День четвёртый. Современное искусство и Виктор Гюго.
В наше недолгое знакомство с Парижем сложно было включить посещение Лувра. Во-первых, осмотр экспозиций Лувра занимает минимум день, а, во-вторых, я считаю, что к осмотру картин необходимо подходить осознанно, предварительно подготовившись или в лучшем случае — в составе экскурсионной группы. Нет особого смысла пробегать по залам, крутя головой направо и налево. Поэтому Лувр мы оставляем до следущей поездки. Однако без проникновения в искусство решили себя не оставлять, пусть даже это искусство и будет современное. На четвёртый день запланировали посещение национального центра искусства и культуры Жоржа Помпиду. По традиции пешком отправились в его сторону, наматывая парижские километры на своём одометре.
Недалеко от отеля по дороге к центру Жоржа Помпиду проходит железная дорога. В Париже она на некоторых участках проложена в углублении относительно остального города. Такие железнодорожные «канавы» смотрятся очень интересно.
2
Проходим через пассаж Panoramas.
3
Далее всевозможными улочками подходим к площади, на которой расположена церковь Сент-Эсташ и вот такой интересный памятник.
2
1
Отсюда уже недалеко и до центра Жоржа Помпиду. Внешний облик здания сам говорит о своей начинке. Стекло, металл; многочисленные конструкции (лифты, лестницы, лифты) вынесены за пределы здания, чтобы не занимать полезного пространства.
2
Купили билеты, каждый по 14 евро.
1
Ознакомились с планом здания, расположенными экспозициями и отправились постигать многогранность современного искусства. На первом этаже была представлена экспозиция современных материалов, позволяющих превращать обычные вещи в более удобные или даже в совершенные. Современные машины, фантастические структуры, удобная одежда, принимающая нужную форму, стекло, пластик и много всего другого, порой совершенно непонятного.
1
1
1
Далее по внешним эскалаторам поднимаемся на верхние этажи.
1
Здесь нас ждут картины. И если вначале это ещё более-менее человеческие и доступные хоть для какого-то понимания обычным человеком Пабло Пикассо, Марк Шагал, Казимир Малевич, Анри Матисс, то дальше становится всё хуже и хуже. Как не пытались мы всматриваться в выпирающие из полотен детали или в развешенные над потолком формы, но сути их понять так и не смогли. Радовали только надписи к произведениям искусства — краткие и лаконичные. Но их связь с самими предметами не прослеживалась совершенно. Временами меня посещало чувство ужаса, переходящее в отвращение. Хотелось сбежать.
1
1
1
2
1
А вот знаменитому писсуару Марселя Дюшана было выделено аж два или три зала. В одном зале под стеклянным кубом была представлена копия самого писсуара, а в остальных — вырезки из газет и журналов, а также фотографии, посвящённые этому великолепному представителю современного искусства.
Немного отдохнули и повеселились мы на самом верхнем этаже. После такого тяжёлого для психики испытания глаза отдыхали, рассматривая огромные полотна с карандашными каляками и кляксами. Пытаться понять, что стремился изобразить автор — бесполезно. Но, бесспорно, каждый увидит в них что-то своё. Я, к примеру, вспоминала детские рисунки времён моего младенчества.
1
1
Однако более прошаренные ценители современного искусства видели во всём этом нечто большее. Они подолгу рассматривали каждую деталь полотен.
1
Париж. Выставка Сая Твомбли.
Как потом оказалось, мы побывали на выставке знаменитого американского художника Сая Твомбли, картины которого оцениваются в десятки миллионов долларов. Стало даже немного неудобно за свою серость.
На верхнем этаже также расположен ресторан и открытая смотровая площадка.
1
Отсюда открывается хороший вид на Париж. И даже Эйфелеву башню можно рассмотреть и холм Монмартр.
4
3
3
Выходили (выбегали) из центра Помпиду вот с такими вот эмоциями:
Продолжаем исследовать Париж. Церковь Богоматери Белого Облачения — неприметная снаружи, спряталась в одном из зданий. Внутри оказалась довольно уютной и милой.
1
Перекусили в одном из ресторанчиков китайской кухни. Все блюда продаются на развес, можно брать с собой на вынос.
Уличные музыканты.
Париж — улица Фран-Буржуа — уличные музыканты
Далее нас ждал городской музей Виктора Гюго.
К слову казать, все городские музеи бесплатны для посещения. Квартира знаменитого французского писателя расположена на втором этаже особняка Роганов. Недурно, скажу я вам! Вид из окон соответствующий.
2
Поднимаясь по лестнице, оказываешься в настоящей квартире, с табличкой на входной двери.
1
Обстановку максимально попытались восстановить. По крайней мере, большинство предметов мебели и декора — оригинальные. По фотографиям воссоздано несколько комнат писателя. Жил он очень даже богато. Музей мне понравился. Я бы даже сказала, что несколько комнат Викторо Гюго подарили больше положительных эмоций, чем весь четырёхэтажный центр современного искусства.
4
2
1
Далее отправляемся к площади Бастилии. Недалеко от неё расположена пристань с яхтами. Можно спуститься к воде и рассмотреть все эти плавающие транспортные средства поближе. Так как погода была отличная, то на берегу отдыхали горожане, играли в петанк, загорали и просто приятно проводили время на травке.
5
3
3
Перебираемся через Сену и направляемся в Люксембургский сад. Большой красивый парк со зданием Люксембургского дворца в центре. И здесь тоже можно отдохнуть на многочисленных металлических зелёных стульчиках, чем собственно, все и занимаются.
5
Одна из парижских статуй Свободы спряталась в тени деревьев. В городе их можно обнаружить штуки две-три.
Прогулка по городу завершается уже в темноте. И мы уставшие возвращаемся знакомыми центральными улицами в отель.
В середине пятого дня нас ждал переезд в Руан. Поэтому мы встали пораньше и попытались успеть как можно больше. Дальние окрестности Парижа посетить бы не успели. Поэтому решили ещё раз заглянуть на Монмартр, но заходя уже с другой стороны. Постепенно поднимаемся по извилистым улочкам на Монмартр.
2
На этот раз мы идём тропами художников и писателей. Всё это были бедные районы, где снимали жильё ныне известные импрессионисты. Сохранилась даже мастерская, где некоторые из них творили свои шедевры.
2
Сейчас район вполне туристический, много кафе, художественных галерей, рынков с картинами.
1
1
Холм утопает в зелени.
4
3
Вскоре оказываемся в уже знакомом месте у базилики Святого Сердца. Рассматриваем панораму города. Несмотря на ранний час — туристов уже довольно много. Немного отдохнув на вершине, спускаемся вниз. Проходим мимо небольшого виноградника.
Проходя по мосту, рассматриваем сверху старинное кладбище Монмартр.
1
Далее нас ждёт выселение из отеля и переезд на поезде в Руан с вокзала Сен-Лазар.