Совсем недавно, в конце 2016 г., на транспортной карте Москвы появилась новая странная аббревиатура — МЦК. Если расшифровать, то получается Московское центральное кольцо. Окольцовывать нашу столицу начали давно, еще со времен Царя-Гороха: стены древнего кремля — это тоже кольцевая структура! Существует еще Бульварное кольцо, по которому бегает знаменитый трамвай «Аннушка», и где до сих пор с удовольствием гуляют москвичи и гости столицы. А на месте снесенных городских валов расположилось Садовое кольцо: садов на нем никаких нет, зато машин великое множество. Вокруг Садового не так давно пробили еще одно кольцо — 3-е транспортное. Пограничным кольцом до недавнего времени считалась МКАД — кольцевая автодорога, которая многие десятилетия была административной границей города Москвы. Про эти кольца все слышали и не раз, а между тем, в Москве больше ста лет существует малоизвестное кольцо — Малое кольцо МЖД. Как Московская окружная железная дорога, магистраль была открыта в 1908 г., до 34г по кольцу шли пассажирские и грузовые перевозки. После открытия МЦК вездесущие журналисты отыскали бабульку, которая в те годы самолично ездила по малому кольцу на свой завод. А затем ходили грузовые и технические составы. Даже я прекрасно помню те времена, когда по ней ползали грузовые поезда, но после развала СССР линия пришла в запустение.
Не секрет, что Московское метро давно уже переполнено сверх меры, каждый градоначальник пытается что-то с этим сделать, но задача разгрузки архисложная, и, скорее всего, нерешаемая. Новый мэр Москвы решил скрестить ужа и ежа, т.е электрички и метро. В принципе, идея не нова, ведь такой симбиоз, когда электрички и метро существуют в черте города в одном пространстве, уже давно реализована во многих городах (Париж, Барселона, Мюнхен). Поезда метро и электрички там двигаются по одним рельсам и останавливаются на одних станциях, образую единую транспортную систему. Это очень удобно для пассажиров.
Предполагалось, что МЦК оттянет значительную часть пассажиров, едущих на метро из одного спального района в другой через центр города. Кроме того, собирались консолидировать радиальные направления метро и железной дороги. Увы, полностью реализовать амбициозный план в Москве не удалось. Связать контур МЦК с конуром метрополитена оказалось сложнее, чем впихнуть невпихуемое. Главная проблема в том, что большая часть станций МЦК находится в отдалении от станций метро, и переходы между ними не сделаешь. В результате, для совершения пересадки со станции МЦК на метро необходимо выйти на улицу, и пехом переть 5–10 минут до ближайшего метро. Часть линий метро на юге вообще не удалось связать с контуром МЦК. Одна радость, что повторно билет не надо покупать, но по времени поездка сильно затягивается.
В 2017 мы с женой решил покататься на новеньком МЦК, причем, не по делам, а чисто с экскурсионными целями. Станционные постройки свеженькие, функциональные, удобные и красивые, этого не отнять. Практически все станции открытые (ждать поезда на ветродуе — не айс), интервалы движения больше, чем в метро. По рельсам бегают уже знакомые всем Ласточки. Внутри вагоны очень комфортны и удобны. Чтобы вандалы не испохабили эту красоту, по вагонам непрерывно ходит охрана и милиция. Уж не знаю почему (быть может, по причине выходного), вагоны были практически пусты, а те немногие пассажиры, которых мы видели, судя по всему, были такими же экскурсантами, что и мы))))
Мы проехали полный круг вокруг Москвы, это заняло около часа с четвертью. Удобно, комфортно, но виды за окном совершенно не впечатляют — линия проходит в районе сплошной промзастройки. Говорят, что по будням транспорт пользуется спросом, прочитал, что недавно чествовали 25 миллионного пассажира. Получается тысяч 200 в день, скажем прямо — немного, ведь метро перевозит около 10 млн пассажиров в день! Но при любых раскладах, новый транспорт в городе — это очень хорошо, особенно для такого переполненного города, как Москва. Мы с женой проехались по кольцу с удовольствием.
Интересно, а будет ли полезна новая магистраль для путешествующих гостей столицы? Уверен, что да! И вот почему: на окружности МЦК сосредоточены минимум три очень примечательных объекта, посетить которые будет интересно не только гостям, но и самим москвичам. Итак, стартуем с Площади Гагарина — одна из немногих станций МЦК, соединенная стационарным переходом с метро Ленинский проспект. Наш путь на северо-восток, и первая цель — станция Измайлово, она расположена рядом с м. Партизанская. Там неподалеку от гостиничного комплекса Измайлово построили дублер Кремля! Со стороны выглядит замечательно, даже красивее оригинала. Прямо-таки мини-царство царя-Берендея. Но если подойти поближе, любой москвич сразу заклеймит позором новодельный Кремль, и воскликнет — «голимый кич!» И будет совершенно прав: могучей фантазией, по масштабу сравнимой с деяниями Церетели, в этом месте возвели крепостные стены, башни и терема. У входа установили две зенитки, а в воротах поставили старинные пушки. Ярко, цветасто, броско, аж в глазах рябит, кажется, что попал в декорации съемочной площадки, где снимают детскую сказку о древней Руси. Понимаешь, что все ненатурально, гротескно, но присмотревшись, воспринимаешь все окружающее, как веселый музей.
Внутри кремлевских стен почетное место занимает храм святителя Николая Мирликийского, покровителя ремесел и торговли. Сразу приковывает внимание огромный Дворец русской трапезы — деревянный микс на тему работ Симона Ушакова и деревянного дворца в Коломенском. Там же Дворец бракосочетания — женись-не хочу! Открыты ремесленные мастерские и лицей, музеи. Залы семейных торжеств украшены ручной росписью с сюжетами русских былин и сказаний. И самое главное — имеется музей водки и множество других приятых для русского сердца активностей, типа дорогущих шашлыков, горячего сбитня и пирожков. Создателем этого русского «чуда» является Александр Ушаков — потомок знаменитого иконописца Симона Ушакова, считается, что он увидел силуэты новодельного Кремля во сне. По замыслу автора главная миссия Кремля в Измайлово — возрождение русских семейных традиций. А раньше на этом месте был большой вернисаж-блошиный рынок, в принципе, он и остался совсем рядом. Там можно купить любые сувениры аля-рус, начиная от матрешек и кончая коммунистической символикой. Этот объект очень привлекает иностранцев, но и русскому человеку погулять здесь тоже будет интересно. Утомившись, можно перекусить в одной из кафешек, пару часов вполне нужно посвятить этому месту.
А теперь вновь садимся на МЦК и по кольцу возвращаемся на юг Москвы к станции Лужники, что неподалеку от м. Спортивная. В паре кварталов нас ждет старейший в России Новодевичий монастырь со своим некрополем. Кстати, этот монастырь — тоже Кремль! ЮНЕСКО включило его в список всемирного наследия. А название Новодевичий возникло неспроста, по легенде на этом месте татаро-монголы отбирали русских девушек для доставки в Золотую Орду.
Монастырь основал князь Василий III в. 1524 году в честь иконы Смоленской Божией Матери «Одигитрии». Однажды князь дал обет, что если удастся отвоевать Смоленск, захваченный литовцами, то он построит новый монастырь, и обещание свое он сдержал, только стены были деревянные. В главном соборе монастыря (Смоленском) Борис Годунов в 1598 г. принял избрание на царство, а в конце 16 века именно он выстроил каменные стены с 12ю башнями по образцу стен Кремля. Хоть и был монастырь женским, но в годину опасности туда входили стрельцы и метелили врагов с его стен направо и налево. Именно пушки Новодевичьего монастыря сорвали переправу войск крымского хана Казы-Гирея в 1591 г. «Братья славяне» — поляки в смутные времена сожгли монастырь, русские его восстановили. Наполеон тоже захватил обитель и по привычке, свойственной «просвещенным европейцам», поджег, но монахини успели погасить пожар.
Суровые времена были, и эти стены повидали многое: здесь томилась Евдокия Лопухина — первая жена Петра I, ее потом сослали в Суздальский Покровский монастырь, и там была пострижена в монахини под именем Елена. А еще Петр I заточил тут царевну Софью, после подавления Стрелецкого бунта ее постригли в монахини под именем инокини Сусанны. Царевна сидела в Напрудной башне, в ее честь народная молва дала башне второе имя. Народ превратил Софью в святую и к башне потянулись паломники, хотя, церковью Софья канонизирована не была.
Как водится, у монастыря было свое кладбище, там покоится много знаменитых людей. Здесь похоронены сёстры Петра I, С. П. Трубецкой, М. И. Муравьёв-Апостол, А. П. Чехов, С. М. Соловьев, Д. В. Давыдов, А. С. Уваров (археолог), Одоевские, Волконские и другие. Многие ходят сюда на экскурсию.
Еще через пару остановок по кольцу — станция Деловой центр МЦК, выйти на ней надо обязательно, ведь, именно здесь находится гнездовье московских небоскребов. Этот проект начал г-н Полонский, тот самый, который сначала ограбил пайщиков строительства, затем сбежал в Камбоджу и от души чудил там, а теперь сидит в московском СИЗО. Опять же есть возможность подняться на 54 этаж и полюбоваться панорамой Москвы с высоты птичьего полета. В этот раз мы не попали в Деловой центр — осмотреть все три объекта за один день очень проблематично. Но заглянуть сюда всем рекомендую настоятельно, я уже писал отчет об этих высотках.
ПОЛЕЗНОСТИ
1.Сайт МЦК http://mosmetro.ru/mcc/
Вот что говорит Википедия о новом виде транспорта: Малое кольцо МЖД, на котором организовано движение электропоездов МЦК, имеет длину 54 км, окружая Садовое кольцо на расстоянии от 2,5 до 9 км, на юго-западе вплотную приближаясь к Третьему транспортному кольцу. На линии устроена 31 остановка с пересадками на 10 линий метро и 9 радиальных веток ж/д.
- Адрес Новодевичьего монастыря: Новодевичий проезд, 1, Время работы: с 10:00 до 17:30. Вторник — выходной. Первый понедельник каждого месяца — санитарный день.
Проезд до монастыря: м. Спортивная авт. 64, 132, трол. 5, 15. Или при выходе со метро Спортивная свернуть направо (при выходе с МЦК Лужники, свернуть налево) и идти по ул. 10-летия Октября до Новодевичьего монастыря.
- Станции МЦК, соединенные крытыми переходами с метро:
3.1.Пл. Гагарина — Ленинский проспект
3.2.Кутузовская-Кутузовская
3.3.Деловой центр МЦК — Международная
3.4.Владыкино-Владыкино
3.5.Локомотив-Черкизовская
3.6. Все остальные переходы только с выходом на улицу
- В МЦК используются те же билеты, что и на всем транспорте Москвы. При пересадке МЦК — метро, действует уже валидированный билет, доплачивать ничего не надо.