Эвора! Город с таким именем просто обязан быть красивым и интересным. Это место после рассказов Лены Акимовой (Kapuletta) был выбран обязательным местом посещения в Португалии. И я убедилась, что это действительно так. Ну, а теперь, по-порядку.
Был вопрос — «Как доехать до него?». На самом деле ответ не так прост. Если расписание электричек я нашла на сайте https://www.cp.pt — (они ходят всего три-четыре раза в день две — утром, и две — вечером, время меняется в зависимости от сезона, надо уточнять заранее), то автобусы, вроде бы, ходят чаще, но когда и главное, с какого вокзала — я не нашла ответ. Можно искать на сайте Rede-Expressos , а я выбрала то, что нашла — поезд. Он отправляется с вокзала Sete Rios около станции метро Jardim zoologico. Один из выходов метро выходит прямо в здание вокзала (последний вагон из центра). Имейте в виду, что билеты надо покупать или заранее на сайте или в кассе, где достаточно много народа. У нас работала только одна касса и очень медленно! Билет стоит 22 евро туда-обратно. Надо сразу указывать время, когда вы планируете возвращаться (в 16–57 или в 19–06), так как билеты с местами (хотя в поезде был всего 1 вагон 1 класса и 2 — 2 класса и те почти пустые). Но, возможно, зимой просто не сезон. Мы еле успели купить билеты, хотя приехали за 20 минут до отправления поезда и в очереди было всего человек 6–8, но португальцы очень неторопливые люди, так что нервы за эти 20 минут я себе потрепала конкретно. Успешно разместившись в вагоне в удобных креслах за столиком, можно было 1,5 часа спокойно писать впечатления о Лиссабоне.
Эвора встретила нас очень теплым ярким январским солнцем. Существует несколько версий происхождения названия города. Наиболее распространенная — от древнекельтского слова «эбора» или «эбура»: так предки нынешних горожан называли тис, в древности покрывавший всю равнину, пока его не вырубили на постройку домов и дрова. А сейчас под ногами шуршали листья платанов, которые почему-то до сих пор никто не убрал. По ощущениям очень похоже на наше бабье лето, но с уже опавшей листвой.
От железнодорожной станции до достопримечательностей идти минут 10. Первой на пути была церковь Ermida de São Brás Ermida de Sao Bras, но она была закрыта (я туда заглянула на обратном пути, но ничего особо интересного там нет, какой-то клуб местный).
Перед въездом в город на площади, рядом с автостоянками был памятник защитникам Эворы.
На входе в город по улице R.da Republica справа был музей транспорта со стильной машинкой на входе. Посетить его мы не успели, а машинку сфотографировала.
А с левой стороны возвышалось величественное здание собора святого Франциска. Этот собор был одним из главных целей моей поездки в Эвору и мы сразу пошли к нему. Он был построен на месте основанного здесь еще в 13-м веке монастыря францисканского ордена. Реконструкция монастыря началась в 1475 году и представляла собой сочетание готического стиля и стиля мануэлино (характерного для Португалии 15–16 веков). Окончательный облик церковь приобрела к 1550 году, и в этом виде дошла до наших дней. В самом соборе в это время были крестины, поэтому мы сначала пошли в музей (там же и знаменитая костница), вход в который расположен в этом же здании справа от входа в собор. Я раньше почему-то думала, что они находятся на каком-то расстоянии друг от друга. Вход в музей и костницу общий. Стоит он 4 евро (студентам 3 евро).
Сначала мы посмотрели различные исторические экспонаты музея (картины, скульптуры, предметы церковного назначения). Выше этажом расположены витрины музея с различными рождественскими вертепами со всех уголков мира. Они сделаны из разных материалов, различных размеров, включая большие и очень миниатюрные. Так как у меня осталось много фотографий из этого музея, работы весьма интересны, поэтому я решила сделать отдельный альбом про эту экспозицию. Кому интересно, можно посмотреть здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/portugal/city/vora/temples/15878/responses/3348 .
Там же есть выход на смотровую площадку с видом на этот милый город. Меня он сразу ослепил белизной своих стен, особенно выделяющихся на ярком солнце. Небольшие детали теплого темно-желтого и зеленого цветов, которые потом были по всему городу, сделали весь облик необыкновенно стильным и каким-то уютным. Словно на белую тарелку положили свежий, только сорванный с дерева апельсин с веточкой.
Полюбовавшись панорамой города, спустились вниз. Около входа очень красивое место. Я так и не поняла, что там внутри.
Пройдя к продолжению осмотра, мы оказались в часовне Capela dos Ossos, являющейся одной из главных достопримечательностей города. Часовня (костница) сложенна в 16 веке из костей 5000 людей, умерших в этом городе. Когда возник вопрос о новых захоронениях, а места не было, то возникла такая идея — сделать церковь из костей людей. Здесь я покажу только одно фото из этого достаточно неоднозначного места. Так как у меня осталось достаточно много фотографий из этой часовни, то те, кому это может быть интересно, могут посмотреть отдельный альбом и, возможно, подискусировать со мной на тему таких построек. Рассказ о часовне здесь https://www.tourister.ru/world/europe/portugal/city/vora/temples/15878/responses/3347 .
А кому эта тема неинтересна или вообще неприятна, прошу пройти со мной в шикарное здание храма Святого Франциска Igreja Real de Sao Francisco. Крестины к тому моменту закончились.
Нам повезло, что светило яркое солнце, и лучи, проходя под нужным углом сквозь витражи, создавало фантастическую цветную картину в храме.
Я соглашусь с мнением, что храмы Святого Франциска, обычно, очень богатые и красивые. В этом храме все боковые нефы абсолютно разные по оформлению. Каждое — отдельное произведение искусства.
На стене расположен красивый орган.
В 18 веке были установлены несколько алтарных картин из резного золоченого дерева и мрамора, большая часть из которых была создана на средства собственников капелл, где они были позднее захоронены.
Скульптуры и различные элементы храма очень интересны и красивы.
Полюбовавшись храмом, пошли в центр города. Все улочки и переулки одинакового стиля бело-желтой гаммы, при этом каждый дом имеет свое неповторимое лицо. Словно собрались красотки в стиле «Белая Вечеринка».
Так как мы шли по городу без всякой карты и без четкого плана, поэтому заворачивали куда попало (а весь город состоит из переплетения улочек).
Случайно вышли к площади Ларго да Граса, где располагается одна из красивейших его достопримечательностей — Монастырь и церковь Носа Сеньора да Граса (Милосердной Божией Матери Граса). Они считаются признанными памятниками религиозной архитектуры, возведенными в XVI веке в стиле «ренессанс». Возведение храма поручили знаменитому придворному архитектору Мигуэлу де Арруде. Архитектурным оформлением здания занимался известный португальский скульптор и архитектор французского происхождения Николау де Шантерен, творивший в стиле мануэлину.
Он решил украсить углы фронтона четырьмя статуями мужчин с факелами в руках, которые несут на спинах каменные глобусы, символизирующие части света, куда простиралась португальская империя. Их называют «Сынами Граса». Возможно, время было безжалостно к этим фигурам, но они мне больше напомнили неандертальцев.
А я в очередной раз замерла перед прекрасными видами этого белоснежного города. Белые дома, крепости, и даже машины. Ощущение какой-то нереальности, декораций из какого-то спектакля наяву.
На одной из стен виден герб города, на котором изображен освободитель Эворы от мавров Жиральдо Бесстрашный на коне с отрубленными головами мавров в руке.
А мы как раз и выходим на центральную площадь Жиральдо (Praga do Giraldo), названую в честь этого героя. Её украшают мавританские арки и красивый фонтан XVI в. Когда-то это место было свидетелем многочисленных жестоких казней. Первая казнь состоялась в 1484 году по приказу короля Жуана II, казнившего заговорщиков во главе с герцогом Брагансы. Это место стало главной площадью исполнения приговоров инквизиции, за двести с небольшим лет больше 20 тысяч человек были осуждены именно здесь.
Церковь Санту-Антан в стиле ренесанс была построена в 1557 году. Её строительство было начато по указу бывшего Великого инквизитора, ставшего впоследствии архиипископом Эворы, а потом и королем Энрике Португальским.
К сожалению, церковь была закрыта, так что внутреннее убранство мы не увидели. На площади можно было посидеть, попить кофе, но мои мужчины хотели полноценного обеда. Мы пошли по улочке справа от храма. На небольшом расстоянии была еще одна милая площадь, где зимние деревья очень хорошо гармонировали с цветом города.
Вообще в этом городе все удивительно гармонично! Даже люди и собачки стараются быть в нужной цветовой гамме, не говоря уже о прочих элементах города …
Здесь мои мужчины заявили, что они — абсолютно голодные, и не пойдут больше никуда, пока не поедят. Назревал скандал. Я сказала, что пусть идут есть куда угодно. Стали искать хоть какое-нибудь кафе, прошли еще немного вперед по улице R. Candido des Reis и в переулке заметили кафе Bistro Barão, где у нас состоялся такой обед, которому я решила посвятить отдельный рассказ. Если интересно, почитайте, ведь не каждому обеду посвящают специальные рассказы https://www.tourister.ru/world/europe/portugal/city/vora/cafe/28511/responses/3349 .
После вкуснейшего обеда, в совершенно замечательном настроении, мы продолжили свою экскурсию по Эворе. Наш путь лежал к кафедральному собору Се (Sé Catedral de Évora Se Catedral de Evora), монастырю — крепости, который возвышается над городом.
Мы вышли на площадь, в центре которой сразу привлекают внимание колонны, оставшиеся от Римского храма, по одной из версий построенного в честь императора Августа, который иногда называют храмом Дианы, но, по другой версии он был храмом Юпитера. Он был возведен во II или III в. н. э. В периоды инквизиции храм был местом казни, а потом использовался самым разным образом, но каким-то чудом дожил до наших дней. Это самый старинный памятник архитектуры в Португалии. На высокой платформе высятся 14 коринфских колонн, которые являются одной из визитных карточек Эворы. В период с XIV-го века вплоть до 1836 года помещение храма использовалось в качестве мясного павильона, и именно это активное использование спасло храм от полного разрушения. Храм входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, как и многое в этом прекрасном городе. Очень красивое место!
Слева — музей Эворы, в который мы не пошли из-за ограниченного времени. Но там есть на что посмотреть, жалко, что не успели.
А вот кафедральный собор Успения пресвятой Богородицы хотелось изучить поподробнее. По своему внешнему облику здание больше напоминает крепость, чем храм, и считается самым большим зданием в своей области во всей Португалии. Множество религиозных событий в жизни страны проводились в этом храме. Именно здесь был благославлен на открытие морского пути в Индию Васко да Гама в 1497 году, здесь же освящались и знамена его кораблей. Период строительства здания предположительно XII–XIII век. Историки расходятся во мнении, когда точно это произошло. Одни утверждают, что храм начал возводится в 12 веке в 1186 году, в честь празднования назначения первого архиепископа Эворы Дона Пайу. Другие говорят о том, что собор был построен в 13 веке во время правления короля Афонсу 3, по указу архиепископа Дона Дуранду в ту эпоху, когда сложились политические и экономические условия для строительства собора.
Фасад здания — увенчан двумя асимметричными башнями со скульптурами апостолов.
Для посещения этого места надо купить билет. Он стоит 4,5 евро. Сначала проходите наверх, на крышу, откуда открываются замечательные виды на город и окрестности.
Солнечные часы работают только в солнечную погоду, зато они точны вне зависимости от века.
Колокольня и купола всерху смотрятся тоже очень необычно
Потом мы спустились во внутренний дворик с традиционным апельсиновым садиком.
Немного прошли по галерее, окружающей сад, полюбовались видом.
После чего пошли в сам храм. Очень величественное и гармоничное внутреннее убранство.
Сочетание строгости готики и богатства барокко.
В храме есть очень редко встречающаяся статуя беременной Богородицы (Virgem Senhora do O.) XV в. И в наши дни женщины, ожидающие прибавления семейства, обращаются к ней с молитвами о помощи во время родов.
Напротив неё на другой стороне — фигура ангела, беседующего с Пречистой.
Еще в соборе есть старейший в Португалии действующий орган 16 века.
И вообще этот храм очень запоминается. Есть в нем какая-то огромная сильная энергетика, так что уходить совсем не хотелось.
Но нам пора было на обратный поезд, который уходил в 16–57. Я очень пожалела, что не могла остаться там подольше, ведь в этом месте расположено столько всего интересного, а мы посмотрели только маленькую часть. Поэтому решила, что обязательно еще раз поеду в этот город.
Посмотрите, как в нем прекрасна каждая улочка, каждое дерево, каждая деталь.
А пока мы пошли в сторону станции, заглянув по дороге в сувенирный магазинчик за керамическим домиком на память об этом милейшем местечке.
Мои друзья знают, что у меня всегда идут ассоциации места с каким-то человеческим типажом. Так вот, Эвора в моем представлении — это элегантная дама конца XIX- начала XX века в летнем белом платье с красивым кружевным зонтиком, неторопливо пьющая кофе на веранде в тени апельсиновых деревьев. Что-то похожее я нашла на картине французского живописеца Emile Vernon (1872–1919). Я думаю, что такая девушка вам бы тоже понравилась!
Красивого апельсинного дерева я там не нашла, а вот лимонноебыло шикарное.
Городок очень маленький. До станции мы дошли не спеша минут за 20. Здание станции отделано снаружи азулежу с картинами города и обычной жизни.
Выпив напоследок крохотную чашечку (на три глоточка) замечательного кофе, я с благодарностью за прекрасный день, попрощалась с этим местечком, подумав, что, пожалуй, здесь очень хорошо пожить на пенсии. Такие мысли у меня бывают крайне редко, это значит, что место очень созвучно моей душе, хоть и совершенно противоположно моей любимой Москве. Но иногда нам нужны такие места тишины, красоты, покоя и гармонии. Если Вы хотите найти такое местечко — попробуйте приехать в Эвору!
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм