и храм Св. Александра Невского, что на Александровском подворье в Иерусалиме.
На «с миру — по нитке», во многом на пожертвования паломников были построены эти храмы здесь. Представляете, какой поток паломников был здесь когда-то! Не туристов, а именно — паломников.
Они в долгой и нелегкой дороге на Святую землю питались кипятком и сухарями, а деньги, все до копеечки, жертвовали в Русскую Духовную миссию, отцу Антонину.
А он вел дневник и записывал: Раба Божья такая-то дала столько-то, другой — 5 рублей, следующий — 3 рубля положил на благое дело… Для многих из них это были немалые деньги, но они жертвовали их. На Благое, Богоугодное дело.
Этот необыкновенный батюшка, о. Антонин (Капустин), известен не только как отец русского православного паломничества, но и как Строитель русских обителей и храмов на Святой земле.
Он многое успел сделать. Низкий ему поклон за его великие труды!
Здесь интересно еще и то, что на этих Святых землях первый христианский храм построила Св. Равноапостольная Елена.
Во времена крестоносцев здесь возникали католические храмы и обители.
Зайдем в один из них. Не знаю, как он стар. Тоже — в честь Св. Иоанна Предтечи.
В Казанском храме есть много святынь. Справа у входа в храм — часть Камня, на котором стоял Св. Иоанн Предтеча и читал свои проповеди людям.
Еще одна святыня — чудотворный образ Казанской Божией Матери.
Молитва перед этой иконой спасла некогда насельниц монастыря от эпидемии холеры в 1916-м.
Это были тяжелые времена для монастыря. Насельницы вынуждены были работать на мужских работах, на строительстве дорог, зарабатывая себе на жизнь. От мирских и занесли холеру в монастырь.
Сестры ежедневно читали Акафист Пресвятой Богородице перед иконой Казанской Божией Матери. И они были спасены. Защитой Пресвятой Богородицы.
Но беды не отпускали их.
19 мая 1983-го года в монастыре были зверски убиты 2 монахини — м. Варвара и м. Вероника, мать и дочь. Говорят, это было ритуальное сатанинское убийство. Сначала зверь-убийца убил мать, а потом — дочь.
На теле монахини Вероники было 29 ножевых ранений. Убийца долго мучил ее.
Его нашли быстро. Убийца признался в содеянном. Но его признали психически больным и выслали из Израиля.
Эти две монахини были со Смоленщины. Их муж и отец погиб в Великую Отечественную. Сначала они подвизались в маленькой Пустыньке, потом, в 1967-м, их отправили на послушание на Святую землю.
Могилки убиенных монахинь м. Варвары и м. Вероники на монастырском кладбище очень почитаются сестрами обители и паломниками.
Территория Горненского монастыря, как мне показалось, больше, чем Гефсиманской обители, но меньше, чем в русском монастыре на Елеонской горе.
В Гефсиманской обители — как-то многоступенчато, террасовидно. На Елеоне — как плато на вершине горы. Смотришь вечерами с вершины горы на город, который шумит где-то там, внизу, и сверкает огнями. Красота! А в Гефсимани — шикарный вид от их храма на площадке прямо на Старый город.
Горненский монастырь — в достаточном удалении от Старого города. Туда надо ехать. Мы ехали с Елеона двумя автобусами. Автобус 75 — до Дамасских ворот и автобус 19 — с улицы Кинг Джордж до Хадассы (медцентр), что недалеко от Горненского монастыря.
Надо идти вдоль студенческих корпусов и уткнешься в монастырские высокие ворота. Куполов большого собора не видно, когда идешь к монастырю, т. к. он — в глубине монастырской территории. А вот когда едешь на автобусе к Хадассе, то можно видеть купола собора сверху, когда едешь по горе.
У меня была вначале мысль пожить месяц в Горненском и месяц — на Елеоне. Но, посмотрев, как там трудницы, послушницы и монахини работают, я осталась на все время своего пребывания на Святой земле в монастыре на Елеоне.
Работают трудницы в Горненском так: с 5 утра до 8.30 — служба в церкви и надо быть там. Потом с 9.00 до 12.00 — послушания, работа. Потом 2 часа — отдых и с 14.00 до 18.00 — опять послушания. Все строго. Церковь не всегда вечером можно посетить, т. к. послушания считаются главнее. В Старый город ездят они редко, как я поняла. Работа, работа, работа. Бывает, и допоздна.
Я была к такому не готова.
Но трудницы мне говорили, что в России в монастырях трудятся еще больше, чем у них в Горненском.
В другой мой приезд к горненцам я была там с ночевкой. По благословению их игуменьи, матушки Георгии.
Мы собирались на следующий день идти с горненскими в Пустыньку Св. Иоанна Крестителя.
В Горненском монастыре много, много отдельных домиков с двумя входами. Один домик рассчитан на 2 насельницы. Каждая живет отдельно.
Я ночевала в домике трудниц, тех, с кем ходила в Старый город, под землю, по туннелю Езекии, проложенном 2700 лет назад.
Я писала об этом в моей 2-й части рассказов о Святой земле,«НАД и ПОД Иерусалимом».
Домик трудниц — очень славненький такой, после хорошего ремонта.
Две пожилые трудницы занимают каждая по комнате, а две молодые делят одну большую на двоих. Хорошая мебель. Большая кухня на 4-х. Большая, вся в кафеле, душевая с туалетом. Все очень прилично. Никакой убогости.
Я спала на раскладушке в комнате пожилой трудницы. Мы были с ней вдвоем там.
Она мне рассказала свою замечательную семейную историю.
Ее прабабушка была глубоковерующим человеком и была на Святой земле паломницей.
Она приплыла в Яффу с другими паломниками, а потом пешком исходила всю Святую землю.
Это было в конце 18-го века. Как раз во времена известного и почитаемого батюшки, архимандрита о. Антонина (Капустина), первого начальника Русской Духовной миссии в Иерусалиме.
Для паломников того времени важно было именно идти от Яффы до Иерихона, а потом от Назарета до Хеврона, как бы "перекрестить" эту землю. Иерусалим был в центре, в средостении этого креста.
Русские паломники делали так, как писано в Библии: " Встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее" (Бытие 13, 17) Так говорил Господь Аврааму. Паломники кланялись Святой земле.
Утром следующего дня мы пошли на Утреню в монастырский храм. В этом Казанском храме на литургии я была дважды.
Затем, после службы, пошли в трапезную. Что меня потрясло (и не в первый раз), так это кухня в Горненском монастыре.
Это — не кухня в прямом смысле слова (как у нас на Елеоне, где готовят каждый день на человек 60). Здесь, в Горненском, — индустрия питания. Фабрика питания. И не ошибусь, сказав так.
Здесь готовят на 200 и более человек. Каждый день.
На территории Горненского монастыря — несколько гостиниц для паломников. И это стоит денег остановиться там. В монастыре на Елеоне — кто сколько даст. Здесь — твердая такса. Не помню уже, сколько, но твердая цена там. Это помню.
Монахини-горненцы трудятся гидами, ездят с паломниками в поездки по Святой земле, также работают в своих гостиницах, на кухне и т. д., и т. д. Для послушаний у них здесь, в монастыре, — большой фронт.
В нашем же Елеонском монастыре — все так патриархально, мило сердцу. Жизнь на Елеоне так неспешно течет, в молитвах и созерцании.
В Горненском без трудниц-помощниц монашествующим — просто никак. Работы в монастыре очень много. Люди очень устают от напряжения. Лицезрела сама.
И та трудница, которая дала мне ночлег в своей комнате (по благословению игуменьи м. Георгии) и которая рассказывала мне о своей прабабушке-паломнице, сказала тогда:
— Раньше на Святую землю приезжали только глубоковерующие люди, приезжали молиться, теперь это все больше — туристы, чтобы просто поглазеть. Не молиться едут, нет. И мы, трудницы и монашествующие, для них с утра до вечера работаем, не разгибаясь. Это своего рода — бизнес. Туризм — это бизнес».
Я вспомнила о. Кирилла, монаха с Афона, с которым познакомилась на Елеоне в монастыре (он тоже останавливался там).
Были в Игуменском доме у матушки игуменьи на чаепитии.
Потом, после чаепития, прогуливаясь по аллее, разговорились.
И афонский монах поведал мне, что и на Афоне хотят внедрять турбизнес, но монахи сопротивляются. Как там сейчас у них, — не знаю. Надеюсь, что монахи отстояли свою Афонскую гору.
О монахе с Афона, о нашей встрече и разговоре, я рассказывала в 1-й части моих материалов («Моя жизнь среди монахинь на Елеонской горе в Иерусалиме»).
Кстати, наш монастырь на Елеоне и Гефсиманскую обитель издавна зовут «белые» монастыри.
А Горненский монастырь зовут «красным».
Как-то так пошло с легкого языка кого-то. Как с революцией 1917-го распределили цвета, так и держат по сей день.
Не премину сказать, когда я пошла к матушке игуменье Елеонского монастыря за благословением поехать в Горненский монастырь на день, дала м. Моисея свое благословение, но как-то не сразу, как-то с неохотой, как мне показалось.
Гефсиманская обитель и Елеонский монастырь — в ведении Русской Православной церкви Зарубежья, а Горненский монастырь относится к Московскому Патриархату.
Хоть и об"единились не так давно РПЦЗ и РПЦ, в мою бытность там не раз слышала, как некоторые «белые» монахини не рады были этому об"единению. Они считали, что Старый Дух, Благодать уходят…
Мне трудно было об этом судить, но что я отметила с грустью для себя, — это что нет у монашествующих своих духовников, которым можно и помыслы свои раскрыть и исповедать их, не только грехи.
Есть у них у всех священники, которые служат в их храмах в монастырях и которым они исповедуются и у которых причащаются. А вот духовников - наставников своих у них нет. Помню, меня этот факт очень поразил.
И это — в монастырях. Что уж нам, мирским, о духовниках мечтать…
Как-то читала слова ныне живущего монаха, архимандрита о. Рафаила (Карелина), духовного писателя, публициста, критика церковного модернизма и экуменизма:
" Если человек не имеет духовного отца (что очень опасно), то должен руководствоваться Евангелием и творениями христианских подвижников — но это более долгий и трудный путь. Человек, который находится в послушании, — летит как птица; а кто сам ищет дорогу, — тот ползет по земле. Но и во втором случае можно спастись. Помоги Вам, Господи!"
Нравится мне о. Рафаил. Мне очень близки мысли этого батюшки. Люблю читать его труды.
Свт. Феофан Затворник писал так:
" Если нет опытного наставника и христианин будет ходить к духовнику, какой есть, тогда за смирение покроет его Господь».
Итак — Слава Богу за все!
Сделав все свои дела и поручения в тот день (я помогала на кухне горненским трудницам готовить сухие пайки паломникам в дорогу), мы, наконец, двинулись к Пустыньке Св. Иоанна Предтечи.
К Иоанновым святым местам.
Недалеко от Горненского, на территории католического монастыря, находится пещерка с источником воды, именуемая Пустынькой Св. Иоанна Крестителя (Предтечи).
Св. Иоанн, защищаемый и питаемый Ангелом, жил долгое время один в этом пустынном месте. Когда он вырос, ушел в другую пустынь, близ Хеврона, где и подвизался, пока Всевышний не призвал его творить проповеди людям о покаянии.
Но расскажу, как мы шли туда.
Мы шли пешком несколько километров от Горненского монастыря. В общем, недалеко.
С нами пошла мать благочинная Серафима.
По пути она много рассказывала и показывала местную флору.
Показала цветок, похожий на наш красный мак, только на коротком стебле. Так вот, если сорвать его — штраф в 400 шекелей обеспечен. За один. Потому как занесен в Красную книгу.
Показала она нам Фиговое дерево, инжир (смоковницу), у которой сначала идут плоды, а потом — листья.
Оливковое — безотходное дерево. Все в нем идет на службу человеку.
Про Мамврийский дуб (что в Хевроне, и у которого праотец Авраам встретил 3-х Ангелов в образе путников) узнала, что это — палестинская разновидность каменного дуба (он не похож на дубы, что растут в России).
Он, можно сказать, вечен. Будет давать и давать новые ростки рядом с собой на земле, у корня.