В Палестине мы посетили библейские Вифанию, Виффагию, Хеврон, Вифлеем.
В Хеврон мы ехали к Мамврийскому дубу, который помнит Авраама и трех Ангелов, пришедших к нему, сидящему под этим дубом.
В Палестине мы посетили библейские Вифанию, Виффагию, Хеврон, Вифлеем.
В Хеврон мы ехали к Мамврийскому дубу, который помнит Авраама и трех Ангелов, пришедших к нему, сидящему под этим дубом.
Православные христиане считают, что это было первое явление Святой Троицы человеку. Праотцу Аврааму.
Мы ехали и к дубу Мамврийскому, и в храм Всех Праотцев (храм Московского Патриархата).
Поехали мы туда большой компанией из 8-ми человек да на 2-х машинах.
Это была большая дружная семья, приехавшая из трех стран в Иерусалим: мать семейства (жена священника, матушка) — из Украины, ее дочь — из России, ее сын с невесткой, матушкой, — из США (сын — священник Американской Православной церкви) и родители ее невестки — они тоже из США.
Они, как и я, останавливались в паломнической гостинице русского монастыря на Елеоне. Там мы и познакомились. И решили ехать вместе в Палестину.
В тот день батюшка служил в церкви в русском Горненском монастыре в Иерусалиме вместе с другими священниками этой монастырской церкви. Оттуда мы и поехали после службы на палестинские территории, взяв с собой горненскую монахиню в качестве гида. Уж очень она хотела провезти нас в Хеврон.
Kак мы туда ехали — отдельная история. И не рассказать ее здесь я не могу. Хотя бы в предостережение другим, что надо делать по-другому, по — умному. Не так, как мы.
А мы — c израильскими номерами на машине да на палестинскую территорию! А между арабами и израильтянами тогда опять сильное противостояние было.
На границе — блокпосте израильтянин остановил нас и посоветовал нам взять другую машину, с палестинскими номерами.
Ну, мы покивали головами в ответ, да, мол, так и сделаем, а сами поехали себе дальше. В объезд.
Потому как наша монахиня Ангелина,
бывшая с нами за гида-проводника, твердо сказала, что она знает дорогу в объезд этого поста и не надо нам заморачиваться и менять машину. Мы и согласились, не чувствуя никакой опасности.
Едем уже по Хеврону, смотрим, воин-палестинец стоит на перекрестке. И таким он мне экзотичным красавцем показался. В клетчатом платке с автоматом наперевес. Я — за фотокамеру. А мой сосед, сидящий рядом в машине, увидев фотокамеру в моих руках, аж взвизгнул:
— Лена! Нет! Ради Бога, убери камеру, пожалуйста!
Понятно, убрала, увидев такую его реакцию. О несостоявшемся кадре пожалела. Но мужик был прав. Это я потом поняла.
Палестинец, видимо, видя НЕ свои, палестинские, номера на нашей машине, жестом остановил нас и решительно двинулся к нам.
Напряжение в нашей дружной машинной среде росло. Думали, ну, все, конец! Сейчас потребует паспорта. А они у половины нашего состава — американские. Какая реакция будет у палестинца на это? Что делать?..
Но воин Палестины, как оказалось, и не думал проверять наши паспорта.
Он просунул свою голову в платке к нам в машину и буквально просканировал наши лица. Каждое — в отдельности. А-а-а, мол, братья и сестры — славяне… Да еще женщины в черных одеяниях и платках сидят… Одобрительно кивнул.
А на прощание еще и объяснил подробно, как нам добраться до нашего дуба. Мамврийского.
Долго объяснял. На арабском. Мы слушали и радостно кивали в ответ, понятно, ничего не понимая.
Конечно, мы нашли потом наш дуб, и наш храм. Мы ж гида-проводника имели своего…
Не пустил по нам очередь из автомата — и Слава Богу. А ведь мог. Сколько таких случаев было. Я слышала потом об этом.
Да что там далеко ходить! По приезде домой машинально включила ТВ-новости и увидела… то место, где нас тормознул воин. Там были убиты несколько человек, как передал телеведущий…
Но мы и в Хевроне побывали, и живыми вернулись оттуда.
А сейчас расскажу, где мы там были и что видели.
Мы приехали на русское подворье, где православный храм в честь Святых Праотцев.
Храм был освящен в 1925-м году. Русская Православная Церковь Зарубежья служила Господу и людям, вопреки революции в России и советскому времени.
Русская Православная Церковь оставалась живой на Святой земле. И Русское подворье в Хевроне долгое время находилось в ведении РПЦЗ.
В 1997-м году РПЦЗ передала подворье Московскому Патриархату (про земли не знаю, там все сложно с недвижимостью, слышала так).
Нужны были немалые деньги на капитальный ремонт построек, ремонт храма, содержание территории.
Помочь серьезно надо было и Мамврийскому дубу. Подключить ученых и т.д. Дуб серьезно начал чахнуть в 1997-м.
У РПЦЗ таких денег не было. РПЦ (Московский Патриархат) готовa былa все взять на себя. И церкви договорились.
Да тут вскоре (через несколько лет) произошло и их об"единение.
Русская Православная Церковь за рубежом получила автономный статус в составе Русской Православной Церкви. Это значит, что "зарубежники" могут самостоятельно избирать главу своей Церкви и распоряжаться своей собственностью, но РПЦЗ отныне - в каноническом единстве с Московской Патриархией.
А теперь расскажу о русском мужском монастыре на этой земле.
Свято-Троицкий мужской монастырь Святых Праотцев Авраама и Сарры. Его полное название. Так он зовется с 1925-го года.
Это место, я уже говорила выше, связано с ветхозаветной историей, первым явлением Святой Троицы человеку. Праотцу Аврааму.
Насельников здесь мало.
Объяснение этому просто, как мне сказали, — большого присутствия русских на Святой земле боятся все. И даже греки. Хотя именно на российские деньги живы и по сей день многие греческие монастыри и храмы на Святой земле.
Касаемо этого мужского монастыря в Хевроне, здесь могли бы жить человек 20 насельников (исходя из возможностей здания и участка). Тогда можно было бы наладить нормальную уставную монашескую жизнь.
Сегодня священник здесь — один, а братии мало.
Но монастырь живет, пока служатся литургии в храме. А они служатся.
Литургии в храме Святых Праотцев совершаются 3 раза в неделю сейчас.
Молитва — молитвой, а труды — трудами.
Сейчас у монахов здесь грандиозные планы — разбить сад библейских растений.
Вокруг Мамврийского дуба будут расти оливковые деревья. Также в саду будут расти кипарис, сосна и ливанский кедр. В саду будет расти и дерево ситтим (из такого дерева был сделан ковчег Завета).
Другой участок монахи отведут под виноградники.
Третий участок — суккулентов. И там будет расти иерихонская роза и другие цветы. Возле келейного корпуса разоб"ется цветник с лилиями, розами и другими цветами, упоминаемыми в Библии.
Всего предполагается высадить 120 наименований разных растений.
Помощь монахам Хеврона обещали ученые Лесотехнической Академии России.
К счастью, из 11 га земли, купленной здесь А. Капустиным, сохранены 9 га. Развернуться будет где.
Но вернусь к ведению нити рассказа про ветхозаветный Мамврийский дуб на территории русского подворья.
В конце 19-го века Русская Духовная миссия в лице ее первого начальника архимандрита о. Антонина (Капустина) приобрела в Хевроне большой участок земли вместе с этим дубом. Это было первое приобретение о. Антонина на Святой земле.
Про самого батюшку я много рассказывала в других моих частях материала о Святой земле и моем пребывании здесь.
В этом, 2017-м, году — юбилей о. Антонина Капустина, церковного деятеля и ученого-византиниста. Исполняется 200 лет со дня его рождения.
И как много он сделал для русского присутствия на Святой земле, — не переоценить. Низкий ему поклон!
А. Капустин приобрел Мамврийский дуб в 1868-м году.
Отец Антонин купил землю с Мамврийским дубом на ней, оформив все на своего доверенного, переводчика Русской Духовной миссии, араба, Якова Халеби, т.к. иностранцам земли не продавались.
И с тех пор на праздник Святой Троицы здесь, у самого дуба, совершают Божественные литургии. Сюда в этот день съезжаются паломники, игуменьи, монашествующие иерусалимских монастырей, клирики Русской Духовной миссии.
Около древней святыни вначале был построен 2-х этажный дом для паломников. Православный храм мусульмане долгое время строить не разрешали.
Храм возник здесь в 1914-м и, как я писала выше, только в 1925-м был освящен.
Из-за 1-й Мировой войны, революции, нехватки денег внутренние работы в церкви были приостановлены. И надолго.
Но тут еще надо сказать вот что, турецкое правительство (тогда Палестина была под властью турок) не давало разрешения даже на устроительство домовой церкви, а здесь возводили большую церковь. Но потом турки сдались и разрешили.
Их убедили, что церковь воздвигли в честь русского царевича Алексея. Против этого почему-то они были не против. Вскоре и Патриарх Иерусалимский благословил освящение храма, построенного недалеко от дуба.
Когда о. Антонин покупал Мамврийский дуб, тот был еще могучим деревом. Ствол его был в обхвате 7 м. Ствол разделялся на 3 (!) массивные ветви. Его называли великаном.
Он принадлежал к особой палестинской породе — каменный дуб.
По преданию, знаменитый Мамврийский дуб был одним из деревьев дубравы Мамвре, где стоял шатер Авраамов и где праотец Авраам встретил 3-х Ангелов в образе путников. Первое в мире явление человеку Святой Троицы, как считают православные. Бог открыл себя Аврааму в трех лицах.
Один из Ангелов принес Аврааму благую весть, что через год, когда они вернутся сюда снова, у Авраама родится сын от Сарры. Сарра была в преклонных летах и бесплодна. Но случилось, как сказал Ангел - через год у Авраама и Сарры родился Исаак.
Надо сказать, что в Ветхом завете Библии не говорится ни о каком определенном дубе, но свидетельства о нем появляются уже в 1-м веке по Р.Х
Например, во времена Флавия считалось, что этот дуб стоит здесь с сотворения мира (дубу, по преданию, около 5 тыс. лет (!).
Я его увидела безжизненным... Священный дуб - весь в металлических подпорах, как на костылях...
И это — здорово. Я — про два росточка. Т. к. есть поверие, что если погибнет Мамврийский дуб, придет конец всему человечеству. Верь — не верь, но поверие таково.
Вредители, которые поразили Мамврийский дуб, говорят, встречаются только на нем и нигде больше.
Высох дуб в 1997-м, как за ним ни ухаживали. Но вот появились два росточка…
А это я стою с человеком, который родился недалеко от этого дуба и прожил всю свою жизнь около него (и сам как кряжистый такой дубок). Жизнь его связана с Мамврийским дубом.
Он показывал нам свои фотографии — открытки, где он у дуба, с дубом, около дуба, под дубом и т. д.
Тут надо вот что сказать, некоторые люди приходят поклоняться этому дубу, как рассказывают.
Да, этот дуб — физический свидетель явления Святой Троицы Аврааму, а значит, поклоняться надо праотцу Аврааму. A не дубу, как язычники.
Надо сказать, раньше здесь, на горе Теревинф, стоял христианский византийский храм, возведенный Константином и Еленой. Так вот, они запрещали здесь идолопоклонничество. И не надо нам возрождать это в наши дни. И молиться дубу, на дуб. Даже если он и священный.
Знаете, почему православные тоже, как и евреи, и мусульмане, поклоняются ветхозаветному праотцу Аврааму? (Наши три религии называются авраамические)
Апостол Павел называл Авраама "отцом всех нас, верующих" (Рим. 4) - Послание к Римлянам. Это - из Евангелия.
А вот из Ветхого завета Библии: В семени Аврама благословятся все племена земли...
"Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные" (Быт. 12, 3)
А знаете, какие слова произносит священник при венчании в церкви?
Есть такой Чин Православного венчания:
" Возвеличися женише якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире, и делаяй в правде заповеди Божия. И ты невеста, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль. Веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог"
Чин я тут привела не только, чтобы услышали и увидели, читая, ветхозаветные имена праотцев и праматерей, но и еще чтобы услышали язык наших предков. И сравнили с нашим, теперешним языком. Как говорится, почувствуйте разницу.
Поклониться праотцу Аврааму можно в православном храме в честь Святых Праотцев, а можно пройти к пещере Махпела (Пещера Патриархов), вернее, к храму, который возведен над пещерой Махпела, где захоронены библейские патриархи и их жены — Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иаков и Лия.
Думаю, пустят нас, православных, туда тоже. У гроба Давидова в Иерусалиме я была без проблем. На женской, понятно, стороне. Там - разделение на мужскую и женскую части.
Надо сказать, по преданию, здесь, в пещере Махпела, и первые люди - Адам и Ева. По изгнанию из Рая прародители жили здесь, в пещере, в окрестностях Хеврона. Пещера так и называется «Пещера Адама и Евы». Эта пещера — вход в Эдемский сад. По преданию.
Здесь, в этих окрестностях, жил и Авраам, и от Агари родился сын Исмаил.
Праотец Авраам купил пещеру Махпелы после смерти жены Сарры и положил ее там, в пещере. Затем и его захоронили в это пещере.
Сооружение над пещерой Махпела возведено во времена царя Иудеи Ирода (40 — 4 гг. до н. э.). Величественное строение. Говорят, поверхность стен Махпелы напоминает западную стену Храмовой горы (Стену Плача) в Иерусалиме. Они — из каменных блоков.
Сведений о самой пещере, над которой построено храмовое сооружение, очень мало.
Раскопки и научные исследования невозможны из-за религиозного противодействия мусульман.
Спуститься в сами пещеры, где погребены библейские патриархи, довелось очень и очень немногим. И это — за всю историю Хеврона.
Я, помню, читала о девочке-подростке, дочери израильского офицера, которая побывала там, в пещерах. По просьбе родителей.
Девочка была маленькая и худенькая и могла проникнуть через отверстиe в полу храмового сооружения в пещеры. Это было в 60-годы прошлого века.
Девочка смогла задокументировать свои наблюдения там, под землей, в пещере.
Сегодня в храмовом комплексе над пещерой проводятся как еврейские, так и мусульманские богослужения. В свои часы.
Часть комплекса работает как синагога, другая часть — как мечеть.
Евреи не допускались сюда 700 лет. Но после 6-дневной войны 1967-го года все изменилось.
Раньше, в византийскую эпоху, эту святыню посещали и христиане. В одни ворота входили христиане, в другие — евреи.
Теперь у православных христиан — свой храм в Хевроне, на Святой земле, — храм Святых Праотцев.
Не знаю, почему, но мы не были в храмовом сооружении над пещерой Махпела. Сейчас очень жалею, что не побывала там. Но, видимо, из-за горячей обстановки, что была там в наш приезд в Хеврон, не получилось у нас побывать там.
А вот у гроба царя Давида на Сионе в Иерусалиме я была. Поклонилась ему. "Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова" (Мф. 1,1) - Из Евангелия от Матфея.
Хеврон стал первой столицей царя Давида.
7 с половиной из 30 лет царствования царя Давида его столица была здесь. Но ему надо было об"единять земли израильские. Давид захватил Иерусалим в 1004-м году до н.э. и перенес столицу туда.
А теперь, наконец, несколько слов про сам город Хеврон.
По-арабски его называют Аль-Халиль.
Но я его буду продолжать в своем рассказе называть Хевроном. Так мне ближе. По-библейски так.
Хеврон расположен в 36 км южнее Иерусалима на высоте более 900 м над уровнем моря.
Раньше Хеврон называли «Ворота юга». Он был в южной части горной Иудеи.
Сейчас это — регион Западный берег реки Иордан. Палестина.
Хеврон — один из древнейших городов мира.
Как показали раскопки, начало поселения на месте современного Хеврона относится к раннему бронзовому периоду.
По современной израильской археологической классификации - это около 3-х тысяч лет до н.э.
Сейчас население его (статистика 2006 г.): 166 тысяч арабов — палестинцев и 1 тыс. 200 — евреев, проживающих в историческом еврейском квартале.
Город разделен на еврейскиe и арабскиe кварталы.
В Библии, в Ветхом завете, Хеврон также упоминается как Кириаф-Арба (Бытие, 23, 2) .
Сегодня это название населенного пункта возрождено. Так называется израильский город, который совсем рядом с Хевроном. Население его - около 12 тысяч человек.
Еще интересно, слово «Хеврон» (его корень) состоит из букв хет, бет, реш и означает «соединение». Т. е. в этом месте наш физический мир соединяется с духовным миром.
А вот об об"единении и дружбе народов, кажется, мечтать не приходится… В обозримом и даже не в обозримом будущем. Так и будут кварталы еврейские, кварталы арабские…
Эх, тушеной верблюжатинки по-хевронски не попробовала! Говорят, это - коронное, фирменное блюдо здесь.
Cтрогий пост шел тогда в это время, понятно, не до верблюжатинки, и решили мы не разбегаться азартно по Хеврону. Уехать решили по- умному. Не приехали так, так хоть уедем… Чтобы вернуться.
Конечно, я вернусь сюда. Даст Бог. И к Махпеле тоже.
(Продолжение следует)