Мамай — гора на востоке горного хребта Хамар-Дабан. О ней уже давно слышали те, кто занимается горными лыжами и сноубордом. Но на этой горе вы не найдете подъемников, оформленных трасс и даже благоустроенных домов. Сюда приходят, чтобы проверить свои возможности — кататься по нетронутым снежным склонам и жить в небольших зимовьях.
Попасть на Мамай не так просто. Во-первых, туристов сюда практически не водят, есть лишь несколько зимовий, которые сдаются в аренду. Все остальные домики принадлежат фрирайдерам, которые их возводили, и останавливаются в них друзья хозяев.
На фоне безлюдного леса и маленьких заваленных снегом зимовий выделяются четыре коттеджа. Два из них довольно простые, хоть и с пластиковыми окнами, а два — настоящие загородыне виллы. Последние построил здесь крупный иркутский предприниматель 4 года назад. Внутри очень хорошая отделка и даже есть вайфай. Но стоимость ночи в таком месте обойдется в 1000 $. И то сдают их хозяева неохотно, в основном бесплатно размещают своих друзей.
Если все же хочется попасть на Мамай, то стоит найти попутчика, как минимум потому, что здесь лавиноопасно и нужно знать трассы, где кататься можно, а где лучше не появлятся. Найти компанию можно на местном формуе или в группе одного из мамайских сообществ в социальных сетях.
На Мамай кататься ездят не только лыжебордеры (так тут называют одним словом лыжников и сноубордистов), но и владельцы снегоходов. В первые мартовские выходные среди них провели соревнования «Мамайские гонки». 22 снегоходчика покоряли просторы горы. Но даже для опытных эксремалов маршрут оказался непростым. Нам удалось побывать в самом сердце мамайского сообщества, узнать, как все начиналось, и как лыжебордеры сдружжились со снегоходчиками.
В 11 часов ночи на 190-ом километре трассы М55 машина с шестью молодыми людьми сворачивает в лес. И это могло бы быть началом фильма ужасов или триллера, но для нас – это съемки фрирайд-видео, мы едем на Мамай.
Мамай – гора в восточном хребте Хамар-Дабана. Но под этим названием чаще всего имеют ввиду местность рядом с горой. Осваивать эти места безбашенные лыжники начали еще 15 лет назад, а может и больше, точно никто из мамайцев сказать не может, говорят только, что первые зимовья там построили лет 10 назад, а до этого гости этих мест останавливались на ночь в палатках.
В нашей машине три студента: Сегрей, Алина и Стас. Последний – фаворит предстоящих соревнований снегоходчиков «Мамайские гонки». Стас Барышников производит впечатление довольно спокойного молодого человека, всю дорогу почти не разговаривает, а на наши расспросы о том, куда мы едем, говорит просто: «Все сами увидите». И сложно представить, что именно этот парень катается на снегоходе быстрее, ловчее и бесстрашнее всех 22 участников, причем Стас – один из самых молодых снегоходчиков в мамайской компании.
Мы остановились. Представление о безлюдном лесе, где нам придется спать в палатке, начинает рассеиваться: перед нами двухэтажная гостинца, возле которой припаркованы машины класса люкс. Часть владельцев автомобилей остановилась в этом отеле внизу, а часть уехала наверх к склонам. Неужели крупные бизнесмены спят в зимовьях без света и отопления, а может и в палатках? В такое слабо верится.
Пока ждем, когда за нами приедет «утиль» - специальный снегоход-тягач, к котрому сзади крепятся шестиместные санки – разговариваем с Сергеем. Он тоже снегоходчик, только участвовать в соревнвоаниях не рискнул – серьезные соперники, но решил просто помочь организаторам и поработать как раз на «заброске» - возить зрителей к месту старта. У нас есть возможность опробовать такой способ транспортировки ночью, мы, в общем-то, не против – от подножья до мест катания подниматься 8 километров по лесу, куда приятнее преодолеть это расстояние всего за 20 минут, да еще и без лишних усилий.
Поездка на таком снегоходе не настолько комфортная – едем мы с хорошей скоростью, ветер дует, снег летит, и если на тебе не надеты горнолыжные очки, а остатки лица не завернуты в шарф, то есть большая вероятность сильно замерзнуть.
20 минут по лесу прошли быстро, сильно разглядеть дорогу не удалось – очки-то мы как раз забыли, но в редкие моменты, когда снежинки не врезались в глаза, можно было увидеть метровые снежные шапки на дервьях или пеньках, ветвистые сосны, мосты через речку, а где-то в далеке светящиеся окна зимовьев, их тут, оказывается, не мало.
Снегоход повернул налево, как и указывал стоящий перед своротом дорожный знак, мы остановились возле двухэтажного коттеджа. Участок перед домом хорошо освещали уличные фонари: на одной опушке разместилось сразу четыре серьезные постройки, которые точно не были привычными зимовьями.
«Не замерзли? Ничего по дороге не потеряли?» - интересуется Стас. У нас все хорошо, или почти хорошо, потому что и правда чуть-чуть задуло ветром. Немного придя в себя и осмотревшись, решаемся зайти в один из домов. Самый большой из них как раз принадлежит семье Стаса. Они построили его 4 года назад, когда стали постоянно приезжать на Мамай кататься. И сделали в нем все для максимально комфортного отдыха – тут и теплые полы, и кухня, и свет с телевизором, туалет в доме, а самое главное – вайфай. Группа журналистов и блогеров, что тоже приехала для освещения гонок, очень обрадовлась наличию интернета – «Значит будем делать прямые трансляции! А нас пугали!». На часах час ночи.
Утром, как на хорошем горолыжном курорте, нас ждет завтрак – рисовая каша с кофе. Сидеть в теплой, красивой кухне, пить ароматный напиток, смотреть в окно на пейзаж из заснеженных гор и ярко-зеленых сосен – это уже не фрирайд-видео, а какое-то романтическое кино.
Кашу нам приготовила Ася – рыжеволосая улыбчивая девушка. Здесь она работает администратором – встечает гостей, готовит, топит баню. Хотя в первые годы, когда на опушке стали стоить этот дом, Ася и ее друзья долго негодовали: «Мы назвали его «Пафос», потому что обычно тут все строят своими руками, а когда этот дом начали возводить, сюда привезли бригаду рабочих. Для нас это было странно и пафосно. Так как-то и привязалось это название».
Ася – одна из старожилов Мамая, даже кататься на сноуборде училась здесь, хотя это довольно сложно. Но последние годы на гору ходит редко – несколько лет назад попала в лавину, девушка была с опытными райдерами, они успели заметить, как начал сходить снег, и разъехались по разным сторонам лавины, никого не задело. Но Ася говорит – впечатлений хватило, с тех пор она боится.
Лавины - частое явление на Мамае. Поэтому у каждого, кто сюда ходит, есть лавинное снаряжение – бипер, лопата, веревка и щуп. У некоторых есть и специальный рюкзак, у которого открывается воздушная подушка, помогающая удерживать голову над снегом. Но и это не всегда спасает – в январе здесь погиб опытный снегоходчик.
Чтобы немного развеять наши страхи после такого разовора, Ася предлагает пройти до зимовий и посмотреть все стороны Мамая. Провожатым по рации вызвала Валерия. Кстати, рации –единственный способ свзязи в горах, и их тоже обязательно берут с собой райдеры, которые уходят в горы, чтобы быть всегда на связи.
Зимовья, оказывается, стоят прямо в нескольких метрах от благоустроенных домов. В это время года они выглядят, как небольшие дырки в сугробе – со всех сторон домики окружают метры снега. Иногда, после обильных снегопадов, вход в дома приходится часами откапывать.
Валерий Шеметов показывает нам зимовье изнутри – оно напоминает небольшую каморку с парой окон, деревянными «кроватями», куда стелят спальники, чтобы было теплее и мягче, печкой и столом. В общем-то, это все, что есть внутри, но этого и достаточно – сюда приходят кататься, а не отдыхать в домике.
«Это зимовье строили мои друзья. Чтобы тут остановиться, нужно быть их приятелем, или хотя бы моим другом. Тут редко какие зимовья сдают в аренду туристам. Есть несколько, но они в другом месте находятся. А так все дома здесь поделены на такие группировки – есть вот «Пафос», где вы ночевали, есть Пингвины, у них дома как раз напротив, есть еще Скворцы, Еноты, самая раскрученная компания – MBT (Mamay backcountry team)».
Туристический бизнес тут и правда не развит. Например, дом, где мы останавливались, планируется сдавать за 1000 долларов в сутки. Но пока сами хозяева не сильно этого хотят и приглашают только друзей. Есть еще так называемая «Сфера» - круглое зимовье, рассчитанное на 12 человек. И стоит оно - 12000 за выходные. Чуть ниже бурятские предпиниматели построили дома с баней. И это, пожалуй, все, что есть для туристов. К 2023 году иркутская компания планирует построить на Мамае горнолыжный курорт. Этому совсем не рады мамайцы, потому что местом этим не хотят ни с кем делиться.
К 2023 году иркутская компания планирует построить на Мамае горнолыжный курорт. Этому совсем не рады мамайцы, потому что не хотят ни с кем делиться этим местом.
Изначально на Мамай ходили только лыжебордеры (так тут одним словом называют лыжников и сноубордистов), а лет 5-6 назад стали приезжать снегоходчики. Поначалу тут была между ними вражда, потому что все хотели кататься по чистому нетронутому снегу, а снегоходы трассы портили, еще и создавали лавиноопасные ситуации. Сейчас нашли компромисс – лыжебордерам одни склоны, снегоходчикам – другие. Так никто никому не мешает. Но вот новых людей тут все равно не рады видеть, хотя прямо об этом никто не говорит.
Мы посмотрели еще несколько зимовий и решили возвращаться к нашему «Пафосу», тем более, что скоро должны были начаться соревнования.
Для спортивной трассы решили выбрать простой и знакомый снегодчикам склон, но маршрут по нему сделали такой, чтобы участники смогли проявить себя. Правда, спортсмены, когда увидели трассу, говорили обратное: чтобы никто ее пройти не смог.
Участников разделили на две категории – профессионалы и любители. Стас выступал как эксперт. На старт его пригласили первым - как самому опытному дали расчистить трассу. Его снегоход резко сорвался с места, первое препятствие – спуск с горы и резкий подъем - он прошел без запинки, легко залетел в ворота из флагов и очень быстро исчез из поля зрения – настолько стремительно он проходил трассу.
Участников запускали с интервалом в 3 минуты. Второму спорстмену было уже не так легко проходить трассу. Каждый следующий участник совершал все больше и больше ошибок. Одного даже подвел снегоход – он попросту сломался почти в начале трассы.
«Кто-нибудь, помогите Стасу Барышникову, он провалился в яму», - произнес в микрофон ведущий. Почти на финише Стас не увидел под снегом яму – погода была для таких соревнований плохая – снег шел без остановки и почти ничего не было видно. Откапывать Стаса поехали его отец и дядя. На это ушло почти 20 минут, итог гонки – 46 минут. К слову, победитель в группе профессионалов всю дистанцию прошел за 28 минут. Но соревнования есть соревнования.
ЧП на трассе происходили почти с каждым участником: кто-то перероваричивался на снегоходе, кто-то проваливался в реку, а одного участника накрыло лавиной. «Ощущения не из приятных, помог как раз лавинный рюкзак, ну и мастерство, наверно. Адреналин такой был, что я даже не думал о том, что там лавина идет, просто ехал», - поделился Константин Ершов.
На таких сореваниях ожидаешь атмосферу соперничества, какой-то агрессивный настрой – ведь это не простой спорт, а еще каждый хочет победить. Но вокруг все шутили, подбадривали друг друга, на трассах останавливались, чтобы помочь откопать снегоход или перевернуть его.
Одиноко и немного скучно было только нам – такое ощущение появляется, когда тебя приглашают на вечеринку, где ты никого не знаешь, а все остальные гости друг друга давно не видели. В этот момент очень четко понимаешь: Мамай – тусовка для своих.
Отмечать победу участники соревнований отправились в гостинцу у подножья горы. Мы доснимали последние кадры для видео и тоже собирались уезжать. Понять Мамай за один день невозможно. Единственное, что сложилось в нашей голове, тут есть разная жизнь: есть компания из снегоходчиков, которая предпочитает жить с комфортом и строит себе большие дома, есть лыжники и сноубордисты, которые принимают только суровую романтику гор с ночами у печки. А вот туристов и случайных людей тут не бывает, таким просто сложно разобраться, где это находится и как сюда попасть. И, наверно, это хорошо. Так Мамай сохранает свою уникальность и чистоту, которую, увы, уже начали терять некоторые места на Байкале.