Иерусалим! Город трёх религий! Самый святой город для иудеев, христиан и третий, по значимости, для мусульман после Мекки и Медины. Город, в который можно приезжать многократно и постоянно открывать что-то новое для себя. Для каждого он свой. Для кого-то это достопримечательности, для кого-то религиозные святыни, а для меня это люди, вернее те эмоции, которые они здесь испытывают. Могу за этим наблюдать очень долго, если меня не увести. И не только наблюдать. Фотография незнакомых людей — мой любимый жанр. Когда человек не позирует — все эмоции на лице. А тут они через край.
____________________________________________________________________________________________________________
Пройдя через мусорные ворота, о которых я рассказывал в прошлом отзыве о Иерусалиме, попадаем в еврейский квартал города. С правой стороны взгляд падает на Масличную гору и главную святыню мусульман в Иерусалиме и третью, по значимости вообще — мечеть Аль-Акса.
До Стены Плача рукой подать. Кстати так она называется только в русском варианте. На иврите её название звучит так — Котель-а-Маарави. На английском — Western Wall (что, дословно, переводится на русский язык как Западная Стена).
Общая протяжённость Стены Плача около полукилометра, но доступно, что-то около семидесяти метров. К остальной части стены пристроены жилые дома мусульманского квартала Иерусалима. Но в тоннелях под Западной Стеной можно и пройти и пощупать гораздо больший ее участок (о них я расскажу чуть позже). Видимая часть Стены разделена на две, далеко не одинаковые, по размеру, части. Мужскую и женскую.
Догадайтесь, с трёх раз, какая больше:-).
Кстати, заборчик на предыдущем фото (там, где грибки от солнца) — это, как раз, граница между ними. Так что можно увидеть, сколько отведено прекрасной половине человечества. Если на мужской половине иногда бывает свободно, то на женской сполтворение всегда.
К этому месту едут на паломничество евреи со всего мира, даже те, которых называют в Израиле ХИЛОНИ (светский, т. е. неверующий). Кроме того, она притягивает миллионы туристов со всех концов света.
Наверное нет ни одного человека, независимо от своего вероисповедания, из тех кто побывал около Стены Плача и не оставил бы в стене записку с мольбой о самом сокровенном, обращённой к Всевышнему.
Только ли это дань традиции — не знаю. Скорее всего " А вдруг» (хуже-то не будет).
Вот, как раз, руки вкладывающие записку в Стену, а рядом видны множество других. Периодически эти записки изымаются из неё и сжигаются в строго определённом месте (так мольбы отправляются к Богу, вместе с дымом).
Я человек неверующий (в религию), но Стена произвела на меня очень сильное впечатление в первое моё посещение, которое случилось двадцать лет назад. Да и в каждое последующее (а приезжая в Иерусалим, я всякий раз гуляю по старому городу) равнодушным не оставляла, вызывая трепет, хотя и не такой сильный, как при первом знакомстве.
Каждый ведёт себя по-своему около неё. Жена рассказывала, что на женской половине рыдают в голос очень многие. Да и на мужской я подобное видел, хотя и нечасто.
Кто-то молится так. А кто-то воздевает руки к небу.
Кто-то Стену целует. Не поэтому ли его голубь пометил на месте (может знак свыше?)…
Естественно я фото-охоту вёл издалека, прицепив длиннофокусный объектив и никоим образом людям не мешал (это снято метров с десяти-пятнадцати). Наверное так выглядит искренняя молитва, которая может дойти до Всевышнего, а никакая не записка…
Ну нельзя воздевать так руки, если ты неискренен…
Что меня раздражает в таких местах — это некоторые туристы. И вот почему:
Лично меня от такого открытого позирования в священном месте передёргивает, хотя это и не запрещено.
Рискну сделать предположение, что это те, кто впервые куда-то выбрался. И считает своим долгом привезти с собой фото «Здесь был Я» отовсюду.
Хотя те, кто молятся входят в какой-то транс и на туристов внимания не обращают. Наверное привыкли.
Какие этот господин пируэты выписывал… просто танец, подобный танцу шамана из " Земли Санникова». Жаль, что на видео не снял.
К мужской половине Стены Плача, нельзя подходить с непокрытой головой. Поэтому кипы (или как их по-русски называют — ярмолки) необходимо взять при входе на площадь перед ней.
Двадцать лет назад они были бумажными, сейчас из синтетики (пример на фото).
Кроме молящихся тут сидят и поют молитвы в голос раввины.
Ходят тут и попрошайки. Мало того, что они находятся на полном иждивении у государства. Не работают, не служат в армии, рожают кучу детей (у них предохраняться нельзя), которых потом содержат налогоплательщики, так ещё и милостыню просят.
Родственники приводят сюда и старцев, которые сами ходить не могут из-за физической немощности и они просто сидят…
Ультраортодоксы обязательно приходят сюда вместе с детьми, которые кроме этого ничего не знают. Они не знают что такое мультфильмы и телевизор вообще. Не ведом им и интернет. Только Бог и Тора.
Они живут в другом мире и с другими понятиями. Став взрослыми они приходят к Стене Плача с Торой в руках и молятся часами.
Слышал однажды, как экскурсовод рассказывал, что одна из основных молитв — о третьем храме. Не думаю, что такое когда-либо случится, по той простой причине, что на его месте сейчас находится мусульманская святыня (4-я по значимости) — мечеть Купол Скалы.
Ещё несколько фотографий и перейдём от Стены Плача в тоннели под ней.
О них (тоннелях) я узнал только в 2013 году, когда была поездка от предприятия. Работодатели устроили нам экскурсию. Кстати просто прийти и попасть туда нельзя, только в составе групп либо заказав заранее, либо подождав на месте пока оная соберётся. Не знаю длительно ли ожидание, но предполагаю, что это зависит от языка, на котором вы выберете экскурсию. Естественно в тоннелях никто не обязывает вас ходить с группой.
К сожалению, вход в них я не сфотографировал (не знал тогда, что отзывы писать буду:-)). Но попробую объяснить где он находится.
Обратите внимание, что от левого края Стены Плача (если встать лицом к ней) отходит стена. В ней находится арка (не попала на фото). Если войти в эту арку, то увидите ступени вниз. Это и есть вход в Тоннели под Стеной.
Я уже упоминал, что видимая часть Стены Плача около 70 метров и, чтобы пройти вдоль всей её длины придётся спуститься в тоннели. Вот она — с правой стороны.
Так как мы ездили от моей работы (корпоратив), то естественно экскурсовод был ивритоговорящий. Лично мне это нисколько не мешает, даже, подобные экскурсии предпочитаю слушать именно на этом языке.
После входа в тоннели вас сначала усадят в импровизированный класс, в котором расскажут про историю открытия тоннелей, их раскопок. Вернутся и временам царя Ирода, при котором был построен Второй Храм.
Когда будете слушать экскурсовода, перед вашими глазами будет вот такая картина.
Тоннели поражают своими размерами. Местами в полы вделаны «окна» — стеклянные вставки, через которые можно увидеть остатки Иерусалима на несколько десятков метров вниз. Просто невероятно сколько лет здесь жили и строили люди один слой поверх другого. Во многих местах тоннелей установлены компьютеры, на которых можно и прочитать историю и посмотреть, как всё строилось с помощью компьютерной графики.
Камни, по которым мы сейчас идём имеют возраст больше двух тысяч лет. Это значит, что именно по ним когда-то ступала ноги Иисуса Христа. Кстати, местами они, просто отполированы от миллионов ног, прошедших здесь.
Высота сооружений тоже поражает и вызывает недоумение… Задаёшь себе вопрос — КАК? Ответ можно получить на большом экране, где с помощью компьютерной графики создан фильм, в котором это показано…
Местами проход становится узким, что два человека могут разойтись с трудом.
Всё венчает подземный водоём, которому Бог знает сколько лет и который служил водосборником ещё в доисторические времена. Подземные источники — вот создатели сего чуда.
Обойдя вокруг бассейна возвращаемся назад по тем же узким коридорам. Когда сталкиваешься с другой экскурсией, в узких местах получается столпотворение. Но, если поймать момент, можно сфотографировать его, практически пустым.
Выйдя из тоннелей пошли в маленький музейчик, который находится практически рядом, с названием «Дор-дорот» (Дор — это поколение. Можно перевести, как «Из поколения в поколение»).
Там стоит практически полный мрак и вы там можете услышать историю еврейского народа со времён Авраама. Идя по кругу вы познакомитесь с историей еврейского народа со времён Авраама. Все скульптуры там из стекла и очень красиво подсвечены.
Эта композиция сделана из пластов стекла. На ней вырезаны имена Авраама и его жены Сары. На следующем — Ицхака и Ривки (Исаак — хотя это неправильное и ничего не означающее звучание имени. А Ицхак имеет значение — "будет смеяться», которым он был наречён из-за того, что бесплодная Сара забеременела в 90 лет и когда узнала эту новость, засмеялась, не поверив..). Следующей идёт колонна с именами Якова и его двух жён - Рахели и Леи. Эти три колонны выдвинуты вперёд по-сравнению с остальными. А после Якова все колонны в один ряд — всего их тринадцать — тринадцать колен Израилевых.
Далее о каждой ветви, что произошли от тринадцати детей Якова отдельная композиция.
В общем-то музей о том, как еврейский народ рассеялся по миру. Кто чьи потомки. (Я думаю, что если знать историю свой семьи на несколько столетий назад, то можно найти в этом музее и своих предков. Особенно если учесть теорию, что все люди братья — вопрос только в каком колене:-))
В зависимости от того какое колено развилось больше, какое меньше зависят и размеры композиции.
Местами размеры скульптур просто поражают…
Внутри музея играет тихая музыка и местами пускается ароматический дым… Даже на меня — далёкого от истории еврейства человека, это произвело сильное впечатление.
Идти на подобную экскурсию или нет — решать вам.
Мне понравилось. Правда стоимость её я не знаю, ибо фирма платила. Если решите пойти, то имейте в виду, что тоннели с этими музеем занимают порядка 2.5–3 часов.
После посещения еврейского квартала мы пошли в христианский, не выходя за стены Старого Города, но об этом в следующий раз.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм