Начало нашей поездки с посещением Партенита, Ай-Петри и Ливадии можно посмотреть здесь : https://www.tourister.ru/responses/id_18987 .
Планируя свои четыре дня в Крыму, я не предполагала, что мне удастся попасть в Севастополь, а про Балаклаву, к моему стыду, я вообще ничего не знала. А друзья, которые отдыхали в Ялте в одно время с нами, сказали, что договорились с таксистом на однодневную поездку в эти города (хоть Балаклава и считается сейчас районом Севастополя, но он воспринимается отдельным местом). Я сразу загорелась этой идеей, и мы договорились с таксистом, что поедем все вместе на минивэне. Мы заранее оговорили маршрут, продолжительность поездки и цену. Если не ошибаюсь, то планировали мы все проехать часов за 8–9, а получилось дольше. Но при этом цена не изменилась. Поездка стоила 8000 руб., на две семьи вполне реальная цена, учитывая, сколько мы проехали. А теперь покажу, что же мы успели увидеть за этот день. Отмечу, что таксист, с которым мы ездили, был прекрасным экскурсоводом. Он всю дорогу нам что-то рассказывал и показывал, так что поездка была очень интересной!
Первую остановку мы сделали у огромной отвесной скалы около дороги. Здесь как раз попал в кадр наш автомобиль.
А потом мы доехали до прекрасной церкви Воскресения Господня в Форосе, расположенной на отвесной Красной скале высотой 427 метров. Вообще-то лучше снимать эту церковь снизу, чтобы было видно эту необычную скалу из красного камня. Если есть время, очень советую спустится в Форос, который расположен снизу на побережье и погулять там в парке. Но со стороны эта церковь смотрится не менее прекрасно.
История этой церкви вкратце такая. В октябре 1888 года у станции Борки недалеко от Харькова произошло крушение царского поезда, следовавшего из Ялты в Санкт-Петербург. В той аварии погибло множество людей. Семь вагонов сошли с рельсов и полностью разбились, однако Александр III остался жив и помог спастись своей семье, вызвалив их из заблокированного обломками вагона. В связи с этим событием по стране прошли благодарственные молебны, а Александр Григорьевич Кузнецов — чайный российский магнат тех лет, владевший участком в Форосе, решил построить такую прекрасную церковь. Для её возведения были приглашены лучшие мастера тех лет. Проект здания разрабатывает русский архитектор академик Н. Чагин. Для росписи стен были приглашены известные художники К. Е. Маковский и А. И. Корзухин. Мозаичные работы выполнил итальянский мастер Антонио Сальвиатти из Винченсы. Храм освятили 4 октября 1892 года. Царская семья неоднократно бывала в этой церкви. Увы, в антирелигиозные годы Советской власти, церковь осквернили, ограбили, она была приведена в ужасное состояние. Её даже хотели снести. Слава Богу, этого не случилось. В 1980 году церковь объявили памятником культуры, а в 1990 году, когда я там была впервые, её заново освятили и передали Русской Православной Церкви Московского Патриархата.
Для меня посещение именно этой церкви было необходимым пунктом в моей Крымской поездке. Я мечтала увидеть её отреставрированной и живой, так же, как много лет я мечтала увидеть отреставрированный Петропавловский собор в Казани. Я с 1990 года помнила про это место с невероятной энергетикой и мечтала приехать в Крым именно сюда. И какая же была моя радость попасть сюда именно в Пасхальную неделю. Я ходила вокруг неё и слушала колокольный звон и сердце мое ликовало от радости.
видео: https://www.youtube.com/watch?v=I2dPd6jguKI&feature=youtu.be .
Увы, времени у нас было очень мало. Поэтому, помолившись, полюбовавшись на живущую своей жизнью церковь, поехали по нашему маршруту.
Следующим пунктом нашего маршрута был район города Севастополя — Балаклава, до 1957 года бывшего отдельным городом и воспринимается сейчас именно как отдельный город. Это место очень долгое время было секретным объектом стратегического значения, так как Балаклавская бухта — глубокая и имеющая несколько поворотов, совершенно незаметная со стороны моря, была выбрана в качестве места для подземного завода для ремонта и снаряжения подводных лодок. В 1953–1963 годах в Балаклаве этот завод был построен, он также использовался для хранения и подготовки к боевому применению 6 видов ядерного оружия. В 1994 году завод был закрыт. Сейчас на части его территории работает музей.
Если честно, то я абсолютно равнодушна к любой технике и ничего в ней не понимаю, а в военной тематике я — полный профан. Но посмотреть музей подводных лодок посетить я все же решила. И сразу скажу — это то место, которое очень рекомендую посетить! Почему? Сейчас покажу! Посещение музея стоит 200 рублей. Температура внутри помещений +16 градусов, а так как экскурсия продолжается часа два, то надо обязательно одеться потеплее. Итак, пройдем внутрь горы. На карте мы видим, сколько подземных сооружений находились в районе Севастополя. Целая подземная страна!
И мы подходит к первым воротам, ведущим внутрь помещений. Высота створки 4 м, толщина 0,4 м!!!! Вес одной створки — 10 тонн!!! Очень сложная конструкция, я такие ворота видела впервые.
Нам показывали разные ракеты.
Потом мы шли по длиннющим коридорам. Эти бесконечные коридоры меня очень впечатлили! Представляла, каково было прорубать такие в каменных породах в те годы!
А вот и первая маленькая подводная лодочка для перевозки легководолазов до объектов.
Эти каналы-тоннели для больших подводных лодок, куда они заходили для ремонта. Они очень длинные!!!
У выхода из тоннеля стояли манекены, одетые в форму химзащиты (или какой-то другой защиты)…
Размеры сооружений очень впечатляли. Было ощущение, что ты попал в какой-то совсем другой фантастический мир.
Мы дошли до еще одних ворот завода. Их параметры — высота створки 3 м, толщина 0,6 м!!! Вес 1 створки — 10 тонн! Они были способы выдержать давление до 60 кг на кв см и предназначались в том числе для защиты от ударной волны и радиации.
Потом мы пошли в зал, где выставлены макеты различных военных кораблей. Даже по этому макету видно, какая это махина на самом деле!
Меня же больше заинтересовал настоящий телеграф для внутренней связи между пунктом управления и машинным залом. Очень интересный механизм!
Продолжили путь по длинным тоннелям. Они не прямые, чтобы в случае атомного удара, гасить ударную волну. А некоторые вообще тревожные.
Ядерного удара явно ожидали. В этом месте как раз были ракеты, которые в любой момент были готовы к отражению такого удара. Напряженное было время, да и сейчас что-то опять стало не спокойно…
Нам показали секретные кабинеты-сейфы, в которых проводили испытательные работы. Не представляю, каково работать в таком помещении…
А вот и сама ракета. Красиво и страшно.
Дошли до зала, где представлены разные рабочие моменты военных. А также форма и обмундирование разных военных подводников.
Я опробовала проход в подводную лодку. Не очень просторно, не все пройдут, но интересно! Вспомнила выход Леонова в открытый космос, как он едва не остался навсегда в просторах космоса (смотрели уже отличный фильм «Время первых»?).
Да, какая же тяжелая работа у подводников. А еще у всех тех людей, которые строили ТАКИЕ заводы и работали на них в обстановке вечной секретности и страха. У меня постоянно в голове крутились мысли: «Зачем тратить СТОЛЬКО времени, сил и денег ради того, что может разрушить такую маленькую Землю? Неужели нельзя ВСЕМ начать просто беречь её и жизни всех, кто на ней живет? Когда же наступит такое время? Неужели никогда? И мы будем жить в таком страхе?
Нет. Не хочу думать и писать про войну. В этом месте я поняла кожей, как все это может быть реально и страшно. Давайте, лучше выйдем на солнечный свет и будем любоваться Крымом.
Рядом с музеем есть яхт-клуб, а в нем большой ресторан „Харчевня Дрейка“ с открытой верандой и прекрасным видом на бухту. Там мы и решили пообедать, так как искать что-то не хотелось.
Почему-то мне запомнился борщ с пампушками. Остальные блюда как-то не помню. Цены были достаточно высокие, но приемлемые, а с лимонадом нас как-то конкретно развели. Короче, можно было бы поесть и в другом месте, думаю, было бы не хуже, но дешевле.
После обеда вернулись в машину, и водитель повез нас на смотровую площадку, откуда открывался прекрасный вид на Балаклавскую бухту.
Здесь видно, что она очень хитро выгнута. Так, что со стороны моря не видно её окончание. Раньше этот вход как-то маскировали, чтобы вообще не привлекать внимания. Да и сам огромный завод был в толще скалы. А сверху — мирные домики и огороды… Даже не все жители этого места догадывались о том, что под их домами расположено.
В районе Балаклавы люди жили с давних времен. Тавры, греки, римляне сменяли друг друга на этом месте. В 1343 году эти земли захватили генуэзцы. Они построили крепость Чембало, которая многие века служила хорошей защитой для живущих в этих местах людей. Последнее военное наступление крепость выдерживала в 1941–1942 годах. Именно тогда она получила самые большие разрушения. Сейчас её восстанавливают и там проводят экскурсии. Но мы в нее заехать не успели, только сфотографировала, и то из машины…
По дороге к центру Севастополя, мы договорились с нашим таксистом насчет поездки на катере по Севастопольской бухте. Он обо всем договорился по телефону со знакомыми. Мы обговорили с ним, где и когда мы встретимся, так как в центре Севастополя недалеко от центра есть огромная парковка и нам предстояло там всем пересечься в оговоренное время. После этого у нас было несколько часов на осмотр города.
Мы начали осмотр города с центральной площади Нахимова, с установленным в центре площади памятником выдающемуся русскому флотоводцу Павлу Степановичу Нахимову. Этот памятник был открыт 18 ноября 1898 год к 45-летию Синопского сражения. На открытии присутствовал Николай II. В советские годы памятник демонтировали, установив на его месте памятник Ленину, но 5 ноября 1959 года состоялось открытие воссозданного памятника. Только теперь его повернули лицом не к морю, а к городу.
А на площади в то время, когда мы там были, собрались байкеры. У них был мотопробег в честь 9 мая. Их было очень много, вся площадь была заставлена мотоциклами. Было интересно на все это посмотреть и сделать несколько фото на память.
На площади расположена Графская пристань — главные морские ворота города. Она была построена в 1846 году по проекту инженер-полковника Джона Уптона. Перед колоннадой к морю спускается широкая парадная лестница, украшенная мраморными львами работы итальянского скульптора Фердинандо Пелличио. Так эта коллонада выглядит со стороны площади.
А это — вид на пристань со стороны моря.
А мы как раз пошли к причалу, откуда собирались на морскую прогулку. Нас встретила замечательная женщина Люба, жительница Севастополя, которая рассказала нам, как сейчас живут простые горожане. Меня очень позабавил рассказ про её встречу с польским журналистом. Тот все расспрашивал, есть ли у них какие-то продукты или они все голодают, как об этом пишут западные газеты. " Разве я похожа на голодающую женщину?», — сказала цветущая и загорелая Люба и залилась веселым смехом. «Теперь у нас все замечательно!», — продолжила она. И так я была рада этим словам! Мы сфотографировались на память с этой приморской жительницей.
После этого я сфотографировала рыбаков, которые удили рыбешку. Тут же был и потребитель улова, который сначала ждал, потом получал свою порцию и уходил довольный!
Мы поплыли по Южной бухте Севастополя знакомиться с кораблями Черноморского флота. Про каждый корабль нам очень интересно рассказывали, ведь у каждого из них своя жизнь и своя история. Я же просто покажу некоторые из этих красавцев-кораблей.
Увидели даже подводную лодку, про историю которых только что много узнали в Балаклаве.
Потом мы вышли из этой бухты мимо символа города, который сразу всплывает перед глазами при упоминании этого города — Памятника Затопленным кораблям. Этот обелиск воздвигли в память о судах, которые были специально потоплены в Севастопольской бухте во время Крымской войны в 1854–55 гг. для того чтобы преградить англо-французскому флоту подступы к городу.
Вышли в Севастопольскую бухту, рассматривая объекты на ее правом берегу.
Доплыли до входа в бухту, ограниченную фортификационным сооружением XIX столетия Константиновской батареей, охраняющей Севастопольскую бухту. На батарее размещалось около 100 орудий, способных вести непрерывный огонь в течение длительного времени. Она служила надежным заслоном на пути кораблей противника.
Рядом с Константиновской батареей на краю пирса располагается белая башня маяка. С другой стороны идет другой пирс, образуя своеобразные морские ворота.
Севастопольцы весьма своеобразно подходят к привлечению клиентов. Например, как вам такой дизайн прогулочного кораблика? При чем в Севастополе восточные драконы? Я не поняла, но ярко и необычно…
После морской прогулки пошли к самому главному месту отдыха севастопольцев и гостей города — Приморскому бульвару. С него открывается прекрасный вид на Севастополькую бухту. Сделала фото на память (ну можно же иногда делать такие же фото, как большинство отдыхающих?).
Полюбовались фонтаном в парке, который постоянно меняет высоту струй.
И пошли по самому бульвару, наслаждаясь прекрасной солнечной весенней погодой и разглядывая интересные работы местных художников.
Дошли до Севастопольского академического русского драматического театра имени А. В. Луначарского (ранее Большой художественный театр «Ренессанс», открытие которого состоялось в сентябре 1911 года).
Через дорогу от него на проспекте Нахимова в очень красивом здании конца XIX века расположен Севастопольский художественный музей. Увы, у нас не было времени на его посещение.
Издалека полюбовались на здание Севастопольского дворца детства и юности. Строительство здания началось 1914 год для Института имени Сеченова по применению физических методов лечения, которое там и располагалось после строительства, потом в этом здании был санаторий. В 1967 году здание было полностью реставрировано и стало использоваться в качестве Дворца пионеров. До сих пор в нем расположены различные кружки для детей.
Прощаясь с Севастополем, мы остановились около воссозданного в начале 2000-х гг и заново освященного в 2004 году Владимирского собора в Херсонесе. Первое здание собора в византийском стиле появилось во второй половине XIX века при Александре II, но оно было почти полностью разрушено во время Великой отечественной войны. Храм был построен в память о крещении князя Владимира, которое произошло на территории Херсонеса Таврического.
Вернулись в Ялту мы уже в темноте. Но так как на следующий день утром нам надо было уже уезжать из города, то мы пошли гулять по вечернему городу. Не могли же мы уехать из Ялты, не увидев её вечером? Для начала заглянули в кондитерскую «Сластена». Я её приметила в первый же день в городе. Но ждала, когда закончится пост и можно будет попробовать все местные вкусности. В моей семье все страстные сладкоежки. У нас дома всегда — мини-кондитерская. А во всех городах, где мы бываем, обязательно дегустируем пирожные, конфеты, мороженое и прочие сладости. Поэтому в Ялте мы не могли нарушить это правило. Не скажу, что пирожные произвели на нас какое-то большое впечатление. Мне запомнилось, что на просьбу подлить кипяточку в чашку, нам сказали, что так кипяток они не наливают, надо покупать еще чай. Ну что же, за воду тоже надо платить, хоть для меня это было странно. А крымский лукум мне понравился.
На набережной было много гуляющих людей, здания были красиво подсвечены. Гулять по ней, несмотря на усталость, хотелось всю ночь.
Некоторые из них фотографировались в а-ля старинных нарядах (ну надо же себя почувствовать королевами J).
А я нашла очередное огромное дерево и напиталась от него энергетикой Ялты.
Прощались мы с городом под песни начала 20 века в исполнении очаровательного жителя Ялты, настоящего жителя этого приморского города — старого, но вечно молодого, пропитанного брызгами моря, радости и бесшабашной курортной жизни.
На следующий день утром, по дороге в аэропорт мы заехали в очень красивые мраморные пещеры. Про них будет отдельный альбом. В Крыму ведь так много всего интересного!!!
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм