. Строительный рабочий из меня так себе, за то как я мусор убираю, я виртуозно выношу мусор. Да, пусть это мелочь, но вдруг в результате нашей достаточно бестолковой и сумбурной работы, одним красивым храмом на Земле станет больше, тогда я молодец.
13
Я реставрирую мечеть потому что я за мусульман? Да нет. Я сам по себе Миша. Я за то чтобы на Земле было красиво, чисто и сытно. Это я так путешествую, или точнее странствую — хорошее двусмысленное слово.
19
Сколько буду странствовать по Арцаху, а кто меня знает? Вот в понедельник посидели с ребятами — горными инженерами, на краю большого меднорудного карьера, за шашлыком, между тостами подумали как убрать воду собирающуюся на дне. Мне плюсик, за хорошее странствие, а им десять. Карьер роскошный, таким не грех гордиться. Если кто разбирается сразу увидит, ни одной промоины серьезной.
23
Рядом обогатительный комбинат — мощный, высокотехнологичный. Это уже не просто камешек в стену цивилизации. Это большой, крепкий кирпич.
6
Медь очень нужна. Далеко, на другой стороне Земли, Маск разгоняет экологически чистую Теслу. Ей нужен цветмет, без меди не поедет. Добыча меди — это кирпич не только в арцахский бюджет, это на прямую в мировую цивилизацию. День и ночь крутится мельница размалывающая сверх твердую породу содержащую медь. Меди в породе мало, меньше процента. Работы много, до седьмого пота.
11
Эти чугунные шары засыпают в мельничный барабан, там они истирают камень в порошок
Уже после шашлыка, завершая встречу, поехали смотреть хвосты — сброс предприятия. Я знал что будет хорошо, когда въезжаешь на завод сразу можно определить какая у него система очистки — по количеству бычков на перед управой. Было приятно увидеть, что не ошибся в людях, стояло циклическое водоснабжение. Это внутренняя дисциплина хорошего инженера — строить в Арцахе по французским экологическим требованиям.
12
В Армении хорошо работается, не так как в Америке, но тоже хорошо (в Армении гостеприимство производительность труда снижает). За то думается в Армении даже лучше, думы с похмела очень глубокие идут. С самого начала странствия зацепил Мандельштам, уж очень он родной русский «дилетант». Они ведь все такие, чуть что не так сразу на Кавказ. «Я в себе выработал шестое — „араратское“ чувство: чувство притяжения горой» ОМ.
24
Первый луч солнца упавший на Арарат 9 июля 2017 года
Так как то и прошли первые три недели странствия под его музыку.
20
Зубы зрения крошатся и обламываются, когда смотришь на армянские церкви. ОМ
Живу сейчас в Шуши, которые довели ОМ до глубокого стресса, убили в нем желание есть и пить. В городе, убегая из которого он написал один из лучших своих стихов.
3
Фото из интернета
Я дам здесь кусочек, ведь это тоже часть странствия:
Так, в Нагорном Карабахе,
В хищном городе Шуше
Я изведал эти страхи,
Соприродные душе.
Сорок тысяч мертвых окон
Там видны со всех сторон
И труда бездушный кокон
На горах похоронен.
Мандельштам и его супруга были здесь в тридцатом году. За десять лет до этого в 1920 году, в городе была резня, во время которой было уничтожено все армянское население. Поэта с еврейскими корнями это как то очень больно зацепило. Он заболел.
2
Фото из интернета
Его описание очень рванные, нервные и не информативные, он по другой части. Поэтому позволю себе цитату из воспоминаний его супруги — Надежды Мандельштам:
«На рассвете мы выехали на автобусе из Гянджи в Шушу. Город начинался с бесконечного кладбища, потом крохотная базарная площадь, куда спускаются улицы разоренного города. Нам уже случалось видеть деревни, брошенные жителями, состоящие из нескольких полуразрушенных домов, но в этом городе, когда-то, очевидно, богатом и благоустроенном, картина катастрофы и резни была до ужаса наглядной. Мы прошлись по улицам, и всюду одно и то же: два ряда домов без крыш, без окон, без дверей. В вырезы окон видны пустые комнаты, изредка обрывки обоев, полуразрушенные печки, иногда остатки сломанной мебели. Дома из знаменитого розового туфа, двухэтажные. Все перегородки сломаны, и сквозь эти остовы всюду сквозит синее небо. Говорят, что после резни все колодцы были забиты трупами. Если кто и уцелел, то бежал из этого города смерти. На всех нагорных улицах мы не встретили ни одного человека. Лишь внизу — на базарной площади — копошилась кучка народу, но среди них ни одного армянина, только мусульмане. У О. М. создалось впечатление, будто мусульмане на рынке — это остатки тех убийц, которые с десяток лет назад разгромили город, только впрок им это не пошло: восточная нищета, чудовищные отрепья, гнойные болячки на лицах. Торговали горстями кукурузной муки, початками, лепешками… Мы не решились купить лепешек из этих рук, хотя есть нам хотелось… О. М. сказал, что в Шуше то же, что у нас, только здесь нагляднее и поэтому невозможно съесть ни куска хлеба… И воды не выпьешь из этих колодцев…"
2
Фото из интернета
Мандельштамы уехали на Севан, отряхнулись, пришли в себя.
14
ОМ серьезно занялся изучением армянского языка — захотелось почувствовать страну через язык, через поэзию, захотелось переводить:
«Армянский язык — неизнашиваемый — каменные сапоги. Ну, конечно,
слово, прослойки воздуха в полугласных. Но разве все
очарованье в этом? Нет! Откуда же тяга? Как объяснить? Осмыслить?
Я испытал радость произносить звуки, запрещенные для русских уст,
тайные, отверженные и, может, даже — на какой-то глубине постыдные.»
После такого роскошного текста трудно писать, поставлю фотографию и съем персик.
13
Кстати о персиках, уже в прошлом году писал, что занялся сельским хозяйством. За это время сам образ крестьянина претерпел в моей голове существенное изменение. Выяснилось, что крестьянин это не простоватый мужик с лопатой, а профессиональный игрок. Причем, похоже что шансов выиграть в рулю намного больше чем в яблоки.
8
Виноградник побитый градом. 24 га, 200 т прекрасного винограда коту под хвост. «Пусть неудачник плачет, кляня свою судьбу.»
Мужайтесь 6 га белого остались целые.
14
Но иногда получается и тогда понимаешь, что «соскочить» нельзя, нужно шпилить и шпилить дальше. Игра стоит свеч, я не про деньги, просто садоводство это созидание. «Посади дерево» — это в любом списке хороших дел найдете. Здесь еще нужно учитывать, что армянские персики на 72% состоят из нежности. Без них людям будет хуже, чем с ними. Сажать персики — это хороший способ ремонтировать страну.
10
В саду пятьдесят тысяч персиковых деревьев. А это персик Первый, вот он какой молодец!
Страна потихоньку лечит свои раны. В Дадиванском монастыре закончено восстановление старинных фресок 13 века. Понятное дело поехали смотреть. Я видел эти фрески пять лет назад, тогда это был едва различимый контур. В этом монастыре больше ста лет, с небольшими перерывами, был скотный двор. Сейчас это фантастическое произведение искусства.
16
Согласно легенде, фресок на стене не было и они появились вновь только после обретения независимости. Мне кажется, что это «перуанский» рассказ. Хотя я действительно видел как год за годом они проступали все ярче и ярче. Думаю, это длительная и умелая отмывка с последующей реставрацией. Ненавижу грязь, но здесь она спасла великое произведение искусства. Если бы фрески увидели животноводы, эта красота была бы безусловно уничтожена.
7
Реставраторы оставили квадратик грязной, неотмытой стены, так на память о тяжелых временах
Здесь опять насилие над человеком и его интеллектуальной свободой. Побивание проповедника камнями.
12
«Отче! Отпусти им. Не ведают что творят»
Показывал и рассказывал настоятель монастыря Тер Ованес Ованисян — мощный умный мужик. Он отказался от своего успешного Ганзасарского монастыря, на восстановление которого ушли многие годы его жизни и пришел сюда на развалины. Шаг за шагом, камешек за камешком человек собирает новый храм. Помните с чего начали заметку? Вот уж чья жизнь по настоящему успешна. За три года сделана некая титаническая работа, поняв что воссоздание храма — это реальность люди со всех окрестных сел стали приходить помогать. Уже видно какая через пару лет здесь будет красота. Конечно с Божьей Помощью, но у настоятеля, четко расписанный и осмеченный план работ, грамотно выполненный в самом модном проджект софте. Одно другому не мешает, добавить еще сюда энтузиазм, с которым работают люди и становиться понятно, что работы будут выполнены.
21
Монастырь начинался очень давно в первом веке. Здесь был убит проповедник христианства Св. Дади. Его последователи сумели тайно его похоронить и стали поклонятся Христу на его могиле. Это конечно устное народное творчество, но как не удивительно оно подтверждено вполне современными археологическими раскопками.
6
Дадиванк нужно смотреть обязательно, он великолепно расположен в лесистой долине, он является классическим примером армянской средневековой архитектуры, даже если бы здесь просто остались два случайно сохранившихся «кружевных» хачкара следовало бы приехать только из-за них.
15
На высокой горе над монастырем скит. Если вам здоровье позволяет поднимитесь к нему, это вам очень нужно, оттуда открывается великолепный вид. Если покажется, что тяжело вспомните, что все материалы необходимые для реставрации жители соседних деревень подняли туда вручную, не захотели портить склон техникой. Я, к сожалению, на этот раз, туда не добрался, торопился на Севан, но мне проще, я отложил на осень, когда склоны покроются бронзой дубов и вывесят красные флаги кизила.
28
Пока в окресностях Дадиванка негде переночевать. Ближайшие точки для ночевки где то в двух часах езды, с одной стороны Ганзасар, с другой Севан, но уже поданы заявки на отвод территории. Через, каждые двадцать пять километров трассы будут стоять туристические комплексы с гостиницами и ресторанами. В этой части Арцаха безусловно есть что смотреть. Кроме древних храмов здесь природные чудеса: горячие источники, гейзеры, прекрасные покрытые широколиственным лесом склоны гор.
17
Поесть и выпить тоже найдется. Я тут питаюсь диким горным медом и горячим хлебом из туруна — это так вкусно, что ни какой другой еды не хочется. Похоже, через пару лет здесь будет создан серьезный туристический комплекс. Может это то к чему следует стремиться, а может нет. Понятно, что это нужно стране, но мне очень хорошо сидеть одному на полу и смотреть на фрески — это важная часть странничества. Вообще здорово, когда ты успел первый, до большого, красивого автобуса с красными флажками.
24
Все наверно… Дальше волшебный закат на Севане, под густое, почти черное и очень душистое старое вино, всенощная болтовня с братом, которого давно не видел, но это уже другая история.