В Церковь всех наций мы пошли с той дружной семьей, с которой мы ездили вместе в Хеврон.
В Церковь всех наций мы пошли с той дружной семьей, с которой мы ездили вместе в Хеврон.
Они съехались в Иерусалим со всех концов земли: из США, России, Украины. Так они договариваются и встречаются в Иерусалиме уже не в первый раз.
Вот и мы встретились в Иерусалиме - 4 православные русские женщины из 4-х стран мира, паломницы, которые в один из дней захотели взглянуть на прекрасное здание, находящееся по соседству с нашим золотым пятиглавым православным храмом, что в Гефсимани.
Церковь всех наций расположилась у подножия Елеонской горы в Восточном Иерусалиме. В Кедронской долине.
К ней спуститься из нашего Елеонского Спасо-Вознесенского монастыря, где мы все останавливались в паломнической гостинице, очень быстро.
Мы шли по тропинке Божьей Матери. Она спускалась этим путем с Елеона в город.
На Елеоне — все рядом. До стен Старого города тоже — рукой подать.
Церковь всех наций относится к католической конфессии (Латинский Патриархат Иерусалима). А если еще точнее, — к ордену францисканцев.
Построено это очень красивое здание архитектором Антонио Барлуцци на месте более ранних церквей. И построена церковь была всего за два года (1922—1924 гг.). Освящена в честь Страстей Господних.
Фасад базилики (верх) украшен роскошной мозаикой в совершенно византийском стиле. "Христос-первосвященник". Автор - итальянский художник Джулио Бергеллини.
На огромном великолепном панно - молящийся Иисус Христос, над ним - Ангел со скрижалью, где две буквы: "альфа" и "омега", символы начала и конца.
Слева от Спасителя - ученые мужи, а справа от Него - простолюдины, сострадающие Ему. Для всех людей Он - последняя надежда...
И надпись на латыни: "Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение".
Это - из Апостола Павла, из его Посланий к евреям. Из Евангелия.
Фасад базилики также украшен 4-мя группами коринфских колонн, которые, в свою очередь, увенчаны 4-мя статуями евангелистов на капителях колонн.
Красота фасада церкви просто необыкновенная!
У Церкви всех наций есть еще одно название — Базилика Агонии Господней. Прям вот такое страшное, на мой взгляд, название…
Православные называют Страдания Иисуса Христа перед Крестной смертью Страстями Господними. Никак не Агонией.
Но со своим уставом в чужой монастырь не ходят. Если "Агония" у них, - согласимся с тем. Пусть так. Но у нас, православных, - не так.
Иисус Христос молил Отца Своего Небесного пронести сию Чашу страданий мимо Него.
Богочеловек Иисус Христос имел две природы. Его человеческая природа не желала мучений и скорбей, но Его природа Божественная победила человеческую.
"И находясь в борении, прилежно молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю" (От Луки, 22, 44)
Иисус молился один в Гефсиманском саду перед тем, как римские стражники взяли Его.
Он просил своих Апостолов не спать, бодрствовать вместе с ним, молиться вместе с ним. Но те спали.
И Иисус Христос молился Cам. До кровавого пота молился…
«Отче мой! если возможно, да минует Меня чаша сия: впрочем не как Я хочу, но как Tы» (Мф. 26, 39).
И смиренно принял Волю Господа. Не отступил. Не поддался Своей Воле, но Воле Господа.
Эту молитву Христа называют Моление о Чаше. Как православные, так и католики.
Но вот что интересно, место Его Моления о Чаше у православных и католиков — разные.
У православных оно — на территории Гефсиманской обители.
У католиков kамень, на котором молился Христос, — в этой Церкви всех наций. По католической традиции, Его борение было именно здесь, на месте, где стоит эта базилика, на камне, который - внутри базилики.
Спорят о месте Моления о Чаше православные и католики давно. И у каждой из сторон — свои веские доводы. Вдаваться в этот спор подробно и детально я не буду здесь. Не это важно, думаю.
Важно нам всем понимать (и ощущать!), что Святая земля — это то место, где жил, ходил, дышал, проповедовал Иисус Христос. Здесь все пропитано Его силой, Его энергией, Его мощью. Было, есть и будет так вечно.
Но коль сейчас я рассказываю о Церкви всех наций,
А названа церковь так потому, что ee построили на деньги католиков из 12 стран мира. Это — Италия, Мексика, Испания, Бразилия, Аргентина, Чили, Великобритания, Германия, Бельгия, Франция, США, Канада. Поэтому ее и назвали Церковью всех наций.
Архитектор Антонио Барлуцци спроектировал здание так, что крыша церкви имеет 12 куполов и на внутренней поверхности каждого купола изображен герб страны, которая жертвовала на строительство этого храма.
Но всем жертвовавшим странам куполов для их гербов не хватило. Апостолов же было 12, вот и куполов на крыше столько же. Так понимаю задумку архитектора.
Жертвовавших и дарителей было больше. Тут скажем, что прекрасные мозаики в апсиде подарены Польшей, Венгрией и Ирландией.
Камень, на котором, по преданию, Господь совершил Моление о Чаше, находится в алтаре церкви и он окружен железной кованой оградой в виде терновых венцов (эта ограда — подарок церкви от Австралии).
Священный камень обрамлен терновым венцом, в котором запутались два голубя...
В церкви было немало народу (шла католическая служба) и подойти близко к kамню и сделать фотоснимок я, к сожалению, не смогла.
Мы вышли на улицу. В сад.
Вокруг Церкви всех наций раскинулся вечно живой Гефсиманский сад с оливковыми деревьями.
Как утверждают некоторые ученые-ботаники, 8-ми деревьям из теперешнего сада - более 2-х тысяч лет.
Посему можно говорить, что они были немыми свидетелями всего, что было здесь, в Гефсиманском саду...
Но я продолжу рассказ об этой замечательной Церкви всех наций. Есть о чем рассказать.
Церковь всех наций стоит на фундаменте церкви, построенной крестоносцами в 12-м веке и которая простояла здесь два века.
В свою очередь, крестоносцы построили церковь на фундаменте еще более ранней церкви, византийской, 4-го века.
При строительстве этой церкви были обнаружены фрагменты древнего мозаичного пола. Их бережно сохранили и теперь через застекленное окно в полу можно увидеть эту красоту.
Жаль, что не смогли сами увидеть и вам показать все внутри храма, его убранство. Я тут выше говорила причину - шла церковная служба.
Итак, продолжу рассказ. Современная Церковь всех наций имеет форму базилики и повторяет очертания византийской церкви. Что, надо сказать, порадовало меня, православную.
Базилика разделена 12-ю колоннами из красно-коричневого мрамора (из Вифлеема) на 3 нефа. 3 нефа - как в классических византийских церквях.
В центре храма - большой алтарь в виде чаши. За алтарем - кусок скалы, камень, на котором (так считают католики) молился Спаситель.
Интерьер церкви выполнен в византийском стиле: много роскошной мозаики и мощных колонн.
Удивительно, но внутри храма нет ни одной скульптуры, хотя такое скульптурное украшение - как раз в стиле католических церквей.
Стены церкви украшены изображениями оливковых веток. Между ними - фрески и мозаики с изображениями библейских сцен: "Я есмь", "Поцелуй Иуды", " Христос в муках и утешающий Его Ангел", " Арест Иисуса".
Художник, осуществивший все это, - итальянец Умберто Нони.
Окна базилики сделаны из серого алебастра, а рамы - из каррарского мрамора. На оконных витражах - большие кресты в центре.
Скорбный сумрак царит внутри церкви... Синий звездный потолок, темно-фиолетовые оконные витражи, не пропускающие дневной свет, - все это помогает воссоздать ту скорбную ночь Христа...
Эта базилика впечатляет, не дает пройти мимо... И нам надо зайти сюда еще раз, когда не будет католической службы.
Теперь расскажу о Малой Галилее, куда мы ходили с инокиней Елеонского монастыря Ольгой.
Малая Галилея — она выше на Елеонской горе.
Елеонская (Масличная) гора имеет 3 вершины: Скопус, Малая Галилея (в центре) и вершина Вознесения (где Христос вознесся).
Мы здесь ведем рассказ о Малой Галилее.
Там — резиденция Патриарха Иерусалимского и храм. В храме — усыпальница иерусалимских патриархов. Названо место так потому, что еще в ветхозаветные времена сюда на праздники приходили именно галилеяне, жители Галилеи. Здесь они останавливались, чтобы идти в иудейский храм.
Вот красивый вид с Малой Галилеи на Старый Иерусалим из католической часовни
В Малой Галилее много знаковых мест не только православных, но и католиков. Вот католическая часовня
А это — знаковое место евреев. Древние еврейские захоронения
В Малой Галилее находится Могила в саду, или "Садовая могила", как ее называют. Это - святыня христиан-протестантов.
Небольшой холм, скала, где, как они считают, был распят Иисус Христос. Именно здесь, считают протестанты, была Голгофа. У всех остальных христиан всех конфессий (кроме протестантов) Голгофа находится в Храме Гроба Господня.
Могила в саду - необычный протестантский храм. Он - под открытым небом.
Это, собственно, скала, похожая на череп. Голгофа (гульголет- череп, иврит.). С греческого - "лобное место".
Там же, недалеко, - высеченная в скале гробница.
Протестанты считают, что именно здесь был положен Иисус Христос после снятия с Креста. И приводят в подтверждение этому слова из Иоаннова Евангелия:
" На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен". (От Иоанна 19, 41)
Не буду здесь спорить с протестантами, как и не стала спорить здесь с католиками о месте Моления о Чаше. Это, считаю, не те споры, где рождается истина.
У всех, вижу, своя правда. Пусть ходят к Христу сюда и молятся, если считают, что здесь - их Голгофа. Лишь бы молились.
И не только на Святой земле, но и приехав обратно, вернувшись домой со Святой земли. Горячо, от души, молились.
Наши христианские молитвы нужны Господу, людям и миру. Лишь бы молиться люди не прекращали. Лишь бы Господа держали в душах своих, в сердцах своих...
Фото протестантской Могилы в саду у меня нет, т.к. тогда я просто не интересовалась никакими другими святынями, кроме наших, православных. Собственно, как и сейчас. По большому счету. Не интересуюсь.
Скажу больше, я - не сторонник экуменизма. Даже противник этого, считаю, очень сомнительного и вязкого религиозного течения. Я стою на своих ортодоксальных православных позициях твердо.
Но не об экуменизме сейчас. Кому интересно, могут легко найти и почитать, что это такое и зачем его изобрели. Причем, не так и давно изобрели.
Здесь же продолжу рассказ о Малой Галилее.
В Малой Галилее есть свои христианские православные святыни.
Это небольшой греческий храм Благовещения Пресвятой Богородицы (в глубине участка Малой Галилеи). Там — святой престол, отмечающий место явления архангела Гавриила Божьей Матери, где он подал ей пальмовую ветвь в знак ее скорого перехода в вечную обитель к своему Сыну. За 3 дня до ее Успения. Смертное Благовещение, так еще называют это событие.
Там же — Распятие, стоявшее на Голгофе, которое не пострадало при пожаре 1808-го в храме Гроба Господня.
Греки-монахи, смотрители при Гробе, спасли тогда многие святыни. Распятие перенесли в Малую Галилею с Голгофы в алтарь большого храма. В этом алтаре также много русских икон.
В этом храме — древний мозаичный пол, закрытый коврами. Росписи на сводах сделаны русской иконописицей монахиней Сергией, жившей на Eлеоне сразу после революции в России.
В Малой Галилее — очень зелено и красиво. Там — большая оливковая роща. Вот разрушенная землетрясением 1927- го года итальянская колокольня.
Вдали видна колокольня на Eлеоне — Русская свеча.
В зелени деревьев — на месте явления Иисуса Христа своим ученикам стоит часовня.
Малая Галилея очень тесно связана с Евангельскими событиями.
Надо сказать, нам с инокиней Ольгой там не очень повезло: большой храм был закрыт, мы не попали туда.
Зашли на могилу к отцу Серафиму поклониться. За храмом есть могильная плита из розового мрамора на могиле священоигумена Серафима, настоятеля скита в Перми.
Именно он привез на Святую землю из Алапаевска через Китай Cвятые мощи преподобномучениц Елисаветы (в миру — Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой) и ее келейницы Варвары, зверски убитых большевиками в 1918-м.
Их (и еще несколько человек) живыми сбросили в старую шахту и закидали гранатами. Стоны доносились оттуда, по словам местных жителей, еще несколько дней...
Святые мощи Елисаветы и Варвары сейчас почивают в храме Св. Равноапостольной Марии Магдалины в Гефсиманской обители (oб этом я рассказывала в 5-й части «Гефсиманская обитель и Александровское подворье»).
(Продолжение следует)