В своей заключительной части цикла о Святой земле я хочу подробнее рассказать о Храме Гроба Господня (или Храме Воскресения Христова, его так тоже называют) и Храме Гроба Божией Матери.
Начну с Храма Гроба Господня.
В своей заключительной части цикла о Святой земле я хочу подробнее рассказать о Храме Гроба Господня (или Храме Воскресения Христова, его так тоже называют) и Храме Гроба Божией Матери.
Начну с Храма Гроба Господня.
И сразу же привлеку ваше внимание к деревянной лестнице на втором этаже этого Храма. Посмотрите на фото.
Ну, лестница и лестница, скажете вы. Но нет, непростая эта лестница...
Ее называют "Недвижимая лестница". Она стоит на карнизе, принадлежащем Греческой православной церкви, а приставлена к окну, которое принадлежит Армянской апостольской церкви.
Грустно, но эта деревянная лестница - своего рода символ межконфессиональных разногласий в христианстве.
Когда она на месте, означает "не двигать, не ремонтировать, не изменять ничего в храме". Без согласия всех 6-ти христианских конфессий, владеющих Храмом Гроба Господня.
Слава Богу, что договорились, наконец, и прошел совсем недавно ремонт кувуклии (часовни) с Гробом Господнем! Ведь плиту на Гробе не подымали 450 лет и не укрепляли скалу там, и ремонт в Храме Гроба Господня не проводился 200 лет!
Но я продолжу свой рассказ о Храме Гроба Господня.
Он включает в себя 40 строений, которые объединились под одной крышей. Вы только подумайте, как это здание огромно! Его строили в византийские времена свв. Елены и Константина, тогда он был еще больше.
В него входили и место обретения св. Еленой Животворящего Креста, и Голгофа, и сам Гроб Господень. Храм был построен в 325-м, а освящен в 335-м году и церковные службы в нем велись до 614-го года, до прихода персов.
Захватчики нанесли вред храму, но его быстро восстановили потом. В 637-м пришли другие захватчики в Иерусалим (Омар — ибн-Хаттаб со своим войском), но церковное здание устояло. Храм Гроба Господня не пострадал.
В европейские же страны постоянно шли из Иерусалима слухи противоположные, что арабы рушат все. Это было плохо. Это заставляло католиков думать о крестовых походах сюда, на Святые земли.
Когда крестоносцы завоевали эти земли, они и захватили большие наделы земли там. Стали строить свои католические монастыри, церкви, часовни.
В здании Храма Гроба Господня есть тоже католическая церковь. И греческая православная,
и христианские церкви — армянская, сирийская, эфиопская, коптская. Все они — под одной крышей одного огромного здания, в середине которого стоит кувуклия (часовня) Гроба Господня. Надо сказать, что мы видим сейчас, — это только часть того византийского храма, но и она просто огромнейшая.
У каждой из мною перечисленных здесь церквей есть там свои приделы и часы молитв, литургии на Гробе Господнем. Христианские литургии идут там так: в 1 ночи на Гробе служат православные, затем в 4 утра начинается христианская церковная служба апостольской церкви армян, моление для католиков на Гробе Господнем отведено с 6 утра до 9 утра. Все эти церкви объединяет Гроб Господень, на котором они все служат.
Теперь расскажу о самой кувуклии и Гробе Господнем.
Когда я была там, кувуклия выглядела так
После землетрясений (1837-й, 1927-й),а потом еще и в 1967-м во время Шестидневной войны израильский снаряд попал в купол кувуклии. Oна сильно пострадала. Но христианские конфессии никак не могли договориться, как будут делать ремонт кувуклии и кто возьмет на себя такую ответственную и большую работу. Договаривались, договаривались да так и не договорились.
Скрепили кувуклию специальными металлическими огромными скрепами — обручами после землетрясения во времена британского владычества и все. Такой я ее и увидела.
Недавно прошел здесь ремонт. Деньги на ремонт дали все 6 конфессий, делящих между собой Храм Гроба Господня. Даже иорданский король Абдалла внес деньги на ремонт. Русские паломники и Россия тоже внесли свою лепту, как всегда, со времен Царской России. Ремонтные работы обошлись в несколько млн. долларов.
200 лет не было здесь ремонта. А мраморную плиту с Гроба не снимали 450 лет. Эту плиту положили для защиты камня.
При ремонте кувуклию очистили от наслоившейся многовековой копоти. С ложа Христа снимали розовую мраморную плиту,
Кстати, теперь там можно через маленькое оконце напротив погребального ложа Иисусова увидеть эту скалу, в которой когда-то Иосиф Аримафейский вырубил гробницу для себя, но потом отдал ее для погребения Иисуса Христа.
Саму пещеру Гроба Господня во время ремонта расширили насколько можно было расширить. Почему ее расширили?
Еще в приснопамятные времена эту скалу обрезали, обтесали и возвели ее под кувуклию. Но даже в 11 веке вход в нее был такой низкий, что люди могли только ползком вползать ко Гробу Христа на коленях.
Когда сейчас туристы, да и некоторые паломники смотрят на теперешнюю кувуклию
то не могут понять, что общего у Иосифова вырубленного в скале погребального ложа, о котором говорится в Новом Заветe, и погребального ложа теперешнего, покрытого розовыми мраморными плитами. Это то же самое место, только оно обустроено и благоустроено.
Православный греческий храм Воскресения находится прямо напротив кувуклии с Гробом Господнем.
Позади кувуклии — придел коптов и сириян. Апостольская армянская церковь находится слева от кувуклии. Католическая церковь расположилась справа от кувуклии, сразу после греческой православной церкви. Так эти все христианские церкви и стоят там по кругу, а в середине — кувуклия (часовня) с Гробом Господним.
Православные совершают литургию внутри кувуклии на Гробе, а начинают ее в своей церкви и причащают людей тоже в своей церкви из нескольких Чаш. Православная литургия заканчивается в 3 часа утра. Верующие уносят с собой с Гроба Господня опаленные пучки свеч. По 33 в каждом пучке. Их зажигают от Благодатного Огня и тут же их гасят.
На всенощные службы ко Гробу Господню я ездила несчетное количество раз за 2 месяца моего пребывания в Иерусалиме. Мы с монахинями Елеонского монастыря выезжали после 12 ночи, вызывая такси, а возвращались в начале 4-го утра.
Я тут выше писала, что литургии в греческой православной церкви на Гробе Господнем начинаются в 1 ночи и идут до 3-х утра. Расписание православных литургий можно узнать отдельно. Там много служб. В разные дни и в разное время.
Несколько раз Господь сподобил меня причаститься прямо у Гроба Господня, у кувуклии. После исповеди и причастия на душе становится как-то легче, просторнее, нетесно. Надо очень хорошо чувствовать и знать, что на все — Воля Божия. И еще очень хорошо сказал Феофан Затворник — «будем постоянно помнить, что носим в себе Господа и тогда совесть наша не допустит ничего, что сможет Его оскорбить».
Хранители Гроба Господня — греки-монахи Святогробского братства (Иерусалимский Патриархат).
Тут хочу сказать, что в Храме Воскресения Христова есть греческая канцелярия. Из нее можно пройти в ризницу. Там хранится крест с частицей Животворящего Древа, на котором был распят Христос. Там же — много частиц мощей святых. Реликварий — самое большое в мире хранилище чудотворных святых мощей. Многие люди просто об этом не знают.
Если пройти дальше и зайти за кувуклию (там прямо улочки во Храме, можно сказать), повернув направо, потом спуститься вниз, то можно прийти к месту обретения св. Еленой Животворящего Креста.
Поднявшись наверх, пройти немного до места, где была вот такая икона Божией Матери «Скорбящая» (На фото - моя икона-открытка)
Она была в приделе св. жен-мироносиц. Там было три иконы. Одна из них — Богородичная, «Скорбящая». Слышала, сейчас ее нет там. Сейчас эта икона находится в Реликварии.
Икона была в левом дальнем углу Храма Гроба Господня, в приделе. Когда я была возле нее, уже видела, что сохранилась только верхняя часть изображения — лик Богородицы. Глаза ее были опущены и скрыты под веками.
Письмо — очень темное, еле различимое. Говорили, что в течение долгого времени икону посещали редко. К ней заходили местные арабы-христиане, молились, ставили свечи.
Благодатное событие произошло с этой иконой в 1986-м году, за неделю до Пасхи.
Один полицейский араб-мусульманин, совершал обычный обход огромного храма. Заглянул он и в придел св. жен-мироносиц и, испуганный, прибежал к алтарю греческого храма Воскресения, где в это время шло богослужение.
Полицейский стал взволнованно объяснять священникам и монахам, что все вокруг образа Богородицы сияет, а сама икона выглядит как живая, открывает глаза и плачет. Конечно, все вскоре были у иконы.
Действительно, лик ее обновился. С тех пор многие видели ее открывающей глаза, а многие плачущей. На следующий день Патриарх Иерусалимский и Всея Палестины отслужил молебен возле чудного образа.
Там всегда горело много-много свечей...
Продолжу рассказывать о Храме Вознесения Христова.
При входе в сам Храм Гроба Господня справа — Голгофа,
а если пройти прямо — Камень Помазания.
Слева от Камня — обозначенное место, где стояла Богородица в момент распятия своего Сына. Об этом тоже обычно не знают, об этом месте Богородицы.
Если выйти на улицу, у входа в Храм, слева, есть колонна с трещиной.
По православному преданию, в 16-м веке турки, которые владычествовали в Иерусалиме в то время, не разрешили открыть православному Патриарху Храм перед Cхождением Благодатного Огня. На Пасху.
И Патриарх, и собравшиеся люди в великой скорби стояли у запертых дверей. У Патриарха в руках были свечи. И Благодатный Огонь не сошел, как раньше, на Гробе Господнем, а ударил в эту колонну и зажег свечи, которые держал Патриарх.
С тех пор никто не оспаривает того, что ни к католикам, ни к другим христианским конфессиям, но только к православным, по их молитвам, сходит Благодатный Огонь.
Тут еще важно сказать вот что, с 1192-го года ключи от Храма Вознесения Христова хранятся в арабо - мусульманской семье Джудех. Право же открывать и закрывать двери Храма находится у другой арабской мусульманской семьи, Нусейбе. Эти свои права по хранению ключа от Храма Гроба Господня и право открывать-закрывать Храм передаются веками от отцов к сыновьям в этих двух семьях.
Много сложностей и недоговоренностей во взаимоотношениях между представителями всех христианских конфессий, у которых церкви в Храме Гроба Господня, поэтому, может, оно и лучше, что ключом от Храма владеют мусульмане.
Если честно, я, когда это услышала, была в большом удивлении. Но подумала, раз так решено много веков назад и работает, то, наверное, это правильно.
Еще хочу тут сказать, что когда находишься на площади у Храмa Гроба Господня (когда стоишь лицом к Храму)справа есть маленькая дверь — это вход в коптскую церковь. Она находится на крыше здания Храма Гроба Господня.
Мы там были, но я не фотографировала, кажется, не разрешалось. Так вот, туда можно зайти и посмотреть их иконы. Знаете, они похожи на картины Пиросмани своим примитивизмом, какой-то детскостью, наивностью. Мне они по-своему понравились. Было интересно посмотреть на чужое письмо.
Там же, помню, через коптскую церковь, мы прошли к цистернам св. Елены. Там такое эхо! Советую всем туда обязательно сходить.
Если выйти из коптской церкви снова на площадь перед Храмом и пересечь эту площадь, на другой стороне, напротив, будет церковь св. Иакова.
Не знаю, почему, но эта церковь редко бывает открыта. Нам один раз повезло.
Церковь посвящена cв. Иакову, старшему брату Иисуса Христа (Иаков - сын Иосифа Обручника, земного отца Христа, кто его рaстил). Св. Иаков был первым Иерусалимским епископом.
Надписи все в этой православной церкви - на арабском. Не на греческом. Сказали, что это - арабо-христианская церковь и принадлежит арабскому христианскому обществу.
Думаю все же, что эта церковь в ведении Иерусалимского Патриархата, т.е. греческая, и православные арабы входят туда, в греческую церковь. В подтверждении этого - в церкви можно видеть в разных местах Двуглавого орла - символ Византийской империи.
Очень интересная церковь. Ее стоит посетить и ознакомиться с ее старинными иконами, роскошным старинным алтарем, с чудным убранством церкви.
Говорят только, что она если открывается, то всего на полчаса-час в день, и не каждый день.
Эта церковь как бы вырублена в пещере, имеет два зала, один из которых даже имеет второй этаж.
В церкви есть подземный выход, над ним - небольшой купол, скрывающий этот проход.
Первый зал - это внешний дворик с колодцем Иакова и малым алтарем.
Второй зал очень роскошен, кругом - цветы, свечи, благовония. Во втором зале есть маленькое угловое помещение. Именно там -Богородичная икона руки апостола Луки и икона, не давшая войти в церковь грешнице Марии Египетской, которая в последствии вымолила у Господа отпущение грехов и обрела святость.
Вот колодец св.Иакова
Чудные иконы, но уже наши, православные. И очень старинные.
Одна из них, по преданию, писана рукой апостола Луки.
Другая икона, по преданию тоже, остановила грешницу великую Марию Египетскую и не пустила ее в церковь.
Она поняла и осознала всю свою греховность и ушла в пустыню. Так грешница, молитвами и горячим покаянием, заслужила у Бога прощениe грехов и удостоилась святости.
Я была несколько раз на Патриарших службах в Патриаршем греческом храме свв. Константина и Елены. Там тоже есть чудные старинные иконы, которые радовали мое сердце. Лики на иконах темные, еле различимые.
Служил Патриарх Иерусалимский Феофил 3-й.
В церкви собралось достаточно много народа. Церковь сама небольшая и она располагается… на крыше здания Храма Воскресения Христова, слева.
Я сподобилась елеопомазанию Патриаршей рукой.
Надо сказать, у греков чин Елеосвящения не такой, как в русской православной церкви. У греков прочитываются сразу все положенные молитвы и все 7 чтений из Евангелия, а затем — помазание. И не 7 раз, как у нас, а 1–2 раза всего.
В церковных чтениях вспоминается жена-грешница, которая возлила драгоценное миро на главу Спасителя, тем приготовила Его на погребение. Поэтому в церковной службе Великой Среды перед Пасхой прославляется жена-грешница и порицается сребролюбие и предательство Иуды.
После соборования нас пригласил архимандрит Евсевий, грек, монах, который служит на Гробе Господнем.
Нас было 5 человек в монашеской келье. Отец Евсевий напоил всех чаем, угостил конфетами. Его трехкомнатная келья напоминает детскую комнату. Она такая яркая, светлая. Кругом — море игрушек. И сам отец Евсевий, как ребенок. В нем живет ребенок.
И все же я сначала расскажу здесь о Рождестве Пресвятой Богородицы, а потом уже об Успении и о Храме Гроба Божией Матери.
Согласно общепринятому преданию (его придерживаются и католики, и православные), дом Иоакима и Анны, родителей Богородицы, находится в северо-восточной части Иерусалима, около Львиных ворот (сейчас это - арабская часть Старого города).
Это место указывается с 4-го века. Но точное место у католиков и православных - разные. У католиков оно - в Вифезде (в метрах 100 отсюда). У православных - здесь.
Православные построили монастырь св. Анны, там есть церковь в честь Рождества Богородицы. И там есть пещера (под зданием монастыря). По преданию, это - часть жилища родителей Богородицы.
Мы были там с моей духовной сестрой, православной монахиней Мариам.
В Евангелиях ничего не говорится о родителях Пресвятой Богородицы. Но мы знаем из апокрифической литературы (из Протоевангелия Иакова), что св. Анна происходила из вифлеемской священнической семьи. Св. Иоаким был родом из Галилеи и происходил из богатой, знатной семьи. Он умер, когда дочь была ребенком.
Они уже были в преклонных летах, когда Господь даровал им ребенка. Они много молились, чтобы Бог послал им ребенка. И св. Анна дала обет посвятить своего ребенка Богу.
Когда св. Марии было 3 года, ее отдали в храм, где она росла среди своих сверстниц, занимаясь молитвой, чтением Священного Писания, пением, вышиванием священнических одежд.
Св. Мария происходила из колена Иудина, из рода Давидова. Среди ее предков были первосвященники, ветхозаветные патриархи, цари иудейские.
По преданию, Богородица прожила при храме до 12 лет. Наступило время вступления в брак.
Но св. Мария сказала священникам, что она дала обет девства перед Богом. Тогда первосвященник решил из уважения к ее обету и для сохранения ее девства, чтобы она не оставалась без присмотра и попечения (родители ее уже умерли), обручить ее с престарелым Иосифом (он был тоже из рода царя Давида).
Богородица поселилась в доме Иосифа в Назарете. И пребывала в трудах, молитве и богомыслии.
Как родился Иисус Христос, ее жизнь, связанная неразрывно с Сыном, ее жизнь после Его Вознесения, об этом я много рассказывала в прежних моих частях цикла о Святой земле.
Ко Гробу Божией Матери я ходила очень часто, пока жила в Иерусалиме. Я спускалась с Елеонской горы по тропинке Божией Матери. Этой тропой ходила сама Богородица.
Храм Гроба Божией Матери находится в Гефсимани
Теперь расскажу о Храме Гроба Божией Матери. Храм принадлежит Иерусалимской Православной церкви и Армянской Апостольной.
В Храме Гроба Божией Матери, в верхней части его — гробницы родителей Богородицы,
а в нижней — гробница самой Богородицы. Она находится в часовне.
Гробница вскрыта была давно. И видите, выемки там.
Это крестоносцы, когда были здесь, откалывали кусочки от гробницы и увозили в Европу, там закладывали эти кусочки в фундамент строящихся католических церквей. Вообще, как рука поднималась, не знаю...
За часовней находится почитаемая икона Иерусалимской Божией Матери.
Эту икону написала русская монахиня-иконописица мать Сергия. В 1906-м году образ был подарен храму Успения Пресвятой Богородицы. С тех пор он находится здесь.
Мы с другими паломниками, с которыми я была там, спели Величание и Тропарь, приложились к иконе и поклонились Гробу.
Затем мы обратились к монаху-греку, который нес там послушание, не могли бы мы получить маслица от лампадки, горящей у Гроба. И мы получили его!
А потом монах Авраам достал толстую свечу и спросил, кто скоро из нас будет в Москве, Мария сказала, что она. Тогда он дал ей свечу и попросил поставить ее в русской православной церкви и помолиться за раба Божьего Авраама и братию.
В другой раз я была в церкви Успения Пресвятой Богородицы, что в Храме Гроба Божией Матери, на греческой службе.
В тот день было чудо. Икона Иерусалимской Божьей Матери замироточила чудесным образом. И я это видела своими глазами. Пресвятая Богородица, спаси нас!
И закончу я свои рассказы о Святой земле вот такими словами:
— Если увижу, — поверю. — Сказал человек.
— Если поверишь, — увидишь. — Сказал Бог.