Бросив на неё взгляд, я отметила про себя, что всё старо, как мир, однако… Меня поразила одна фотография. На ней был сказочный русский город на горе, буквально застроенной церквями. Купола теснились и блистали в вечернем освещении.
Бросив на неё взгляд, я отметила про себя, что всё старо, как мир, однако… Меня поразила одна фотография. На ней был сказочный русский город на горе, буквально застроенной церквями. Купола теснились и блистали в вечернем освещении.
Что это? Где? Почему не знаю? Арзамас!
С этого момента зародилась мысль, что неплохо бы туда съездить. Но, как всегда, разные мелкие обстоятельства мешают довести задуманное до конца: то холодно зимой, то поезда из Москвы туда приезжают в очень неудобное время, летом — дачные дела и прочие отговорки.
И тут, планируя поездку в Нижний Новгород и ближайшие к нему города, я обнаружила, что Арзамас лежит на пути из Нижнего в Дивеево, которое трое из нашей компании захотели посетить. В Дивеево мне не очень хотелось, но возможность остановиться в Арзамасе развеяла мои сомнения.
Для поездки мы выбрали понедельник после Пасхи: праздник отшумел, туристы на многочисленных автобусах разъехались, и можно спокойно оглядеться.
В Арзамасе мы остановили машину на той самой Соборной площади, фотография которой поразила меня зимой.
Остановка планировалась недолгой, но, начав своё путешествие только в пределах этой площади, мы никак не могли оттуда уйти — так было интересно.
Так получилось, что с началом 2017 года наши поездки были связаны с городами, основанными во времена Ивана Грозного: Орёл, Болхов, Нижний Новгород. Арзамас разделил их судьбу: он был основан как город-крепость, которую распорядился заложить царь Иван Грозный в 1552 году во время третьего похода на Казань.
Как город-крепость Арзамас давно утратил своё значение, однако сохранил атмосферу старины — от Средневековья до начала 19 века.
Строительство храмов в Арзамасе продолжалось непрерывно в течение 300 лет, за это время церковные здания не раз перестраивались, деревянные заменялись каменными. К началу 20 века было построено 25 приходских церквей и 4 монастыря. Даже в годы советской власти большинство церквей уцелело, хотя планы по их сносу были.
Надо отдать должное жителям города, которые проявили настойчивость (и, я думаю, с риском для себя) и отстояли Воскресенский собор, который планировалось взорвать. Более кощунственный поступок трудно было совершить.
Никто в то время не думал, что это не просто культовое здание. Это памятник великому подвигу народа в Отечественной войне 1812 года. Впрочем, Храм Христа Спасителя в Москве тоже был построен с честь этого события, кстати, на народные деньги, но это не остановило вандалов.
Воскресенский собор строился долго, с 1814 по 1842 год, по проекту архитектора Михаила Петровича Коринфского (Варенцова), который был уроженцем Арзамаса. Храм огромный, его высота 47 метров, длина каждой из четырёх сторон составляет 64 метра. С каждой стороны примыкают портики с 12-ю колоннами, к которым ведут широкие лестницы.
Храм летний, службы в нём проходят только тогда, когда помещение не нуждается в отоплении, поэтому в холодный день 17 апреля он был закрыт. Но надо знать моего проныру мужа, который обязательно добивается своего. Он обратился к сторожу соседней зимней Церкви в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», и тот позвонил в паломнический центр, откуда через некоторое время пришла очень приятная женщина, представившаяся экскурсоводом. И — о чудо! — ДЛЯ НАС четверых ОТКРЫЛИ ХРАМ! Войдя внутрь, мы буквально обомлели. Огромное пустое пространство вокруг, уходящий буквально в небо купол над нашими головами и гулкая тишина, отзывающаяся эхом на каждый звук, в которой, казалось, слышно было наше дыхание.
Экскурсия, которую провела для нас Лена (так экскурсовод представилась), была проведена на таком высоком уровне, каким не всякий столичный экскурсовод может похвастаться. Её блистательный рассказ воспроизвести невозможно, да и не надо. Наши знакомые ездили после нас, на майские праздники, в эти места. Связались с Леной, и она провела великолепные экскурсии не только в Арзамасе, но и съездила с ними в Дивеево.
Но вернёмся в Воскресенский собор. Прежде всего поражает роспись. Если на секунду забыть, где ты находишься, вряд ли первой версией будет, что ты в русском православном храме. Собор расписан 14-ю огромными полотнами, на которых отображены сцены из Евангелия. Фигуры выполнены в человеческий рост.
В главном куполе между окон расположены фигуры двенадцати апостолов, чуть ниже — четырёх евангелистов.
Роспись выполнена тушью по сырой штукатурке мастерами — бывшими учениками Арзамасской школы живописи, созданной по инициативе художника А. В. Ступина, прежде всего О. С. Серебряковым и его сыном Александром, в 1834—1837 гг. За образцы были взяты шедевры мировой западноеропейской живописи.
На то время, пока летний храм закрыт, все святыни, принадлежащие ему, переносят в соседнюю, зимнюю Церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Главных святынь в Воскресенском соборе две: чудотворный Животворящий Крест Господень и чудотворный резной образ Николы Можайского (один из самых старых в Арзамасе — 16 век). Самая древняя икона в храме — Воскресения Христова (также 16 век) — подарок Ивана Грозного. Но и без них, несмотря на некоторую необжитость и лёгкий беспорядок, есть на что посмотреть. Прежде всего это прекрасный резной иконостас работы братьев Клима и Василия Ломакиных.
Иконы трех из пяти алтарей расположены в одну линию длиной в 30 метров. Каждый из них обрамляют огромные деревянные колонны с капителями, украшенные пилястрами и изящной резьбой. Центральный престол освящен в честь Воскресения Христова. Царские врата главного иконостаса украшены иконами Христа и Богоматери в человеческий рост работы профессора живописи Алексеева (зятя А. В. Ступина), который расписывал Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Они не обрамлены ризами, так как являются по сути произведениями искусства. Кстати, если внимательно присмотреться к фрагменту росписи потолка на самом верху фотографии, легко можно узнать копию «Тайной вечери " Леонардо да Винчи.
Когда Воскресенский собор был музеем религии, туда принесли из окрестных сельских храмов много деревянной резной скульптуры. Некоторые фигуры находятся здесь и по сей день.
Показались мне интересными ещё несколько икон. Прежде всего искусным исполнением окладов, как эта.
А таких, как Тихвинская икона Божией матери, выполненная в сложной технике золотого шитья по бархату с драгоценными и полудрагоценными камнями, я никогда не видела.
Все вышеперечисленные главные реликвии, принадлежащие Воскресенскому собору, мы увидели, перейдя в зимнюю Церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», полюбовались там и другими чудесными произведениями искусства. Но фотографировать в храме, полном людей, пришедших в церковь помолиться, побеседовать со священником, было очень неудобно.
Сама же Церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» тоже очень интересна. Она старинная, была построена в 1794 году.
Ещё её можно рассмотреть на первой фотографии справа от Воскресенского собора.
Главная святыня храма — образ Божией Матери «Живоносный Источник». В храме находится также редкая икона «Собор Пресвятой Богородицы» — на одной иконе собраны все образы Богородицы, существующие в православной иконописи. Так что, молясь перед этой иконой, будто обращаешься ко всем — и Владимирской, и Казанской, и Смоленской, и Троеручице, и всем остальным…
Совсем рядом с Воскресенским собором расположен Николаевский женский монастырь, основанный в 1580 году. На Соборную площадь выходит Богоявленская церковь. Сразу бросается в глаза её необычная архитектура — она двухэтажная. Богоявленская церковь за время своего существования несколько раз перестраивалась. Последнее здание, которое мы видим, возведено в 1811 году.
Храм тёплый и уютный, с сохранившимися старыми иконами блаженной Матроны Московской и святой мученицы Татианы с частицами мощей. В этом храме наш экскурсовод передала нас в руки доброй матушки Татьяны, монахини монастыря. Боже, с каким восторгом и благоговением она рассказывала нам о чудотворных иконах, которые хранятся в этой церкви, и о чудесах, свидетельства о которых тщательно записываются в церковных книгах! Конечно, ни о каких фотографиях речи быть не могло. Однако я нашла снимки этих икон в Интернете. А их истории заимствованы с официального сайта.
Одна из самых почитаемых чудотворных икон Арзамаса — «Избавление от бед страждущих». Как гласит легенда, в 1997 году в Свято-Николаевский монастырь две жительницы Арзамаса принесли икону, точнее сказать, тёмную доску, которую одна из них нашла у себя в сарае. Тогда трудно было сказать, икона ли это вообще, так как понять, что на ней изображено, было невозможно. Очевидно, поэтому сестры монастыря отнесли ее в запасник, где хранятся непригодные для службы иконы. Однажды игуменья монастыря матушка Георгия, разбираясь в запаснике, повелела эту икону поместить в рамочку, повесить в храме и молиться перед ней Пресвятой Богородице, сказав, что она вскоре будет обновляться. Насельницы обители стали обращаться к Царице Небесной перед этим образом, прося помощи в различных своих нуждах. Вскоре на совершенно почерневшей доске появилось светлое пятнышко, будто солнечным лучом высветившее небольшую овальную часть иконы — шею Матери Божьей и ручку Младенца. В середине лета 2000 года икона начала интенсивно обновляться, будто кто-то незримый тонкими слоями снимал черноту: появились лики Божьей Матери и Спасителя. Вот только название иконы разобрать не удавалось. Как-то в Никольский монастырь приехала рижская монахиня. Увидев икону, она с радостью сказала, что ее чистят Ангелы, и предположила, что это лик Божьей матери «Избавление от бед страждущих». Тогда никто из сестер не предал этому значения. И только летом 2001 года очистилась надпись. Когда число паломников, приходящих к этой иконе, стало увеличиваться, в монастыре было принято решение перенести ее в более доступное место. Сестры, переносившие икону, заметили, что красочный слой иконы практически осыпался — образ пресвятой Богородицы источает само дерево. Каждую неделю, кроме Великого поста, пред иконой Богородицы «Избавление от бед страждущих» в монастыре читается акафист.
Надо было видеть глаза матушки Татьяны, когда она это рассказывала! В них была такая вера, такая ясность, что, когда она предложила нам прочитать перед этой иконой акафист, я — НЕВЕРУЮЩАЯ, НЕКРЕЩЕНАЯ, ЛЮБОПЫТСТВУЮЩАЯ, ПРАЗДНОШАТАЮЩАЯСЯ ТУРИСТКА — не смогла ей отказать. И самое главное, у меня это лучше всего получилось, потому что несколько семестров старославянского и древнерусского на филфаке даже через 40 лет, оказывается, не пропьёшь.
Еще одна чудотворная икона — «Достойно есть», или как в народе ее прозвали — «Изрубленная».
Образ был найден в 1997 году жителями города в хозяйственной постройке старинного дома и принесён в монастырь. Сохранилась только центральная часть иконы, да и та вся «изувеченная»: на лике топором кто-то вырубил лицо и глаз Богородицы. В монастыре икона обновилась за одну ночь после того, как сестры взяли её на крестный ход. На следующий день после обновления икона замироточила. Ее поместили в киот и повесили в нижней церкви Богоявленского храма монастыря. Вскоре произошло ещё одно чудо: после обновления красок образа над вырубленными безбожниками глазами Богородицы стали проявляться новые, только на лбу. Как будто невидимый иконописец тщательно выводил их своей кистью, в назидание всем, что Бог и Его Пречистая Матерь поруганы не бывают. Монахини говорят, что перед этой иконой нужно молиться за своих неродившихся детей.
Экскурсия закончилась, вернее, нам удалось переключить внимание матушки Татьяны на других посетителей и тихо по одному выскользнуть из церкви, потому что еще надо было ехать в Дивеево, да и обратный путь в Нижний Новгород занимает часа три. Как жаль, что не пришлось побродить по тихому старинному городку. Но я была бы не я, если бы совсем ничего не успела ухватить хотя бы на ближайших к площади улицах.
Вот такая панорама открывается, если встать спиной к Воскресенскому собору.
На первом плане — двухэтажная кирпичная Благовещенская церковь, сооружённая в 1775–1784. Здесь был самый большой в городе колокол, он весил 654 пуда, или 7,5 тонн. Благовещенская церковь была единственной златоглавой в Арзамасе. С зелёными куполами — Спасо-Преображенский собор, древнейшая постройка города — 1640-х годов.
Если спуститься по улице вниз и повернуть направо, можно выйти к торговым рядам, которые, правда, трудно рассмотреть за современными вывесками. Торговать всегда было чем: здесь выделывали кожи, выращивали лук и выкармливали знаменитых арзамасских гусей с нежным мясом. Мне всегда было интересно, как этих гусей — нет, не перевозили, а перегоняли, как стадо овец или табун лошадей. Оказывается, чтобы они могли преодолеть длинный путь, их лапки обмакивали в смолу, а потом гуся ставили на песок — получалась обувка, которая сохраняла гусиные лапы.
Кстати, об этом спуске. Помните картину Перова «Тройка»? Стасов писал, что это московская сценка. Арзамасцы считают иначе: Перов учился в Арзамасской школе живописи, и сценку подсмотрел именно на этом спуске. А и правда, похоже. Я стала внимательно рассматривать картину и на заднем плане справа обнаружила силуэты церквей в дымке, напоминающие Благовещенскую церковь и Спасо-Преображенский собор.
Кроме церквей и торговых рядов, в городе сохранились старые постройки, часть из них — на Соборной площади.
Слева особняки, а справа — Ратуша, или Магистрат, — выборный орган местного самоуправления, учреждённый Петром I. Это единственное сохранившееся неперестроенным здание Магистрата возведено в 1740–1750 годах. У него скромный фасад, скромные украшения, но выступы богато украшены архитектурными деталями. Сегодня это здание передано Православной Церкви для создания в нём единственного в России Музея русского Патриаршества.
Хотелось бы ещё погулять по городу, заглянуть в узкие улочки, во дворы. Удалось только один раз. Почти как улица моего детства.