В первый раз пишу отзыв о путешествии и даже немного волнуюсь, но нет сил держать это в себе. Кто знает, тот поймет:-)
Поездка эта планировалась давно, примерно за полгода были куплены билеты на самолет и тщательно проштудированы форумы и отзывы других путешественников. В итоге много раз пересматривался маршрут, менялись точки назначения, я психовала, что сложно уместить все в 14 дней. Изначально конечной точкой был Хошимин, примерно через месяц она сдвинулась до Нячанга, а потом и вовсе остановилась в Хойане. И чем дольше я планировала, тем больше понимала бесполезность этого занятия — надо ехать и смотреть, решать на месте, не ограничивать себя бронями отелей, так и поступили: забронировали только 2 первых места пребывания — Ханой и остров Катба.
Ханой. Перелет в Азию, как и в прошлый раз, предоставили Аэрофлоту, очень комфортно долетели за 8 часов до северной столицы Вьетнама. По прилету поменяли немного денег и пошли искать общественный автобус в центр (номер 17 или 86 — 30 тыс.донг). Мы ездили на 86. Найти его очень легко, надо только переехать на бесплатном шатле в другой терминал и спуститься вниз на первый уровень, автобус едет около 40 минут, там есть кондуктор, который очень помогает выйти где надо и все объясняет.
В улочках старого города легко затеряться, сразу погружаешься в городские азиатские джунгли. Через 2 часа уже не смущались идти посреди проезжей части, невозмутимо переходить дорогу и могли на слух определять с какого угла кто бибикает.
Многие пишут, что дорогу переходить это очень сложно. Ничего подобного! Учу: подходите к дороге, оцениваете обстановку (иногда бывает светофор, но часто на него не обращают внимание), начинаете равномерно идти, не глядля по сторонам, просто идете с одинаковой скоростью, мотоциклы будут обтекать вас, как вода. Они ездят на очень маленькой скорости и вполне могут объехать кого угодно. С машинами так не прокатит, лучше под машины не прыгать. Главное быть предсказуемым и не в коем случае не делать движений назад.
Попав в отель, мы немного передохнули и пошли гулять (=искать еду, поменять деньги, купить билет до острова Катба). Поели в какой-то забегаловке по дороге в храм литературы.
Вечером очень приятно погулять возле озера в старом городе, поглазеть на гуляющий народ и посидеть в кафешке, там же есть и ночной рынок, где можно купить недорого чемодан, рюкзак и много чего еще.
Как мы добирались до острова Катба: до Катбы очень удобно взять коннект-тикет в компании Hoang Long, автобусы отходят от станции Ngoc Hoi, на втором этаже нужно найти окошко Hoang Long и произнести волшебную фразу Катба. Билет стоит 200 тыс.донг, отправление в 7–20 и 11–20 (проверяйте расписание на сайте). В итоге билет мы покупали прямо перед отъездом в кассе. Предлагали нам купить билет и в отеле, но заломили за него 25 долларов с человека, ровно в 2 раза дороже (при этом нас забрали бы прямо из отеля).
Кат ба. Итак, второй день отпуска, подъем в 5 утра, на такси до автостанции минут 40, и мы уже выезжаем в 7–20 на удобном большом автобусе на чудо-остров! Едем через Хайфон, где пересаживаемся на катер. К 11–12 дня мы уже на острове, сразу поражают пейзажы, величественные карстовые горы, леса, красотища невероятная! С катера нас опять пересаживают на атвобус и везут через весь остров в небольшой курортный городок, который простирается вдоль набережной, там же недорогие гостиницы с панорамными окнами с видом на залив.
1
В это день у нас было 3 важных дела: купить экскурсию на кораблик в бухту халонг, купить билет в Нинь Бинь (такой же bus-boat-bus) иии.отметить мой день рождения!
Катба — это любовь, не устаю это повторять снова и снова. На острове можно очень здорово проводить время, там есть национальный парк с сумашедшими видами, можно подняться на гору и насладиться видом на остров, есть смотровая площадка в Canon ford, есть пещера-госпиталь времен войны. Но мы все это не посетили, оставили на следующий раз. А что же мы делали, спросите вы? А мы прогулялись на пляж Cat 1, потом прогулялись вдоль скалы на другой пляж Cat 3 и сидели на берегу в ресторане при отеле Sunrise Resort, пили пину-коладу, наслаждаясь закатом, шумом моря, видами…и так не хотелось суетиться, бежать покорять горы и парки…конечно, это наш выбор, просто хотелось расслабиться и прочувствовать то, что было вокруг, тем более на следующий день нас ждала незабываемая поездка в бухту Халонг, та самая, из-за которой я приехала в эту страну. Вечером еще раз прогулялись по набережной Cat ba city, очень приятное место.
1
1
День 3. Бухта. Билет на экскурсию взяли в компании L travel (15 долларов с человека, в других местах было 19–20 долларов за то же самое). В экскурсию входит поездка по бухте, обед, каякинг, посещение острова обезьян, плавание. Длительность: с 8 до 17–00 или около того.
Поменять деньги, купить билеты на автобусы, экскурсии, и даже в космос улететь можно в любом отеле, вопрос только в цене, иногда в отеле дороже. Мы чаще снимали деньги в банкоматах, курс лучше. Курсы в отелях и пунктах обмена везде примерно одинаковый.
Небольшая ремарка интроверта:
В назначенное время мы пришли в место отправления, сели в микроавтобус и поехали к пристани. Русских не было никого кроме нас, дикий туризм не сильно распространен у нашего брата. С этого момента наверное мы погрузились в мир путешественников, это была точка старта, т. к. именно на этом корабле началась цепочка наших вьетнамских знакомств. На Кат ба собираются туристы со всего мира, но в основном из Франции, Нидерландов и прочих европейских стран, хотя мы, помимо пары из Франции, пообщались с парнем из Канады, девушкой арабского происхождения из Германии и переглянулись с парнем из Израиля, с которым познакомились на следующий день в автобусе, следующим в Нинь Бинь. После Кат ба и этого круиза ты никогда не останешься один во Вьетнаме, стоит только расслабиться и отдаться этому потоку знакомств и открытых улыбок:-) ведь маршруты у всех путешественников примерно одинаковые и людей, которых вы встретили на севере, вы будете встречать и дальше.
Целый день мы плавали по заливу на кораблике мимо скалистых островков, плавали на каяке и без, ныряли с корабля)) к нам подплывали огромные медузы, с щупальцами достигающими метра 3 длинной, никто не пострадал, но было страшновато за купающихся. Времени на все хватило, некоторые даже поспали на лавках на втором этаже на обратном пути. Также мы заезжали на остров наглых обезьян, одна их них украла мое пиво! Выдернула из рук и допила:-) Очень поразили нас рыбацкие деревушки на плотах прямо в заливе, люди всю жизнь проводят, живя там, не выезжая на большую землю и подчас не имея такой возможности, трудятся, заводят собак, кажутся счастливыми. Мы еще долго представляли смогли бы там жить сами? а вы бы смогли? :-)
2
3
Погода была пасмурная, зато без дождя, серое нависшее небо придавало особенный шарм и окутывало мистикой это место.
Я не буду давать оценки бухте Халонг, это совершенно лишнее. Я просто не имею права на эти оценки, Карстовые острова постоянно подмываются волнами южно-китайского моря, разрушаются, подтачиваются, делятся на два, образуются озера, пещеры.и так на протяжении миллионов лет! Величественное место, там однозначно стоит побывать и прочувствовать всю его силу.
1
День 4. Отправление в Нинь-Бинь / Ninh Binh
Нинь Бинь зовется Халонгом на Суше и это действительно так. Город запал в мое сердце и стал обязательным к посещению после того, как я увидела фотографию в интернете как лодочка плывет по реке в окружении скал и рисовых плантаций. Real talk))
Как мы ехали: мы опять воспользовались услугами компании Hoang Long, взяли коннект-тикет до Нинь-Бинь (bus-boat-bus-bus). После катера всех пересаживают на автобусы и везут до автостанции города Хайфон, затем распределяют по автобусам в зависимости от точки назначения.
Что важно: в Нинь Бинь есть 2 точки назначения. 1 — неосредственно сам центр города — атостанция, 2 -район Там Кок. Мы выбрали первое — центр города, оттуда мы совершали радиальные выезды по достопримечательностям. Там Кок — это деревушка прям у парка с видом на горы. Если у вас мало времени (1 день и менее) и в ваши планы входит только посещение Там Кок, стоит выбрать второе.
Дорога с острова Кат ба до Нинь Бинь заняла у нас примерно 5 часов, выехали в 9 и прибыли к 14–00, пока доехали на такси от станции до отеля, заселились и договорились об аренде машины, было уже часов 15. В первый день мы поторопились и успели добраться до смотровой Mua Cave. Это парк с подъемом на гору, с которой открывается невероятный вид.
Темнеет во Вьетнаме рано, так что важно правильно рассчитывать время при посещении таких мест, в 18–00 уже начинает смеркаться.
2
1
2
Как я писала ранее, по дороге в автобусе мы познакомились с парнем из Израиля, с ним договорились об аренде машины и 2 дня колесили по окрестностям Нинь-Биня. Машина там очень полезна, можно с комфортом все объездить. Цена в первый день была порядка 100 донг (250 р) на пару часов, на второй день мы арендовали машину с утра и до вечера и обошлось это в 39 долларов на троих со всеми ожиданиями. Но учтите, что с нами же был парень из Израиля:-)
Остановились в гостинице Ngoc Anh, очень хорошая. Вечером решили посмотреть на ночную жизнь, взяли такси и поехали в клуб. Но заходить не стали, т. к. там была драка и менты. Парни ходили пьянные, задрав майки до груди и обнажив живот, принято у них так….Поехали в другой, находится он в отеле, недалеко от нашего, рядом с казино на очень высоком этаже, к сожалению, не могу сдать пароли явки)) Удивило, что там нас все угощали, чокались и рады были пообщаться и просто постоять рядом. На столиках присутствовал необходимый набор — кола, сигареты, чипсы. Можно брать, не делая заказ, потом это просто включат в счет. Ну и диджей там была девушка)) Вывод — в Нинь Бинь тусят в основном местные, туристов не нашли.
День 5. Нинь Бинь
Программа максимум: поплавать на лодке в парке Тран Ан (3часа), посетить древнюю столицу Хаолу (1.5 часа) с подъемом на смотровую, храмовый комплекс Байдинь (1 час), поплавать на лодке в парке Там Кок (около часа-полтора) и успеть на поезд до Фонгня Кебанг (Донгхой) в 10 вечера. Скажу сразу, мы все успели, но это было тяжело и в Байдинь я почти бегала, а в Там Кок мы возвращались к причалу уже в кромешной темноте и тишине, слышны были только всплески воды от весел. это не темнота в городе, это темнота в деревне, в зоне, где почти нет людей, а вокруг река, по берегам которой заросли риса и горы.
Поплавать на лодке в Нинь Бинь можно в двух местах — Там Кок и Транг Ан, мы не стали выбирать и посетили оба места. Надо сказать, что местные больше любят Транг Ан, там природа поживописнее, маршрут длиннее и намного больше пещер. Также меньше туристов, что плюс.
Не буду вдаваться в детали и описание этих мест, о каждом из них тонны информации в интернете, входные билеты стоят недорого по московским меркам, точно не помню, но, кажется, в каждое порядка 500 р (около 200 тыс. донг) на наши деньги.
Конечно мы были очень уставшими, владельцы отеля предложили нам сходить в душ перед поездом, хотя мы уже выселились из номера еще утром, добрейшие люди! В тот же вечер нас ждал ночной переезд в шестиместном купе (!!!) в обычном вагоне. Можно найти и более комфортабельные, но я случайно купила этот, ехали с местными женщинами.
Вокзал произвел очень хорошее впечатление, у нас в России не везде такие классные вокзалы, поезд тоже нормальный, но мы не привередливые. Правда было очень холодно, одели на себя почти все вещи, что у нас были и уснули до утра крепким сном.
2
1
1
1
2
Во второй части я расскажу вам про путешествие по центральному Вьетнаму…