Добирались мы к известному монастырю преподобного Саввы Освященного по каменистой Иудейской пустыне на машине.
Добирались мы к известному монастырю преподобного Саввы Освященного по каменистой Иудейской пустыне на машине.
Вокруг — невысокие золотистые холмы.
Я люблю пустыни. Объять необъятное... xотя Иудейская пустыня — самая маленькая в мире. Для меня пустыни нескучны. И маленькие, и большие.
Этот монастырь — самый труднодоступный в Палестинах. Находится он в 14 км на юго-восток от Иерусалима.
Говорят, сейчас паломники (группы с гидом) ходят и пешком эти километры. Я не знала, или тогда такого не было, когда я была там, a то бы я пошла, долго не раздумывая.
Хотя, знаю, что дорога там, по пустыне, нелегкая. Дорога пролегает через арабские селения. Лежит монастырь в зоне Западного берега реки Иордан.
Монастырь святого Саввы расположен в котловане, в пустынном разломе
(сразу и не увидишь сами монастырские строения). Он — в глубине Иудейской пустыни, у Кедронского потока.
Кедронская долина со своим известным потоком тянется сюда от Старого города Иерусалима. И — к обители святого Саввы. А далее — к Мертвому морю.
Существует монастырь Саввы Освященного более 1500 лет. Известна точная дата его основания — 484-й год.
За все время своего существования монашеская жизнь и служение Богу здесь не прекращались. Монастырские высокие крепостные стены были надежной защитой монахам от всех земных врагов.
Эти стены мы увидели сразу.
У укрепленных стен этого монастыря я была дважды. Но только у стен, которые не пускали меня внутрь. Внутрь, на территорию монастыря, женщинам вход закрыт. Сюда никогда не ступала женская нога.
По приезде мужчины пошли осматривать монастырь, а мы, женщины, остались их ждать у монастырских стен.
Монах, который нес послушание у ворот, вынес нам кофе, чай, монастырские сухарики (вку-у-у-сные!). Потом он вынес нам (поклониться-приложиться) ковчежец с частицами мощей святых,
12-ти святых подвижников, среди них — частицы мощей Иоанна Дамаскина, Григория Паламы, святых целителей Иоанна и Кира.
Затем вынес масло от лампадки, что у мощей преподобного, и флакончики святой воды из источника преподобного Саввы.
А потом он вышел к нам еще раз, подошел ко мне и молча протянул два листочка от какого-то дерева, молитовку на русском языке и маленькую иконку преподобного Саввы. Глаза у монаха были такие теплые, добрые и ласковые. Никогда не забуду их…
Я растерялась, не понимая, почему мне он дает все это, а не кому другому. Вопросительно обвела людей взглядом и тут одна женщина из нашей группы сказала мне:
«Бери. Эти листики — с финикового дерева, которое растет на месте дерева cв. Саввы, его дерево. Это — чтобы детки были».
Я удивилась уже вслух:
«Но у меня уже взрослые дети и не намечается других…»
И хватило у меня ума не передать все, что получила от монаха, кому другому. А желающие были.
Я тогда, стоя рано утром у ворот монастыря cвятого Саввы, не знала, что у меня той ночью умерла моя мамочка и через два года у меня (вернее, у моей дочери, а значит, у меня) родится долгожданный мальчик.
Я дочери тогда по приезде отдала все, что получила от монаха. И верю в то, что именно преподобный Савва помог нам обрести наше солнышко, нашего Левушку.
Тогда мы, помню, писали записочки-требы за здравие своих родных и близких и передали их тому монаху. Я заказала Сорокоуст о здравии моей мамы, чтобы 40 дней читали монахи на церковных службах в этом монастыре. Ее уже не было в живых, а я — о здравии…
Потом, когда узнала эту горькую весть, я спрашивала монахинь на Елеоне, где жила среди них 2 месяца, весь Великий пост, что я о здравии мамы подавала, а мамы уже не было тогда в живых… Они мне отвечали:
«У Бога все живы, Лена».
Никогда не забуду, как тяжело мне было, когда узнала о смерти моей мамочки. Очень плакала, сильно переживала, винила себя, что отключила мобильник в монастыре в дни Великого поста и узнала о ее смерти только на 9-й день, когда ее уже похоронили.
Монахини утешать умеют по-своему. Они мягко, сочувственно сказали:
«Лена, Господь знает, кого приставить к телу умершего, а кого — к его душе. Тебя Бог к душе твоей матушки определил. А значит, не лей слезы, а иди ко Гробу Божьей матери и молись там, читай кафизмы. Каждый день до ее 40 дней по смерти читай».
И добавили:
«Ты только подумай, как много людей хотели бы побывать на Святой земле и далеко не у всех получается приехать сюда. А ты вот и не мечтала, и не планировала, а оказалась здесь. Господь дал тебе это. Значит, это надо тебе и душе твоей покойной матушки. Благодари Бога.»
И еще в утешение мне монахини сказали тогда:
«Когда у нас умирают близкие, нас обычно не благословляют ехать на похороны в другую страну. Матушка говорит молиться здесь, на Святой земле, так больше пользы будет и душам умерших, и своей душе».
Матушка игуменья благословила меня ходить ко Гробу Божьей матери каждый день, пока я оставалась на Святой земле, и читать кафизмы в память о маме. Я так и делала. Ходила и читала. Каждый день. По 3–4 часа.
Монахи-греки, служители на Гробе, узнавали меня, подставляли мне низенькую скамеечку, чтобы хоть как-то помочь мне. Кафизмы можно читать сидя, их еще называют «сидальни».
По прошествии лет я поняла, что тогда это было не просто посещением новой страны, но серьезным путем к Богу. И путь этот мне дал Сам Господь. Я поняла, что тот приезд нужен был не только мне, но и моей маме.
Пусть паломничество, которое я совершила в Иерусалим земной, станет паломничеством, которое моя мама совершила в Иерусалим Небесный.
Я верю, что она тогда была со мной, ходила моими тропами, стояла со мной на службах в храмах. Всегда была там рядом со мной. И мы обе возрaстали с ней духовно. И у великих стен великого монастыря преподобного Саввы Освященного моя глубоковерующая, воцерковленная, православная мама стояла рядом.
Астрально, как сейчас говорят. Не люблю я, правда, это слово. Я просто верю, что она была там, на Святой земле, всегда со мной.
Мы с женщинами, ожидая мужчин из нашей группы, ушедших в монастырь, сидели у каменной стены и читали вслух Житие Саввы Освященного. Места там очень намоленые. Воздух пропитан молитвой. Каждое слово до Господа доносится.
Монастырь Саввы Освященного — самый строгий православный монастырь в мире, не только в Палестинах.
Один афонский монах из монастыря Зограф, отец Кирилл, с которым я познакомилась на Пасху на Елеонской горе и разговорилась, сказал мне, что даже на Афоне не так строго в монастырях, как здесь.
В Монастыре святого Саввы монахи в основном молчат. Молчальники.
Пищу здесь вкушают только один раз в сутки. Сухоядение. Сыроедение. В субботу и воскресенье — два раза.
По своему монастырскому уставу никогда не едят яблок (вот уже много веков такое правило), помня, что через этот плод враг-искуситель соблазнил первого человека, Адама.
Службы здесь совершаются ночью по 6–7 часов.
В этом монастыре никогда не было и сейчас нет проведенного электричества, а значит, и других «благ» (не удержалась, закавычила) цивилизации, как то мобильные телефоны, интернет.
Живут в этом монастыре по библейскому исчислению времени (день — от одного заката солнца до другого. День разделяется на 3 части: утро, полдень, вечер, как-то так).
Именно в этом монастыре был создан Иерусалимский богослужебный устав, который используется и по сей день и не только здесь, но и принят всеми палестинскими монастырями. Устав — Типикон.
Монастырь Саввы Освященного — самый крупный в Палестинах. Как он выглядит сейчас, так он выглядит с 40-х годов позапрошлого века, благодаря старанию и деньгам Царской России.
За монастырем св. Саввы следуют палестинские монастыри cв. Георгия Хозевита и Феодосия Великого.
По старшинству, что ли, по величине.
Монахи монастыря преподобного Саввы Освященного всегда участвуют в совершении литании (специального молитвословия) перед схождением Благодатного огня в Храме Гроба Господня.
Настоятель монастыря святого Саввы — сам Иерусалимский патриарх Феофил 3-й (141-й Патриарх Святого града Иерусалима и всея Палестины, Сирии, Аравии, обонпол Иордана, Каны Галилейской и святого Сиона).
а управляет монастырем назначенный им архимандрит с 2-мя помощниками.
Монастырь относится к Иерусалимской православной церкви.
В монастыре подвизаются два десятка монахов. А когда-то, во времена преподобного Саввы, в 5-м веке, насельников было 5 тысяч… 5-й — 6-й века — золотые века монашества.
В этом монастыре духовно возросли более 20 святых, которые почитаемы православной церковью. Могу назвать здесь несколько известных насельников, подвизавшихся здесь в разное время, в разные века.
Это — cв. Иоанн Дамаскин, 8 век (составил свое нетленное творение — Пасхальный Канон, он 50 лет жил в этом монастыре), cв. Андрей Критский (составил Великий Канон, читаемый Великим постом), cв. Кирилл Скифопольский (биограф и историк монашествующего движения), cв. Савва Сербский, cв. Иоанн Молчальник, cв. Филумен Святогробец, cв. Феофан Затворник (переводил древние книги).
Здесь же жил полтора года в начале 12-го века русский игумен Даниил, паломничавший по Святой земле. Он оставил свои замечательные записи-воспоминания:
«Лавра святого Саввы находится в долине Иосафата, в Юдоли плача, которая начинается от Иерусалима: идя от Гефсимании, эта долина проходит сквозь лавру и доходит до Содомского моря. Лавра же святого Саввы устроена Богом чудесно и непередаваемо словами. Тек некогда поток страшный и очень глубокий и обезводел, берега у него были высокие, на тех обрывах и лепятся келии — прилеплены и утверждены от Бога каким-то чудесным и страшным образом. На высоте ведь той стоят келии по обеим берегам потока того страшного и лепятся на скалах, будто звезды на небе утверждены».
Вот так красиво о страшном писал игумен Даниил.
Почему о страшном?
Во-первых, по преданию, когда наступит Страшный суд Господень, потечет здесь, в долине Кедронской, река Огненная.
А еще в том месте приготовляли сыны Израилевы «козла для отпущения»
«И возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню. И понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню» (Ветхий Завет, 3-я книга Моисеева, гл. 16, 21–22)
Уже ближе к нашему времени писатель Иван Бунин сказал: «Преподобный Савва избрал для своей обители страшную долину Огненную, нагую, мертвую теснину в пустыне Иудейской»
Снова звучит слово «страшная»…
Именно сюда пришел святой Савва и поселился здесь один в пещере, а потом уже на этом месте с собравшейся братией построили большую, великую лавру.
И боролись здесь Божьи люди веками против темных сил. Борятся и сейчас.
А теперь пора настала рассказать о самом святом Савве.
Основатель этой древнейшей лавры,
преподобный Савва, родился в 439 году в Каппадокии от благочестивых родителей — Иоанна и Софии. Когда ему исполнилось только 8 лет, ушел в монастырь. Господь призвал. Своя воля тут ни при чем. Своя воля в монастырь не ведет. Только Божья. Монашеский постриг св. Савва принял в 17 своих лет.
Наставником, духовным отцом его был Евфимий Великий, который называл его отроком-старцем. Наставник чувствовал быстрое духовное возрастание своего духовного чада. Старец Евфимий Великий заботливо воспитывал отрока в высших иноческих добродетелях.
Когда св. Савве исполнилось 30 лет, он получил благословение наставника быть в затворе 5 лет. Это значит, он покидал свою пещеру только по субботам, чтобы пойти в монастырскую церковь на службу. Только пещера, молитвы, возносящиеся к Богу, строгий постоянный пост и — ни души рядом. Tак — 5 лет.
Когда духовный отец монаха Саввы Евфимий Великий отошел ко Господу в 473-м году, монаху Савве было 34 года.
Простившись с почившим учителем, cв. Савва пошел в Иудейскую пустыню и встретил там Ангела, который указал ему пещеру, где ему быть. Он поселяется в отшельнической пещере у Кедронского потока.
Но долго быть одному ему не дали. К нему стал идти народ, иноки, которые искали учителя, наставника себе. Они выбрали Савву. И основали со временем Великую лавру.
Вообще чем отличается лавра от монастыря?
В лавре монахи жили уединенно в своих отшельнических пещерах, встречаясь вместе только на совместную церковную службу по субботам и воскресеньям. И в лаврах было гораздо больше иноков, нежели в монастырях. В лаврах иноков и монахов было от тысячи и до пяти тысяч, как было у преподобного Саввы Освященного к концу его жизни.
В общежительных монастырях (киновиях) монахи встречались ежедневно в церкви и в трапезной, а также совмещали молитвы с ручным трудом (занимались разным ремеслом).
Были и анахореты, которые вели еще более строгий образ жизни, чем лаврские отшельники.
Они большую часть жизни жили в затворе в пещере, уйдя полностью от мира и истязая свою плоть постоянным, непрекращающимся постом и суровым воздержанием. Их кельи были кругом разбросаны в ущельях у Кедрона.
Во времена святого Саввы был расцвет монашества и устраивались в основном лавры. Было много анахоретов.
Немного сейчас отвлекусь от своего рассказа.
Посмотрите на это фото, на 3 машины там, наверху горы.
С той стороны открываются интересные виды на монастырь св. Саввы. Это — с другой стороны, не с той, где мы под"ехали к обители, к стене ее.
Нам, женщинам, не надо было отпускать нашего шофера внутрь монастыря вместе c мужчинами, а пусть бы поднял нас на машине в горы, по холмам. Мы, бедные женщины, хотя бы фото получили больше и радости глазам нашим. Но, как говорится, хорошая мысля… да-да, приходит опосля.
Продолжу свое повествование.
Первой постройкой в лавре Св. Саввы Освященного была пещерная церковь.
Сейчас на территории бывшей лавры, а ныне монастыря cв. Саввы стоит 9 церквей.
Я о них расскажу немного, но не подробно, потому что иллюстрировать эти церкви мне нечем. Фотографий у меня из монастыря нет. Как же плохо быть женщиной! Нас, греховных существ, в хорошие дома (то бишь, монастыри мужские) не пущают…
Итак, есть 9 монастырских храмов, но я здесь расскажу только о некоторых.
1. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы (кафоликон, т. е. главный храм).
Строили его в 494-501гг братья Геласий и Феодул Исавры.
Император Юстиниан 1-й поддерживал и много помогал лавре. При нем завершилось строительство кафоликона и построены укрепленные монастырские стены и дозорная башня. Она так и называется «Юстинианова башня». Это — самая высокая точка монастыря.
Помимо Юстиниановой башни, здесь есть еще одна, очень известная башня, называемая «Женскою башнею».
Ее я увидела издалека, когда подъезжали к крепостным стенам монастыря. Она была справа от них.
Мы уже знаем, что ни одна женщина ни в какие века существования этой лавры не допускалась внутрь лавры, будь та женщина даже матерью самого преподобного Саввы.
Для своих матерей, сестер монахи со временем и построили эту Женскую башню,
как странноприимный дом для женщин, желающих жить рядом с лаврой, где иночествуют их близкие.
Когда к св. Савве приехала его мать София навестить его, он устроил ее на ночлег вне стен лавры, вот где-то на этом месте, где стоит сейчас башня.
Отсюда просматривается часть монастырских построек.
Я сидела на камне лицом к Женской башне
и представляла, каково было этим женщинам, отдавшим своих сыновей и братьев на служение Богу.
Думаю, эти женщины были счастливы.
Видите, какая разница между нами, современными женщинами, и ими… Между нами — пропасть.
Хотя, знаете, я и до этого не раз думала, как бы вот я отнеслась к такому, если бы мой старший внук стал православным монахом.
Спокойно отнеслась бы, с пониманием и, думаю, даже с душевной радостью.
Грязь вокруг в нашем мире возрастает и возрастает, а молитвенников за этот мир и за нас, грешных, все меньше и меньше сейчас.
Знаю, что путь монашества мой внук не выберет, хотя… пути ведь Господни неисповедимы. И никто не знает, что будет завтра.
Слава Богу, что сегодня он искренно верит в Бога и живет по заповедям Божьим. Хороший он у нас мальчик. Добрый, честный, отзывчивый, надежный, верный. Слава Богу за все!
Но я отвлеклась. Продолжу рассказ о главном храме монастыря св. Саввы.
Собор Благовещения, кафоликон, был отремонтирован в 6-м веке.
Собор этот однонефный, с одним куполом, каменный. Собор перекрыт крестовыми сводами. Длина храма — 27 м. С западной части имеется притвор. Один-единственный купол опирается на 6 колонн, встроенных в продольные стены здания. Западный вход украшен франтоном с греческой надписью — «Святая лавра Саввы Освященного»
В этом главном соборе в стеклянной раке почивают святые нетленные мощи преподобного Саввы.
Он почил в 532-м году в возрасте 94-х лет.
В алтаре храма есть мощи других святых.
2. Церковь Софии (матери Св. Саввы).
3. Церковь собора святых Архангелов (ее построили недавно, в 1970-м, на месте бывшей древней церкви). Храм этот двухэтажный, однокупольный.
Есть здесь и скиты, и часовни.
Святые мощи преподобного Саввы почивали здесь, пока крестоносцы не взяли и не увезли их в 1256-м году в Венецию. Католики вернули святые мощи в монастырь только в 1965-м.
Мощи хорошо сохранились. Святые мощи преподобного, говорят, теплые…
Много чудес творит св. Савва и после своего упокоения. От мощей святого Саввы происходят и в наши дни исцеления больных, даже онкологических. Так здесь говорят.
В монастыре сейчас много нетленных мощей. Их так много, что невозможно всех канонизировать. Не знают, с кого начинать.
Почивших монахов здесь хоронят в специальных склепах. Там нет запаха тления.
Но вообще процесс захоронения монахов здесь сложный и непонятный современному человеку, и даже, может, страшный. Описывать это здесь я просто не хочу.
Лучше продолжу рассказ о лавре.
Больше всего разрушений досталось лавре от врагов — персов в 614-м году.
Придя сюда, несмотря на укрепленные стены лавры (она смотрится, как крепость),
oни полностью разграбили святое место и убили всех монахов.
Незадолго до этого святой Савва ушел вглубь Иудейской пустыни
для более глубокого подвига, на строгую молитву.
Когда вернулся в лавру, увидел, что все насельники ee мертвы, а монастырские церкви разграблены.
Преподобный сам похоронил всех братьев и продолжил свой монашеский подвиг служения Богу. Мощи убиенных персами монахов находятся в усыпальнице.
Вскоре к нему в лавру пришли новые иноки.
Преподобный Савва удостоился от Бога дарa чудотворения за свою святую, молитвенную отшельническую жизнь молчальника, которая неуклонно вела его вверх по лестнице Божьей в небесный храм.
Чудеса, творимые св. Саввой, — разные.
Во время засухи, по молитвам святого, пролился обильный дождь. Происходили исцеления бесноватых и больных.
Он пожалел своих монахов, которые носили воду издалека. По его молитвам появилась в лавре вода. Высохший источник вновь наполнился водой.
Есть она здесь и по сей день.
В обители есть святой источник и мы, паломники, получаем воду из него, как благословение Саввино.
Вода из монастырского источника только для питья. И монахам, и паломникам. Для других нужд здесь сооружены цистерны для сбора дождевой воды.
Святой Савва совершал подвиги и чудеса, но был крайне смиренного мнения о себе, не возвышался.
Перед своей смертью преподобный собрал все свои последние силы и пошел в Храм Гроба Господня попрощаться на Гробе.
Вернулся к себе в лавру и мирно почил, отошел кo Господу.
Я благодарю Господа, что Он дал мне Благодать побывать здесь, в этих святых местах, хотя бы около (не внутри) этой чудной обители, и обрести еще одного горячего заступника и молитвенника перед Господом нашим! Слава Богу за все!
За то, что стояла у ворот этого монастыря и молилась о моих родных, о моей маме. Молилась о ней, как о живой, не зная, что она тогда умерла уже несколько часов назад… У Бога все живы!
(Продолжение следует)