Питер глазами москвича
За рамочки прошу прощения: в те далекие пленочные времена мне почему-то казалось, что они похожи на паспарту:)
Питер глазами москвича
За рамочки прошу прощения: в те далекие пленочные времена мне почему-то казалось, что они похожи на паспарту:)
Если задрать голову вверх, можно представить себя летящим по длинному туннелю к небу.
Желтые стены, темные проемы окон, узкое сжатое пространство двора, несущиеся навстречу капли дождя…
А внизу — пузырящиеся лужи и мокрые кирпичи в облупившейся штукатурке.
Питер — город-лабиринт, где со своей улицы на соседнюю можно попасть десятью разными способами — через сквозные парадные, через проходные дворы, через решетки, заборы и завалы.
Город-музей самого себя, былого величия, богатства, обветшалый памятник столице российской империи.
Каждый дом — произведение искусства. Ажурные, но проржавевшие решетки, темные от времени барельефы, потертые статуи амуров, резные полуобвалившиеся балконы, на которых порой уже растут молодые деревца…
Широкие проспекты и просторные площади, на которых не видно ни машин, ни людей.
Город-страна, со своим языком — когда я попросил в магазине батон хлеба, мне выдали буханку черного и батон белого. На мое удивленное: «Не, черного не надо!», мне ответили не менее удивленно: «Но вы же просили батон и хлеба?»… Подъезды, кстати, называются не только «парадными», но и «лестницами» — на каждом висит табличка, к примеру: «Лестница № 1» и номера квартир. Ну, а таблички над трамвайными путями вообще малопонятны, я так и не понял, что означает «Трамваю 5», или, того хуже: «Трамваю 30 в кривой».
Город-рок-клуб — все стены расписаны признаниями в любви Кино, Алисе, БГ, покрыты тематическими граффити, обклеены в несколько слоев афишами концертов известных, малоизвестных и вообще неизвестных групп.
Город-осень. На тихих дорожках Михайловского сада, на набережных узких притоков Невы, на безлюдных улочках Петроградской стороны так и мерещатся кучи опавшей листвы и накрапывающий дождик. Даже весной, под ярким солнечным небом. Настроения…
За 4 дня успели обойти практически весь центр, от Лиговки и Техноложки до Васильевского и Черной Речки.
С погодой повезло — Питер показал себя и в солнце, и в дождь, и в тишь, и в ветер.
Сходили на фотовыставку Антона Корбайна в Русский музей, погуляли на свадьбе у друзей и съели по сосиске в студенческой столовой института культуры и искусств. Заехали к друзьям на Академическую, посмотрели праздничный салют в толпе у Петропавловки и зашли в арт-галерею на Пушкинской, 10. Пили пиво в джаз-клубе, слушали уличных музыкантов у зоопарка, отдыхали в китайском дворике на Литейном. Фотографировали уток на Грибоедова, чаек на Дворцовой и чижика на Фонтанке.
В общем, поездка удалась. И надо будет повторить.
Пришли в рок-клуб… Точнее, на то место, где он раньше был, Рубинштейна 13. Пусто — все закрыто, дверь опечатана, только полустершаяся надпись говорит о том, что тут что-то было…
Фотографируем вокруг, местная тетка с ребенком услышала разговор о рок-клубе и взвилась: «Во, как будто в нашем городе снимать больше нечего! Ходят по подворотням!!!»
Сильно он им мешал, похоже… ;)
На Литейном растяжка рекламная: «Москва — столица Петербурга».
Ресторан какой-то:)
На Литейном. Надпись во всю стену: «Катя, я тебя люблю!», а на этом фоне мужик с теткой, местные алкаши — дерутся…
Звонок мне…
— Алло, Ким, ты где?
— По улице иду.
— По какой?
— Улица Верности.
— У-у-у… Да, это, похоже, не в Москве…
Питерцы — водоустойчивый народ. Ливень, лужи, ветер, а в Михайловском саду на лавочке сидят под зонтиками две тетушки и мирно беседуют…
Ну и вообще — музыканты играют, лоточники торгуют, да, в общем, и туристы бегают вовсю — привыкают. Даже на катерках по Неве и мелким речкам народ катается. Ощетинившись зонтами, но исправно блестя вспышками фотоаппаратов:)
Из парадного выскакивает на улицу компания — пара ребят и девушка. Девушка встает в позу, воздевает руки:
«О, это солнце! Снова слепит мне глаза! Пойдемте же скорей отсюда!»
Театральное училище, студенты…
Гуляем по городу, забредаем в какой-то огромный двор — поле с дорожками, спортивной площадкой, а со всех сторон — дома, заборы и решетки. Ищем выход. Попутно беседуем о разнице между Питером и Москвой.
Ира:
— Ну вот, смотри, где в Москве в центре такой двор найдешь? Дорожки, скамейки, просторно… О, вон, смотри, и все для людей сделано, написано: «Проход»!…
Идем чуть дальше, открывается вторая часть надписи.
— …«закрыт».
Гуляем по проходным дворам Васильевского. Пацаны играют в футбол. Прогуливаются молодые мамаши с колясочками. Мужики копаются в недрах стареньких «Жигулей». Нам навстречу идет девочка лет 14–15, высокая, стройная, тоненькая. И кричит звонким голоском на весь двор:
— Писька! Пиписька!
Акселерация, блин.
У Невского в «Теремке» покупаем блины с чаем. Ира садится на скамейку, ее тут же окружают воробьи и голуби — сидят прямо у ног, ждут подачки. Ира отщипывает кусочек блина, вытягивает руку, бросает… Неизвестно откуда пикирует сумасшедший воробей, буквально выхватывает кусок из рук и уносится.
К слову, городские птицы там вообще непуганые — у меня в конце концов воробьи брали крошки прямо из рук, зависая по-вертолетному:)
Кафе «Вторая встреча». «Кстати кафе». «Кафе для взаимных расчетов». Повседневный креатив в Питере силен беспредельно. Даже надпись «Ремонт» красной краской на белом ватмане в окне дома на Галерной выполнена каким-то хитрым шрифтом, художественно и нестандартно.
Сидим в кафе «Черное и белое», пьем зеленый чай и ирландский кофе. Весь интерьер оформлен в стиле — черно-белые полосы, квадраты, клетки… А на столе у нас почему-то стоит в рамке фотография цветной задницы младенца, торчащего из стиральной машинки…
Раннее утро, Дворцовая площадь. Куча ярких желтых металлических заграждений, оставшихся с празднования 9 мая, валяются кучей на брусчатке. Другая куча лежит уже ближе к проезжей части — ждет погрузки. У первой кучи копошатся солдаты. И вдруг двумя парами стартуют галопом через всю площадь — соревнования у них, «Кто быстрее дотащит желтую хреновину».
Иду по Питеру… Арка в середине дома, в арке висит крупно написанное объявление: «ТЕРПИТЕ!!! Ближайший туалет — прямо, на Театральной площади!»
Выходим из ЗАГСа, пьем шампанское у лимузина. Молодожены показывают свидетельство, потом открывают паспорта, похвастаться свежими штампиками. А штампиков-то и нет! В ЗАГСе забыли поставить…
Под тонкий шпиль Адмиралтейства
Приду от самого вокзала,
На брег Невы, что помнит детство
Свершений, гениев и бед.
И то, что ты тогда сказала
Здесь, в переулке, по соседству…
И снова света будет мало.
Но все же будет этот свет.
Выхожу из арки на Фонтанку. Замечаю закат, пробивающийся в тусклый двор через узкий проем. Останавливаюсь, фотографирую раз, два, три… Убираю аппарат, навстречу идет тетка, выворачивая голову: «Что он там увидел?!»
Выходя на набережную, оборачиваюсь — тетка сосредоточенно фотографирует с той же точки мобильником…
Ты уедешь от северных рек,
Ты вернешься, я знаю, вернешься,
И к московскому небу пробьешься,
Где замедлится времени бег,
Где затеплится утренний свет…
Мы за встречу заплатим разлукой,
Ожиданья отчаянной мукой,
И дороже цены этой нет.
И когда, обогнув шар земной,
Скорый поезд замрет у вокзала,
Ты мне скажешь: «Я очень устала».
Я отвечу: «Поедем домой».