Начало путешествия - здесь.
Неужели в России всерьез взялись за автодороги? И если качество дорожного полотна от Екатеринбурга до Соликамска не удивило — так и должно быть между одним областным центром и третьим по величине городом Пермского края, то дорога дальше на север порадовала! Пусть на каких-то участках еще трудится техника, главное — будет хороший асфальт! Это так, небольшое отступление. Из Соликамска все меньше километров оставалось нам до границ древнего княжества Пермь Великая. Проехали деревушку Жуланово, и здесь улыбнуло от маркетингового хода владельцев кафе на трассе. Хозяева сего заведения поставили во дворе настоящий АН-2! Даже если не хочешь кушать, из интереса остановишься, заглянешь в кабину, и за штурвалом почувствуешь себя пилотом «кукурузника».
Километрах в 6–7 дальше, остановившись на небольшой площадке, услышали шум воды. Пройдя «на звук», в лесу, метрах в 200 от дороги, увидели настоящий фонтан!
Когда-то геологи бурили здесь разведочную скважину и попали в артезианский слой. На трубу поставили заглушку, но напор воды был настолько силен, что заглушку сорвало. Теперь мощнейшая струя воды бьет вверх, образуя небольшую полусферу и несколько маленьких струй, бьющих в стороны.
Деревню Пянтег, стоящую далеко от трассы Соликамск — Чердынь на берегу Камы, на одном из сайтов внесли в ТОП-10 самых труднодоступных достопримечательностей России. Мог бы поспорить с этим утверждением о труднодоступности, но… Все зависит от проходимости автомобиля. Мы в нынешнюю слякоть ничего сложного не обнаружили.
А место стоит посещения! Здесь, на берегу Камы, где река делает поворот, стоит самая древняя церковь на Урале! Долгое время историки спорили о дате ее постройки. Ведь впервые Пянтег упоминается в 1579 году, и уже тогда это было большое поселение.
Дату постройки Богоявленской церкви относили даже к 1500 году. Недавно был обнаружен документ, точно указывающий год — 1617.
Церковь уникальна по своей форме. На высоком шестерике шестискатная крыша, увенчанная луковкой с крестом.
Ученые сходятся во мнении, что это перестроенная крепостная башня. Да и расположение говорит в пользу этой версии. Очень хороший обзор на много километров в обе стороны по реке был бы виден с этой башни.
За 400 лет время не пощадило наружную часть стен церкви.
Но внутри бревна сохранились хорошо. Правда, церковь недействующая, дверь и окна заколочены. Заглянуть внутрь можно через маленькое отверстие в стене.
Неподалеку от деревянной — руины каменной церкви Ильи Пророка. Была построена в середине 19 века, в настоящее время сильно разрушена. Своды обвалились, лестница на колокольню сгнила, штукатурка с фресками отбита.
Помыкались в окрестностях Пянтега в поисках приемлемого места ночевки. Безрезультатно… Берега и Камы, и Вишеры или заболочены, или заросли ивняком. Да и полчища комаров атаковали машину при малейшей остановке. Было решено ехать до Чердыни и отдаться на милость отельерам. Торжественного утреннего въезда в столицу Перми Великой не случилось… Зато случился утренний культурный шок. Переночевав в гостинице еще советских времен постройки с мебелью той же поры, вышли на улицу. За ночь нас будто перенесло в начало 20-го? 19-й? или 18 век? Время в этом самом древнем уральском городке остановилось…
Только наличие асфальта и проезжающих по нему современных автомобилей свидетельствовало, что мы все-таки в 21 веке.
С 8-го века на этом месте селились люди. В 10–15 веках стояло укрепленное городище. В 15 веке начался процесс присоединения Перми Великой к Московскому государству. В 1535 году на Троицком холме была построена крепость, которая успешно отражала набеги татар. До открытия Бабиновской дороги, через Чердынь шли обозные пути за Урал. Везли пушнину в обмен на серебро. О богатстве этих мест ходили легенды. Но, начиная с 17 века, значение Чердыни стало снижаться.
И вот мы стоим у городской заставы, а дорога уходит к Троицкому холму.
От недавно воспроизведенной Спасской башни крепости открывается вид на окрестности на десятки километров. Виден и Полюд — камень, и Помяненный, лежащие рядом с Красновишерском в доброй полусотне километров отсюда по прямой.
Возможно, благодаря тому, что Чердынь очень удалена, при Советской власти здесь не разрушили и не перестроили церкви, не снесли старинные здания. Церквей на семи холмах этого городка очень много. На Троицком холме стоит вновь воссозданная деревянная церковь Ильи Пророка.
Рядом с церковью лежит камень с отпечатком следа Полюда — великана и воткнутом в землю его копьем. По поверью, силы не покинут того, кто ступит ногой в след и будет держаться за копье.
В Успенской церкви сейчас Музей истории веры.
Самый старый каменный храм города, построенный в 1704 — 1718 годах — храм Иоанна Богослова.
С Троицкого холма открывается прекрасный вид на Собор Воскресения Христова (1750 — 1754 гг)
А почти у самой заставы восстановленная в наши дни часовня Спаса Нерукотворного или Убиенных родителей. Она напоминает о гибели 85 чердынцев, погибших в 1547 году в битве с ногайцами.
Интересна металлическая ажурная часовня Михаила Архангела, перевезенная из Ныроба, где стояла над ямой Михаила Романова.
Но особенно поражают в Чердыни обычные дома. Здесь улицам возвращены исторические названия и нет улицы Ленина. Зато есть Соборная, Романовская, Успенская… Идешь по улице с дореволюционным названием, а вокруг дома тех давних времен. Только вывески современных универсамов, а не купеческих магазинов.
Было желание бродить и бродить мимо этих зданий, где практически на каждом табличка, напоминающая, что это памятник архитектуры. На здании бывшей больницы мемориальная доска. Здесь в 1934 году был на излечении находившийся в ссылке Осип Мандельштам. С окна 2-го этажа этой больницы он спрыгнул, пытаясь покончить с собой.
Вот краеведческий музей огорчил. То ли смена экспозиции, то ли еще что, но нам предложили посмотреть исключительно на чучела животных. А зачем нам чучела, когда сплошь и рядом через дорогу то зайцы скачут, то куропатки стайками ходят? Но экспозицию на улице возле музея осмотрели. Здесь собраны образцы сельскохозяйственной техники, которая использовалась в первых колхозах в начале 30-х годов прошлого века.
И, конечно, посмотрели на лося — символ Чердыни. Арт-объект с этим животным стоит на площади перед автовокзалом, встречая и провожая гостей.
Нет, одного дня на Чердынь мало… Но что делать — дорога звала вперед. Дальше было село Покча. Одно из самых старинных в регионе. Сюда из Чердыни в 1472 году, после битвы пермяков с Московской ратью, была перенесена столица Перми Великой. И находилась она здесь 60 лет, пока не сгорела дотла. До былого величия Покче сейчас далеко, но нога автоматически нажала на тормоз при виде одного дома. Это просто шедевр деревянного зодчества!
Сначала в глаза бросаются наличники с филигранной резьбой. Углы и выступы внутренней стены этого «пятистенка» обшиты резными пилястрами. Каждое бревно сруба обработано так, словно выложено из отдельных деревянных кирпичиков. Ворота, хоть обветшали и покосились, не потеряли былого великолепия. Вот ведь мастера были! Уже потом, пересматривая фото, аналогичный домик обнаружил на снимках из Чердыни (так увлекся, что из-за обилия старинной архитектуры некогда было сразу дотошно осматривать).
А еще Покча известна своим источником «мертвой» воды. Помните, в сказках? «Мертвая» вода залечивает раны, а «живая» вливает жизнь в раненное тело. По преданию, на этом месте в 15 веке был казнен великопермский князь с женой и пятью детьми. А наутро из пропитавшейся кровью земли забили семь родничков. Со дна, действительно, поднимаются пузырьки, но я насчитал больше, чем семь…
Все равно, будем верить в легенду! А источник «живой» воды находится в 6 км от Покчи, в окрестностях ныне не существующего села Салтаново. Даже полуразрушенную церковь Параскевы Пятницы сразу не увидишь с дороги — густо заросла деревьями.
Святая Параскева почитается здесь, на севере, наравне с Богоматерью. Ее чтут как покровительницу полей, домашних животных, женских забот и домашнего хозяйства и как хранительницу семейного счастья и благополучия. Церковь сильно разрушена. Своды обрушены, фрески отбиты, лишь кое-где сохранились фрагменты, маленькая деревянная луковичная главка полусгнившая лежит на входе…
Нет деревни и прихода — никто и не будет восстанавливать… Источник мы так и не нашли — возле озерца, где должен быть родничок, густые заросли борщевика и других высокорослых сорняков.
Дальше по дороге на север проехали село Камгорт. Местная церковь, как показалось, находится в непонятном состоянии — то ли заброшена, то ли в процессе реставрации. С ней связан один интересный факт. В 1913 году, по пути в ссылку, здесь венчался будущий маршал Клим Ворошилов.
Вот и Ныроб. Все, дорог дальше нет — только зоны и тайга. У жителей этого села, ставшего местом каторги в давние времена, были особые привилегии. В 1601 году, Борис Годунов, опасаясь конкурентов в борьбе за корону, «репрессировал», обвинив в колдовстве, четверых братьев Романовых. Федора постриг в монахи и впоследствии тот стал митрополитом Филаретом, Ивана и Василия сослал в Пелым, Михаила Никитича заковал в кандалы и отправил в ссылку в Ныробку. Здесь для него выкопали яму сажень на сажень, закрыли сверху досками, оставив небольшое отверстие для подачи воды и хлеба. Оковы не сняли. Зимой в яме установили маленький очаг, топившийся «по-черному». Местные жители втайне, как могли, подкармливали узника. Но в августе 1602 года Михаил Романов скончался. В 1613 году, после взошествия на престол, Михаил Федорович отблагодарил ныробчан — освободил их от налогов. Сейчас Романовская яма огорожена забором с каменными столбами. А над ямой стоит каменная часовня во имя Архангела Михаила.
Метрах в ста от ямы другая достопримечательность Ныроба — каменная Никольская церковь (1704 г.). Белоснежный храм украшен великолепным орнаментом, выложенным из кирпича.
Напротив, там где была могила Романова, Богоявленская церковь со звонницей. Правда, выглядит она неказисто — без куполов, с двускатной крышей.
В годы Советской власти большевики, пытаясь уничтожить память о Романовых, и церковь полуразрушили, и часовню снесли, разбив на ее месте парк отдыха. В последние десятилетия все понемногу восстанавливается. Установлен и крест в память жертвам Ныроблага.
А ведь в Ныробе отбывал ссылку еще один будущий властедержец — Климент Ефремович Ворошилов. Вот только не содержался он в таких ужасных условиях, как политзаключенные при «его» власти…
Никольский храм был построен в честь того, что неподалеку в 1619 году явилась икона Николая Чудотворца и забил родник. Над родником сейчас стоит деревянная часовня.
Вблизи Ныроба есть еще одно интересное место. В лесу, меж двух небольших гор, находится Искорское городище. Стоявшая когда-то здесь крепость прикрывала великопермские земли от московских дружин. Справа от поляны на гору ведут две расщелины. Одна шириной около 5 метров, а параллельно ей — около полуметра. Это Большая и Узкая улочки.
По преданию, поднявшийся по Узкой человек очищается от грехов. А тропинка влево в гору от поляны привела нас к маленькой белоснежной часовне.
Массивные железные ворота на засове, но без замка. Часовенка святой Параскевы, судя по надписи под сводом, построена в 1891 году в честь защитников этого края. Внутри сохранившаяся местами роспись, маленькие иконки с ликами Богородицы и Параскевы, и скромные дары святым.
Путешествие вошло в заключительную фазу. Вернувшись в Чердынь, мы повернули в сторону Красновишерска. Там находится одна из самых известных достопримечательностей севера Пермского края — Камень Ветлан. Это отвесная скальная стена протяженностью 1750 метров и высотой 120 метров от уровня реки.
До прошлой зимы на вершину Ветлана вела деревянная лестница. Построили, отрапортовали, забыли… Ступени ветшали, зимой от снега и наледи никто не чистил. В прошлом году произошла трагедия — не удержавшись на скользских ступенях, сорвалась и погибла женщина. Лестницу разобрали, повесили аншлаги «Подъем запрещен»… Разве это остановит? Начиная метров с 30 от подножья горы и до вершины кто-то растянул проволоку. И вот, держась за нее, народ продолжает восхождения. Вид сверху на Вишеру великолепен!
Напротив высится громада Полюд — камня.
Жили два богатыря — Полюд и Ветлан. И влюбились они в прекрасную девушку Вишеру. Да никак не могла она определиться с выбором — оба были дороги. Колдун, имевший виды на красавицу, посоветовал богатырям метать камни друг в друга. Шесть дней и ночей Полюд и Ветлан забрасывали друг друга камнями. Вишера металась между ними, умоляя прекратить. В итоге богатыри окаменели, а красавица упала между ними и превратилась в реку. А колдун? Тоже окаменел и превратился в Помяненный камень, что в 30 км отсюда. Такая вот, наиболее мне понравившаяся из нескольких версий, легенда… Ее героям в городе установлен памятник — фонтан. Правда, в сырую погоду он молчал. Но от этого фигуры из белого мрамора не стали менее красивы.
Островки на Вишере — это остатки деревянных ряжей.
В 30–50 годы Красновишерск был «столицей» Вишерлага. Кроме добычи алмазов выше по реке, зеки сплавляли лес. А ряжи служили для сортировки бревен. Здесь, на Вишере, начал свой лагерный путь писатель Варлам Шаламов, которому в городе установлен памятник.
Сейчас Красновишерск, бывший одним из островков ГУЛАГа, островок другой империи — Лукойла. Об этом напоминает даже симпатичный детский городок. Здесь и бензовоз, и «качалка»…
Вечером мы были в Усьве. Реку, в сравнении с прошлым годом, было не узнать. Широкая, полноводная.
Наполняющие ее ручьи — речки мощными потоками стекались с гор, превратив одну из улиц в бурлящий поток. И навигация… Всю послеобеденную пятницу к берегу подъезжали автомобили и выгружали плавсредства — катамараны, лодки. Наступил момент, когда на реке образовалась пробка…
Народ, устав ждать милости от природы, стремился насладиться красотами Урала. Наутро опять шел нудный, моросящий дождик. Только речи о том, чтобы отменить поход к Столбам, не шло. Штурману не терпелось вблизи увидеть Чертов палец. По разжиженным, скользским горным тропам мы дошли до вершины! Уставшие, промокшие, грязные смотрели на скальные выступы и грустили, что недельное путешествие закончилось.
Из-за дождей, разлившихся лесных речек, непролазной грязи в лесу не удалось проехать на место посадки космонавтов под Усольем и подняться на Полюд — камень. Но это не огорчило. Главная цель достигнута — побывали в самых древних городах не только Пермского края, но и всего Урала, полюбовались уникальной природой, узнали много нового для себя…
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм