Турист Елена Сенина (Senina1972)
Елена Сенина
была 11 сентября 23:13

Иерусалим, Тель-Авив — Израиль Февраль 2017

«Я фотограф! И я забыла фотоаппарат дома!!!» Под таким девизом прошло мое «вторжение» в Израиль. Почему «вторжение», объясню позже. Сейчас о наболевшем. Что произошло, как это случилось? Не было у меня объяснения в тот момент. Но потом оно нашлось: благодаря этому несчастью, я переоценила собственные силы со знаком «+», и мы встретили людей, знакомство с которыми немного укрепило веру в человечество.

Теперь по порядку. Идея поездки родилась не сразу. Израиль, безусловно, это интересно и круто, но как-то все откладывалось на потом. Сначала размышляли о поездке в Стамбул либо Барселону на длительные «новогодние». Цены на перелет, в общем-то, были не смертельные, но мониторинг цен на последующие даты показал, что чем дальше в февраль, тем платить придется меньше, причем раза в полтора. Это сыграло ключевую роль. Взгляд неожиданно упал на Израиль — цена на «aviasales» на двоих туда-обратно без стыковки составила 24 тыс. рублей, что показалось нам недорого. Тем более, что держалась она недолго, и в дальнейшем неуклонно росла, составив ближе к искомым датам, что-то около 45 тыс. рублей. А полетели мы на «февральские» выходные, а именно: с 21 по 27 февраля. Как обычно забронировали на «букинге» два хостела — две ночи в Тель-Авиве и три — в Иерусалиме. Довольно дорого, надо сказать. Вообще, Израиль — это дорого. Говорили об этом все, я как-то не особенно прислушивалась. А сейчас подтверждаю этот факт. Например, хостел, подчеркиваю — хостел, с общим душем и туалетом, в Тель-Авиве обошелся в 70 $ за ночь, а в Иерусалиме (справедливости ради отмечу, что с туалетом и душем) — в 80 за ночь. Нет, расположение обоих хостелов было просто великолепное, отношение персонала — крайне доброжелательное, террасы — просто отпад, но это хостелы с крайне скромными завтраками, после которых нужно самим мыть за собой посуду и т. д. и т. п. Но все это мелочи. Я помню, что в Тель-Авиве в 5 утра под дверью истошно орал хозяйский (местный) кот, которого все любили и наглаживали с утра до ночи. Помню теплое солнце по утрам и разношерстную доброжелательную публику на террасе хостела за завтраком, приятный гомон «блошиного» рынка, расположенного вокруг него. Атмосферно, очень атмосферно! Перемещение в другой социум.

Коппола не случился или немного израильской логистики

В Тель-Авиве мы жили в старой части города под названием Яффо. История Яффо началась несколько тысяч лет тому назад — это один из древнейших портов мира. Говорят, что здесь Ной построил свой ковчег, а его сын Яфет впоследствии отстроил город, назвав его в свою честь. Одним словом, крутое местечко.

Коппола не случился или немного израильской логистики

Мы славно погуляли по старым улочкам этого городка, сразу же нашли его известную достопримечательность — апельсиновое дерево в каменном яйце. Существуют разные версии происхождения этой достопримечательности. По одной — по закону было запрещено сажать деревья на муниципальной земле. Так вот, один местный житель, дабы соблюсти это предписание, посадил апельсиновое дерево в каменный мешок с землей, таким образом ничего не нарушив. Но мне больше нравится другая версия — это дерево как символ еврейского народа, веками оторванного от своей земли.

Коппола не случился или немного израильской логистики

Но я очень далеко забежала вперед. Строгий израильский пограничный контроль я помню смутно, поскольку пребывала в шоковом состоянии по поводу своей необъяснимой забывчивости. С отчаянием я вопрошала названных пограничников, где мне найти в Израиле контору по прокату фототехники. Ведь такая должна существовать. Вот до этого момента данный сегмент рынка был для меня закрыт. Еще в Домодедово я и мои друзья дома судорожно искали такую информацию. Оказалось, что в крупных городах России контор, дающих напрокат б/у фототехнику полно, а по Израилю — полное отсутствие информации. Фотографов много, а вот технику в прокат — вопрос. Пытались связаться по вайберу с кем-то в Тель-Авиве, писала по электронке гидам по Иерусалиму. Ответа не было. Короче, улетали мы в полное «молоко», если не сказать хуже. Полет прошел, насколько помню, штатно. Впервые на борту познакомились с хумусом. Ожидала большего. Хумус — это паста из вареных бобов, нута и кунжута. Аэропорт Бен-Гурион. Большой, конечно. Но как-то без особых усилий нашли все необходимые пути, хотя проходили через паспортный контроль, сопровождаемый многочисленными вопросами, еще раз 5, наверное. На одном из контролей нам попался молодой парень, который также увлекается фотографией. И на наш бесконечно повторяемый вопрос подсказал, что такая фирма если есть, то только в одном месте в центре Тель-Авива. Адрес дал, название сказал. Много позже я поняла, что если бы не встреча с ним, мы остались бы без фотоаппарата. Такой услуги в Израиле просто нет! А вы говорите 21 век. Добрались до отеля мы следующим образом: отказались от услуг такси, ибо дорого, доехали на электричке, станция которой находится прямо на территории аэропорта, до Тель-Авива. Ну, а потом взяли такси (уже какие-то условные деньги) до отеля.

На следующий день, ни свет ни заря помчались искать заветный фотошоп, оказывающий услуги по ренте. Разобрались на каком автобусе ехать до башен Азриэль в центре города. А там немного попетляв, нашли искомую контору. Контора по внешнему виду сильно смахивала на нашу автомойку, в лучшем случае. То, что мы ее нашли, иначе как чудом, назвать невозможно. Работают там ребята, ну как бы неформалы, с дредами там и пр. Вижу, что старая, но профессиональная техника есть. Как это все объегорить? Ну, начала диалог. Все всем понятно, но когда речь зашла о технических деталях, встала в тупик — моего английского не хватило. Мой супруг помчался в соседний магазин за помощью — вроде бы там была слышна русская речь. Пришел с подмогой. Кстати, то, что в Израиле много кто говорит по русски, поскольку большое количество эмигрантов из СССР, это миф. Мало кто говорит по русски. Нет, мы много кого встречали. В основном люди приехали из Украины и Закавказья. Они очень живо реагируют на нас. Мы им очень интересны, но отношение как у бывших партнеров по браку — чужая жизнь интересна, но большого счастья не желают. Как-то так.

Но я отвлеклась. Цена вопроса до 9 вечера составила 100 баксов. Дорого. Но что делать? Нужна была кредитная карточка в качестве залога с необходимой суммой на случай утери, воровства или повреждения. Все, слава богу, это было. Аппарат был неплохой, но его режимы были совершенно чужды для меня. Но что делает стресс? Он мобилизует до крайнего состояния. Поэтому я перевела программу тушки на русский язык и залезла в «мозги», чтобы разобраться и адаптировать его под себя. Вот сейчас в спокойном состоянии я это не повторю. Выскочили мы оттуда окрыленные. Ощущения «прихода» по полной программе! Мы это сделали, мы смогли! Море казалось по колено. Но оказалось, что практически каждый день Израиль ставил перед нами не менее сложные задачи. Что ж приходилось их решать.

Целый день мы ходили, бродили по Яффо, по набережной к Тель-Авиву. Погода была распрекраснейшей — градусов 20, солнце.

Коппола не случился или немного израильской логистики

Посидели в приличной кафешке. Там я впервые попробовала шакшуку — яйца, жареные в помидорах, со специями. Мне понравилось. Счет за два горячих блюда (мусака и шакшука), два свежевыжатых апельсиновых сока составила 30 долларов.

Вечером вернули фотоаппарат. Дежурил русскоговорящий парень. Он нас огорчил, сказав, что в Иерусалиме мы технику не найдем, поскольку только в Тель-Авиве живут продвинутые люди. Предложил сложную схему, в которой мы берем аппарат у них со скидкой, договариваемся с таксистом, который ночью нас повезет в аэропорт из Иерусалима (вылет в 5 утра), о его возврате. В этом варианте было много подводных камней, поэтому мы на него не решились, полагая, что эту проблему мы как-то решим.

А дальше. Что дальше? Мы поехали в Иерусалим, где нас ожидало три практически полных дня. Утром выселились и пошли с сумками на остановку. И тут нас подстерегла неожиданность в виде ограничения движения общественного транспорта в силу проведения в этот день международного марафона. Плюс «подкрадывался» шаббат. «Доброжелательные» граждане в один голос советовали такси, а это, на минуточку, баксов 100. Такие траты не входили в наши планы. Чуть поблудив по городу, мы увидели как срезают маршрут автобусы, нашли остановку и легко добрались до автостанции, откуда за 15 долларов на двоих уехали в Иерусалим. В Иерусалиме сразу понравилось. Он светлый, чистый и какой-то праздничный, что-ли. Наш хостел находился на улице Яффо всего в 10–15 минутах ходьбы от Яффских ворот и был довольно приятен. Опять же имелась открытая терраса на 6-м этаже с видом на город. По приезду мы занялись своим «любимым» делом по поиску фотоаппарата. Какие-то наметки были в плане адреса. Нашли этот магазин, выяснилось, что в аренду они технику не сдают, да и никто в этом городе не сдает. Приехали! Был, конечно, вариант приобретения «мыльницы» за 400 баксов. Но прежде чем принимать это решение, мы решили пройтись по современной части города в поисках соответствующих магазинов. Нашли довольно большой, по местным меркам, магазин, и там один из продавцов на мой сакраментальный вопрос ответил утвердительно. Правда, как и прежде, часть деталей переговоров для меня осталась недоступной. Побежали на улицу в поисках русскоговорящих друзей. Как на зло, никого. И тут наткнулись на магазинчик с вывеской на родном языке. Его владелец согласился нам помочь. Условились, что в 3 часа дня нам принесут фотоаппарат к отелю. Как мы поняли, это должна была быть личная техника продавца фотомагазина. Ни в 3, ни в 4 часа его не было. Я даже не удивилась. Дело в том, что с этой особенностью менталитета я уже познакомилась раньше. При планировании поездки мы много читали, смотрели, в частности весьиа полезным показался фильм известного в Британии историка Саймона Монтефиоре «Иерусалим. История священного города». Так вот, исходя из полученной информации, я поняла две вещи: мои представления об этой стране не имеют ничего общего с действительностью, и без профессионального гида в Иерусалиме мы не разберемся. Казалось бы простой вопрос. Ан нет. Искала сначала индивидуальных гидов. Цена экскурсии на целый день — 500 долларов. Дорого. Причем, при, на мой взгляд, уместном торге, все сливались и переставали выходить на связь. Потом нашла гидов в малых группах (до 15 человек). Тоже было непросто. То отвечают, то не отвечают. Вообще сложилось впечатление, что израильтяне (политкорректно) при малейших неясностях сливаются, они весьма самодостотачны и не особо заинтересованы в компромиссе. Поэтому и продавец из фотомагазина не пришел — я ведь попросила снизить цену за ренту с 200 долларов до 150. Причем он согласился и… не пришел. У меня истерика. Чуть отматываем назад и вспоминаем хозяина антикварного магазина, который нам помогал в переговорах. Он нас выручил. Он привез нам свой фотоаппарат. Мы с ним подружились. Он — еврей, но родился и провел детство в Грузии. Большой эрудит и интересный собеседник. Жаль, мы были очень ограничены во времени.

Половину первого дня мы провели в старой части Иерусалима. Я не верующий человек, но история этого города мне очень интересна. А еще хотелось его почувствовать. Получилось. Это была пятница — шабат. Ноги сами привели к Стене плача — мы шли за евреями, одетыми в их своеобразные наряды. Сначала это были ручейки из людей, потом — потоки, а потом мы уже и выбраться оттуда не могли. Мы увидели и прочувствовали их религиозный экстаз. Они были возбуждены, кто-то бежал, кто-то пел, кто-то танцевал. Возле Стены они брались за руки и кружились, при этом громко пели. Все без исключения молились. Стремительно вечерело. Но было тепло. Почему-то меня добили стрижи, которые в невероятных количествах кружили вокруг нас и истошно кричали. Стрижи, ведь это уже лето? Так вот перепрыгнув через весну. Короче, был полный «приход». Здорово было.

Коппола не случился или немного израильской логистики

Вот так живешь себе в маленьком провинциальном городке, в котором ничего кроме административных правонарушений не происходит, а тут бац — и «зазеркалье», все по другому. Не перестаю удивляться. Вот, например, одежда, в которой они ходят. На минуточку, 21 век. Вот как так сохранить традиции? Это же люди с совершенно другим мировоззрением. А женщины, которые не делают аборты и обривают головы налысо, а потом ходят в париках и каких-то безумных беретах. При этом счастливы. Конечно, мне возразят — так то ж ортодоксы. Не можете себе представить сколько там ортодоксов — там одни ортодоксы.

Отввлеклась. Эмоции. После Стены Плача незаметно для себя дошли до Храма Гроба Господня. Время было к закрытию. Поэтому почти никого не было. Через 15 минут были уже в Кувуклии. Это очень-очень интересно.

Коппола не случился или немного израильской логистики

Следующий день был очень насыщенным. Это была запланированная экскурсия по Иерусалиму с посещением Вифлиема. Группа собралась человек 12. Самое то. Гид Руслан умничка, очень толковый, разносторонний, легко излагающий информацию, А информации было колоссальное количество. Сначала поднялись на Масличную гору, с которой открывается панорамный вид на Иерусалим. Чудно.

Коппола не случился или немного израильской логистики

Потом поехали в Палестину. Легко прошли границу туда и обратно. Посетили Храм Рождества Господня. Знаковое место.

Коппола не случился или немного израильской логистики

Пообедали в кибуце (18 долларов за комплексный обед на одну персону). Вот интересны мне эти самые кибуцы. Интересны они мне стали после просмотра фильма Познера и Урганта «Еврейское счастье». Казалось бы пережиток — мы через это проходили. Но в Израиле это как-то по другому. Помню громадные теплицы с земляникой, оливковые и апельсиновые рощи, картофельные поля. Все возделано. Повеселее, чем у нас, кажется. В Иерусалиме прошли ножками что только можно, в том числе Гефсиманский сад, откуда привезли оливковые веточки, Церковь Успения Богородицы, Стену Плача, Храм Гроба Господня. Но вот в Синагоге не были, и к Куполу Скалы тоже не поднимались. А ведь Иерусалим — это город трех религий. Ладно. Устали страшно. В отель нас привезли часов в 8 вечера.

А на следующий день снова была крайне насыщенная программа. (Отдых нам только снился))). Мы поехали на рейсовом автобусе на Мертвое море. Нет, сначала мы хотели взять в аренду машину и заодно посетить Массаду и заповедник Эн Геди. Но в силу наших злоключений это не представлялось возможным, да и устали мы. Поэтому доехали до оборудованного пляжа в курортной зоне Эйн Бокек, где искупались и позагорали. После обеда вернулись и еще немножко погуляли по Иерусалиму.

Вылет у нас был очень неудобный — в 5 утра. Но мы с помощью нашего нового друга заказали маршрутное такси до аэропорта в 1 час ночи. Еще немного волнений и мы в Москве.

Вот, собственно, и все. Мне кажется я сделала рекламу Израилю. Но мне там правда понравилось, хотя каких-то необыкновенных красот не наблюдалось, местами было не очень чисто, да и дороговато. Но в нем что-то есть, он другой. Там обязательно стоит побывать.

✔️ Т-Путешествия — Отели на сайте Т-Банка. Ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.