Итак, мы путешествуем без машины. Не думаю, что пара ночей, проведенных за рулем, сильно способствует хорошему отдыху. Экономно ли это, учитывая покупку гринкарты и т. п., — тоже вопрос спорный, впрочем, это кому как удобно. Наши случайные попутчики, купив круиз из Лаппеенранты с возвращением туда же, именно так и сделали: ночью приехали на своей машине из Петербурга, в 7.30 утра отправились в круиз до Выборга, в 21.30 пришли обратно в Лаппеенранту, сели в машину и уехали в Петербург. Для путешествий из России на яхте, есть специальные правила (www.fma.fi).
Часть первая, энциклопедическая
Сайменский канал — уникальное гидротехническое сооружение, которое связывает систему Сайменских озер с Выборгским заливом. Важнейший для развития края торговый и пассажирский путь, который в полную силу заработал со второй половины ХIХ века (был открыт в день коронации Александра II 7 сентября 1856 года). В начале ХХ в. был реконструирован, расширен для прохода крупногабаритных судов. После 2-й Мировой войны был разделен государственной границей — 23 км оказались в Финляндии, 20 км — в России. Третье строительство началось в 1963 г., сразу после подписания договора аренды российской части канала и прилегающих территорий Финляндией, и новый канал был открыт 1968 г. Урхо Кекконеном. В настоящее время заключен уже второй договор аренды сроком на 50 лет (действует с 2012 года). Финляндия платит по нему более 1,2 млн. евро в год (есть переменная составляющая, которая зависит от вместимости проходящих судов). Разница между уровнем моря и Сайма составляет 76 метров. На эту высоту вас опустят на пути из Лаппеенранты и соответственно поднимут на пути из Выборга 8 шлюзов: Брусничное, Искровка, Цветочное, Илистое, Пали на российской стороне и Soskua, Mustola, Malkia уже в Финляндии. Я расположила в таком порядке. поскольку именно из Выборга мы отправлялись.
Мы заметили, что финские пассажиры в первую очередь заняли места на верхней палубе, но поднимаясь туда периодически, больших преимуществ не увидели кроме палящего солнца. Нам очень понравилось на корме: тень, хороший обзор, слышно живую музыку из салона. Можно также расположиться на одной из небольших палуб — боковой или нижней (пройти через ресторанный зал). А посмотреть есть на что: живописные озера, изрезанные гранитом берега, сочная трава с вкраплениями ромашек и полевого разноцветья, мосты (через некоторые из них мы проезжали, путешествуя в Финляндию, и всегда старались не пропустить Сайму!). И, конечно, шлюзы. Когда вдруг вы оказываетесь на уровне берега, которого только что не видели, поскольку были замурованы среди стен. Недаром Осип Мандельштам, который в юности с семьей любил путешествовать по Сайме, сохранил об этих местах романтические стихи-воспоминания: «О красавица Сайма, ты лодку мою колыхала»…
Часть вторая, организационно-отчетная
Почему из Выборга, а не наоборот. Была ведь вначале идея отплыть из Лаппеенранты. Все просто: из Лаппееннанты теплоход «Карелия» отправляется в 7.30 утра. Значит, надо приезжать заранее и ночевать в гостинице. «Карелия» ходит не каждый день (в нашем случае в субботу был тур, а в воскресенье не было, то есть, выезжать надо было в пятницу, а это рабочий день). Из Выборга теплоход отправляется в 16. 15. Поэтому и выбрали этот вариант. На сайте https://www.saimaatravel.fi онлайн предлагаются круизы именно из Лаппеенранты. Это не означает, что вы не можете забронировать из Выборга, надо просто им написать, на сайте есть форма и адрес электронной почты saimaatravel@saimaatravel. Напишите на английском и оставьте ваши пожелания, только имейте в виду, что в субботу и воскресенье они не работают, ответят в рабочий день. Предполагается само собой, что у вас уже есть виза. Из Выборга туда-обратно в один день не получится. Но мы и не планировали в оба конца, путешествия в одну сторону вполне достаточно, чтобы все посмотреть, и не утомительно. Я сглупила, не дождавшись ответа от финнов (который пришел чуть позже), поехала в фирму «Эдельвейс», что в Петербурге на Пушкинской, 10, чтобы заказать тур. Они себя позиционируют как единственные, которые отправляют на Сайму из России. Сказали, что финны вообще не работают с российскими туристами (как выяснилось, это неправда). Итак, я решила все заказать через «Эдельвейс», НО связь с ЖД билетами у них не работала, а пока сотрудник фирмы пытался подтвердить отели Лаппеенранты, номера у меня на глазах уходили (я в это время тыкалась в свой смартфон). Когда, наконец, мне «родили» отель, он оказался на 23 евро дороже, чем на сайте, где я сама бронирую. В итоге потеряла время, отель и жд билеты покупала сама на соответствующих официальных сайтах. Через «Эдельвейс» забронировала только билеты на «Карелию» из Выборга с питанием (если сразу заказывать ужин, то 21 евро с человека, а если на лодке — то 24). Заплатила еще им сервисный сбор за эту услугу. Не смертельно, но противно. В общем, не советую связываться с этой фирмой (только в случае, если совсем не умеете пользоваться интернетом, переводчиком и т. п., но такие люди вряд ли читают этот мой отчет). Итак, в субботу на Финляндском вокзале мы сели в электричку «Ласточка», которая довозит до Выборга за 1 час 15 минут. Их идет в день несколько, билет стоит немного дороже, чем обычная электричка (которая едет на час дольше) — 330 рублей. В Выборге немного прошлись по старому городу и бодрым шагом прогулялись до парка Монрепо (вход 100 руб.), детища барона Николаи. В начале ХХ века там проходили праздники, гулянья, потом долгое время парк был запущен, теперь понемногу восстанавливается.
Самая интересная достопримечательность там (на мой взгляд) помимо красивых ландшафтов, — скульптура Вяйнямёйнена, — главного героя карело-финского эпоса Калевала, который создал все, что есть в этом мире. Выборгский замок сейчас на ремонте, если приехать пораньше, можно погулять по территории крепости. Причал находится у моста рядом. Калитку на территорию причала открыли в 15 часов, а регистрация начинается в 15.30 — за 45 минут до отправления. Если у вас заказан ужин, спросят, в какое время вы хотите — в 17.30 или в 19 часов. Также спросят, есть ли у вас непереносимость каких-либо продуктов (если есть, предложат специальное меню). Дадут номер столика. Ужин по типу шведский стол, выбор небольшой, но все вкусно: два овощных салата, хлеб, два вида картошки на гарнир, горячее — тушеное мясо (прямо тает во рту) и филе белой рыбы (на мой вкус, суховато). Чай и кофе. Другие напитки, включая воду, надо заказывать отдельно. В магазине tax-free ничего особенного нет. Спиртное, купленное там, на борту употреблять нельзя (мне кажется, финны вовсю нарушали). Провозить, если вы едете меньше чем на три дня в Финляндию, тоже нельзя. Так что кроме сувениров ничего там не купишь. В баре пиво, сидр, вино — где-то по 5 евро. Ближе к вечеру в салон вышел пожилой певец-музыкант. Играл на клавишных, на саксофоне мировую классику и финские ретро-песни, очевидно, популярные у людей зрелого возраста. Они с удовольствием подпевали и хлопали в ладоши. В общем, всем было душевно и весело.
В 21.30 мы прибыли в Лаппеенранту, довольно быстро прошли паспортный контроль. Почему-то решили проверить таможенники мою женскую сумку, всю перешерстили, как мне кажется, в поисках как раз маленькой бутылочки спиртного из дьютика. Кроме орешек, я там ничего не покупала, так что отнеслась к процедуре спокойно. Даже на таблетки мои не обратили внимания (а я старалась, рецепты для них заготовила). В 22 часа мы были уже в отеле, я забронировала в центре, хотя цены там неоправданно завышены. Так что у нас был еще вечер для прогулки. В теплый субботний вечер в Лаппеенранте все отдыхают в кафе и ресторанчиках на центральной улице и на набережной, с живой музыкой, это все выглядит симпатично, но очень шумно. Отель с бассейном и завтраком, так что утренний план сложился сам собой. Замечу только для тех, кто хотел бы сделать небольшие покупки, что Призма в воскресенье открывается не в 8, а в 10 час., Лидл и Райа (крупные супермаркеты рядом) — в 11 час. Обратно мы решили вернуться на поезде. Трансфер от Лаппеенранты до станции Вайниккала (что-то чуть больше 20-ти км) стоит 10 евро с человека. Можете заказать сразу на сайте, можете на ресепшене в отеле. Трансфер отправляется с автобусной станции, перед железкой, если идти от центра, где-то 1 км. Поезд до Петербурга — Аллегро — идет 1 час 27 минут. Утренний (в 8-м часу утра) — самый дешевый, потом в 13.00, потом в 18.00 (он всех дороже). Мы возвращались в 13 часов, билет 32 евро. В половине третьего были уже в Петербурге. На человека такая поездка обошлась в 200 евро, но можно сэкономить, если: Не покупать билеты на «Карелию» через фирму в Петербурге. Не брать ужин, а взять с собой перекус (только напитки на теплоход проносить нельзя!). Ехать в Выборг не «Ласточкой», а обычной электричкой. Заказать ночевку не в самом центре, в частном секторе — на airbnb к примеру. Это надо делать сильно заранее. Из Лаппеенранты (или в Лаппеенранту — в зависимости от того, откуда вы начинаете путешествие по Сайме) добираться в Петербург маршруткой. Будет стоить около 1000 рублей. Таким образом, уложиться можно где-то в 100 — 120 евро/чел. (без питания).
Теги:
Самостоятельные путешествия