Прогулки по Толедо: https://www.tourister.ru/responses/id_19413
Значительное время в Толедо мы потратили на Кафедральный собор — величественное сооружение города — бывшей столицы Испании.
Кафедральный собор такой огромный, что в тесных улочках Толедо трудно охватить его взглядом полностью. И только на маленькой площади Plaza de Ayuntamiento можно хоть как то, хотя и с трудом, сделать это.
Главный портал центре фасада собора расположенный в центре, носит название «Пуэрта-дель-Пердон» («Ворота прощения»), что связано с поверьем, будто каждый кающийся, прошедший через эти ворота, получит прощение грехов. В настоящее время эти ворота почти всегда закрыты и открываются лишь для особо важных случаев, например, для торжественного входа в собор нового архиепископа.
Теперь можно войти в собор, правда вход в него находится с другой стороны. Внутреннее убранство собора поражает не меньше, а скорее больше, чем его размеры. Правда не сразу, т. к. при его огромных размерах, все его раритеты с одного места увидеть нельзя и, чтобы сделать это, надо совершить как бы путешествие внутри собора. Интерьер главного храма католической церкви Испании необычайно роскошен. Внутреннее помещение составляет 110 м в длину (не считая Капеллу де Сан Ильдефонсо); здесь расположены 88 великолепных сгруппированных колонн, и потрясающие воображение витражные окна, которые датируются XVI веком.
При входе вас встречает огромных размеров изображение Святого Христофора с младенцем Иисусом на плече.
Часовые ворота — северный вход в собор. Через эти ворота прихожане попадают на службу не соприкасаясь с туристами.
Вид главного портала собора от западной стороны.
Почему-то в Википедии Христофор назван Христом и эта ошибка растиражирована по всему интернету. На самом деле на стене изображён Христофор. Согласно восточной традиции, этот святой жил в третьем веке и звали его Репрев. Происходил он из области Мармарика, что в Ливийской пустыне. В одном из боев его захватили в плен римские солдаты, но после этого он служил у римлян в специальном подразделинии, состоящем только из берберов.
Это был человек огромного роста и ужасающего поведения, он был киноцефалом (с пёсьей головой), как и все представители его племени. Другой вариант возникновения его собачьей головы (эта легенда появилась на Кипре) — святой был очень красив, но, дабы избежать соблазнов и постоянно беспокоивших его женщин, упросил Господа обезобразить его внешность.
Более вероятная, конечно, первый вариант, согласно которому, видимо, он просто был очень страшен собой, отчего его ассоциировали с собакой.
Полностью его историю рассказывать я тут не буду. Скажу лишь, что он, как и большинство святых того времени, очень успешно проповедовал, что и что и поплатился жизнью (Император приказал бросить мученика в раскалённый медный ящик. Однако святой Христофор не испытывал страданий и остался невредим. После многих жестоких истязаний мученику наконец отсекли голову мечом).
Алтарная часть собора отгорожена от остального пространства чудесной ажурной решеткой в стиле Платереско (1548 год), т. к. простолюдины к алтарю не допускались и могли наслаждаться его зрелищем только издали. Алтарь изготовлен группой скульпторов и живописцев в 1497–1503 годах по заказу Кардинала Синсероса взамен старого готического алтаря.
На фото роль простолюдинов изображают современные туристы.
Удивительной красоты алтарь создавался на протяжении шести лет, с 1498 по 1504 год. Алтарь состоит из нескольких скульптурных групп, вырезанных из лиственницы и покрытых золотом. От предшествующего иконостаса сохранилась посеребренная скульптура Девы Марии, главная скульптура храма. С обеих сторон от иконостаса расположены саркофаги.
Вблизи фигуры иконостаса выглядят так (фотография взята из интернета)
Особое помещение собора занимают хоры. В этом помещении, отделенном от основного пространства собора, заседал епископский Совет. Этот консультативный орган помогал епископу в управлении епархией. Толедский Совет был довольно большой, в нем заседало около ста сорока церковников, разных степеней достоинства.
Нижний ряд деревянных сидений, где заседали представители рангом пониже — каноники, украшен рельефной резьбой на спинках и подлокотниках. На нижней стороне каждого из откидных сидений укреплена фигурка, вырезанная из самшита. Резные скамьи содержат изображения мистических существ и исторических сражений и изготовлены в готическом и ренессансном стиле.
Скульптурное оформление помещения Совета выполнено в 1538–1543 годах Филиппом Бургундским и Алонсо Берругете. По трем сторонам помещения располагается два ряда сидений по 70 мест в каждом. Верхний ряд, предназначенный для высокопоставленных представителей, выполнен по проекту архитектора Алонсо де Коваррубиаса. Этот ряд представляет из себя ниши с колоннами из красного мрамора и алебастровыми скульптурами внутри. Над ними располагается галерея скульптур из мрамора.
На свободно стоящем алтаре, расположенном в хоре, можно увидеть каменную статую Пречистой Девы Бланка (1500 г.) в романском стиле. Ощущение, когда смотришь на эту скульптуру такое, что Дева Мария стоит здесь живая и сейчас замерла, чтобы полюбоваться на своё чадо.
Любопытно заглянуть в дарохранительницу собора. Здесь прежде всего обращает на себя внимание Великая дарохранительница из Арфе. Изготовлена по заказу кардинала Сиснероса в 1524 году из серебра, золота и украшена драгоценными камнями. Пьедестал в стиле барокко изготовлен в 18 веке. Во время ежегодного праздника Тела Христова в Толедо дарохранительницу проносят в составе процессии по улицам города. Трехтомная Библия 13 века на латинском языке — дар короля Франции Людовика IX. Содержит миниатюры на библейские темы, украшенные сусальным золотом. Золотое распятие на постаменте с фигурками из красного коралла (Филиппины 18 век)и кораблик Святая Леокадия (15 век).Также здесь хранятся раритетные вещи, принадлежавшие привелигерованным священникам или подаренные богатыми горожанами.
Позади главного алтаря можно увидеть очень любопытный барочный алтарь. Из-за огромных размеров собора, возникли проблемы с его освещением. В те времена собор освещался только свечами и их требовалось огромное количество. Чтобы как-то сэкономить на них скульптор Narciso Tome в 1721–1732 годах вместе со своими сыновьями придумал оконный проём, через которое естественный свет проникал в собор. Из-за особого освещения алтарь называется El transparente (дословно означает Прозрачный). Сложная многоярусная композиция из скульптур и фресок считается шедевром барочного искусства 18 века.
Необычный эффект создает продуманное освещение алтаря. Свет, проходящий через оконные проемы в куполе, попадает на полупрозрачные мраморные скульптуры, создавая иллюзию их свечения изнутри.
В нижней части композиции, располагается статуя Богоматери с Младенцем из белого карского мрамора. Выше нее Символ солнца с расходящимися лучами в окружении ангелов, архангелов и пророков. Над ними сцена Тайной Вечери. Еще выше скульптуры Веры, Надежды, Любви. Все это обрамляется мраморными колоннами и отделкой из яшмы. Композиция завершается светящимся куполом с фресками по библейским сюжетам и мраморными фигурами по периметру его основания.
И, наконец, слева от крытой внутренней галереи находится вход в ризницу (1592–1616 годы), которая является в настоящее время небольшой картинной галереей. На алтаре находится печально знаменитая работа Эль Греко «Раздевание Христа» (1579), справа от алтаря — его же «Арест Христа» (1788), а на стенах — цикл картин Эль Греко, изображающих 16 Апостолов. Кроме того, здесь находятся картины Моралеса, Ван Дейка, Рафаэля, Тициана и Менгса, а также скульптура Святого Франциска работы Педро де Мены.