По пути из Назарета в Тверию (в 10 км от Назарета) лежит арабское поселение Кафр-Кана, где живет 22 тысячи жителей. Мы ехали туда.
Здесь, у подножия горы Фавор, в библейские времена была Кана Галилейская, где Христос с Богородицей и Своими учениками были на свадебном пиру в скромной семье друзей Христа и где Иисус по просьбе Своей матери превращал воду в вино.
По преданию, описанный брак в Кане Галилейской был свадьбой будущего апостола Симона Кананита и его невесты Саломии. Чудо, которое сотворил Христос на их свадьбе, потрясло их обоих и они вскоре, оставив все мирское, пошли за Христом.
Но это - предание. В Новом Завете Библии об этом не говорится ни слова. В Новом Завете рассказывается об этом браке, но, кто был жених, не называется. Стоит просто слово "жених".
Я даже не хотела здесь об этом рассказывать. Но потом решила все же написать. Потому что устные предания, как и Библию, церковь почитает.
Что известно из Жития апостола Симеона: он был внуком Иосифа Обручника (земного отца Христа), сыном дочери Обручника от первого брака.
Мы как-то привыкли думать, что Иосиф был обручен с Девой Марией (поэтому и зовется Обручник) и принял, как Бог ему велел, Иисуса Христа, Сына Божия, и воспитал его, Богочеловека.
Особенно католики не хотят замечать, что старец Иосиф имел прежде семью и детей (4 сына и 2 дочери), а потом уже, на старости лет, был обручен с Девой Марией.
Православная церковь это тоже сильно не афиширует, но и не замалчивает. В Житиях святых говорится все, как оно было в жизни. А Житии, наравне с Библией, - священные письмена.
Св. Симеон стал вторым Иерусалимским епископом и также был пригвожден римлянами ко кресту, как и Иисус Христос. Старец апостол Симеон был столетнего возраста.
Итак, сотворенное Христом чудо превращения воды в вино - это было первое Его чудо, описанное в Евангелии.
Христос не хотел вначале творить чудо. Он сказал Богородице, что «еще не пришел час Мой». Но она сказала служителям в доме, чтобы сделали то, что скажет им Христос.
Иисус сказал служителям наполнить 6 каменных водоносов водой. Те наполнили, сделали, как сказал Он.
Иисус сказал им почерпнуть из водоносов и нести к распорядителю пира. Те понесли.
Распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, и позвал жениха
«И говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (От Иоанна, 2, 10–11)
В память об этом чуде, сотворенном Иисусом Христом, на этом месте в 6 веке построили первый византийский храм и в нем были те самые каменные водоносы, о которых упоминается в Евангелии от Иоанна.
Вскоре мусульмане- завоеватели разрушили этот храм. Снова на этом месте со временем построили церковь и снова новые завоеватели ее разрушили.
Сейчас здесь стоят две церкви: одна — католическая, церковь Венчания, другая — греческая православная церковь в честь святого Георгия Победоносца.
1
Этот православный греческий храм возобновили на месте прежнего на средства Российского Императорского Палестинского православного общества. Большую часть средств на строительство храма пожертвовали Великий князь Сергей Александрович и его супруга Елизавета Федоровна Романовы.
Церковь была освящена в 1889-м году.
Наша группа, стоя у церкви св. Георгия Победоносца, внимала молитвам, читаемым нашим священником, который был с нами.
Прочитав молитвы, перекрестившись, зашли в храм.
5
3
Там, в память о происшедшем чуде превращения воды в вино, стоят два больших каменных сосуда, выдолбленных из цельного камня. Это — древние каменные водоносы.
1
Понятное дело, что на этом месте сам Бог велел купить вино. Что многие с удовольствием и сделали.
Дам маленький совет.
Там продают вино как виноградное, так и финиковое. Покупать надо именно виноградное. Не покупайте на территории церкви. Там как раз финиковым вином обычно торгуют.
Хорошего качества вино, как нам сказали, продают у церковной ограды, в магазине церковной утвари. Он справа, у входа на территорию церкви.
Но я еще не все рассказала о Кане Галилейской.
Евангелист Иоанн рассказывает, что апостол Нафанаил, был тоже родом из Каны Галилейской и был также призван Христом на служение (от Иоанна, 21, 2)
Еще Кана Галилейская упоминается в Иоанновом Евангелии (4, 46–53), когда рассказывается о чуде исцеления сына капернаумского царедворца, свершившемся по одному лишь слову Спасителя.
Он сказал: "Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес».
Из Каны Галилейской (Кафр-Каны) мы отправились в Тверию. Через Мигдал, Капернаум и Табху. О них мой рассказ о Святой земле — в 12-й и 13-й частях. Сейчас — о Тверии (Тивериаде).
Тверия — древний город в Галилее, расположенный на юго-западном берегу библейского Галилейского моря (ныне — озеро Киннерет).
Это озеро — пресноводное. Оно — основной пресноводный водоем в Израиле. Киннерет — одно из самых низких пресноводных озер в мире (213 м ниже уровня моря).
4
На этом озере происходило много разных событий, описанных в Евангелиях. Я о них рассказывала в предыдущих частях моего повествования о Святой земле.
Сейчас — о Тверии (библейской Тивериаде).
Здесь в наше время проживает около 43-х тысяч, в основном (91,3%) — евреи.
Основан город в 17–22 годах н. э. и назван в честь римского императора Тиберия.
Евреи Тивериады не участвовали в восстании 70 года н. э. против римлян. И город последние не разрушили. А вот Иерусалим те не пожалели, разрушили. И иерусалимские евреи, ученые мужи, переселились в Тивериаду.
Он становится важным духовным центром евреев. Именно здесь устную Тору перевели в письменные Мишну (главную часть Талмуда) и был написан Иерусалимский Талмуд. В то время в Тивериаде было 13 синагог. Но не всегда здесь были одни евреи.
В 4-м веке здесь была самаритянская община, а в 5-м веке — христианская.
Как, однако, интересно пишет электронная еврейская энциклопедия — «после возобновления византийского владычества (628 г) евреи Тверии подверглись преследованиям за поддержку, которую они оказали персам в 614 году».
«И поделом», — говорю я. Сколько красоты, чудных византийских храмов, церквей было разрушено персами! Сколько христиан загублено!
Кстати, что меня очень удивило, в последующем арабском завоевании (636 г) Тверия стала значительным еврейским городом. Вот так. И это — у злых арабов.
В 1187-м город был разрушен в результате большого сражения между мусульманами и крестоносцами. Так и стоял в развалинах до 1560 года. Пока султан Сулейман Великолепный не пожаловал город с окрестностями Иосефу Наси, который стал отстраивать его.
В 1837-м город накрыло землетрясением. Он сильно пострадал.
Но плавно перейдем все же к христианской теме, именно которая меня и интересует.
Тут скажу, что неизвестно, бывал ли в Тивериаде Христос (Евангелия об этом не говорят), но то, что Он бывал в окрестностях города и у Тивериадского озера, — это точно известно.
Собственно, мы ехали сюда к Ярдениту, расположенному южнее города, у истоков Иордана, чтобы совершить омовение в водах Иордана.
В Тверию мы заехали после. В ресторан. Но об этом позже. Сейчас — o Ярденитe.
Я так понимаю, что слово «Ярденит» образовалось от «Иорданит»
3
Вообще здесь обязательно надо рассказать об этой чудной реке.
Иордан течет с севера на юг. Длина реки — 252 км.
Она берет начало на Голанских высотах, истоки ее — у подножия горы Хермон, и долго течет по гористой местности, впадая, наконец, в озеро Киннерет (Тивериадское, Генисаретское, Галилейское — у него много названий и все они красивы).
Но Иордан не успокаивается в красивой, чудной озерной Киннеретской чаше, а стремится в вечном своем движении дальше, вперед — на юг. Он убегает, слегка петляя, из озера Киннерет и течет размеренно, вольготно и широко по красавице — Иорданской долине, питая, насыщая ее своими водами, достигая местами ширины в 40 м, и, устав течь и стремится еще куда-то, Иордан отдает себя Мертвому морю, его соленым, тяжелым водам, входя в него и уже не покидая его.
Какую, однако, песню я спела Иордану!
Жертвенный Иордан… Великая река.
Иордан часто упоминается в Библии, как в Ветхом, так и в Новом Завете.
Иисус Навин перевел еврейский народ посуху, между чудом расступившихся вод Иордана. Священники несли Kовчег завета перед народом. Так и шли между расступившимися водами Иордана.
Этим закончились 40 лет скитания евреев по пустыням Аравии. Моисей перед своей смертью поставил Иисуса Навина, помогавшего ему выводить свой народ из египетского рабства, вместо себя.
И евреи, и христиане относятся к Иордану, как к священной реке.
2
Евангелие, Новый Завет, рассказывает нам, как Иисус Христос принял крещение в священных водах Иордана.
Христос начал Свое служение с крещения в этой реке и крестил Его Иоанн Предтеча (Иоанн Креститель).
«Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» (От Матфея, 3, 1–6).
«Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда (Иоанн) допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел (Иоанн) Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение» (От Матфея, 3, 13–17)
Где же было точное место крещения Иисуса Христа в Иордане?
1
Сказать это сейчас сложно.
Некоторые знатоки считают, что место Крещения Христа было в нескольких км к западу от современного русла реки (сейчас это - в Иордании). За 2 тысячи лет, считают они, река изменила свое течение и место это находится теперь на суше.
По христианской традиции, cчитается, что крещение Его было там, где в древние времена была переправа через Иордан. Река там очень узкая — всего несколько метров в ширину.
«Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн» (От Иоанна, 1, 28)
Это, как выяснили, — рядом с теперешним Бейт-ха-Арав, по дороге Иерусалим — Амман. На территории Иордании. В нижнем быстром течении реки.
В наше время здесь проходит государственная граница по воде между Израилем и Иорданией.
Похоже, в этом месте перешли Иордан ветхозаветные пророки Илия и Елисей (4 Цар., 2, 4–15).
Елисей оздоравливал воду истока реки в Иерихоне.
Вот как говорится об этом в Ветхом Завете: "И вышел он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия. И вода стала здоровою до сего дня, по слову Елисея, которое он сказал» (4 Цар., 2, 21–22)
Я не была в том месте на Иордане, хотя очень хотелось побывать.
Наш гид, монахиня Фотина, рассказала нам, что несколько лет назад одна русская группа, приехав сюда, к Иордану, увидела щиты со словами «Кругом — мины! Опасно!»
Прочитали наши русские люди, спустили эти щиты на воду и, с Божьей помощью, окунулись в Иорданские воды.
Люди рассказывают, что воды реки там мутные, но если набрать воду и отстоять ее несколько часов, то ил оседает и иорданская вода становится прозрачной.
Христиане, не глядя на мутные воды, радостно погружаются в них.
Ветхозаветный библейский пророк Елисей просто так говорить не будет о здоровых водах священной реки Иордан.
Наш русский паломник на Святой земле игумен Даниил писал в 12-м веке: «Вода в реке очень мутная, но вкусная, и не насытишься, когда пьешь эту воду. С нее не бывает болезней и пакостей в животе человека»
Еще скажу, что важно, — на территории Иордании, в этом месте, стоит Русский странноприимный дом и церковь. Слава Богу за все!
Я уверена, не важно, где христианин окунается в воды Иордана, совершает омовение — в 5 км от Мертвого моря, или где Ярденит, недалеко от Тверии, - воды Иордана священны везде.
1
Нам Господь дал изумрудный Ярденит в этот наш приезд к Иордану.
3
Ярденит имеет раздевалки и очень удобные спуски к реке.
3
2
«Вверху Иордана много рыбы» — писал игумен Даниил в 12-м веке.
И сейчас она не перевелась здесь. Вот рыба, похоже, — сомы…
2
2
Погружаться в воды этой реки надо с молитвой, благоговейно, как мы и поступили.
3
Нам рассказывали, что были люди, которые чуть ли не заплывы устраивали, что потом выходило им боком. Говорят, заболевали даже.
Понятно, входить в эти воды надо не в купальниках, но в длинных белых крестильных рубахах.
3
Эти рубахи люди бережно хранят. Надеются именно в них быть положенными во гроб.
Сразу после Крещения «Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (От Матфея, 4, 1–11)
Мы же после омовений пошли… за хлебом. В ресторан на берегу Галилейского моря.
3
Священник из нашей паломнической группы благословил вкушение рыбы, салатов и питие вина. Перед каждым на тарелке лежала Петрова рыба целиком.
Мы с монахиней Фотиной пили только воду. Шел Великий пост, шла строгая Страстная седмица. И я чувствовала себя за этим ломившимся от яств столом тоже искушаемой. Но, Слава Богу, несильно.
Я знала, что скоро — Пасха и я попробую в Иерусалиме вкуснейшую рыбу — принцессу Нила. Так она называется. А Петрову рыбу я ела в монастыре на Благовещение (в этот праздник можно вкушать рыбу Великим постом). Петрова рыба — вкусная, озерная (из Галилейского моря выловленная), но с крупными костями, коих в ней много.
В моих рассказах о Святых местах невозможно без цитирования Библии, ну, просто невозможно, иначе будет куцо, скучно, непонятно. Будет без души. Без слова Божия — никак. Думаю, так. Уверена.
И вот она — горa Фавор.
3
«И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе. И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте. И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса. Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых." (Евангелие от Марка, 9, 1–9)
Многие люди, побывавшие здесь именно в праздник Преображения Господня, говорят, что белое молочное облако покрывает вершину горы Фавор и напоминает о чудесном Фаворском свете.
Как же здесь снова не вспомнить русского игумена Даниила, побывавшего здесь, на Фаворе, 9 веков назад. Он сказал:
«Фаворская гора чудно, дивно, несказанно и красиво уродилась у Бога. Она красиво и величественно посреди красивой равнины стоит, как круглый стог. Она красивее всех других гор.»
4
Какой чудный слог, какие слова нужные нашел русский монах игумен Даниил!
Что мы увидели наверху горы Фавор?
Греческий православный монастырь Преображения Господня. И кущи Петровы. Помните из Евангелия, что я приводила выше?
В монастыре фотографировать было нельзя.
На вершине горы мы пропели тропарь, кондак и величание Преображению. «Хорошо нам зде быти» — вторим за Апостолом Петром. Душой и сердцем здесь это чувствуешь…
Eще здесь хочу рассказать о почитаемой в греческом народе иконе Божьей Матери «Акафистная».
Если честно, она, при первом взгляде на нее, совсем меня не умилила. Икона внешне ничем не примечательная, напечатанная на… газетном листе. Ее еще называют «Бумажная».
Но когда я узнала от монахини Фотины ее историю, то была несказанно удивлена.
Вот эта история.
Это случилось в 50-х годах прошлого века на острове Крит, в Греции.
Критянин Георгий Назиракис тяжело заболел. Желая выздороветь и уповая на Бога и Пресвятую Богородицу, он купил бумажную икону, вложил ее в бутылку вместе со своим письмом, где он рассказал свою нерадостную историю, и бросил ту бутылку в море. В своем письме он также написал, что он очень хотел бы, чтобы икона оказалась на Святой земле, и просил там молиться за него.
Через 3 месяца бутылку Георгия нашли арабы в Яффо. Они отдали ее содержимое православному священнику, тот — епископу. Епископ благословил быть этой бумажной иконе в монастыре Преображения Господня на Фаворе, где от нее стали происходить чудеса.
Другие люди стали исцеляться подле нее. Люди стали дарить Пресвятой Богородице (через ее икону) свое золото. Так хороший человек устроен — отдать лучшее, отблагодарить. Делать так, конечно, совсем не обязательно. Это — в традициях греков.
Там же, рядом с иконой, — письмо Георгия Назиракиса из той бутылки. В рамке.
Как сложилась дальнейшая судьба этого человека?
Он исцелился от тяжелой болезни, принял монашество и прожил долгую жизнь, посвятив себя Богу.