Здесь расскажу о двух библейских городах, Капернауме и Табхе, которые ушли, исчезли с лица земли. Начну рассказ о Капернауме.
Он стоял на берегу библейского Галилейского моря (Тивериадского озера — другое его название), на его северо-западном побережье.
1
В Библейском Капернауме родились и жили апостолы Иаков и Иоанн Богослов, а также братья Заведеевы — рыбаки Петр и Андрей.
Христос пришел туда со своей матерью Пресвятой Богородицей из Назарета.
Назарет в то время был невелик, а Капернаум имел от 10 до 15 тысяч жителей и лежал на перекрестке дорог из Дамаска в древнейший Беф-Сан (входил в область десяти городов — Десятиградие).
Христос пришел в Капернаум именно к своим новообращенным, рыбакам Петру и Андрею. И остановился в доме Симона Петра.
Сейчас на том месте — католическая церковь Святого Петра.
В центре этой церкви — Камень (остаток фундамента дома Петра). Этот Камень — святыня как православных, так и католиков.
Вообще над домом Петра, как показывают раскопки археологов, было возведено несколько церквей в разные века. Это доказывает, что именно здесь место, где стоял дом Петра и где были первые собрания христиан во главе с Христом.
Когда Христос пришел в Капернаум, город этот стал центром проповедничества.
Там Иисус Христос исцелил тещу Петра, лежащую в горячке; также воскресил дочь начальника синагоги Иаира; исцелил и призвал к апостольскому служению Матфея; также исцелил слугу римского сотника; расслабленного в доме Петра, которого спустили к Нему через отверстие в крыше, да и другие Чудеса явил Христос народу именно в Капернауме.
Проповедовал и исцелял Иисус Христос и в kапернаумской синагоге.
Ее развалины можно увидеть недалеко от дома Петра. Но это руины из белого камня (как утверждают археологи и ученые) — уже второй синагоги, построенной в 4-м веке на основании синагоги из местного черного вулканического базальта времен Христа, cинагоги, где Он проповедовал.
Итак, Христос вместе со своими учениками проповедовал народу истину, творил Чудеса, но многие все равно не верили Христу и даже более того — ожесточались и ненавидели Его.
В то время Капернаум был исключительно иудейский город. В других источниках говорится, что в Капернауме жили миним (маги), занимавшиеся колдовством.
И иудейские маги-чародеи выгнали Христа из синагоги, в которой Он исцелял людей.
Христос проклял этот город.
«И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься: ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; Но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе» (от Матфея, 11, 23–24)
Любопытно пишет Марк Твен в своей книге «Простаки за границей». Он сравнивает Галилейское море
с американским озером Тахо:
«На озере Тахо одиноко, ибо, кроме птиц и белок на берегу и рыб в воде, здесь нет ни души. Но это не то одиночество, что гнетет. То ищи в Галилее…унылые развалины Капернаума, оцепеневшая Тивериада…»
Капернаума больше нет. Скорее, город был разрушен в 8-м веке землетрясением.
Были времена, когда город пытались возродить, но он так и не возродился к жизни.
Капернаум был основан около 2500 лет назад.
В переводе «Капернаум» — «город Наума» (Нахум, ивр.), иудейского пророка Нахума.
Сейчас на месте города два храма — православный и католический (над местом, где был когда-то Дом Симона Петра). Но мы не были ни в католической церкви, ни на руинах синагоги, а сразу пошли в греческий храм.
Православный греческий храм 12 Апостолов был построен здесь в 30-х годах прошлого века.
Он такой необычный! Белоснежный с яркими розовыми куполами в виде полусфер. Их 12. Как и Апостолов.
Церковь построена в греческом стиле, только вот купола у нее не синего, традиционного греческого цвета, а необычные — розовые. Стоит, как игрушечка, на берегу озера.
А вокруг — тишина…
Смотрит за храмом один-единственный монах -македонец Иринарх.
Но невсегда здесь было так тихо и спокойно. Нам рассказали, что в 1948-м, после образования государства Израиль, храм был на пограничной территории между Израилем и Сирией.
Жить на пограничной территории монахам было тяжело и паломники сюда уже не приезжали. Mонахи покинули свои места.
Некому было смотреть за храмом. Местные друзы осквернили церковь, сделав из нее коровник.
После 6-дневной войны 1967-го года границы переместились отсюда на Голанские высоты.
Монахи вернулись обратно. Но как-то так получилось у греков, что только один монах сейчас служит здесь Господу. И такое опустошение в греческих монастырях на Святой земле я видела часто. Грустно...
Я спустилась к озеру по каменистой дорожке, посидела там на камне, опустив ноги в воды Галилейского моря…
Представила, как здесь рыбачили Петр и Андрей.
У учеников Христа была лодка и Иисус, находясь в ней, читал людям проповеди.
Вообще рыбная ловля, в которой Он тоже участвовал, давала не только рыбу, но и много притчей, сравнений.
Так, Христос говорил, что Царствие Божие, как невод, наполненный рыбой. А помните Его «Я сделаю вас ловцами душ, а не человеков»?
Представила я, как Христос ходил по воде, как по суху…
Иисус так хотел остаться в одиночестве и молиться, Он даже понудил Своих учеников взять лодку и отправиться прежде Него на другой берег.
Я смотрю на тихую гладь озера, на лодку, на дорожку от лодки
4
, а перед глазами - то чудное, удивительное событие, что произошло здесь более 2-х тысяч лет назад... как разыгралась тогда буря, а лодка с Его учениками была уже на середине озера и ее било волнами...
И Христос спешил, шел к ним по воде на помощь.
А ученики Его подумали, что призрак к ним идет, и закричали от страха.
Иисус успокоил их, сказав, что это - Он и чтоб ничего не боялись.
Тогда Петр, ободрившись, сказал, что если это действительно Христос, пусть соделает так, чтобы Петр пришел к Нему по воде, навстречу.
И я слышу слова Господа:"Иди"
Вот Петр вышел из лодки, пошел по воде к Нему, но сильный ветер так испугал его, что Петр упал и начал тонуть, и закричал, что есть силы:" Господи! Спаси меня!"
И вот Христос протягивает ему руку и говорит ему:"Маловерный! Зачем ты усомнился?"
И Петр, целый и невредимый, со Христом вошли в лодку.
И еще больше люди, сидящие в лодке, уверовали, что Иисус Христос - Сын Божий.
Так описывает событие Евангелие. Я просто, сидя на камне у вод Галилейских, где сам воздух и вся атмосфера пропитаны теми Чудесами, повспоминала...
Вот и многие из нас, такие маловерные, боимся идти за Господом. За Его словом. Забываем Его слово. Теперешняя жизнь, такая стремительная, такая безоглядная, отнимает у нас Христа. А значит, отнимает Надежду... Давайте подумаем об этом.
Но меня уже звала мать Фотина, наша монахиня, гид. Я поднялась с камня и пошла к церкви.
Внутри церкви — настенные фрески, сцены Страшного суда.
Роспись — на Евангельские сюжеты: исцеление больного, хождение по водам, усмирение бури.
Расписал церковь греческий художник Константин Дзумакис в 1995-м.
Фрески не старинные, но сильно впечатляют. Особенно — лоно Авраамово.
Убиенные во чреве младенцы.
Вообще росписи такие яркие, насыщенные всеми цветами, — глаз не оторвать. Ходишь, как завороженная, от одной сцены — к другой.
Вот грешники ждут своей участи, а другие уже горят в адском огне… И повелитель Тьмы — тут же
Подошла к иконостасу.
Подняла голову вверх — Вседержитель строго смотрит на меня оттуда.
В церкви было пусто. Только наша небольшая группа и больше — никого. Непривычно пусто для православной церкви…
Не знаю, почему, но Капернаум произвел на меня тягостное, тяжелое впечатление. Хотя почему говорю, что не знаю… Знаю. Капернаум — проклятый Христом город. И прав М.Твен, здесь чувствуется именно то одиночество, что гнетет…
Мы покинули Капернаум, чтобы ехать в Табху. Там Христос умножал хлеба и рыб.
Табха находится на северо-западном побережье Генисаретского, или Тивериадского озера (ныне — озеро Кинерет), как и Капернаум. Табха лежит всего в 3-х км от него.
Иисус Христос пришел сюда, когда узнал о смерти Иоанна Крестителя.
Христос хотел побыть один, хотел помолиться в одиночестве. Не получилось.
За ним пошли люди, чтобы Иисус исцелил их. Здесь же были ученики Христа. И Он не отказывал людям. Исцелял.
К концу дня люди проголодались, а запасов еды у них не было с собой. Места там пустынные, еду взять было неоткуда. У них были только 5 хлебов и 2 рыбы.
И умножил их Христос, сотворив Чудо, и накормил людей.
А народу там собралось, как рассказывает нам Евангелие, 5 тысяч человек. И насытились все, и даже осталось, что сложили потом в короба. 12 коробов хлеба еще осталось.
Об этом рассказывает Евангелие от Марка (гл. 6, 1–56) и Евангелие от Матфея (гл. 14, 13–21)
На этом месте умножения хлебов и рыб византийский император Константин в 4-м веке построил первую церковь.
В 480 году церковь была перестроена, расширена и алтарь этой (второй) церкви смотрел на восток.
В церкви были созданы чудесные мозаичные полы, которые сохранились (большая часть) до нашего времени, изображающие птиц, растения, разные цветы, озеро…
В 614-м году пришли персы и разрушили чудную византийскую церковь. 1300 лет все здесь лежало в руинах под глубоким слоем земли.
В 1888-м году этот участок купило Немецкое католическое общество палестинских миссий.
Начались археологические раскопки. В 30-е годы прошлого века здесь начали работать археологи, которые и раскопали древние византийские колонны, каменную кладку и сохранившуюся прекрасную мозаику.
Теперешнюю церковь построили в 1982-м году
на месте, где когда-то стояли две древние церкви, но каждая — на фундаменте прежней церкви. Так строили всегда по христианской традиции.
Церковь и территория вокруг нее — собственность Немецкого об"единения на Святой земле.
Церковь Умножения хлебов и рыб (она так и называется) — католическая. Построили церковь на деньги бенедиктинцев-католиков, которые сейчас и смотрят за храмом.
Но летом 2015-го не досмотрели…
Ночью, 18 июня, в здании церкви случился пожар, причинивший церкви большой ущерб. Слава Богу, древняя мозаика не пострадала. Но храм был на ремонте 2 года. Паломники 2 года не могли приехать сюда. С февраля 2017-го храм снова действует и принимает паломников.
«Поджог был совершен еврейскими экстремистами на почве ненависти к христианам» — так говорит нам википедия.
Храм внутри (как, впрочем, и снаружи) — очень прост и сдержан. Никакой роскоши убранства.
Храм — католический, но так напоминает протестантский, недаром что немцы — хозяева здесь.
В этом храме — всехристианская святыня, как католиков, так и христиан.
Это — Камень,
на котором Христос умножал хлеба и рыб, и на котором потом поставил короба с хлебом и рыбой и преломлял хлеба. Иисус преломлял хлеба, а Симон (Петр) раздавал куски людям.
Считается, что Камень, на котором умножал Христос хлеба и рыб, творил Чудеса, в то время был алтарем.
Над Камнем — престол.
Перед Камнем — древняя мозаика, известнейшая в мире. Ее можно считать символом Израиля.
Мозаика изображает чудесные 5 хлебов и 2 рыбы. Тут надо сказать, мозаичных хлебов в мозаичном коробе не 5, а 4. Присмотритесь к мозаике.
Считается, что так было сделано (не 5, а 4), чтобы сотворить крест. 4 мозаичных хлеба смотрятся как крест.
Зная, что древний Капернаум, который проклял Христос, так и не возродился никогда, задалась вопросом, а как же Табха? Живут ли люди в ней сейчас?
Оказалось, после арабо-израильской войны жителей здесь не осталось. Люди покинули красивые места долины Табха.
В этих местах ветхозаветный Иов был излечен Богом от всех своих болезней. Места благодатные.
Когда-то здесь было 7 серных источников. Они, говорят, и сейчас здесь есть, но их уже не 7, а 5.
Рядом с источниками — остатки византийской мельницы…
Табха (арабское название), перевод с греческого — «7 источников», Гептабехон — Табгха — Табха.
Сейчас место здесь обезлюдело. Как и Капернаум.
Cтоит только христианский храм, к которому не зарастет тропа паломников. Никогда. Kак католиков, так и православных. Не ошибусь, если скажу, что последних все же больше есть и будет. Слава Богу за все!