Что было до Фигераса можно прочитать по ссылке: https://www.tourister.ru/responses/id_19546
У нашего путешествия уже явно проглядывало завершение. И ярким и впечатляющим это завершение сделалось благодаря тому, что мы увидели удивительный музей фееричного испанца Сальвадора Дали.
Фигерас — родной город Дали. Здесь он родился в семье местного муниципального нотариуса и, хотя довольно много помотался по свету, вернулся на свою малую родину и похоронен здесь, как и завещал. Музей расположен в бывшем городском театре. Во время гражданской войны в Испании театр был разрушен и стоял в запустении до 1974 года, когда Дали открыл в нём свой музей. Причём главным экспонатом музея является само здание театра, которое Дали превратил в большой «сюрреалистический объект». В нём выставлены в основном произведения самого Дали, а также произведения других сюрреалистов и просто картины из личной коллекции художника. Сам он жил в музее с 1984 года до своей смерти в 1989.
На все необходимые работы по обустройству в театре музея ушла большая часть состояния Дали, немалого к тому времени, а также выделенные испанским правительством субсидии и пожертвования многих его друзей.
Вот как отзывался об этом месте сам художник:
«…Вся моя жизнь была театром, поэтому лучшего места для музея не найти…»
«…Где же еще, как не в моем городе, должны сохраниться и жить в веках самые экстравагантные и фундаментальные из моих работ? То, что осталось от Муниципального театра, кажется мне очень подходящим по трем причинам: во-первых, потому что я, прежде всего, театральный художник; во-вторых, потому что Театр находится напротив церкви, в которой я был крещен; а в-третьих, именно в этом театре, в его фойе, в 1918 году в возрасте 14 лет я впервые выставил свои живописные работы…»
«…Я хочу, чтобы мой музей был монолитом, лабиринтом, огромным сюрреалистическим объектом. Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон…»
Действительно, рядом находится та самая церковь, где крестили Дали.
На подступах обнаружилось немалое количество поклонников его таланта, с восхищением взирающих на странное сооружение алого цвета, утыканное огромными яйцами и и равномерно покрытое золотыми хлебами. Этот прием, уже опробованный Дали в середине 50-х годов на доме в Кадакесе, говорил о преклонении художника перед хлебом. — «Хлеб стал одним из давних предметов фетишизма и навязчивых идей в моих произведениях, это номер один, которому я был более всего верен».
Яйца и крестьянский хлеб были пищей художника с детских лет, поэтому он перенес их на здание.
Сам Дали говорил так:
«…Хлеб стал одним из давних предметов фетишизма и навязчивых идей в моих произведениях, это номер один, которому я был более всего верен…»
Но перед тем, как проникнуть в самое сокровенное место, где творил и жил Дали, я посетил магазин, торгующий товарами, связанными с именем великого испанца. В Фигерасе основные достопримечательности связаны с самым известным уроженцем города. Здесь были товары на любой вкус: картины, часы, тарелки, скульптура, платки, посуда, сувениры, ювелирные изделия и малые формы.
На стене были замечены фотографии, свидетельствавшие о вероятно близком знакомстве владельцев магазина с маэстро.
По дороге к музею в витрине магазина заметил, как бальзам на душу, гитары и ударную установку любимых великих Битлов. Цены, правда, кусались.
На лестнице, ведущей ко входу в музей, посетителей встречает довольно монументальный «Ньютон с продырявленной головой и свисающим с маятника яблоком-шаром». Количество народа увеличивается на глазах.
Ну и чем ближе к музею, тем чаще встречаешь портреты художника. Вот эти висят в кафе напротив.
Многие фигуры расположены снаружи. Мужик с зомбоящиком. Вот такая интересная композиция в одном из окон. Подарок от художника Рафаэля Дурана — «картонная голова великана» с кукольными головками вместо зрачков, зубами из игрушек и вмонтированным в лоб телевизором стоит на опорах из яиц.
Подходим к музейному входу.
Женские фигуры с батоном хлеба и костылем (часто используемым и значимым предметом образного мира художника). Сквозные отверстия в солнечном сплетении иллюстрируют идею Дали о том, что информация содержится в пустом пространстве. А «Водолаз символизирующий погружение в подсознание» над входом — намек на облачение Дали, в котором он выступал на открытии Всемирной выставки сюрреализма в Лондоне в июне 1936 года и чуть было не задохнулся.
Попавшему в фигерасский театр-музей впервые, может показаться, что он очутился в фантастическом месте, где есть загадка и нет системы, а грани реальности стерты. Но уже спустя некоторое время станет понятно, что первое впечатление ошибочно: хоть все экспонаты музея имеют собственный характер, они объединены общей идеей в единое целое.
Как Микеланджело, задумывая свой собор Святого Петра, более всего заботился о куполе, так и Дали решил, что купол станет главным элементом необычного строения. Великий Сальвадор ошибся совсем немного: купол стал больше, чем значимым элементом музея, он превратился в символ города Фигерас. Под куполом расположена бывшая сцена, а на ней — несколько гениальных творений художника. Вот, например, одна из величайших иллюзий Сальвадора — «Обнаженная Гала, смотрящая на море». При создании этой картины впервые в изобразительном искусстве применялся цифровой метод. На расстоянии 20 метров картина «трансформируется» в портрет Авраама Линкольна.
Здесь находится громадный задник для сцены, созданный Дали к балету «Лабиринт» (1941 г.) по мифу о Тесее и Ариадне.
Пространство под куполом заполнено различными художественными объектами. Нужно провести тут достаточно много времени, чтобы всё рассмотреть. Некоторые инсталляции в музее движущиеся, если кинуть монетку (но меня они не впечатлили).
Согласно распоряжению художника, он был погребен здесь со всеми почестями 25 января 1989 года. Предсмертное желание гения — слиться с этим скроенным по собственным меркам музеем было полностью в его характере. Забальзамированное тело Сальвадора Дали покоится в склепе под куполом по пожеланию самого художника. Среди экспонатов музея есть надгробная плита с простой надписью: Сальвадор Дали-и-Думенек. Маркиз де Дали де Пуболь. 1904–1989.
В партере музея — сад под открытым небом. Архитектурные мистификации начинаются уже на первом этаже музея: входя в здание, снаружи кажущееся трехэтажным, посетитель оказывается в пятиэтажном строении. Этот эффект удалось создать, сделав первый этаж музея разноуровневым.
Здесь стоит любимая инсталляция Сальвадора, названная самим автором величайшим сюрреалистическим памятником в мире. Необыкновенное сочетание символов: «Великая Эсфирь», тянущая за собой троянскую колонну из автошин. На вершине — лодка Галы с каплями из окрашенных презервативов. На ней возлюбленная художника выезжала поохотиться на молодых мужчин.
Центральный элемент композиции — черный «дождливый» Кадиллак. Если опустить в слот монетку, то на манекенов, сидящих внутри Кадиллака, прольются «капли дождя». Стены партера испещрены иероглифами, а в углублениях оконных проемов расположились символы современности: манекены, притворяющиеся жрецами из Древнего Египта, скелеты животных, фонари и даже флуоресцентные умывальники.
Гротескные (как их называл сам художник) чудища между центральными окнами двора, созданные Дали при содействии Антони Пичота из скелетов животных, умывальников, улиток, камней с мыса Креус, срубленных веток платанов с бульвара Рамбла в Фигерасе, обломков горгулий с сгоревшей соседней церкви Святого Петра, старого блюда, найденного в муниципальном парке и выдвижных ящиков старой мебели из мэрии Фигераса, которые, по мнению Дали, всегда хранят в себе информацию.
На капоте кадиллака Дали поместил скульптуру мифологической царицы Эсфири (символа справедливости и мести) работы австрийского скульптора Эрнста Фукса.
Как описывает легенда, своему появлению композиция обязана случаю. Дали шел однажды по городу. Было холодно и дождливо. Промок до нитки. А мимо в теплых сухих такси проезжали довольные люди. И тогда у него возникла мысль восстановить справедливость и изменить этот мир, изменить так, чтобы дождь шел на тех, кто был в такси, а вокруг было бы тепло и уютно. Так возник замысел шедевра великого каталонца — «дождливое такси». Если бросить монетку в слот, то зонт закрывается, а в салоне автомобиля начинается дождь, который поливает пару манекенов на заднем сиденье, шофера и ползающих по ним виноградных улиток. Когда бросают вторую монетку, зонт раскрывается, а дождь прекращается.
В автомобиле нарочито побитые стёкла, сквозь которые можно наблюдать происходящее внутри.
Золотые манекены только напоминают жрецов, а на самом деле это — любимая муза художника, Гала. А мне они напоминали статуэтки американского Оскара, только женского пола.
В музее находится самая крупная и разнообразная коллекция произведений великого сюрреалиста, основу которой составляет его собственная коллекция, отражающая весь творческий путь художника, от первых работ-исканий в стиле кубизма, футуризма, импрессионизма, до творений, рожденных в последние года жизни.
Зал сокровищ, названный так самим Сальвадором Дали, обшит красным бархатом, словно шкатулка для драгоценностей. Здесь собраны важнейшие экспонаты музея, наиболее ярко выражающие дух его творчества.
В центре зала магнитом притягивает к себе «Корзинка с хлебом» 1945 года на стене и золотая корзинка с золотым хлебом под стеклом. Дали о своей картине: «Эта типично реалистическая работа, как оказалось, больше всего остального удовлетворила мою фантазию».
А вот и ещё один интересный зал музея. В музее экспонируется комната-иллюзия с лицом Мэй Уэст. Между 1934 и 1935 годом художник превратил лицо американской актрисы с отретушированной фотографии в жилую комнату. В своем замысле художник пошел дальше обычного: он соорудил комнату-лицо в трех измерениях, потрясающая комбинация из гигантских париков, пуантилистских картин, ноздрей с горящими дровами и дивана-губ. Самая известная деталь интерьера, придуманная сюрреалистом — диван в форме губ.
Зал «Дворец ветра» был особенно дорого Сальвадору Дали тем, что именно здесь в 1919 году, в возрасте всего лишь 14 лет, он впервые выставил свою первую работу. Прежде всего в этом зале бросается в глаза восхитительная роспись на потолке, которая и дает ему название. Дали говорил, что эта картина таит в себе парадокс: глядящим вверх зрителям кажется, что они видят облака, небо и две поднимающиеся в воздух фигуры, но на самом деле это — чисто театральный эффект, поскольку вместо неба мы видим землю, а вместо земли — море, воплощенное в божественном изгибе залива Розас.
Копия часовни-ротонды Браманте с ювелирными работами Дали 70-ых годов.
Музей, конечно, очень оригинальный. Если неравнодушны к творчеству Дали, посетить нужно обязательно; если пока мало знаете о творчестве Дали или особо не вникали, то будет, как минимум, любопытно.
Художник гениальный до безумия. В театре-музее приоткрываются масштабы его личности, но чтобы как-то приблизиться к пониманию, нужно изучать всю его жизнь.
В любом случае, рамки сознания в Фигерасе если не расширяются, то деформируются точно.
Ну и напоследок немного Льорет-де-Мар, где мы провели время перед вылетом на Родину. Об этом городке очень выразительно написала Julia Alisova, а мне о нём добавить после слов Юлии нечего, т. к. здесь мы успели только искупаться в море. Посмотрите на интересную скалу в море, похожую на бегемота.
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Автобусные туры