После поргулки по Большой Никитской, Брюсову переулку, Манежной площади мы идем по Крымскому мосту.
После поргулки по Большой Никитской, Брюсову переулку, Манежной площади мы идем по Крымскому мосту.
Крымский мост.
построен в ходе сталинской реконструкции города и открыт 1 мая 1938 г.; в то время входил в первую шестёрку мостов Европы по длине речного пролёта — 168 метров. У моста три пролёта; его длина — 688 м, ширина 38,5 м.
Раньше на его месте находился деревянный Никольский мост.
С моста открывается вид на «Третьяковскую галерею», так по крайнем мере гласит надпись на здании. По началу я озадачился. Неужели это и есть знаменитая художественная галерея?
Что-то вид не сильно презентабельный и какой-то слишком современный.
Вот ведь я, дремучий провинциал! Оказалось, что это только филиал всемирно знаменитой галереи. Тут экспонируются образцы современного художественного искусства.
На площади перед музеем так называемый «Музеон».
В этом месте собраны низвергнутые памятники нашего недавнего советского прошлого.
В парке искусств расположено более 700 скульптур. Памятники советского периода были созданы известными скульпторами Е. В. Вучетичем, В. И. Мухиной, С. Д. Меркуровым и другими. Имеется также множество скульптур современных авторов.
Считаю идею с созданием «Музеона» очень правильным решением.
Раз уж у нас «хватило ума» вначале лихих 90-х посносить кучу памятников, то всё равно нашлись умные люди и не сдали память на металлолом, а собрали их все здесь.
Мои ближайшие родственники никогда во времена СССР в партии не состояли, пострадали от коллективизации в 30-х, но несмотря на это я для себя считаю низким, неправильным воевать теперь с бюстами и мстить безответным памятникам.
В конце-концов хоть это и не лучшие страницы истории моей страны, но это тоже наша история!
Плохая, хорошая, но наша!
«И всё — таки она наша, наша Раша!»
В конце-концов можно относиться отрицательно к мумии лежащей в Мавзолее и костерить «проклятых» сталинистов, но надо оставаться прежде всего людьми и уважать память и мнение наших пенсионеров. Уж последние-то точно против сноса таких памятников.
Кроме того наше советское прошлое — это не только репрессии, кровь, разрушение, коллективизация. Это ещё и счастливое время оттепели конца 50-х, шестидесятников, сытых и спойных 70-х, интереснейших 80-х. Считаю, что в эти годы простые люди жили счастливо, спокойно, с уверенностью в завтрашнем дне.
И мы были тогда к друг-другу………добрее.
Это было самое счастливое время за всю историю существования государства, для большинства простых жителей страны. Это время моего счастливого пионерского детства.
Хоть мы и не могли посещать дальние страны и писать о них на «ТУРИСТЕРЕ».
И уж втройне смешно читать одобрительные реплики по поводу сноса памятников советского периода именно от бывших членов партии. Мне это напоминает бессмертное произведение Чехова «Хамелеон».
Вот в одной из бывших союзных республик сейчас активно борются с безответными памятниками «проклятого тоталитарного советского прошлого».
И что? Лучше жить там стали?
Нет, скорее наоборот.
Как будто других проблем там нет кроме сносов памятников и переименования городов. Первоочередная государственная задача. А ведь когда-то была страна действительно с республиками-сёстрами и со справедливым государственным устройством на основе взаимного уважения и сохранения элементов национальных культурных особенностей.
Но я отвлёкся. И тут Остапа понесло……
Между тем нам не хотелось любоваться новейшим искусством в филиале Третьяковки, а хотелось скорее побывать в знаменитом в недавнем нашем общем прошлом парке имени Горького.
Вот и вход туда. Видимо, остался таким с советских времен.
Сталинский ампир.
Основан 12 августа 1928 года. Имя М. Горького присвоено парку в 1932 году. Главным архитектором ЦПКиО, осуществившим в конце 1920-х годов планировку партера парка — от входа до Нескучного сада, был архитектор-авангардист К. С. Мельников. Сегодня Нескучный сад, Воробьёвы горы и Музеон являются частью ЦПКиО имени М. Горького, общая территория парка составляет 219,7 Га.
Парк культуры всегда точно отражал дух времени. И в конце XX века, на смену спортивному задору советских времён, пришло коммерческое настроение постперестроечной России. В Парке появились аттракционы, палатки, маленькие кафе-шашлычные, территория заполнилась рекламными конструкциями, вход стал платным. Тем не менее, парк по-прежнему любили — за тенистые аллеи, славные традиции проводить концерты и заливать зимой каток, за возможность подышать воздухом в центре суетной Москвы.
Кстати, сейчас вход в парк совершенно бесплатный и это правильно.
За бесплатный вход в парк ещё летом 2010 года начало бороться Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль», и хотя Замоскворецкий районный суд города Москвы отказал в удовлетворении исковых требований (кто бы сомневался, да здравствует наш суд, самый гуманный суд в мире), это послужило толчком к началу преобразований, о начале которых представителями ответчика было заявлено ещё во время процесса
Срузу при входе в парк встречаем вот такие соревнования.
Смотрите какие чудеса делают ребята!
Мотоциклисты приехали с разных городов страны.
Мне даже стало страшно за ребят, такие головокружительные пируэты.
А ведь сегодня достаточно ветрено и некомфортно для выступлений.
Но не отказываться же из-за капризов природы от любимого вида спорта.
Ребята так ждали этого дня. Возможности посмотреть на других, показать себя.
Молодецкую удаль……
Дальше располагается целый парк автомобилей недавнего советского прошлого.
Трудяга «ГАЗ-69». Ещё помните такой?
советский автомобиль повышенной проходимости. Производился с 1952 по 1972 год (в Румынии — до 1975 года).
А ещё мне понравилось что можно понажимать педали, покрутить «баранку», подвигать рычагом коробки.
Ну что сказать?
Это Вам не современные авто с автоматом, гидоусилителем….
Очень всё неловко, неудобно.
Даже руль тонкий и супернеудобно с таким управлением несколько часов по ямам рулить.
Не позавидуешь водителям прошлых десятилетий.
Прекрасный вид через реку на Петра Великого творения Церетели.
Памятник М. Горькому. На лужайке прямо Европа какая-то.
В парке снимался эпизод фильма «Бриллиантовая рука», когда Горбунков теряет дар речи, встретившись на ступеньках туалета с мрачным типом с медальоном в виде черепа на груди, снимали этот эпизод в подземном туалете, который расположен у входа в ЦПКиО имени Горького, со стороны Ленинского проспекта.
Читал несколько лет назад, что в парке царит дух разорения и запустения.
Как видите сегодняшняя ситуация в знаменитом парке кардинально поменялась в лучшую сторону.
Вообще, мы в паке Горького впервые в жизни и тут нам, в общем, понравилось.
Центральный вход со стороны парка.
В парке в своё время открыта первая в стране детская железная дорога.
Центральный партер и планировка вокруг Голицынского пруда оформлены в 1937–1938 годах по проекту архитектора В. И. Долганова; он же в соавторстве с К. И. Павловой разработал в 1954 году Генеральный план развития парка
Ротонда и вид на Андреевский мост.
Тут же памятник «Маяк — водолаз», который светит из шлема в темное время суток.
Этот необычный проект ещё в 1937 году задумала Вера Мухина, но осуществить его не удалось. Современный художник Леонид Тишков решил воплотить её план в жизнь и создал арт-объект, посвящённый водолазам.
Вера Мухина задумала создать необычную статую водолаза огромного размера после успеха монумента «Рабочий и колхозница».
«Около Балаклавы есть место, где требуется маяк. Я хочу сделать этот маяк в виде водолаза, вышиной в cорок метров. Неяркий блеск стали будет ассоциироваться с блеском мокрой от воды одежды. Серебряный гигант станет посылать спасательные лучи в море», — писала она начальнику ЭПРОН (Экспедиции подводных работ особого назначения) Фотию Крылову.
Источник:
Вид на противоположный берег Москвы — реки, на Фрунзенскую Набережную.
Там расположено Министерство Обороны. Снято с максимальным приближением, насколько хватает мощи моей мыльнице.
Здесь наше всё. Не будет армии и МО — не будет России, Сибири, нефти, денег, возможности путешествовать и смотреть мир, и писать на «Туристере» рассказы об этих путешествиях.
Вид на Крымский мост и Храм Христа Спасителя, по которому мы прошли не так давно.
Приближаемся к Андреевскому (Пушкинскому) пешеходному мосту.
Кстати, если Вы хотите поплавать по Москве-реке на кораблике в любое время года, если конечно река в этот момент не скована льдом, что в условиях современных игрушечных зим немыслимо, то этот причал у парка Горького единственное место где такое возможно круглогодично.
Но у нас сейчас не тот формат путешествия. По Москве — реке мы ещё накатаемся.
Построен в 1999 году с использованием конструкций старого Андреевского моста, построенного в 1905–1907 годах по проекту инженеров Л. Д. Проскурякова, П. Я. Каменцева и архитектора А. Н. Померанцева и являющегося памятником архитектуры и инженерного искусства.
Главная арка пешеходного моста, массой около 1500 тонн, была перемещена на нынешнее место тремя баржами в 1999 году. Весь комплекс работ занял 11 месяцев, судоходство по реке было перекрыто на восемь с половиной суток, а собственно буксировка проводилась 22 мая 1999 года и заняла полтора часа.
Сейчас на главной арке сидят экстремальщики, хотел подняться туда-же, но любимая меня урезонила.
Несолидно и небезопасно.
Так как русло реки на новом месте шире, чем в Лужниках, то со стороны Фрунзенской набережной арка опирается не на шарнир береговой опоры, а на выносную русловую опору; между шарниром арки и берегом — два железобетонных балочных пролёта по 25 м, декорированные фальшсводами.
В связи с тем что при строительстве Пушкинского пешеходного моста использовали конструкцию старого Андреевского железнодорожного моста, а именно — его главную арку, на входе на мост со стороны Пушкинской набережной (Нескучного сада) сохранена табличка с краткой историей Андреевского моста, поэтому Пушкинский мост нередко называют Андреевским. Более того, на большинстве карт г. Москвы мост обозначен именно как Андреевский.
Вид с Андреевского моста.
Между тем мы на противоположном берегу реки, на Фрунзенской набережной.
Застройка набережной, за исключением нескольких зданий, до середины 1930-х годов оставалась одноэтажной. В 1923–1936 годах по набережной следовал трамвай.
В 1933 году на набережной открыта Всесоюзная строительная выставка. Во второй половине 1930-х годов на набережной построили несколько многоэтажных жилых домов, в том числе комплекс жилых зданий, повторяющий построенные незадолго до того по проекту архитектора А. Г. Мордвинова на Большой Калужской улице (ныне в составе Ленинского проспекта).
В 1936–1937 годах берега реки облицевали гранитом.
Строительство Хамовнических казарм началось в 1807 г. по проекту Л. И. Руска на территории Хамовнической полотняной мануфактуры И. П. Тамеса. Мануфактура была основана еще Петром I в. начале XVIII века на месте конфискованных у опальных Лопухиных владений, благо в ткацких Хамовников мастеров было предостаточно.
Пожарная каланча Хамовнического полицейского дома включена в ансамбль Хамовнических казарм. Возведенная в 1813 г. для пожарной дозорной службы на месте конюшен и служб, она дважды перестраивалась. В первой половине XX в. верхняя деревянная шатровая часть здания была утрачена.
Ремонтно-реставрационные работы проведены в 2011–14 годах.
Между тем, двигаясь вдоль Комсомольского проспекта (район Хамовники) мы с Вами приближаемся к красивейшей церкви Святителя Николая.
Купола церкви видны издалека, как ориентир.
Построена в слободе хамовников (то есть царских ткачей) в 1682 году.
Первое упоминание о деревянной церкви встречается в 1625 году, в 1657 году он уже каменный.
В 1677 году он уже назван полным именем «Николая Чудотворца у митрополичьих конюшен».
Ныне существующая церковь постройки 1682 года стоит несколько в стороне от первоначального месторасположения.
Во время оккупации французами в 1812 году был частично разрушен интерьер здания, но он был восстановлен в 1849 году.
Настенная роспись появилась в 1845 году. Хотя это не приветствуется в наших храмах, но фото я потихоньку сделал.
Главной святыней храма является икона Божией Матери «Споручница грешных».
Живописные ворота и ограда появились в начале 19 века.
Храм трижды реставрировался в 1896, 1949 (это при Сталине-то!!!) и в 1972 годах.
Интересно, что храм не закрывался никогда, даже во времена воинствующего атеизма!
Интересная необычная судьба у этого красивейшего храма.
В 1992 году на колокольню был поднят колокол весом 108 пудов (1728 килограммов).
Среди известных прихожан граф Лев Николаевич Толстой, проживающий неподалёку и упоминающий храм в своих произведениях, знаменитый своим своеобразным отношением к религии, православию. Которого за это отношение в своё время даже отлучили от церкви.
Впрочем, о Толстом и его странной вере напишу в последующей заметке, посвящённой посещению Ясной Поляны и Тулы, что мы совершили через пару дней.
А пока это всё о парке Горького и окрестностях оного.
Продолжение следует…