Следующие выходные я провела на 100% самостоятельным туристом. А это значит: никаких трансферов! Так, я впервые в жизни взяла автомобиль в аренду. Прокатных компаний здесь много. Представлены известные конторы такие, как Avis, Hertz, National, Thrifty. Обычно при путешествиях с мужем мы бронируем машины через сайт cars.awd.ru, однако Панама оказалась ему неведома, или действительно все машины их квоты кончились аж за неделю до даты. Так, я обратилась к опыту коллег, арендовавших авто год назад, и забронировала онлайн напрямую в Avis машину бюджетной категории «Hyundai Grand I10 or similar» со страховкой. Муж за границей берет всегда только страховку, аналогичную ОСАГО, но я чувствовала себя достаточно неуверенно, чтобы взять аналог КАСКО. Так, стоимость аренды машины с АКПП составила 80 долларов за два дня, из которых полная страховка — 50.
Маршрут был таким: доехать до Колона, где можно посмотреть на лишь год назад открытые расширенные шлюзы Панамского канала, а затем добраться до отельчика на побережье Карибского моря, где и провести остаток выходных.
Компанию мне составил тот же коллега Иван. Увы, машину он не водит, так что я так и осталась единственным водителем.
Машину мы забирали в отеле Виктория в 7 утра. Нашим конем стал немолодой Nissan Versa. Сотрудник проката аккуратно занес в список обнаруженные нами царапины и вмятины, фотографировать не пришлось. Оплату принимают по карте. Помимо стоимости аренды, на карте зарезервировали 300 долларов. Карту они считали при помощи импринтера! Коллеги, читающие мой блог, поймут обуявший нас профессиональный восторг.
Правда, чего-то не хватает на машине? Правильно, у них спереди нет номерного знака, только сзади! Крайне неудобно, когда ждешь Убер, честно говоря.
В машине сразу же оказался приклеен пропуск на платные дороги: Corredor Sur/Norte. Это удобно: просто едешь и потом, при сдаче авто, платишь, сколько реально потратил.
Итак, в путь. До Колона идет шикарная трасса. Трасс вообще в Панаме немного, если посмотреть на карту. Городскую платную дорогу мы миновали по пропуску, а вот на трассе Панама-сити — Колон действует уже другая система пропусков, карты которой у нас не было. Но там принимают наличные: 2.30 доллара.
Около 9 утра мы оказались на смотровой площадке шлюзов Панамского канала нового образца. Шлюзы называются Agua Clara — «чистая вода». Открылись они летом 2016 года, то есть только-только отметили годик. Разумеется, есть и вторая группа шлюзов этого размера с противоположной стороны канала, на Тихом океане, но там почему-то нет входа для посетителей. Вход в «чистую воду» стоит 15 долларов.
Чуть-чуть сведений. Панамский канал был открыт в 1914 году и размером своих шлюзов образовал стандарт судов, называемый PANAMAX, которого придерживались все желающие пользоваться каналом. Тем же грузовым судам, которые не проходили в шлюзы, приходилось выгружать груз в Панаме (это все равно самое узкое место между океанами), этот груз перевозили через перешеек по железной дороге и перегружали на другое судно. PANAMAX — это 294 м длины и 32,3 м ширины. Для современных судов это средний формат. Размеры новых шлюзов позволяют принимать суда длиной до 366 метров и шириной до 49 метров, и это называется постпанамакс, или neopanamax. Мне попалась десятилетней давности статья в «Популярной механике», описывающая еще не свершившееся расширение канала, рекомендую для получения краткого представления о работе канала.
Нам повезло попасть на проход судна, перевозящего природный газ.
Однако оно уже выходило из канала, так что самого интересного — работы шлюзов — сходу застать не получилось. Но представитель центра постоянно вещает в микрофон на испанском и на прекрасном английском, и мы услышали, что к проходу готовится огромный контейнеровоз стандарта neopanamax.
Вот там, слева от меня.
Нужно запастись терпением, поскольку все здесь происходит ОЧЕНЬ медленно. У меня не раз проскакивала ассоциация с наблюдением за ленивцами.
Вот он, передал управление собой специальной команде канала и нескольким буксирам.
При проходе шлюзов один буксир ведет судно, второй придерживает сзади. Двигатели самого грузовика при этом выключены, насколько я понимаю. Двигатели самого судна работают в специальном "маневренном" режиме, на малой мощности.
И вот самое интересное. Все останавливаются, контейнеровоз привязывают к берегу. Шлюзы закрываются выдвижными воротами. При этом по ним спокойно ездит транспорт. И вода начинает убывать.
Вот, уровень сравнялся со следующей камерой. Оптический обман говорил, что воды стало гораздо меньше, чем надо, перестарались! Но вот открылись вторые ворота, и стало понятно, что все четко, уровень соблюден.
Грузовик поплыл в следующую камеру. Дальше со смотровой площадки уже не видно, да и сколько можно, уже два часа тут торчим.
Окей, а нам — на Карибы. Как я уже писала, трасс тут особо нет. Поэтому навигатор предписал снова выехать на известную трассу, развернуться при первой возможности и ехать в сторону побережья. Ужасно, но по милости того же навигатора разворот был упущен, а новый светил нам только чуть ли не на подъезде к столице. В мрачном расположении духа я приближалась к пункту оплаты проезда, где мы уже были. Но этот пункт еще и соединял собой нашу сторону дороги и встречку, обычно разделенные бетонным забором! Наудачу Иван обратился с служащему КПП с нашей бедой. Удивительно, но парень проникся нашей проблемой (а английского он, конечно же, почти не знал) и дал мне развернуться, приглядев, чтобы никто не мешал! Спасибо тебе, дорогой друг. И денег не взяли, и путь сократили.
Так, съезд с трассы случился в городке Sabanitos, и где-то там полил дождь. Пожалуй, я ранее не встречала столь сильного и единовременно продолжительного ливня. В общем, следующие 40 километров ехались со скоростью около 20–30 кмч.
Лучше видео это не передать:
В районе Портобело дождь стих, и мы остановились пообедать и посмотреть на развалины. Развалины оказались так себе. За парковку и их посещение какие-то ребята сомнительного вида пытались стребовать 2 доллара, но их удалось проигнорировать.
После Портобело дорога приобрела характер серпантина, разве что без обрывов. Но дождя уже почти не было, к счастью, и еще не стемнело. Зато там очень живописные виды.
Опять же по совету коллег я выбрала гостевой дом в деревне Пуэрто Линдо. Panama Reef держат двое французов, сдают две комнаты, то есть мы весь дом и оккупировали. Местечко чудное: на берегу моря, терраса обвита маракуйей, которая абсолютно съедобна.
А еще там висят кормушки для колибри, которые туда действительно прилетают!
Правда, антураж уже не так прекрасен. Рыбацкая деревушка совсем не облагорожена, местные живут в странных условиях.
А это церковь под открытым небом!
На всю деревню сдается всего около 10 комнат. Места для купания толком нет, все говорят: плывите на ближайший остров. Удивительно, но утверждается, что побережье Карибского моря в Панаме такое везде. А ведь места прекрасные! Столько есть возможностей для постройки шикарных отелей и создания инфраструктуры… Я понимаю, что панамцам может не хватать предпринимательской жилки, но тут же так много американского бизнеса, почему они не займутся?..
В надежде на погоду в воскресенье, я рано легла спать. Проснулась до 6 утра: действительно, небо голубое. Правда, за время завтрака все равно успело пару раз пролить, но вообще грех жаловаться. Проведенные на острове 4 часа были местами даже солнечными, но уж точно почти полностью сухими. Местное водное такси возит на ближайший небольшой остров Мамей. Этот остров находится в чьей-то частной собственности. Там чисто, есть защита от солнца\дождя, туалеты и души, но нет никакого кафе. При приезде на остров взимают плату в 1 доллар, а само такси стоит 6 туда-обратно. Заплативших снабжают браслетом.
Островок вполне себе райский. Можно плавать с маской, много разных рыбок в рифах. Так и пролетело время, а за два с лишним часа в воде я сильно сгорела спиной.
В воскресенье было очень много народа и шумно. Лодки с жителями окрестных деревень и туристами прибывали и прибывали. Большая часть приеахала около 10 утра.
Обратная дорога была проще. По пути мы остановились в Альбруке — это автобусный вокзал и огромный торговый центр, а еще и местный аэропорт даже. Я оформила себе проездной на местные автобусы, которыми рассчитываю еще воспользоваться. Оформляют только по паспорту. Карта стоит 2 доллара, туда закидываются деньги, как на наш «подорожник».
Но, честно говоря, главным поводом приехать на автовокзал для меня была возможность поснимать «дьявольские автобусы»! Списанные американские школьные автобусы как-то попадают в Панаму, где их неумеренно раскрашивают и пускают в качестве официальных автобусов.
Они постоянно попадаются в городе. Еще больше их было в провинции, и там они даже были прикольнее разрисованы. Иногда они будят меня ночью, т. к. в них крайне громко орет музыка, а я сплю с открытым окном. Не пользуюсь кондиционером, не терплю я их.
Такая вот местная изюминка, о которой я узнала еще из «Орла и решки».
Машина была успешно сдана. Потрачено полбака бензина. Ура, я могу водить незнакомую машину в незнакомой стране!
Что же, это тоже были классные выходные. Впереди еще одни, последние.
Теги:
Автопутешествия