Городец, в отличие от Богородска (https://www.tourister.ru/responses/id_19325) и Павлова (https://www.tourister.ru/responses/id_19401), раскрученный бренд, поэтому сюда стремятся приехать туристы. Из Нижнего Новгорода около 70 км, часа полтора пути.
Городец, в отличие от Богородска (https://www.tourister.ru/responses/id_19325) и Павлова (https://www.tourister.ru/responses/id_19401), раскрученный бренд, поэтому сюда стремятся приехать туристы. Из Нижнего Новгорода около 70 км, часа полтора пути.
Город поддерживает этот свой статус, выделив так называемый музейный квартал, где не строят новые дома, а старые поддерживают в образцовом порядке. И это приятно. Улицы чистенькие, уютные, домики ухоженные, много музеев и магазинчиков, где можно купить сувениры. Наверно, хорошо, что мы приехали в будний апрельский день этой холодной весны: жители были на работе, из туристов были только мы, других не замечено. Не мешали толпы людей, в музеях нас встречали, как дорогих гостей.
Наш пешеходный маршрут начался с улицы Ленина, там мы оставили машину. Улица Ленина, как свидетельствуют таблички на домах, раньше называлась Купеческой. Городец, как большинство поволжских годов, был купеческим. Кроме того, купцы в основном были старообрядцами, а это значит, не жалели денег на благотворительность. Они жертвовали значительные суммы на строительство церквей, на содержание больниц, приютов для сирот, на народное просвещение и благоустройство города. Их усилиями Городец сделался центром деревянного кораблестроения и торговли хлебом. С тех времён в городе осталась одна старообрядческая церковь Успения Пресвятой Богородицы, основанная во второй половине 19 века. Каменное здание церкви построено после 1905 года. Первоначально она принадлежала старообрядцам, приемлющим белокриницкую иерархию. Была закрыта в 1930-х, в 1990-х возвращена старообрядцам новозыбковской иерархии (в прошлом беглопоповцам) как наиболее крупной старообрядческой общине города, отремонтирована. Добраться до неё на машине оказалось трудновато. Нарезали несколько кругов по узким улочкам и остановились на самом краю оврага.
На бывшей Купеческой что ни особняк — бывший купеческий дом. Улица Ленина, 2 — бывшая усадьба купца Петелина, построенная в 1906 году. Сейчас здесь Музей пряника. Мы подумали, что вряд ли он намного отличается от тульского Музея пряника, да и любителей пряников среди нас не нашлось, поэтому прошли мимо.
Напротив, на другой стороне улицы — кирпичный дом, оставшийся от усадьбы судовладельца и баржестроителя Флегонта Павловича Лапшина, объект культурного наследия регионального значения. Усадьба была построена во второй половине 19 века, сохранился только этот флигель.
На улице Ленина дом 3 — жилой, с сувенирной лавочкой на первом этаже. Его облик явно свидетельствует об исторической постройке, но никаких табличек с информацией о его владельце мы не нашли.
Здание краеведческого музея — усадьба купца И. П. Облаева. Род купцов Облаевых был широко известен в Нижегородской губернии с середины 19-го века. Его представители были оптовыми торговцами, судовладельцами, хозяевами мельниц, лесопилен, механических заводов. Дом, построенный в 19 веке, в начале 20-го получил декоративную отделку в стиле модерн. Музей здесь располагается с 1920 года. Говорят, интересный, но мы стремились в другой.
Литой металлический навес над входом, выполненный на местном механическом заводе Кузнецова (впоследствии — Облаева) впоследствии стал модной деталью многих городецких домов.
Дом купца Петра Давыдовича Дерюгина из рода купцов-лесопромышленников, баржестроителей, параходовладельцев после национализации был занят различными учреждениями. В нижнем этаже помешался ЧОН (часть особого назначения). На втором этаже размещался райком, об этом свидетельствует мемориальная доска, на которой значится: «3десь в 1918 году находился Городецкий райком РКПб».
Это здание ни в одном списке достопримечательностей не числится. Однако красиво и не нарушает общий стиль квартала.
Так же, как этот комплекс для отдыха с рестораном, сауной и прочими прелестями жизни. Важно, что хозяин новыми постройками не нарушает ни этажность, ни восприятие старого Городца.
Ещё одно доброе слово в адрес хозяина: он поддерживает городецкую традицию делать красивые дымоходы (а в городе обратите внимание ещё на водосточные трубы и флюгеры).
А ещё и остроумен.
Именно на этом месте находится поворот на улицу Андрея Рублёва, в просторечии Рублёвку. Пройдём по ней, полюбуемся старинной улицей, на которой живут люди, неравнодушные к славе города как музея под открытым небом.
Невольно обращаешь внимание на декоративные резные элементы, особенно наличники. Временами городецкая прорезная резьба наличников напоминает ажурную вязку крючком или челночные кружева.
Яркий дом на углу улицы Рублёва и набережной Революции — просто гимн городецкой деревянной архитектуре и мастерству городецких резчиков. Это памятник деревянной архитектуры второй половины 19 века, дом купца Гришаева. Здесь сейчас расположен Музей самоваров, созданный на основе частной коллекции почётного гражданина Городца, начальника УФНС по Нижегородской области Николая Полякова. Коллекция насчитывает около 400 самоваров и считается самой большой в России.
Это, безусловно, интересно, но, во-первых, мы уже были в тульском музее самоваров, во-вторых, совсем рядом, на другом углу названных улиц была первая из желанных целей — музей Дом графини Паниной (https://lyudmila-klyopova.tourister.ru/photoalbum/32442).
Собственно, графине Паниной посвящён только уголок в музее. Экспозиция музея рассказывает о жизни города, о том, как выглядели, чем занимались и увлекались его жители. Экспонаты исключительно городецкие, и именно этим музей меня привлёк. А ещё здесь есть немало предметов, близких женскому сердцу. И вообще музей какой-то домашний, тёплый, и встречают здесь радушно, с увлечением рассказывают обо всём, что есть интересного. Особняк был построен Виктором Никитичем Паниным в 1847- 1847 годах, частично перестроен в 1888 году. Софья Владимировна Панина, последняя представительница рода графской ветви Паниных, стала владелицей усадьбы в 1899 году. Деревянные ворота усадьбы украшены резным гербом Паниных с изображением двух китов. Это уже реконструкция. Такая же деталь старых ворот хранится в музее.
В музее несколько залов. Первый и самый большой — музыкальная гостиная. Здесь воспроизведена обстановка дворянского дома конца 19 века, множество музыкальных машин того времени, причём в рабочем состоянии.
Можно даже послушать, как звучал один из музыкальных аппаратов.
MVI 1514
В музее прекрасная коллекция одежды и головных уборов, в основном женских, в которых в разное время ходили жительницы Городца, принадлежащие к разным социальным слоям.
Очень богатая коллекция различных предметов, необходимых в быту: часов, утюгов, весов, и приборов, от самых старых радиоприёмников, магнитофонов, телевизоров до тех, которыми пользовались в конце прошлого, 20-го, века.
Дальше наш путь лежал по набережной Революции до Города мастеров. Многие считают эту набережную самой красивой улицей города. Кроме Музея самовара, на ней есть музей Галерея добра. Такое странное название. Здесь представлены предметы быта жителей Городца конца 19 — начала 20 века — замки, самовары, посуда, печные крышки, сосуд для глинтвейна, в котором этот напиток может готовиться одновременно из разных вин, а также уникальный кассовый аппарат конца 19 века из коллекции уже известного нам Николая Полякова. Музей открыт в 2011 году в доме купца Плеханова 1906 года постройки. Интересно, что в 2010 году в этом доме был обнаружен клад. Часть этого клада, содержащая деньги и бытовые предметы, представлена в качестве экспонатов.
Кроме прочего, Городец известен в нашей истории прежде всего тем, что в этом городе, возвращаясь из Золотой Орды, в ноябре 1263 года, скончался князь Александр Невский. Оставляя все земные дела, он совершил монашеский постриг в Феодоровском монастыре, а следующей ночью умер. Памятник Александру Невскому был установлен в Городце в канун 730-летия со дня кончины прославленного полководца. Авторы монумента — скульптор И. И. Лукин и архитекторы В. В. Иванов, В. Н. Быков. Строительство было осуществлено на средства предпринимателя-мецената из Нижнего Новгорода Е. В. Мамонтова, памятник был отлит в Санкт-Петербурге. Второй памятник-символ объединяет все русские города, связанные с Александром Невским.
С высокого берега открывается прекрасный вид, а внизу — второе место, которое я особенно хотела увидеть в Городце — Город мастеров, специально сооружённый комплекс, в котором расположены различные мастерские.
Здесь можно не только посмотреть различные предметы декоративно-прикладного искусства, выполненные мастерами, но и поучаствовать в мастер-классе. Я пробовала расписывать маленькую доску, но уж очень примитивный рисунок дают сделать. Зато сами мастера создают просто шедевры городецкой росписи.
То же самое можно сказать о вышивальщицах, сохраняющих традиции городецкого золотного шитья.
Ещё понравилась глухая городецкая резьба.
До вечера оставалось совсем немного времени, а хотелось ещё заглянуть в Феодоровский монастырь — место упокоения Александра Невского. У монастыря сложная судьба, почти все здания в нём пришлось восстанавливать заново. В небольшом музее монастыря есть его макет.
Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери основан в 1154 году князем Юрием Долгоруким на месте обретения иконы Божией Матери, впоследствии названной Феодоровской. В ноябре 1263 года в монастыре скончался святой благоверный князь Александр Невский, приняв иноческий постриг и схиму с именем Алексий. На рубеже 14–15 веков в монастыре подвизался инок Прохор, вошедший в историю как Прохор из Городца — подвижник и соратник Андрея Рублева и Феофана Грека. Считается, что старец Прохор являлся учителем Андрея Рублева. В 15 веке в обители некоторое время трудился ученик преподобного Сергия Радонежского, преподобный Павел Обнорский, Комельский чудотворец, впоследствии основавший на реке Обноре мужской монастырь. В 18 веке монастырь посещали Петр I и Екатерина II. В 1804 году в обители был пострижен в мантию преподобный Тимон Надеевский — ученик Серафима Саровского, ныне местночтимый святой Костромской епархии.
Монастырь трижды подвергался разорению. В 1238 году монастырь был сожжён отрядом хана Батыя, в 1408 — ханским князем Эдигеем. В 1927 году был закрыт большевиками. Храмы взорваны в конце 1940-х годов.
Главный храм монастыря — Феодоровский собор 1765 года постройки был закрыт в 1927 году и снесён несколько лет спустя. В 2009 году он воссоздан по старым чертежам и фотографиям. Главная икона в нём — икона Божией Матери «Феодоровская» — копия чудотворной иконы, находящейся в Костроме, написанная неизвестным протопопом в 1800 году. И конечно, нам интересна была икона Александра Невского, такие нам встречались нечасто.
Была пасхальная неделя. Пока мои спутники ставили свечи, я присела на скамейку. И тут вдруг ко мне подошёл служитель этого храма и спросил, не хочу ли я подняться на колокольню. Я была в лёгком шоке. Однако, помня о ближних, быстро собрала свою команду, и мы поднялись по шаткой (как мне казалось) винтовой лестнице наверх. Хозяин, молодой человек, сначала показал, как надо звонить, потом позвонили все по очереди. Конечно, ощущения космические. Однако ни у кого не вышло того стройного колокольного звона, который обычно раздаётся с колокольни.
Можно послушать, на мой взгляд, лучший из наших неумелых звонов.
MVI 1593
Рядом с монастырём есть ещё одна церковь — Покрова Пресвятой Богородицы. Она была построена на средства прихожан в 1824 году в честь победы в Отечественной войне 1812 года. В 1940 году храм был приспособлен под соляной склад. Реставрация была начата в 1984 году, в 1992 году возобновились богослужения. Роспись храма выполнили мастера из Палеха в 2003 году. В храме хранится один предмет, который считают чудесным проявлением божественной сущности, — деревянная колода, которая долгие год служила ступенькой в обычном доме, а когда решили её расколоть, внутри оказалось словно выжженное изображение православного креста. Эта реликвия хранится отдельно, а в ближайшее время для неё хотят построить отдельную часовню, потому что верующие считают, что этот крест чудодейственный, даже приводят свидетельства.
Место около двух церквей оказалось мемориальным, здесь несколько памятников, посвящённых трагической истории последнего столетия.
В обратный путь мы пустились через дамбу, зато увидели в сгущающихся сумерках Горьковское море.