Наш путь лежал по Ярославскому шоссе до Верхних Двориков, потом по Двориковскому шоссе до Александрова, а оттуда прямая дорога в Юрьев-Польской через Кольчугино. Чуть больше трёх часов в пути с остановкой на короткий завтрак. Мы ехали сюда почти 180 км, чтобы посмотреть на удивительный Георгиевский собор 13-го века, украшенный белокаменной резьбой.
Припарковались на большой Советской площади недалеко от старого городища. Где-то на его территории должен быть и собор. Однако купола, которые возвышались над крепостной стеной, никак не были похожи на купол Георгия, виденный нами только на картинках.
Народная примета: если не знаешь, куда идти, иди за людьми, они выведут. Туристов было немного, но все в первую очередь шли именно туда. Зайдя на территорию городища и обойдя разрушенный краснокирпичный храм справа, вы увидите это белокаменное чудо — Георгиевский собор. Правда, при первом взгляде издалека я была немного разочарована его формой: широкий, коренастый, слегка разлапистый — и поинтересней видели!
Однако это только на первый взгляд. Стоило подойти поближе и рассмотреть каменное кружево, некогда оплетавшее все стены собора, а теперь во многих местах утраченное, чтобы понять, почему многие люди стремятся увидеть Георгиевский собор не на картинке, а своими глазами. Рассматривая детали резного декора, каждый раз поражаюсь искусству резчиков. Ведь это не просто отдельные детали, здесь загадочным образом в одном непрерывном узоре связаны и христианские символы, и изображения реальных людей, и загадочные существа из древних славянских верований.
В дивном узоре есть всё: изображения святых и владимирских князей, ангелов и чудовищ, праведников и грешников, и всё это каким-то чудесным образом упорядочено и связано, переплетено травами и цветами. В узоре часто встречаются маски и изображения львов. Наверно, это не случайно — на гербе Владимира, главного города Владимиро-Суздальского княжества, изображён лев — царь зверей, символ силы и власти.
Иногда встречаются наивные, на наш взгляд, изображения. Пример тому — знаменитая фигурка слона. Откуда-то взялось поверье, что нашедший на стенах собора этого слона может загадывать любое желание, и оно сбудется. Я, как видите, нашла, а вот сбудется ли желание?.. Да и слон какой-то чудноватый — мохнатый, с заячьими ушами, и лапы у него при ближайшем рассмотрении оказались медвежьими. Ну и что, простим древнему мастеру — где ему живых слонов видеть приходилось?
Прежде чем войти внутрь собора, бросим прощальный вгляд на тонкую работу мастеров-камнерезов.
Георгиевский собор был поставлен в 1230—1234 гг. князем Святославом Всеволодовичем, сыном Всеволода Большое Гнездо, внуком Юрия Долгорукого — основателя города. Предание гласит, что князь сам принимал участие в его строительстве. Святой Георгий изображён в центре северного портала собора, когда-то выходившего на городскую площадь. Это не привычное нам, москвичам, изображение Георгия на коне, поражающего копьём змея. Кто знает, может быть, выбирая главную фигуру для украшения портала, князь Святослав вспоминал своего знаменитого деда.
В 15 веке произошло обрушение собора, причину которого сейчас установить невозможно. Восстановлен он был в 1471 году. Именно тогда он утратил стройность, присущую другим владимирским храмам, стал почти вдвое ниже первоначального здания. Многим камням с резьбой не смогли найти места в сложном узоре, теперь они хранятся внутри собора, в музее.
Здесь же и предполагаемое изображение Святослава (лик между святыми), которому не нашлось места при восстановлении храма. Просто чудом сохранился этот фрагмент кладки.
За многие века храм обрастал приделами и пристройками. В одном из приделов был погребён князь Святослав. Георгиевский собор в 1923 году закрыли и приспособили под склад, поэтому прах Святослава перенесли в другую церковь, действующую (о ней речь ещё впереди). Пристройки и приделы разобрали, и долгое время резные белые камни можно было увидеть где-нибудь во дворе в качестве подпорки для расшатавшейся ступеньки или в погребе — как гнёт на бочке с квашеной капустой. Но мир не без добрых людей, а главное, умных: первый директор юрьевского исторического музея (музей был открыт в 1920 г.) отстоял храм, его включили в перечень музейных объектов в те же 20-е годы. В интерьере собора сохранились росписи 17 века, а на металлическом полу вылита дата его изготовления — 1784 год.
Внутри музея есть небольшая экспозиция. Главный её экспонат — Святославов крест. Этот крест почитался чудотворным, «вышиною 2 аршина 6 вершковъ, а шириною 3 арш. 1 верш., составленъ изъ пяти белыхъ камней, на которыхъ, кроме резнаго распятия, рельефомъ изображены: по правую сторону Богоматерь, жены Мироносицы и Св. Николай Чудотворецъ; а по левую: Св. Иоаннъ Богословъ, Сотникъ Логинъ въ воинскихъ доспехахъ и Св. Тихонъ Амафунский въ святительскомъ облачении».
Краснокирпичное здание рядом с Георгиевским собором — разрушающийся Свято-Троцкий храм. Даже сейчас видно, насколько он был величествен и красив. Собор строили на пожертвования жителей города к 300-летию Дома Романовых, но денег катастрофически не хватало: город маленький, на тот момент всего 6 тысяч жителей, а будущий храм был огромным, он мог одновременно вместить треть населения. Большой взнос на строительство сделал император Николай II, и к юбилею царствующей династии храм, гордость города, был построен. Почему же храм в честь 300-летия Дома Романовых возводили именно здесь? Не только из верноподданических чувств, но и в память о посещении первым царём из династии Романовых, Михаилом, Георгиевского собора, в который он приезжал, чтобы поклониться кресту Святослава. Судьба храма печальна: в 1920-х он был разорён, в 1930-х здание приспособили под электростанцию. Больше 30 лет вибрация делала своё чёрное дело, и теперь храм представляет собой печальное зрелище. Сейчас он принадлежит Владимиро-Суздальской епархии, но денег на его восстановление не находится.
Ну вот, увидели главное, как холодной воды выпили после многочасовой жажды. Теперь и другое посмотреть можно, о прошлом поговорить. Всё Святослава вспоминаем, а город называется Юрьев, собор — Георгиевский (Юрий и Георгий — одно имя)… Город назван именем его основателя — князя Юрия Долгорукого. Поистине был градостроитель, он основал Москву — в 1147-м, Переславль-Залесский и Юрьев — в 1152-м, Дмитров — в 1154-м. Память о Юрии увековечили у городского вала, а к 850-летию города прямо под стеной крепости, которую заложил Юрий, поставили памятный знак.
Для Юрьева князь выбрал не самое удачное расположение. Город находился далеко от торговых путей, поэтому и не получил возможности развиваться так успешно, как Москва, да и Переславль и Дмитров пережили в своё время пору расцвета. Но кто знает, какие планы были у Юрия? Здесь, в одном из самых красивых мест Владимирской земли, он построил свою резиденцию. Может быть, хотелось иногда отдыхать от трудов праведных? Ведь никакому другому городу князь не дал своё имя. В летописях город сначала назывался Гергев и Гюргев, потом Юрьев с приставкой Польской, чтобы отличать его Юрьева на территории нынешней Эстонии (сейчас Тарту), Юрьева-Повольского (Юрьевца) и Юрьева в Поднепровье (сейчас Белая Церковь). Удивительно, но детинец, возведённый во времена Юрия, сохранил свои границы до сих пор. Конечно, высокий бревенчатый тын давно исчез, но 7-метровый вал до сих пор окружает место основания города. Это хорошо видно и с высоты птичьего полёта (фото из Интернета),
и просто невооружённым глазом. Что удивительно, внутри детинца не только территория музея, но и обычные дома жителей города. На вал можно забраться и обойти всю территорию древнего города.
Кстати, именно Юрьев-Польской, а не Польский, как сейчас говорят и пишут, назывался этот город. Сами юрьев-польчане признают правильность названия с ударением на О. Во-первых, польским он никогда не был, хотя литвины его разоряли. Во-вторых, так же, как Суздаль, Юрьев стоит на плодородных землях Владимирского Ополья, отсюда и название. В Юрьеве находится филиал владимирского молочного комбината «Ополье», так что, возможно, вы пили молоко или ели сметанку, произведённые в этом маленьком городе.
А город действительно маленький, в нём немногим больше 18 с половиной тысяч жителей. Странное чувство охватывает, когда въезжаешь в него: не понятно, то ли ты в городе (вроде указатель был), то ли в селе… Дорога узкая, в две полосы, небольшие частные домики с садами и огородами, густая зелень на берегу реки…
И только оказавшись на месте, понимаешь: да, это он, эту картину мы уже видели на фотографиях. Многочисленные купола, которые мы увидели сразу, приехав в город, указывали ещё на одно интересное место — древний Михайло-Архангельский монастырь. В нём сейчас живёт несколько монахов, в церкви проходят службы, но на территории монастыря расположен Юрьев-Польский историко-архитектурный музей-заповедник. Приехать в Юрьев и не пойти в музей — такого мы не могли себе позволить.
Ансамбль Михайло-Архангельского монастыря начал складываться в 1230 году, когда князь Святослав решил обновить застройку, сделанную ещё при Юрии внутри детинца. В 1238 году монастырь разрушили войска Батыя, и до 16 века его не восстанавливали. Постепенно, с 1555 года стали реставрировать стены и башни.
В 1792 г. было начато строительство Михайло-Архангельского собора (окончено в 1806 г.). Сейчас в храм можно войти, в нём проходят службы.
В храме по сей день сохранились две старинные монастырские иконы, которые считают чудотворными. Нам повезло, и мы рассмотрели его интерьер, хотя он в основном новый.
Стоящая рядом с собором отдельная колокольня была построена в 1685–88 годах. На ярусе звона было девять колоколов. К сожалению, ни одного колокола не сохранилось. Те, что сейчас находятся на колокольне, привезены из других мест.
На колокольню можно подняться, взглянуть со смотровой площадки на город.
Кстати, с колокольни хорошо видны купола надвратной церкви Иоанна Богослова (1670 г.). Сейчас она в лесах. Жалко, конечно, что её нельзя рассмотреть, но одно радует: началась реставрация.
Ну, а кому не терпится её увидеть, посмотрите фильм «Золотой телёнок» с Юрским в роли Остапа Бендера. Паниковский с украденным гусём бежит как раз вдоль стены мимо ворот с надвратной церковью Иоанна Богослова. Говорят, что иногда туристы, вспоминая фильм, на этом месте тоже устраивают забеги. Интересно, с гусями или нет. Если без гусей, нарушается чистота эксперимента.
Здесь же, за Георгиевским собором, проходили съёмки митинга «Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству!».
Но вернёмся к монастырю. В его внутреннем дворе стоят два памятника деревянного зодчества. Один из них — маленькая и скромная надкладезная часовня над освящённым источником. Второй — Георгиевская церковь из села Егорье (1718 г.).
С колокольни хорошо виден ухоженный цветник. Что за странность такая: растения высажены квадратами. Оказалось, это тоже экспонат музея — аптекарский огород, который возделывали монахи ещё с древних времён. Правда, сейчас его поддерживают не столько для выращивания лекарственных трав, сколько для красоты. А он действительно очень красив. Впрочем, и другие уголки монастырского двора заботливо украшены цветами.
В бывшей трапезной церкви Иконы Божией Матери «Знамение» (построена в 1625 г.) расположена экспозиция музея, посвящённая Петру Ивановичу Багратиону. Не ожидали? Я тоже. Дело в том, что недалеко от Юрьева, в имении Голицыных Сима, Багратион умер после смертельной раны, полученной им на Бородинском поле. В экспозиции есть карта, на которой отмечен длинный путь от Бородина до Юрьева, карета, на которой раненого Багратиона привезли в село Сима. Представлены два интерьера с вещами из дома князя Голицына.
Несомненно, интересны экспонаты, непосредственно связанные с событиями войны 1812 г.: плита с первого места захоронения Багратиона, оружие, наградная шпага «За храбрость». В музее вам с гордостью расскажут об участии в Отечественной войне 1812 года юрьевского ополчения. Поражает стенд, на котором показано оружие, которым сражались ополченцы. И ещё один интересный экспонат — образ Михаила Архангела, который в 1812 году настоятель Михайло-Архангельского монастыря Никон дал с собой 5-му полку Владимирского ополчения. Образ прошёл всю войну и в 1814 году возвратился в монастырь.
В архимандритском корпусе (построен в 1763 г.) мы посмотрели ещё одну экспозицию, больше интересную нам, девочкам, — «История развития Юрьев-Польской мануфактуры». Есть интересные вышивки, набивные ткани, вещи из дома юрьевского купца Александра Алексеевича Ганшина, крупного предпринимателя, занимавшегося фабричным производством тканей. Кстати, ткацко-отделочная фабрика «Авангард» в Юрьеве до революции принадлежала Ганшину. Работает до сих пор. В музее есть стенд с образцами тканей, которые производит фабрика. Не поверите, они чуть ли не единственные в стране выпускают «шотландку»!
Юрьев стоит на реке Колокше. Исторические документы зафиксировали четыре битвы в междоусобных войнах 11–13 вв., которые произошли на берегах этой реки. А река замечательно красивая, тихая, какая-то даже ленивая…
На берегу Колокши есть ещё две старинные церкви. Идти до них пешком от Михайло-Архангельского монастыря медленным шагом минут десять. Эти церкви вы увидите при въезде в город со стороны Александрова — Покровская и Никитская. В советское время храмы долго оставались действующими, но в 1941 г. было принято решение об их закрытии, и в них расположились автостанция и авторемонтная мастерская.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы построена в 1769 году. В этом храме покоятся мощи князя Святослава Всеволодовича. Колокольня этой церкви — самое высокое здание в городе. Она на сто лет «моложе» храма.
Церковь Святого Никиты Мученика была построена в 1796 г. прихожанами Покровской церкви.
Интересно, а что, кроме монастыря и церквей, сохранилось в городе от старого Юрьева? Ведь в развитие города наверняка за прошедшее столетие не вкладывались средства. На форуме юрьев-польчан я нашла своеобразную летопись, в которой отмечены главные события, происходившие в городе. О новых домах только одна запись за 1930-е гг. — постройка дома «стахановцев», но это не на центральных улицах города. Несмотря на отремонтированные фасады с новыми вывесками, понимаешь, что дома, окружающие Советскую площадь, наверняка построены ещё «до эпохи исторического материализма».
На одном из зданий этого комплекса построек оказалась доска, извещающая о том, что он охраняется государством как памятник градостроительства и архитектуры «Здание общественное. 1847 г.». Кстати, на табличке герб Юрьева-Польского: под царственным львом (подчинение Владимиру) изображены корзины с вишнями. Говорят, что знаменитая владимирская вишня своим происхождением обязана именно юрьев-польской земле.
Гуляя по городу, я неоднократно вспоминала фрагменты из «Золотого телёнка». Ведь не случайно же Юрьев был выбран для съёмок в качестве городка Арбатова. Первой вспомнилась фраза: «Пешеходов надо любить. Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того — лучшую его часть». Дело в том, что утром в субботу в центре Юрьева царило необычайное оживление: казалось, что всё население стройными рядами отправилось в торговые ряды закупать продукты на неделю. И чтобы обошлось без жертв, на проезжей части перед Базарной площадью дежурил наряд ГИБДД, и все машины останавливались, лишь только кто-то подходил к «зебре»! Душераздирающее для москвичей зрелище. Черная зависть затаилась где-то в глубине души, потому что в нашем городе всё с точностью до наоборот: «… обыкновенный автомобиль, предназначенный, по мысли пешеходов, для мирной перевозки людей и грузов, принял грозные очертания братоубийственного снаряда. Он выводит из строя целые шеренги членов профсоюзов и их семей. Если пешеходу иной раз удаётся выпорхнуть из-под серебряного носа машины — его штрафует милиция за нарушение правил уличного катехизиса… И только в маленьких русских городах пешехода ещё уважают и любят. Там он ещё является хозяином улиц, беззаботно бродит по мостовой и пересекает её самым замысловатым образом в любом направлении».
А торговые ряды в Юрьеве знатные. Они были построены в 1873–77 гг.
Тут же, на площади, в подвальном помещении углового дома, мы нашли кафе «Золотой телёнок», о котором в форумах немало хороших отзывов. Правда, вкусно и недорого. Но до-о-о-олго! В довершение удара от длительного ожидания явилась официантка и принесла два вторых блюда вместо четырёх. Мы с Надей уже съели свою рыбу, а мужчины всё томились в ожидании мяса. Я пошла погулять по Базарной площади в поисках интересных зданий. Каково же было моё удивление, когда по возвращении я обнаружила, что второго как не было, так и нет! Через некоторое время снова пришла официантка со словами: «Вы знаете, повар забыл про ваш заказ. Ждать будете?» Собственно, ничего и не оставалось, ведь впереди дорога на 3 с половиной часа… Как мне кажется, «Золотой телёнок» здесь не только название заведения, но и принцип жизни. Мол, чего вы от нас хотите, это вам не Рио-де-Жанейро… Иначе как объяснить этот плакат в вестибюле кафе?
Только цитатой из Ильфа и Петрова: «Гражданин в фуражке с белым верхом, какую по большей части носят администраторы летних садов и конферансье, несомненно принадлежал к большей и лучшей части человечества. Он двигался по улицам города Арбатова пешком, со снисходительным любопытством озираясь по сторонам. В руке он держал небольшой акушерский саквояж. Город, видимо, ничем не поразил пешехода в артистической фуражке. Он увидел десятка полтора голубых, резедовых и бело-розовых звонниц; бросилось ему в глаза облезлое американское золото церковных куполов. Флаг трещал над официальным зданием…
— Нет, — сказал он с огорчением, — это не Рио-деЖанейро, это гораздо хуже».
Тем не менее, мы получили удовольствие от поездки. Пока я гуляла по площади и окрестностям, обнаружила ещё несколько интересных зданий постройки явно если не дореволюционной, то довоенной.
Особенно красиво здание бывшего реального училища, а сейчас — педагогического колледжа, построенное в 1913 году. Две мемориальные доски на его стене рассказывают о том, что в этом учебном заведении учились два Героя Советского Союза — лётчики Павел Акимович Рачков и Григорий Иванович Пулов. В общем, неудивительно: кто поработал в школе, тот ничего не боится!
Гуляя по площади, я увидела между домами белоснежную церковь с синим куполом. Оказалось, это бывший Введенский женский, а ныне Введенско-Никоновский мужской монастырь. С площади туда не попасть, пришлось обойти квартал. Интересно, но монастырь находится в Каланчёвском переулке. Ну как не дрогнуть сердцу москвича?
Введенско-Никоновский мужской монастырь упоминается в патриарших книгах 1628 года. Первая каменная церковь на его территории построена в 1666 году и посвящена преподобному Никону Радонежскому, ученику Сергия Радонежского, родившемуся в Юрьеве. По преданию, церковь стоит на месте, где жили родители Никона.
Рядом была служба в Введенском храме постройки второй половины 18 века. Людей в церкви было мало, как и во всём городе. Странно, но после утренней активности город будто вымер. Даже магазины по субботам закрываются в два часа дня.
Конечно, храмы отремонтированы после того, как почти в течение 70 лет в них был хлебозавод. Вновь монастырь был открыт в конце 2000 года. Несколько братьев благоустроили территорию во внутреннем дворе монастыря, даже завели кота.
Введенско-Никоновский монастырь был последним интересным местом, которое мы успели посетить в Юрьеве. Я уверена, что этим не исчерпывается история города, его трудовая и культурная жизнь, да и исторических зданий гораздо больше, чем нам удалось увидеть за короткое время пребывания здесь. Солнце, которое в этот день ни разу, вопреки уже сложившейся традиции ненастного лета, не закрывали тучи, стало клониться к закату. Пора и нам в путь. А город позвонил нам на прощание в колокола…
MVI 2289