Греческий православный монастырь св. Феодосия Великого находится в Иудейской пустыне, в зоне Западного берега реки Иордан, в Палестине, недалеко от Вифлеема, всего в 11 километрах.
Сейчас это — женский монастырь и находится в подчинении Иерусалимской патриархии.
Но когда-то этот монастырь был мужским…
Все палестинские мужские монастыри основывались в принципе одинаково.
Сначала добрая слава в народе шла о каком-то монахе-отшельнике, который один подвязался в пустынной пещере в пустынном месте, пребывая в непрекращающемся посте, непрестанной молитве и безмолвной жизни, служа Господу и возрастая духовно. Потом к нему начинал стекаться со всей округи люд, желающий под руководством опытного монаха служить Господу.
Так было и со св. Феодосием Великим.
Он прожил в пещере 30 лет один в великом воздержании и неусыпной молитве.
По преданию, он поселился в пещере, где ночевали три волхва, шедшие поклониться Рожденному Спасителю, Иисусу Христу.
Святой родился в 424-м году в Каппадокии, как и другой известный палестинский святой подвижник Савва Освященный, который родился там же, в Каппадокии, и подвизался, как и св. Феодосий Великий, в одинокой пещере в Иудейской пустыне, а потом создал на том месте Великую лавру с 5-ю тысячами насельников.
Монастырь св. Саввы Освященного недалеко отстоит от монастыря св. Феодосия Великого в Палестинах. К этим монастырям по сей день не зарастает паломническая тропа.
Приехали и мы сюда, к св. Феодосию. В его монастырь.
Когда-то здесь жили 700 иноков.
Расцвет обители был в 6-м — 7-м веках.
В 16-м веке пришли турки и разорили святую обитель, после чего все пришло в запустение и долго было так.
В 1898-м году Иерусалимская патриархия выкупила этот участок земли и началась реконструкция, которая продолжалась с 1914-го по 1952-й годы.
Монашествующих сейчас здесь мало.
Говорят, есть желающие из разных православных стран монашествовать и в наши дни, да визы на житие трудно даются нынче.
Этот монастырь был первым общежительным монастырем в этих краях. И жил он по уставу святителя Василия Великого.
Мне в этом уставе очень по душе такие поучения —
«Настоятель во главе братства должен быть образцом всего доброго, „чтобы доброе в нем сделалось общим для всех ему подражающих“.
»Послушания приличны иноческому званию те, которые не нарушают безмолвия жизни… и не ведут ко вредным встречам с мирскими».
»Не иметь целью и наживать плоть, и поступать с нею жестко».
«Обуздание чрева есть подавление страстей, а подавление страстей — безмятежность и тишина души».
«Тело держать в строгой дисциплине — как молодого коня в узде, ибо порок есть не что иное, как оскудение добродетели».
Но мы отвлеклись немного.
Как же возникла Феодосиева обитель?
Когда в пустынную пещеру к монаху-отшельнику Феодосию стеклось столько иноков, что пещера уже не могла всех вместить, святой начал горячо молиться, чтобы Господь указал ему место для будущего монастыря.
Преподобный пошел по пустыне с кадилом в руке, а в нем — угли холодные, подвижник решил, где, на каком месте, зажгутся угли (сами по себе, без какой-либо помощи, только по молитвам), там и быть монастырю. По Воле Господа.
На одном месте фимиам внезапно, сам по себе, воскурился. На этом месте и построили монастырь, который в последствии стал лаврой.
Его лавра вскоре сделалась большой, многонаселенной и знаменитой.
Сюда стекались монахи не только из Палестинских земель, но и со всего света. К св. Феодосию Великому ехали грузины, армяне, греки.
И святой устраивал богослужения-литургии на разных языках. И только для приобщения святых Таин все собирались в главную церковь, где богослужение было на греческом.
Монастырь Феодосия Великого почти с самого своего основания выполнял служение ближним, давал приют странникам, помогал окрестным жителям едой, когда приходили голодные дни.
Однажды, по молитвам святого, их монастырская хлебопекарня наполнилась новоиспеченными хлебами, чтобы их раздать бедным и голодным.
У монастырских ворот тогда собралось множество людей. Монахи не знали, что делать, но святой сказал им открыть ворота людям и впустить их. Монахи в смущении повиновались.
Почему в смущении? Они знали, что у них нет еды для такого количества народа.
Но Господь, по молитвам святого, все устроил.
Святой был очень милостивым и добрым.
Он со своими монахами устраивал убежища для старых и немощных, странноприимные дома, больницы для мирских и монашествующих.
Храм, который мы видим сейчас здесь, — современной постройки. Но изначально святой основал здесь обитель в 476-м году.
Есть на территории монастыря древняя пещера.
При спуске в нее, слева, усыпальница для мощей монахов-мучеников, убиенных персами в 614-м году.
В самом конце этой пещеры — пещера волхвов, где они останавливались на обратной дороге домой.
Над этой древней пещерой — остатки храма, построенного до 6-го века. В самой пещере хранится много чтимых святынь.
Это — гробницы самого святого Феодосия Великого, св. Иоанна Мосха, великих жен — гробницы матери св. преподобного Феодосия — Евлогии, матери преподобного св. Саввы Освященного — Софии, матери свв. Косьмы и Дамиана — Феодоты.
Здесь покоились и святые мощи Евфросинии Полоцкой, которая в 11-м веке паломничала по Святой земле и почила на этой земле.
Сейчас мощи св. Евфросинии Полоцкой — в Полоцке, на родине.
Сами святые мощи Феодосия Великого сейчас хранятся в Храме Гроба Господня.
Почил святой в 529-м году в возрасте 105-ти лет.
Побывали мы и на Поле пастушков.
Вот как описывает это место русский паломник, игумен Даниил, паломничавший здесь в 12-м веке —
«Под горою на поле, на востоке, в версте от места рождения Христа, находится место, где ангелы известили пастухов о рождении Христа. Тут была пещера, над ней была создана добрая церковь во имя святого Иосифа. Здесь же был монастырь. Нынче же все разрушено иноверцами».
К счастью, нынче все заново отстроено и не зарастает сюда тропа паломников.
Сейчас здесь стоит греческий монастырь Пастушков (у католиков — свое место пастушков неподалеку).
В пещере, где в ночь Рождества расположились на отдых пастушки, — подземный храм во имя святого Георгия Победоносца.
Здесь и были погребены пастыри овец, тут же покоятся мощи мучеников-монахов, убиенных персами в 614-м году.
Самый первый храм на месте Поля пастушков был построен святой равноапостольной Еленой.
На территории монастыря Пастушков растет древняя олива, возраст которой превышает возраст знаменитых олив в Гефсимании.
Эта олива посажена еще в дохристианскую эпоху.
Другая церковь монастыря носит имя Пресвятой Богородицы.
Она очень яркая, красочная внутри.
Поле Пастушков — сейчас подворье монастыря св. Саввы Освященного.
Отъезжая на автобусе, из окна мы увидели современных пастушков, пасущих свои овечьи стада…
(Продолжение следует)
Теги:
Самостоятельные путешествия