«Любители ли вы бриллианты так, как люблю их я,» — перефразируя господина Белинского, хочется спросить милых дам. Психологи говорят, что бриллианты носят те, кто высоко себя ценит и обладает рациональным мышлением. Я люблю на бриллианты смотреть. Не обязательно на свои. Чужие и пока ничьи мне тоже нравятся.
А что у вас ассоциируется со словом «хрусталь»? У меня — детство. Моя мама лет 40 назад из своей первой поездки в Европу привезла богемский хрустальный штоф, бокалы и вазу для цветов. Это было очень круто. Чешский фетиш до сих пор красуется у меня в «горке», но он там достаточно одинок, поскольку никогда не была я озадачена накопительством хрустальных изделий.
А к чему этот весь сыр — бор? Сегодня мне хочется рассказать, как можно изменить свое многолетнее устоявшееся мнение, от весьма скептического на совсем противоположное. Для этого нужно всего лишь окунуться в «ХРУСТАЛЬНЫе МИРЫ СВАРОВСКИ». Так называется замечательная «подземная сказка», созданная из миллионов живых кристаллов, расположенная в крошечном тирольскои городке Ваттенсе.
Вообще-то Сваровски родился в горах Богемии в 1862 году, там, где работать со стеклом в каждой семье было делом обязательным, как у нас в Иваново постельные комплекты шить к примеру. И Даниель, так звали будущего Мастера, стал заложником этой стеклодувной системы. Но парень оказался творческой личностью, играл на скрипке, сочинял какую-то музыку, попевал песенки, и стало ему скучно смотреть на своего отца, продающего стеклянные заколки для волос и всякую бытовую фигню. О чем, как вы думаете, мечтали в то время все творческие люди? Конечно, о Париже! И Сваровски поехал! Он стал изучать физику, химию, электротехнику, механику, а своим кумиром почитал великого мошенника и фэйкера, одинокого авантюриста 18 века Жоржа Страсса, прославившегося подделкой драгоценных камней и давшего рождение слову «стразы».
Именно Сваровски пришла в голову идея приспособить электрический ток для шлифовки стекла и после долгих раздумий он — таки смастерил первый в мире шлифовальный станок. А это значило, что теперь он может обрабатывать стекло и хрусталь в большом количестве и высоком качестве! Золушка потихоньку становилась принцессой!
20
Но: дабы не разозлить богемских земляков своим успехом, Сваровски для запуска массового производства перебрался в крошечный тирольский городок с населением 800 человек — Ваттенс. Давайте и мы туда прокатимся.
Первый автобус — шаттл от железнодорожного вокзала Инсбрука отправляется в 8 — 50. По городу он делает несколько остановок, в том числе у музея — магазина Сваровски в Старом городе. Вот расписание шаттла:
1
Погода рыдала проливным слезами, пять туристов в автобусе уныло смотрели в окно и тихо радовались, что едут в хрустальную сказку, расположенную под землей, в тепле и сухости. Поездка занимает 20 — 25 минут, стоимость экскурсии — 19 евро за билет в музей и 9. 5 евро за шаттл в оба конца. По туристической карте INNSBRUCK CARD — даром. Аттракцион (правильное название Swarovski Kristallwelten) начинает работать с 9.00 до 19.30 (летом до 22.00).
И еще одна практическая подсказка: неорганизованному безухеру можно подключиться к бесплатной точке WLAN «сrystalworlds», где доступна любая экспозиция музея по адресу: www.kristallwelten.comvisit.
Хрустальный мир расположен в прекрасном саду!
14
Понимаю, что данная фотография ни разу не возбуждает желания прогуляться, но поверьте, даже в такую мерзопакостную погоду — воздух там упоительный!
В центре парка — облака из кристаллов, я с трудом рассмотрела хрустальные камушки в утренней мгле, хотя живо представила, как красиво они смотрятся при ярком солнечном свете! Говорят, на хрустальное облако было потрачено более 600 тысяч кристаллов разных размеров!
18
Здесь же рядом — Игровая Башня — самая высокая в мире игровая площадка в закрытом помещении.
4
Вообще, судя по написанному в буклете, на территории музея спокойно могли бы разместиться 10 футбольных полей, а в саду высажено 73 тысячи луковиц различных цветов.
9
8
Абсолютно все 73 тысячи глухо сидели в недрах и ни единого цветика миру не являли.
Пока я предавалась размышлизму «по кой-хрен я езжу в Европу в марте? «, на пути неожиданно возникла скульптура нахально — сексуального козла.
11
«Иди уж, матушка, внутрь, ничего тут интересного, кроме меня не высмотришь, а время потеряешь!, — доверительно проблеял сатир, — Зеленый Великан тебе в гиды». Я послушно поплелась взглянуть в хрустальные глаза этого Великана и удивилась их поразительно живому зеленому блеску, глаза реально следили за перемещением вокруг своей поросшей травой головы. Изо рта шумно изливалась кристально чистая вода, погружаясь в недра рукотворного озера, а люди на этом фоне казались мелкими букашками, заискивающе улыбающимися зеленому Троллю, охраняющему свои несметные богатства.
13
Давайте и мы пройдем в подземное царство Сваровски, которое было создано в честь 100 — летия создания фирмы в 1995 году. Родственники гения решили не поражать публику гулянкой, салютом и раздачей пряников, а вполне разумно постановили на семейном совете создать праздник австрийскому туристу, тем самым ежедневно воскрешая в человеческой памяти творческую жизнь и трудовые подвиги Сваровски.
Огромная подземная пещера таит в себе самый настоящий лабиринт из множества комнат, соединенных между собой лестницами и узкими проходами. Здесь нет окон. Здесь царствует свет хрусталя. Ты словно попадаешь абсолютно в другую реальность, я и «Твин Пикс» там вспомнила, и «Матрицу»… Все внимание сосредоточено на тонких вибрациях света и звука, ты погружаешься в атмосферу кристалла, и через какое-то время ощущаешь себя одной из его многочисленных граней, мелкой крошкой этой интерактивной хрустальной Вселенной.
Магия начинается с Синего зала, где собраны настоящие сокровища: самый большой и самый маленький из хрустальных кристаллов Сваровски, вошедшие в Книгу рекордов Гиннесса. Вес гиганта — 310 000 карат, 62 килограмма, диаметр 40 см, у него даже есть имя — Центенар. Сто граней отливают россыпью голубых огней, обещая рассказать какую-то тайну, а самый маленький кристалл — меньше одного миллиметра (0.8) — можно рассмотреть только под микроскопом.
6
Легко узнаваемые часы Сальвадора Дали, сделанные из хрусталя:
24
Синие стены и красный потолок создают удивительно уютную пещерную атмосферу, где можно услышать цокот копыт и увидеть великолепно украшенного коня индийского магараджи, на самом деле сбруя любимого коня была из самых настоящих алмазов:
17
Некоторые туристы надолго «зависают» у хрустальной стены высотой 11, а длиной аж 42 метра, на облицовку которой было потрачено 12 тонн кристаллов!
6
Эта стена укажет путь к другим тайнам мира чудес. Сразу за ней вы увидитн дверь, ведущую в Механический театр, созданный Джимом Вайтингом, незаурядным художником и режиссером, обреченным болезнью плохо двигаться. Я всегда знала, что здоровый и физически полноценный человек редко задумается о том, как совершает движение его рука или нога. Пока все шевелится, ему и в голову не придет задуматься о каких-то механизмах. Человек в коляске или корсете считает движение — главным смыслом и основным достижением человечества, поэтому нездоровый с рождения Джим создал этот театр Движения. Здесь царит хаос: самстоятельно раскладываются на «ходящие» части манекены, неистово танцуют половинки мужских тел, вихрем кружится обеденный стол с двумя геями, Господи, прости, под потолком летают рубашки… Кто-то сравнил Музей Сваровски с Музеем Дали, в этом зале, пожалуй, сходство их максимальное.
8
8
3
После безумия Механического театра приятно оказаться в царстве света и зеркальных граней Кристального Собора. Вам хотелось каогда-либо оказаться внутри бриллианта, хоть и искусственного? Удивительное ощущение! Ведь вы можете одновременно посмотреться в 595 зеркал! А если они еще и меняют цвет? Бывших скрипачей не бывает! Сваровский требовал от камня, что бы он «звучал». Музыка хрустальной бездны! Отродясь такого не видела за все свои 20 лет и 30 зим.
14
13
13
Далее мы погружаемся в зимнюю сказку Silent Light. Зима для Сваровски и его потомков — любимое время года. По всему миру фанаты и просто богатые люди имеют честь заказать Рождественскую елку от Сваровски.
9
А безумные коллекционеры, которых насчитывается не менее 500 тысяч, «ломают ноги» в поисках новой хрустальной фигурки — новогоднего фетиша. Маркетологи Сваровски придали своему «зоопарку» статус «коллекционного», поэтому после выпуска очередной овцы или черепашки эскизы и все инструменты, использованные для производства фигурки, безжалостно уничтожаются. Цены на них у коллекционеров могут доходить до безумных нулей.
11
И это уже вековая традиция — на рождественские праздники выпускать новогоднюю коллекцию украшений с новогодней тематикой.
16
Надо заметить, что коллекция началась с безобидной мышки, которую смастерили из ненужных подвесок для люстры, а вскоре эта мышка уже стала логотипом компании. Со временем мышь отправили на пенсию, а на ее место встал цветок эдельвейса, которого теперь уже сменил прекрасный ЛЕБЕДЬ, полюбившийся австрийцам больше всего. Видимо, великие произведения Вагнера не только в Баварии, но и в Австрии, оставили светлый след в сознании людей.
16
А дальше мы идем по мосту в каком-то идиллическом и одновременно утопическом ландшафте. Именно в этом зале Into Lattice Sun у меня начало сносить «крышу», видимо, мозг уже отказывался разграничивать фантазию и реальность, и я растворилась в зеркальном мире, перестав что-либо соображать и оценивать.
21
В этой люстре — четверть миллионов кристаллов, а впрочем, какая разница… Это просто красиво…
14
16
Свой бизнес Сваровски считал законным, и поэтому никогда не скрывал сам факт имитации. Он поставил на поток светский блеск и престиж, подарив возможность каждому человеку видеть и покупать эту красоту. Говорят, что настоящий природный бриллиант сам выбирает, на чьем пальце ему красоваться, стразы и хрустальные украшения от Сваровски дали право человеку, даже не богатому, украсить руку своей возлюбленной по желанию человека, а не алмаза.
На стенах музея можно почитать и хрустальные мысли великих людей. Дизайнер по стеклу Поль Сидо создал целую стеклянно — поэтическую библиотеку.
3
Здесь, например, строка из «Вина любви» Чарльза Бодлера
Очередной аттракцион в Музее Сваровски — Ледяной коридор. Идете вы себе красиво по лабиринту, расслабились, мечтать начали, наконец, о чем-нибудь бесшабашном, и вдруг — под ногами треск и грохот! Вау, смотришь вниз, а под тобой какие-то рисунки расползаются и звук такой, словно ты раздавил хрустального бегемота! Я шла одна, но представляю, если много людей по этой чудо — дорожке пойдет, составленной из 440 граней, и каждая из них выдаст звук-цвет-форму на каждый человечий шаг, что это будет за какофония!
8
«Оставьте свой след» — так призывают туристов заглянуть в десятиметровый Ледяной коридор. Если что, вот эту груду какашек я после себя оставила… Надеюсь, кто-нибудь непременно сотрет.
А далее в нашем лабиринте чудес — созданная бельгийцами к 120 летию фирмы Сваровски Studio Job Wunderkammer.
16
Отделка этого тематического парка — не только кристаллы, но и металл, дерево, позолота, ручная роспись. Получилось очень нарядно. Тысячи фрагментов нашей жизни, здесь есть, о чем подумать и на что посмотреть.
5
Собор Василия Блаженного и Статуя Свободы, Биг-Бен и Наполеон, замок Нойшванштайн и великолепный Давид, чего только нет в комнате чудес. Бельгийцы не могли оставить без внимания и своё чудо — железнодорожный вокзал в Антверпене. Здесь кипит жизнь, здесь все находится в движении.
7
Следующий зал — это модерн. Помнится, не так давно, в альбоме о Зальцбурге я зарекалась это слово не упоминать и в такие места не заходить. Но: у меня есть «любимчик», он пока один в моем персональном рейтинге модерновых скульпторов и его имя — Арик Леви. Красивый и умный мужчина, король дизайна, как о нем пишут СМИ, израильтянин, творящий в Париже, победитель многих и многих мировых выставок, работающий для самых крутых заказчиков. Где-то когда-то мне на глаза попалось интервью с Леви, и он там так мудро говорил, что имя невольно осталось в памяти. И вот, здассьте! Transparent Opacity — Непрозрачная прозрачность, Сваровски заказали интерактивную композицию именно Леви, зная, что его любимая тема — «Растущие камни», ROCK GROWTH.
8
6
— " Я израильтянин и с детства умею превращать трудности в удовольствия и разочарования — в развлечения. Есть разница — быть евреем или израильтянином: в последнем случае жизнь заставила тебя пройти армию и парочку войн. Чтобы выжить, учишься быть изобретательным и оптимистичным. «. А еще он говорит " Я думаю сердцем, а чувствую мозгом»… И еще: " Я работаю, как ученый, меня интересует ДНК вещи…" Круто, правда?
Еще два модерновых дизайнера Фредриксон и Сталлард создали для музея Сваровски Райский хрустальный лес — EDEN. Он расположен сразу за водопадом.
6
В каждом дереве есть «сердце», которое поддерживает цветомузыкальную мозаику и создает ощущение нереальности происходящего. На верхушках деревьев — гигантсткие разноцветные хрустальные кроны. Хочется в этом лесу заблудиться, чесслово. Наверное, авторы думали о том, как прославить жизнь, как связать природу человека и природу, как таковую, как в созданном райском лесу сказать себе «стоп», ощутив момент истины, пытаясь ухватить ускользающую мысль о величии жизни. Вобщем, отличное место для медитации, не торопитесь уходить оттуда, правильная мысль обязательно вас отыщет.
12
12
Ну, а дальше, как в настоящем лесу: чем дальше, тем страшнее, ой, интереснее.
Та-та-та-та!!! Русские идут! Да не просто русские, а сибиряки! Это — зал FAMOS. Самый скандально известный дуэт Мизин — Шабуров «Синие носы», возбудители спокойствия и «больная мозоль» нашего Министерства Культуры, создали прикольные видеосюжеты для хрустальных архитектурных шедевров мира. Их в лаборатории Сваровски создали четыре: Тадж — Махал, Эмпайр — Стейт- Билдинг, наш Мавзолей и Пирамиду Хеопса. Причем, создали талантливо и тонко, из огромного количества кристаллов. Пирамида Хеопса, например, весит 105 кило! А на американскую вышку потребовалось 386 кристаллов. Каждую деталь шлифовали 10 — 15 недель!!!
2
11
6
10
Внутрь зданий вмонтировали экраны, на которых транслируются видеофильмы «Синих носов»: в Мавзолее лежит пьяный Ленин в окружении пустых бутылок, В Эмпайре чудит Кинг — Конг, в Тадж — Махале — восточные красавицы из «Тысячи и одной ночи» бьются в эротическом экстазе, а в пирамиде дурацкая мумия душит археолога. Вобщем, приходите — ухохочетесь…
А дальше — всех прошу на гипноз! Вы садитесь перед экраном, который называется «55 миллионов кристаллов», а там — просто какой-то сложный цветной символ их хрустальной матрицы, в который, чем больше всматриваешься, тем глубже погружаешься в водоворот окружающей все это необычной музыки. Что это за звуки, способные погрузить за 3 минуты в гипнотический сон, я тогда не знала. Уже позднее пришлось почитать о музыкальном гении Брайана Эно. Его сравнивают с кочаном капусты, под каждым листом которого новые горизонты и новая свежая хрустящая тайна. Адепт глэм — рока, продюсер многих и многих музыкантов, в том числе «Звуков Му», друг нашего БГ и «ихнего» Дэвида Боуи, находясь на больничной койке после ДТП придумал новую музыку — эмбиент. Забыла сказать, что он же — автор трехсекундного трека — к запуску Windows 95, причем, он написал 84 разных вариантов. Эмбиент, как говорит само название, ОБВОЛАКИВАЮЩИЙ. Именно! Вот в чем весь секрет, ты обволакиваешься каким-то неземными звуками, напоминающими и уличный шум, и пение птиц, и рев двигателей, и какую-то электронную тарабарщину, а потом, дрысь — а на экране — уже произошла трансформация символа во что-то другое. Не знаю. как облечь все это в слова, но послушать хоть раз стоит…
1 из 3
4
Расскажу теперь о моем любимом зале, не знаю как он называется, кажется, продолжением FAMOS, но это не важно. Вы заходите в о чередной лабиринт, который состоит из 48 конструкций из стекла и зеркал. Неправильная форма и преломляющиеся со всех сторон грани под психоделическую музыку транслируют вам… даже не знаю, как сказать, все знания и опыт, который накопило человечество.
8
Их так много, и они так часто сменяют друг друга, что создается ощущение полнейшего хаоса. И в голове, и в мире, что, собственно, и происходит на самом деле. Я по роду деятельности немного знакома с хаосом, творящимся в украшенных Сваровски головках перименопраузальных дам (у менопаузальных как- то все более-менее становится логичным и стройным), да я сама в хаосе пребываю, поэтому так и полюбилась мне эта свалка «огрызков мыслей». Но как интересно! Посмотрите, сколько сюжетных зигзагов!
1 из 18
1
Ну и, наконец, еще один красивый зал, где на полу валяются медузы, принятые мной сначала за бюстгалтеры эквилибристок цирка, а на потолке лес настоящих деревьев, внутри которых размещеные всякие инсталляции.
14
12
ВСЁ! Экскурсия окончена! Не знаю, как можно передать фотографиями метаморфозы цвета и света, необычную музыку, мерцание кристаллов, немыслимые превращения камней, но мне показалось, что даже те, кто не любит изделия от Сваровски, будут немало удивлены масштабом и яркостью этого проекта. В истории компании немало фактов, о которых я и не слышала. Оказывается от Сваровски есть микроскопы, бинокли, телескопы и куча всяких режущих инструментов. Сваровски занимается огранкой не только искусственных кристаллов, но и натуральных камней — топазов, сапфиров, рубинов, аметистов. Более 80% мирового рынка кристаллов — это от Сваровски (более 20 млрд кристаллов в год). И многое- многое другое.
Любая девочка любого возраста не откажется от украшения, если только она настоящая девочка.
11
А у кого после посещения музея не возникнет мысли купить себе что-то на память? Добро пожаловать в самый большой в мире магазин Сваровски! Посмотрите на плакат слева: Гешенк должен хорошо блестеть!
10
Пока глаза привыкают к блеску и роскоши гешенков, можно посмотреть на те раритеты, которые были созданы для великих мира сего и выставлена нам на обозрение. Не секрет, что и Марлен Дитрих, и Майкл Джексон, и Шанель, и Тина Тернер, и Кристиан Диор, и Ив Сен Лоран, и многие-многие сегодняшние мировые звезды почтут за честь одеть на себя новую коллекционную вещь от Сваровски.
1 из 10
9
Что касается подарков, то непременно этот милый дракоша найдет себе хозяина, хоть и стоит он почти 18 тысяч евро. Здесь есть милейшие вещицы на любой вкус и кошелек.
1 из 5
8
Что касается похода в магазин, то, честно говоря, я бы многое хотела там купить, но только в подарок. А себе я выбрала на память полюбившегося Зеленого Великана, пусть он теперь почивает на ключах от моей квартиры и зорко бдит, охраняя мои несметные сокровища!