Почему Польша? Да просто повезло.
Повезло жить рядом. Повезло, что осталось столь близкое, практически сияюще белое пятно на личной карте странствий.
С каждым годом ключевые требования к новогодней поездке — недорогие билеты плюс неизведанные места — выполнять всё труднее. А Польши вполне хватит и на три новогодних трипа без повторений пройденных троп.
Логистика
Неожиданно ставлю логистику превыше бюджета — сейчас поясню, почему.
Если не брать в расчёт расходы на еду, сувениры и прочую индивидуальщину, в бюджете поездки почти 60% расходов занял транспорт. А мог бы занять и все 90%.
Транспорт в Польше даёт неплохие возможности для экономии тем, кто заранее спланировал маршрут и готов поохотиться за скидками.
Но ведь и до Польши неплохо бы бюджетно добраться. В новогодние, напомню, даты. В самый пик.
Здесь нам повезло с местом жительства — из Смоленска выехали вечером 29 декабря, а вернулись за 4 часа до начала первого январского рабочего дня. Время новогодних каникул использовали по-максимуму.
Ехать международным поездом в Варшаву — неприлично дорого. Варианта два — поезд до Минска + автобус, либо то же, но поезд до Бреста.
Сопоставив графики и ценники, выбрали Брест.
Учитывая поток желающих, билеты на автобус Брест-Варшава взял в день открытия продаж (30 дней до отправления). Сайт требует единовременной регистрации, за каждую транзакцию берут 2–3 белорусских рубля комиссии.
В обратку упустил пару дней с открытия продаж, и остался без автобусных билетов. В первый же день в Варшаве сходил на вокзал (их в городе три, любой удобный) и взял билеты на электричку до Тересполя. Можно было и не брать заранее, но тут перестраховался. Расписание электричек можно посмотреть здесь, а с недавнего времени — и купить билет на ближайшие даты. В Тересполь оптимально уезжать со станции Zachodnia, меньше пересадок и времени в пути.
Между Тересполем и Брестом несколько раз в день ходят электрички. Не стоит ломиться за билетами на станции, можно оплатить проезд уже в вагоне.
Самое интересное — бюджетные перемещения по Польше. Изначально для экономии были выбраны автобусы. Дело в том, что компания PolskiBus в момент открытия интернет-продаж выставляет по 1–2 билета на каждый рейс стоимостью 1–2 злотых (плюс 2 злотых за транзакцию). Не важно, на какое расстояние — на все автобусы без исключения мне удалось ухватить однозлотовый билет (на себя). Детские билеты идут со скидкой, младшему также брали — таковы правила перевозки детей в стране. В итоге на весь маршрут междугородние билеты обошлись в 300 злотых, что по действовавшему курсу составило 900 рублей на человека!
Главное в охоте на однозлотовые билеты — составить маршрут и определить даты старта продаж. В полночь по Варшаве придётся не спать, а обновлять сайт до момента появления билетов. Это довольно быстрая и простая процедура.
Билеты в Освенцим и Величку из Кракова брали на местах. В Освенцим ходят недорогие спец-бусы с верхней платформы автовокзала, билет можно купить у водителя, а вот занять очередь очень советую хотя бы за 20 минут до отправления — посадка идёт до заполнения автобуса, и «лишние» желающие остаются дожидаться следующего, от 30 до 60 минут в не самых приятных условиях. Проезд в обе стороны 14 злотых, младший ребёнок бесплатно.
В Величку можно уехать маршруткой, а можно и более комфортным (и дешёвым) автобусом. Найти конечную в Кракове оказалось целой эпопеей, потому публикую кусочек карты:
От Галереи Краковска сориентируется любой турист. С гугл-панорам остановка выглядит так:
Где жёлтый автобус — однажды встанет такой же, но синий, с номером 304 и с надписью Velichka Kampus. Проезд в оба конца 8 злотых, билетный автомат в салоне — готовьте мелочь.
Бюджет
Итак, на всю-всю дорогу от Смоленска до Смоленска было потрачено 1 700 злотых. Эта и все последующие цифры — на четверых, но с учётом трёхлетнего ребёнка.
Проживание обошлось в 980 злотых. Где-то были отели, где-то хостелы, благо, младшего уже можно брать в общие комнаты и пока что без оплаты.
На билеты в музеи потратили 250 злотых, львиная доля — соляные шахты. Ещё под 300 злотых скушали подъёмники в Закопане.
Бюджет на еду и прочее баловство изначально ограничил 200 злотыми в день, и мы без проблем уложились в эту сумму.
Общий бюджет на 11 дней поездки составил 5 100 злотых, или 74 500 руб., или 18 600 руб. на человека.
Проживание
Польские отельеры отличаются вредностью в части предоплат — в общей сложности из-за неуказанной на Букинге необходимости внесения аванса поотменял добрую половину первичных бронирований. В Закопане так вообще только с четвёртой попытки смог забукать безавансовый вариант.
Варшава:
1. Smart2Stay U Jakuba. У этих ребят два отеля, нам достался тот, что на дороге и с рестораном. Выбирали исключительно по ценнику, потому логистически место не самое выгодное — пешком можно дойти до аэропорта, а вот до ближайшего жд вокзала 7 км, до Старого города — все 9. Спасают суперские скоростные трамваи, остановка которых расположена недалеко от гостиницы, но мы гуляли пешком.
Размещение гостиничное, удобства общие. Тихое, чистое и крайне приятное местечко.
2. Start Hotel Aramis. Входит в тройку гостиничных монстров советской постройки, напоминающей московский комплекс в Измайлово. Самый бюджетный, однозвёздочный (товарищи Атос и Портос 3* и 4* соответственно). Очень удобен, если планируется ранний отъезд/поздний приезд с автостанции Wilanowska (Люблин, Краков и пр.). На удивление приятная гостиница с ожидаемо маленькими номерами и бюджетным ремонтом.
3. Tatamka Hostel. Несколько неожиданно освободившийся после новогоднего переполнения хостел буквально на границе Старого города. Из него можно за полчаса дотопать до вокзала Zachodnia — потому с радостью забукали на последний вечер. Тоже хотели аванс, но удалось договориться в переписке обойтись без него.
Типичный молодёжный хостел в подвале. Мы были единственными жильцами большого дорма и никаких неудобств не почувствовали.
Краков:
Honey Hostel. Приятнейший хостел на краешке Еврейского квартала, у входа в Старый город. Совсем не-хостельного типа, с нормальными кроватями. Прекрасный персонал, помогавший нам с местной логистикой.
Закопане:
Good Bye Lenin Hostel Zakopane. Пожалуй, лучший за всю поездку. Деревянный дом «под старину», в еловом тупичке. Наутро в панорамном окне — только снег, ели и горы. За очень скромные деньги и с неплохим завтраком.
Приехали в него во втором часу ночи — на ресепшене ждала записка с ключами от комнаты.
Единственное — не стоит верить картам, ни Букинга, ни Гугла, ни MapsMe. На них отмечены старые локации этого хостела.
Нам невероятно повезло в полночь повстречать в глухом закоулке мужичка с лопатой, объяснившего верную дорогу, но пройти морозной ночью пару лишних километров по горам таки умудрились.
Еда
Изначально для попадания в 200-злотовый дневной лимит планировал питаться преимущественно в Молочных Барах — так в Польше называют недорогие столовые. Поотмечал в каждом городе по несколько заведений, но на практике они оказались либо закрыты, либо забиты до отказа.
Единственный пригодившийся Bar Mleczny — в по-курортному дорогом Закопане. К тому времени я уже неплохо заказывал на польском, и отсутствие иных языков в меню, равно как и общение с персоналом, ничуть не смутило.
В остальном же обедали в типовых ресторанах, предпочтительно с национальным уклоном, а также в фудкортах торговых центров, где обнаруживались просто фантастические шведские столы. Ужинали и завтракали обычно дома, разогревая готовую еду из супермаркетов или специальных магазинчиков по продаже салатов-вареников (не знаю, как бы их поточнее обозвать).
Имея 50 евро в день на еду, в итоге за 11 дней сэкономили 200 — к вопросу о ценах и объёмах. Порции сногсшибательны. И обращайте внимание на раздаваемые на улицах листовки — в Кракове мы умудрились словить бесплатное пиво, а за заказ еды в том баре выдали купоны на бесплатную пиццу (забрали на завтрак)…так три дня и питались по цепочке акций за копейки.
Варшава
За год до нашего визита Варшава была признана самым богатоукрашенным новогодним городом Европы — преимущественно благодаря обилию масштабных световых скульптур на центральных улицах и в Старом городе. Часть этой композиции повторно выставили и в декабре 2016-го, но то ли погода виновата, то ли организаторы пожадничали — ощущения великолепия от украшательства не сложилось.
Новогоднюю ночь благополучно слили — устав от переезда и ознакомительной прогулки, нашли в себе силы протопать пару сотен метров до ближайшего алкошопа, купили бутылку шампанского и откупорили в полночь под ближайшим деревом. Чуток отпили, закусили из припасённого пакета KFC — и пошли засыпать под адскую канонаду.
Пост-новогодняя столица плоха тем, что дождь. И всё закрыто. И дождь. Работающие магазины и ресторанчики — только в самом центре, в идеале — в больших торговых комплексах.
Центр оперативно вычистили, а вот на нашей окраине творился мусорный апокалипсис. Идти приходилось буквально по стеклу — все тротуары усеяны осколками бутылок и пустыми «мерзавчиками» — в стране очень популярен алкоголь в мини-бутылочках по 100-150 мл. Порой на газонах попадались отмокающие тела не рассчитавших свои силы жителей столицы.
Видите, на фото выше плотный поток направляется в Старый город? Это неспроста. Это они кушать идут. Покушать 1 января — эпопея. Пожалуй, самый неудачный ресторанный опыт поездки, без простаивания в очереди смогли разместиться только в сомнительной пиццерии с неадекватным ценником, не лучшим качеством еды и гуляющим по залу сквозняком.
За трое суток эпизодического пребывания в Варшаве пешком по городу накрутили полсотни километров. Посмотрели крупные центральные районы и в популярных местах, и в закоулочках. Город оставил впечатление посредственности, не в обидном понимании слова. Обыденная европейская столица где-то внизу субъективного списка этих самых столиц.
Отоспавшись и нагулявшись, устроили вылазку одного дня в Люблин.
Люблин
Компактный, неплохо сохранившийся средневековый центр с не самым презентабельным замком. После восстановленной Варшавы — отдушина для прогулок. Плюс — автостанция прямо напротив замка, за день из столицы запросто съездить на погулять-пообедать и вернуться даже с нелёгкими рюкзаками.
Крайне неоднозначный исторический центр, сочетающий в своей компактной скученности отлично сохранившиеся мостовые, почти римские фундаменты снесённого фарного костёла, свеженькую реставрацию брам и башен — и тут же необычайную запущенность и грязь.
Небрежное отношение к старинным фасадам, обилие граффити, мусор, ссыпающаяся на головы прохожих после обильных новогодних дождей штукатурка — неприятные реалии симпатичного, в целом, крепостного холма, за пределами парадных центральных улиц и площадей.
С другой стороны — город в естественном потоке времени, растерявший по кусочкам былое величие, но всё ещё крепко стоящий на ногах.
Мы прошли все без исключения проулки исторической части и окрестности новых пешеходных участков за какие-то пару часов. Продрогли, и, заметив участившиеся повторения видов, поспешили согреться в едва открывшейся чешской пивнице.
К слову, в высокий туристический сезон Люблин имеет все шансы на интенсивный гастрономический туризм. По крайней мере, всё, что мы пробовали в двух городских заведениях — кофейне и пивнице, было эталонного качества и самого скромного за всю поездку ценника.
Краков
Краков испытывал погодой. Практически всё время валил мокрый снег, сопровождаемый ураганным ветром. Пробежки по городу в капюшонах, натянутых поверх шапок, не поднимая глаз — вот чем запомнился один из самых красивых городов страны.
Краков и окрестности привлекают туристов в любое время года, что подтверждалось очередями в популярных кафе, на остановках туристических автобусов и у ключевых достопримечательностей.
В последний вечер на десять минут выглянуло солнышко и застало нас в самом живописном уголке, с видом на замок, в который за три дня так и не удосужились сходить — задирать голову на внутренние стены под снежным штормом не было никакого желания.
Освенцим и Величка
Про однодневные вылазки из Кракова напишу отдельный пост. В целом же по маршруту — именно с вылазки в Освенцим интересность всей поездки пошла вверх по нарастающей. Каждый день в части впечатлений был насыщеннее предыдущего.
И пусть места исхожены да переописаны, но не поделиться эмоциями от столь знаковых объектов всемирного наследия просто не смогу.
Закопане
Жирная вишенка на новогоднем торте, присыпанная сахарной пудрой снега и украшенная ледяной глазурью лазурного неба. Образцовый городок для новогодней евро-поездки.
Окунуться в ледяную стужу горной ночи после бесконечных ливней центра страны — неожиданно бодряще. Далеко за полночь, трусцой, в бесконечные горки, чудом нашли своё запрятанное в еловой чащобе жилище на курьих ножках.
Одного взгляда в залитое негреющим солнцем утреннее окошко достаточно для рождения простой мыcли — «Хочу провести тут недельку!» Увы, у нас всего сутки на знакомство с самым известным горнолыжным курортом Польши.
Городок примерно поровну заполнен поляками, украинцами и русскими. Хотя в хостеле были сплошняком западноевропейцы, но те ранним утром уматывают на сложные фрирайд-трассы и возвращаются с закатными лучами, потому днём в городе совсем иностранная речь слышна крайне редко.
Бросается в глаза количество детей, преимущественно польских семей, но их действительно очень много. Видимо, обилие недлинных пологих спусков, идеальных для обучения, привлекает любителей сдать дитё инструктору на полденька и свободно оторваться на сложных трассах.
Надо сказать, мы удачно попали в погодную аномалию. Не первый год слышал о проблемах со снежным покровом на восточноевропейских курортах. Словно в оправдание, снежные боги набросали за пару ночей рекордное количество пухляка.
Поскольку техника мало—мальски расчищает исключительно дороги, передвижение по Закопане превращалось в игру «Протопчи тропинку». Скорости осмотру не прибавляло, но удовольствие доставило.
Очередная засада именно польского января — шестое число, на которое приходится национальный праздник Трёх Королей. И если в крупных городах это радость праздничных костюмированных шествий, в провинции — тотальная проблема закрытых магазинов и плохо работающего транспорта. Все найденные в Закопане крупные супермаркеты были на замке. Спасали мелкие лавчонки на окраинных улочках.
Оценить красоты закопанских гор отправились на самую высокую и вместительную канатку, доставляющую на пограничный со Словакией хребет Каспровы верх (1987 м.).
Несмотря на приличную очередь жаждущих попасть наверх, замёрзнуть не успели — каждая кабинка вмещает до 40 человек и летает на удивление быстро.
Между прочим, одна из старейших канатных дорог мира. Конечно, от старых механизмов уже ничего не осталось, но первая очередь этого подъёмника была запущена аж в 1936-м!
Вершинная база канатки интегрирована в приличного размера кафе-бар, аж в три этажа высотой. В отличие от российских горнолыжных ресортов, ценник на богатый ассортимент еды более чем гуманный. Удачно компенсировали закрытые супермаркеты горячим обедом с видом на пургу.
В кафе — толпа, ибо на вершинном хребте видимость близка к нулю. Героические горнолыжники выжидают окошка в облаках, чтобы найти начало спуска, пешие туристы ждут того же, чтобы толпой побежать делать селфи.
Мы, было, рванули до Словакии, благо не более 300 метров вверх, но едва не остались на пограничном хребте. Ветрище, залепляющий глаза снежной крупой. Мороз, сковывающий ресницы. Запотевшая и вмиг замёрзшая камера, оттирать лёд с линз которой приходилось перчатками.
Пожалуй, такой экстремальной фотосессии я ещё не делал!
Обратно в город бежали бодрой трусцой, никак не могли отогреться. Что ни говорите, польские горы, как, впрочем, и любые горы — далеко не игрушки, и относиться к ним с пренебрежением крайне рискованно.
Вроцлав
Конечно, город не для транзитного осмотра, но короткие новогодние выходные не оставили выбора. В принципе, исторический центр неспешно прогуливается за 3–4 часа, а приятно пообедать можно в фудкорте торгового центра неподалёку от крошечной автостанции.
Главное — не увлечься ловлей гномиков. Ушлые коммерсанты продают карту города с указанием всех гномов аж за 50 злотых — на такую сумму можно накупить магнитиков на весь холодильник.
В архитектуре ощутимо прусское влияние, неспроста — Вроцлав скорее немецкий город, не так давно перешедший к Польше и не успевший порастерять бюргергский лоск.
Удачное сочетание историчности и современного арта. Город не стесняется продвигать себя в качестве нового туристического центра западной части страны, и это ему удаётся.
Резюме
Если не брать во внимание отвратительно капризную погоду, Польша — оптимальное направление для бюджетного новогоднего отдыха. Да, необходимо раннее и очень точное планирование. Зато весьма развитая туристическая инфраструктура при должном подходе позволит расслабиться и наслаждаться красотами не самой маленькой европейской страны.
Конечно, за 9 дней мы посмотрели от силы четверть интересных мест. Слегка подрихтовал картину мой личный февральский Гданьск. Но даже при ускоренном ритме, Польша — страна, как минимум, на месяц активного освоения.
Теги:
Самостоятельные путешествия