Данное повествование сделано в виде дневника, который я вел в период зимнего отпуска с родителями с 02.01.2008 по 10.01.2008. В нем будет описан маршрут путешествия, отели в которых мы останавливались и пансионаты, отдельное внимание будет уделено транспортным средствам, помогавшим в передвижении, а также особенностям страны посещения. Для удобства написания, а также, надеюсь, для удобства восприятия информации, я разбил повествование строго по дням пребывания, так что не судите строго, если какие-то дни будут ограничены парой общих фраз, а какие-то переполнены информацией. Цель данного рассказа в том, чтобы помочь тем людям, которые уже устали от туров по путевкам в группах, с никчемным питанием, дешевыми отелями и чартерными рейсами не очень надежных авиакомпаний, кто боится провести отпуск не так как большинство наших сограждан, кто не рискует отказаться от услуг туристических агентств, считая, что «так более надежно» и прочее. Отдельно отмечу, что вся поездка была оплачена по валютной кредитной карточке VISA Внешторгбанка через Интернет, включая бронь гостиниц, коттеджа, заказ автомобиля, приобретение авиабилетов. Услугами туристического агентства мы воспользовались лишь для получения виз, так как в Липецке нет ни одного консульства, ни одной страны, а для отправки почтой времени уже не оставалось.
Отели и пансионаты в которых мы останавливались в течении отпуска:
Отель в аэропорту Осло (Oslo) — Radisson SAS Airport Hotel Oslo (№ -2061 Gardermoen, +47 6393 3000, www.radissonsas.no)
Отель в городе Берген (Bergen) — Clarion Hotel Admiral Bergen (5804 °C Sundtsgt 3, Bergen, +47 5523 6400, www.clarionhotel.com)
Глава 1.
02.01.2008.
Торопиться сильно было некуда, поэтому выехали из Липецка в 12.00. От нашего города на Москву есть как минимум четыре дороги примерно одинаковой протяженностью, но наш водитель Саша выбрал на мой взгляд самую неудачную, которая начинается на трассе Липецк — Лебедянь соединяясь после «Куликова Поля» (Тульская область) с трассой Москва — Волгоград. Обращаю внимание, что на участке после г. Данков (это еще в Липецкой области) нет примерно трех — пяти километров дороги. Нет в буквальном смысле этого слова, все машины пробираются по ледяным колдобинам которые образовались на месте, где много лет назад был асфальт. Тем не менее, вполне удачно прибыли в аэропорт Шереметьево 2 примерно в 18.30, что оказалось довольно рано, учитывая вылет рейса в 21.40 по Москве. Отдельный привет шереметьевским пограничникам, которые на протяжении двадцати минут не пропускали отца через паспортный контроль изучая его паспорт (не понравился он им чем-то видите ли), чем вымотали нам изрядно нервы. Билеты бизнес-класса на регулярный рейс SU 211 авиакомпании «Аэрофлот» были заранее заказаны по Интернету (система электронных билетов см. сайт www.aeroflot.ru), что позволило порядком сократить время регистрации на рейс. Вообще должен отметить, что летать бизнес-классом конечно приятнее чем «экономом» но все-таки разница в стоимости билетов неоправданная (по крайней мере в ситуации с Аэрофлотом). Ходить по Duty Free на вылете из страны быстро надоело, так что на посадку пошли сразу после ее объявления, недолго посидев в «Салоне первого класса» аэропорта Шереметьево, куда нам при регистрации выдали пригласительные. Это тоже довольно приятная привилегия пассажиров бизнес-класса, хотя бы тем, что там есть бесплатная еда и питье в неограниченных количествах. Забегая вперед, скажу, что в аэропорту Осло подобной замечательной вещи не обнаружилось. Без задержек с вылетом мы не умеем, так что забытые логистами Аэрофлота 11-ть комплектов еды для эконом-класса, пришлось ждать почти час уже сидя в самолете. А потом еще минут 20 стоять в очереди на взлет, все-таки зимние каникулы не лучшее время для путешествий, аэропорты перегружены, все летят, кто куда, отдыхать. Обслуживанию на борту ставлю твердую «четверку», персонал достойно подготовлен, улыбаются, нормальные стальные ложки и вилки, неограниченное количество спиртного (правда, коньяка у них не оказалось). В целом претензий нет. Немножко потрясло в полете, из-за сложных метеоусловий, но старый добрый ТУ — 154, как всегда показал себя с лучшей стороны. Не очень понравилось лишь то, что места у шлюза в аэропорту Осло нам не нашлось, а в автобус набили как сельдей в бочке (даже не удосужились просто прислать два автобуса или хотя бы один большой), но мы люди негордые, это все спокойно пережили. Прибыли на место в 0.45 по Москве, разница во времени 2 часа (в Осло было 22.45), паспортный контроль прошли очень быстро и отправились получив багаж в гостиницу, находящуюся в трех минутах ходьбы от входа в терминал. Очень удобно. Business Suite в отеле Radisson SAS Airport Hotel стоит 2 800 норвежских крон (NOK), что равно примерно 8 000 рублей. Дорого это или дешево каждый может судить лишь сам. Но номер достойный во всех отношениях, особенно поражает великолепная звукоизоляция, несмотря на критическую близость к аэропорту, самолетов в номере не слышно. Гостиницу опять же я бронировал из дома по Интернету, подтверждая бронь кредиткой. Обращаю внимание, что согласно политике отеля, любое бронирование отменяется в 18.00 местного времени в день визита, в случае если до этого времени клиент не поселяется. Чтобы исключить последствия поздних рейсов и не искать судорожно способов переправки в другой отель, необходимо либо написать письмо в адрес отеля с просьбой не отменять бронирование, либо подтвердить бронь, введя в указанную на сайте форму номер кредитной карточки, что автоматически гарантирует поселение до 0.00 указанного дня.
Глава 2.
03.01.2008.
День начался как я и ожидал с великолепного завтрака, который в нашей стране принято почему-то называть «шведский стол». На удивление в отеле в аэропорту ночует довольно много людей. Дальнейшие планы выглядели следующим образом: Взять в прокатной конторе машину и выдвинуться в сторону горнолыжного курорта Хемседал, где нас уже ждал забронированный коттедж. Еще будучи в Липецке выбор пал на глобальный прокатный сервис AVIS (www.avis.com), филиалы которого есть кстати в Москве и в Санкт — Петербурге (про другие города России не уверен, не смотрел). Найти стойку проката по указателю в аэропорту Car rental оказалось совсем не сложно (еще раз подивился тому, как все грамотно обустроено за границей). Доброжелательный норвежец попросил права и кредитку. Здесь я хотел бы развеять еще один миф, витающий в нашей стране на тему «За границей нельзя ездить с нашими правами, а если и можно, то только с маленькими „пластиковыми“, которые соответствуют международным стандартам».Для Норвегии это совершенно не актуально, и у меня и у отца права большие старого образца и с черно-белой фотографией, однако персонал AVIS это нисколько не смутило.
Менеджер скатал в страховой полис номер и фамилию, распечатал все это, открыл счет на кредитку и попросив расписаться в страховке выдал ключи от новенькой AUDI A6 2.0 TDI. Автомобиль находился там же в аэропорту на многоэтажной стоянке, чистый, пропылесосенный, с полным баком бензина и пробегом всего в 18 000 километров. Приятно удивило наличие АКПП и би-ксеноновых фар на прокатном автомобиле. Там же в офисе AVIS я взял у менеджера карту и подробно расспросил его о том, как удобнее ехать на Хемседал. На радостях от того, что нам дали хорошую машину мы вылетели из аэропорта в сторону города Хёнефосс по дороге № 7 забыв сделать одну очень важную вещь — поменять имеющиеся у нас в наличие американские доллары на норвежские кроны. В принципе имея в кармане валютную кредитку, вполне можно обходиться без наличных денег, забегая вперед скажу, что за время поездки карточка не дала сбой ни разу, но во-первых русскому человеку всегда бумажки карман греют больше чем пластиковая карточка, а во-вторых по этой дороге оказался терминал оплаты проезда, как всегда без единого человека и без шлагбаума, но со светофором и вполне конкретным монетоприемником. Я, конечно же, этих самых монет с собой не имел, пробовал насовать ему пятирублевых монет, не вышло, создал приличную очередь (надо признать за все время пока я торчал у турникета сзади ни издалось ни одного гудка клаксоном, могу себе представить какими словами я был бы обложен в России). Поняв всю тщетность попыток обмануть умную европейскую технику, я был вынужден проехать на красный сигнал светофора, за что был моментально запечатлен на камеру расположенную неподалеку. Лишь съехав на обочину и подойдя к автомату в боле спокойной обстановке я обнаружил там кнопочку с надписью Payment later, но было уже поздно, так что рассказать принцип ее работы я не могу. Опять же забегая вперед, скажу, что в документах прокатной компании написано, что любое нарушение правил выставляется клиенту в случае неуплаты в десятикратном размере. Учитывая стоимость проезда в 30 крон, я жду расчет с AVIS в котором видимо, будет дополнительно ко всем расходам сумма в 300 крон штрафа за проезд без оплаты (еще один плюс к вопросу о езде на своей машине с российскими номерами).
Пейзажи по сторонам вполне привычны русскому глазу, горная местность пока еще сильно не началась, встречаются холмы, через которые прорыты тоннели (один протяженностью 3 800 метров), заправки и небольшие автосервисы примерно каждые 20 — 30 километров. Удивило то, что норвежцы не посыпают дороги реагентами, они их просто чистят, но чистят довольно тщательно, хотя небольшая корочка люда или утрамбованного снега все-таки остается, зато на дороге нету «каши», которую обычно создают наши дорожные службы, посыпая дороги солью и прочей дрянью), а здесь дороги «сухие», с них ничего не летит. . По прибытию в Хемседал обнаружили довольно много питерских машин, так что дорожка эта проторена нашими людьми уже довольно хорошо. В основном это горнолыжники, приехавшие покататься на местных склонах (благо местность ими изобилует). Свежий, морозный горный воздух, небольшой курортный городок, приветливые люди, ели высотой по семь — восемь метров, что может быть лучше для рождественских каникул. Поселок Feriepark находится в семи километрах не доезжая Хемседала по дороге № 52. Он рассчитан на круглогодичный прием туристов, зимой горные лыжи, летом рыбалка, гольф и прочее. Коттеджи огромные, каждый имеет большую гостиную, 4 спальни, 3 сан. узла, кухню с посудомойкой и электрической плитой и в принципе рассчитан на проживание большой компании 10 — 12 человек. (см. ссылку на сайт в начале повествования). В Хемседале два супермаркета сетей COOP и S.P.A.R., в которых, разумеется, есть все, так что еду вполне можно готовить и дома самим (что мы в принципе и делали все восемь дней). Съездили посмотрели горнолыжную трассу, высоко и страшно, посмотрел карту, самая высокая точка склона 1 444 метра над уровнем моря.
Глава 3.
04.01.2008.
Очень долго спал, все-таки небольшой «джет-лаг» имеет место быть, хоть и два часа всего разницы. Решили посетить город Гуль (Gol), что в 27-ми километрах назад по дороге № 52 в сторону Осло. Всю дорогу учился зимней езде в тяжелых погодных условиях, метет довольно сильно, но дороги регулярно чистят большие снегоуборщики на базе Mercedes Actros, которые ездят быстрее, чем большинство легковушек. Удивляет, как норвежцы носятся по своим узеньким горным дорожкам независимо от класса и возраста автомобиля, завидую, вот что значит прожить здесь всю жизнь. Но ведут себя очень культурно, никто тебя не режет, не пытается «подставиться», если человеку надо обогнать, он включит дальний свет (типа «пусти») и ты должен принять правее и слегка замедлиться, но в основном, упираясь в более медленный автомобиль, местное население продолжает движение в его темпе, поэтому на дорогах частенько скапливаются «паровозики» из 10–12 автомобилей, которых тормозит какой-нибудь «тихоход». Гуль оказался приятным горным городишкой со своим горнолыжным центром (правда гора нам показалась не такой впечатляющей как в Хемседале) и кучей разных магазинов. В отличие от того же Хемседала, Гуль все-таки уже город, тут и торговый центр есть и несколько сувенирных лавок, ресторанов и даже развлекательный центр типа аквапарка TROPICANA, правда зимой он работает не в полную мощность, все трубы для спуска по воде расположены на улице и соответственно воды в них нет, зимой половина комплекса не работает. В принципе размеры Гуля позволяют убить целый день на его изучение, не больше, второй раз тут делать особо нечего, разве только докупить сувениров, да кое-что из одежды, если вдруг понравилось что, а вы колебались и не купили в первый приезд. К тому же это первый город в котором мы нашли банк D.n. B NOR и наконец-то стали обладателями пачки норвежских крон и небольшого количества местных «дырявых» монеток. В очередной раз убедился, что русскому человеку с наличностью в кармане сразу становится спокойнее. Автомобиль пока нравится, хоть дизель звезд с неба по динамике и не хватает, но экономичность достойная, порядка 6,7 литров на 100 км. средний расход по бортовому компьютеру. Цены на сувениры в Гуле и в Хемседале примерно одинаковые и недешевые, если надо покупать много, то лучше это сделать в каком-нибудь большом городе типа Хёнефосса или Бергена. Обнаружилась удивительная особенность местного часового пояса, здесь темнеет чуть ли не в 15.00, а в 17.00 уже вполне темно как ночью, даже в России в средней полосе где я живу, дни длинее. Возвращаться домой в такой темноте не очень приятно, хотя дороги и освещены, но все равно не везде и плюс снег метет, из-за него ничего не видно. Пока за все время пребывания в Норвегии встретили лишь одну патрульную машину, да и так просто ехала куда-то по своим делам. А еще заметили, что появилось очень много внедорожников, хотя когда мы ездили по Скандинавии летом, мы заезжали в Осло и там преимущественно носились легковушки, водимо суровые условия здешней зимы заставляют пересаживаться на более серьезные автомобили, в горах большие внедорожники (преимущественно дизельные Mitsubishi Pajero и Nissan Patrol) очень популярны, что не удивительно, я на «своей» Ауди не на каждую горку могу забраться, а в районе горнолыжных трасс Хемседала парковка на такой высоте находится, что даже страшновато туда лезть. На завтра запланировали поезду к Берген.
Глава 4.
05.01.2008.
Первая попытка добраться до Бергена потерпела фиаско. С вечера изучили карту, поняли, что ехать долго, на другую сторону страны (благо страна не широкая). Посмотрели как нам показалось наиболее короткий путь и рано с утра выдвинулись дальше за Хемседал по дороге № 52 в сторону города Лаэрдал. На карте четко было указано, что после Лаэрдала есть поворот на трассу Е16 Осло — Берген. Погода заметно испортилось, мести стало очень сильно. Сразу после Хемседала справа вдоль доги оказался большой стенд с мигающими желтыми светофорами и надписью на норвежском. Игнорируем, так как не знаем что он означает, едем дальше. Следующие двадцать километров я ехал уже почти по уши в снегу попутно удивляясь полному отсутствию встречных/попутных машин. А примерно через 30 километров за Хемседалом дорога закончилась. Вернее теоретически под толщей снега она где-то была, но путь туда преграждал шлагбаум с большим красным светофором и будка горных спасателей, возле которой в ожидании чуда толпилась горстка грустных норвежских «дальнобойщиков» и пара туристов на внедорожниках. Пришлось разворачиваться и ехать обратно, в глубине души матеря столь изменчивую природу этой страны. Судя по всему дорога была закрыта все-таки не первый день, да и скорее всего по местному радио информацию передавали. Когда мы возвращались, на встречу нам пролетело три джипа, которые месили снег под колесами с уверенностью ледокола разрубающего толщу льда северного ледовитого океана. Приглядевшись я рассмотрел на номерах машин знакомый триколор и цифры 98. Ребята тоже явно не знали местного языка. Потеря трех часов (а именно столько ушло на преодоление 60-ти километров сугробов) разрушила все планы по достижению Бергена до наступления Православного Рождества. К тому же мы решили воспользоваться другой дорогой, так как эта дорога доверия не внушала, уж очень мало обитателей на ней после Хемседала. Другой путь пролегал направо от Гуля по дороге № 7 на указатель Берген, но времени на то чтобы штурмовать перевал пятого числа уже не оставалось, да и не факт, что та дорога тоже не закрыта. . Быстро ехать лично мне показалось опасно в виду реально скользкой дороги, что доказала парочка «горячих норвежских парней» встретившаяся лоб в лоб на отрезке трассы Осло — Гуль после города Аск, где мы оказались решив посетить город Хёнефосс. Довольно быстро образовалась пробка, так как трасса узкая, но еще быстрее на месте ДТП оказались скорая и полиция со службой спасения. Аварийные службы в течении пяти-семи минут организовали нормальное движение, грамотно «рассосав» пробку в обоих направлениях в объезд лежащего на боку фургончика. Объезжая аварию я опять начал размышлять на тему «Да почему же у нас вот так вот не умеют», но в принципе это срабатывает на уровне общественного самосознания. Я пробку на трассе сразу не увидел, так как вылетал из «слепого» правого поворота и в последний момент увидел посреди дороги «аварийки» серебристого Сааба со шведскими номерами. Оттормаживался «в АБС», остановился очень близко и понял, что теперь тот, кто поедет сзади, почти наверняка меня не заметит и точно размажет весь зад прокатной Ауди. Но пока я это все думал, из Сааба вылезла девушка, достала из багажника знак аварийной остановки, собрала его и унесла подальше за поворот. Потом она вернулась в машину и как раз в этот момент нас начали пропускать. И она уехала, оставив знак для тех, кто будет подъезжать к этому опасному месту, потому что ни один дорожный знак не стоит человеческой жизни, а наш народ к сожалению скорее будет ждать удара в зад, чем «подарит» дороге знак аварийной остановки. Что можно сказать про город Хёнефосс. Ничего. Для Норвегии довольно крупный город, находится недалеко от столицы, но целенаправленного посещения как это вышло у нас он не заслуживает. Если вы будете отдыхать в том направлении, лучше заедете туда по дороге назад в Осло, сфотографируйтесь с памятником лосю в центре, посетите пару магазинов и в принципе больше там делать нечего. Мнение субъективное, так что если кто знает что-то что можно посмотреть в Хёнефоссе, я буду рад выслушать критику. А наша поездка получилась спонтанна и я так и не успел прочитать хоть какой-нибудь путеводитель по Норвегии и да простят меня опытные туристы, я так и не нашел ничего сколько-нибудь интересного для себя в Хёнефоссе. Повторюсь, что еще одна не очень приятная особенность зимней Норвегии — очень короткие световые дни. Выезжаешь в 9.00 вроде бы как еще не очень и светло, а в 15.30 уже вроде бы и смеркается. Да и «днем» особо не рассветает, от обилия падающего снега пасмурно, видимость не очень хорошая. По возвращению в Хемседал нас ждала еще одна «приятная неожиданность» — ВСЕ без исключения продуктовые магазины закрылись в 18.00, ну в лучшем случае в 19.00. Суббота. В воскресенье будут работать и того меньше. Это надо учитывать, когда планируете покупать какие-либо продукты, иначе рискуете остаться без еды. Забегаловка Peppers Pizza рассчитана на небогатых горнолыжников преимущественно местного происхождения. Но еда вполне достойная, порции большие и все это за умеренные деньги в пределах 600 крон на троих. Контингент посетителей правда оставляет желать лучшего, отдыхают норвежцы странновато, как и многие наши в принципе, употребляя изрядное количество горячительных напитков. Северный народ.
Глава 5.
06.01.2008.
Вопреки ожидаемого день прошел очень спокойно. Неожиданно возникла идея покататься на беговых лыжах (cross country), благо по словам местных «аборигенов» и данным карт территории курорта, беговая лыжня должна была начинаться в 400 метрах от нашего поселка. Поизучав карту повнимательнее, обнаружили значок «Парковка» (Р) недалеко от коттеджного поселка вверх по проселочной дороге (номера не помню) по направлению на Луккью. Парковка действительно оказалась там где и была обозначена, примерно в 3 — 4 километрах вверх. Там же обнаружился закрытый «обменник» D.n. B. NOR и какой-то сарай с заваленным снегом входом, предназначение которого понять было вообще не возможно. Паркинг кстати платный, с терминалами оплаты на въезде и выезде, стоит 40 крон, но время парковки как я понял не ограниченно. Если проехать еще с километр вперед по дороге, можно найти точно такой же паркинг, но бесплатный. Беговая трасса на самом деле классная, есть даже небольшой участок освещаемый ночью, что позволяет получать удовольствие от бега на лыжах даже ночью. Есть небольшие склоны с которых народ с удовольствием катается, природа вокруг потрясающая, просто нет слов, все супер. Из этого дня я вывел два совета для желающих посетить подобные курорты. Первый — все-таки если вы живете не намного дальше от Москвы и получаете удовольствие от управления автомобилем, не стеснены во времени и средствах, то вам определенно лучше ехать в подобные места на своей машине (конечно если курорт находится в разумной удаленности). И второй — раз уж вы будете на машине, то вам не составит труда положить в кофр на крыше багажника пару лыж и лыжных палок. Это важно, так как на горе есть прокаты всего, но там все-таки преимущество имеет горнолыжный спорт, а если вы желаете кататься по равнине, то имеет смысл привезти снаряжение с собой и ни от кого не зависеть, можно даже денег сэкономить, не платя за пользование трассой. Итак все просто: хотите покататься на беговых лыжах — выбираете наиболее понравившуюся парковку в горах, распаковываете амуницию и вперед к успеху, хотите полетать на бешеной скорости с гор и поразвлекаться с фуникулером — паркуете автомобиль на огромной парковке (по указателям после поворота к горе, парковка бесплатная), покупаете в близлежащем «автомате» так называемый «SKI PASS» и гора ваша. Что еще рассказать, а вот в очередной раз был приятно удивлен уровнем культуры местного населения, незнаю может быть их условия жизни заставляют, но тем не менее рассказываю. Возвращаясь из Гуля, куда мы поехали докупать недостающие сувениры, на повороте на дорогу № 52 на Хемседал собрался типичный «паровозик» о которых я писал ранее, состоявший из пары туристических автобусов и десятка машин. Во главе колонны со скоростью 60 — 70 км/ч двигалась тяжело груженая Скания. Дальше шел затяжной подъем протяженностью 500 — 600 метров, дорога узкая, обогнать фуру невозможно, так водитель Скании притормозил, спрятался в небольшой придорожный карман, пропустил всю колонну и только после этого продолжил движение в гору. А теперь господа, вспомните сколько раз вы «коптили» зимой в гору на трассе М4-ДОН позади краснодарского КамАЗа где-нибудь возле Богородицка? Кто по этой трассе ездит, тот меня поймет. А вы говорите Европа.
Глава 6.
07.01.2008.
Этот день заслуживает отдельного рассказа, он был насыщен до крайности! Пожалуй это будет самая большая глава в повествовании, а может и нет, посмотрим. Итак, после первой неудачной попытки и двухдневного перерыва мы наконец-то выдвигаемся в Берген. Выдвигаемся довольно рано (прошу обратить на это внимание) в 9.00 местного времени. Повторюсь, что ехать дальше от Хемседала в сторону Флома по дороге № 52 мы не рискнули (помните про закрытый перевал) а двинули на Гуль, от которого развилка показывает дорогу на Берген (287 км., тоже запомните эту цифру) через Гейло по дороге № 7. В качестве отступления могу рассказать, что я наконец-то разобрался с принципом работы системы семафоров, указывающих степень сложности движения по горному перевалу. Все конечно же оказалось до примитивного просто, все знаки начинаются примерно в 30 километрах от начала перевала (грубо говоря от точки, где стоит шлагбаум перекрывающий перевал). Цветное табло имеет всего три типа надписи: горит зеленая APEN — путь свободен, никаких проблем, если желтая (к сожалению забыл норвежский, не могу сказать что написано, но надпись сопровождается двумя мигающими желтыми семафорами по бокам) — путь открыт, но ехать опасно, так что езжайте, но мы за вас ответственности не несем, нет мы конечно же приедем вас спасать, если что, но все-таки постарайтесь не заставлять нас заводить вертолет. Ну, а если горит красная надпись, тут все понятно, можно смело разворачиваться и искать место для ночлега. К сожалению не могу сказать, есть ли какие-либо дублирующие дороги, на какое время закрывают перевалы и что все-таки является причиной их закрытия, поэтому я не знаю что делать в случае, если вы, допустим, уехали в Берген, а когда надумали возвращаться, перевал в родной Хемседал оказался закрыт. Нам, слава богу, повезло. Однако типичная для этих мест горная дорога, примерно в 60-ти километрах после Гуля превратилась в нечто потрясающее. А именно в невероятное в своей монументальной красоте снежное плато, намек на дорогу через которое был обозначен с обеих сторон полотна трехметровыми деревянными кольями, расставленными каждые 3–5 метров, иногда чаще. Визуально ширина дорожного полотна 4–5 метров, в некоторых метах уже. Столько снега я в своей жизни не видел никогда, он просто везде, дорогу чистят, но «по-норвежски», поэтому она тоже белая. И ни одной живой души в округе. Картину пост ядерной катастрофы дополняют редкие домики по обочинам дороги, заваленные снегом по крышу иди до второго-третьего этажа, если домики большие. Очень жуткое зрелище, которое внушает благоговейный ужас если ехать по нему первый раз в жизни. Плюс отвратительная погода и постоянная метель. За все время пока мы ехали по этой дороге (а ее протяженность ни как не меньше 50 километров) нам встретилось от силы пять машин на встречу, да пара одиноких снегоуборщиков, вот и все. Закончилось все это безобразие довольно резко, затяжным 8%-м спуском с гор через пару красивых тоннелей идущих вниз по спирали, а самое удивительное, что вместе с дорогой в горах закончилась и зима. Совсем закончилась, не осталось даже намека на то, что сейчас январь и что десять минут назад мы продвигались по уши в снегу. В предгорьях снега нет вообще, такое впечатление что он здесь никогда и не выпадает. Средняя температура +5 градусов ни разу не опускалась ниже +2, пока мы находились с этой стороны гор. Природа еще более впечатляющая, горные речушки, водопады, долины, стиснутые со всех сторон хребтами гор. Впечатляет, я не встречал такого в средней полосе России. Отец сказал, что эти места очень напоминают его родину, Южный Урал, к своему стыду не могу сказать так ли это, я там ни разу не был. У подножья уютно расположился большой туристический центр, закрытый в настоящее время, а летом вероятнее всего привлекающий любителей рыбной ловли. Очень красивое место у фьорда. Первый полноценный населенный пункт с этой стороны гор — городок Эйдфьорд (Eidfjord), примерно в пяти километрах ниже по дороге. Есть магазинчик, заправка и кафе типа «фаст фуд». Дальше берем направление на город Восс (Voss), дорога вполне приличная, но все-таки почти серпантин я бы сказал, хоть и не везде скала отвесная. Да! Совсем забыл предупредить, после того как проезжаете Эйдфьорд, будут два указателя, на дорогу № 13 (сразу говорю, она нам не нужна) и на дороги № 7 и Е16 к городам Берген и Восс. Не промахнитесь и не пугайтесь внезапно закончившейся пропускными шлюзами дороги. Это всего навсего паромная переправа. Но я как человек родившийся в России и живущий по принципу «того чего я не знаю в принципе не может быть», решил, что норвежцы что-то напутали с указателями и рванул по тринадцатой дороге вверх в горы. Спесь спала через пять сотен метров, так как столь невнятный узенький серпантинчик просто ну никак не может вести ко второму по величине городу Норвегии. Кое-как развернувшись на этой породи на дорогу мы встали в уже образовавшуюся очередь на маленький паромчик, курсирующий через залив. Билеты продаются на борту, паром ходит без перерывов от берега к берегу тратя на весь маршрут с загрузкой/выгрузкой не более получаса. За троих пассажиров и машину с нас взяли около двух сотен крон. Очереди на паром как таковой нет, его вместимость порядка двух десятков машин, на борту туалет и маленький буфет в котором усталые путники могут приобрести кофе и бутерброды. Восс городок довольно крупный для этих мест и в принципе заслуживает того, чтобы провести в нем хотя бы пару часов для посещения местных магазинов и сувенирных лавок. Обращаю внимание на то, что в маленьких городках типа Хемседала и Гуля все парковки наземные и все бесплатные, то-есть по большому счету вы можете бросать свою машину где хотите и на сколько хотите главное другим ехать не мешайте, а в городах покрупнее, как-то Хёнефосс, Восс и уж тем более Берген платные все парковки, даже наземные вдоль улиц. И парковаться можно только в определенных местах, там где есть соответствующий знак иначе рискуете искать свой автомобиль в близлежайшем полицейском участке. Так что ищите знак «Р», внимательно посмотрите время до которого вам разрешено ставить здесь машину, накидывайте в парковочный автомат монеток на то время которое вам нужно постоять, оставляйте на козырьке приборной панели квитанцию которую вам выбьет автомат и гуляйте в свое удовольствие не опасаясь за машину. Лично меня город Берген впечатлил, возможно это было вызвано довольно долгим пребыванием в местных «деревнях», но тем не менее он похож на Амстердам, Венецию и Питер одновременно. По указателям добрались до центра города и поселились в отеле Clarion Admiral Hotel. Хочу заметить, что гостиницу в Бергене мы не бронировали, так как ночевать здесь не собирались, но учитывая что приехали мы туда в 16.00, то возвращаться в Хемседал небыло ни смысла, ни желания. В отель зашли на удачу, просто потому что надо было ночевать, номер оказался свободен, трехместный за 1 770 крон с завтраком. Отель понравился меньше чем Radisson SAS, хотя цена номера тоже довольно высока. Отель сети Radisson я обнаружил чуть позже, кому интересно, он находится на противоположенной стороне залива в центре города, чуть дальше так называемых «Прибрежных домов» (или что-то типа того), местной достопримечательности с как мне кажется тысячелетней историей, а может и меньше, сложно сказать, я не изучал этот вопрос, просто смотрел, красиво. В этих старинных, покосившихся от времени деревянных домиках находятся сувенирные лавки и пара ресторанчиков. Кстати цены на сувениры здесь даже ниже чем в горнолыжных центрах, так что рекомендую посетить. Вверх от отеля по улице лавка сувениров, принадлежащая двум милым русским барышням, торгуют матрешками и местными троллями. Ужинали в ресторане Dickens (Kong Olav V’s plass 4, 5807 Bergen, +47 5536 3130, www.dickensbergen.no) на центральной площади, прекрасный ресторанчик, очень рекомендую, это был без преувеличения лучший ужин в Норвегии за прошедшую неделю. Еще до закрытия успели посетить большой торговый центр там же на центральной площади, но все-таки времени крайне мало, так что советую планировать на Берген три-четыре дня как минимум.
Глава 7.
08.01.2008.
День в принципе ни чем не примечателен, так как больше половины его мы провели в дороге домой. Скажу только, что после всех «приключений» предыдущего дня наша женская часть категорически отказалась ехать обратно той же самой дорогой, но так как карты у нас небыло с самого выезда их Хемседала (мы ее там забыли и в принципе пользовались лишь дорожными указателями), то конечно же мы дорогу назад перепутали, причем перепутали очень своеобразно, мы не поехали ни по побережью в объезд горных перевалов (что как выяснилось позже было бы самой большой ошибкой за всю поездку), ни по старому маршруту через Восс по трассе Е16. А рванули по указателю Осло на дорогу № 7, которая как оказалось вела по берегу фьорда в объезд небольших рыбацких деревушек и города Альвик (Alvik). Все бы ничего, но это оказался серпантин ни чем не лучше дороги № 13 которую я описал выше. В некоторых местах он сужался до одной полосы, в некоторых не имел ограждений со стороны обрыва, в одном месте я разъехался с фурой в 10-ти сантиметрах от бетонного поребрика и в 15-ти от ее катафотов. Очень экстремально хочу заметить, да простят меня жители города Сочи и всех кто любит ездить по подобным дорогам, мне это все крайне не понравилось. Не для слабонервных такие дороги, да еще местные «джигиты» которые носятся здесь ничуть не медленнее чем на заснеженных «альпийских» дорогах (им классно, снега-то тут нет). Дорога данная выходит на ту же самую паромную переправу к Эйдфьорду, одно радует, она на 30 километров короче дороги через Восс. Так что выбор за вами, сократить ли расстояние по более сложному (лично для меня) участку, либо проехать более безопасно, но при этом более длинным путем. Перекусить остановились в кафе быстрого питания в Эйдфьорде, в очередной раз подивился спокойствию местного населения. Дедушка, хозяин кафе, приняв у нас заказ, быстро приготовил еду, выдал нам все, взял деньги и ушел. По своим делам. Вообще. Из кафе. Оставив нас с кучей вещей, продаваемых в его маленьком магазинчике при кафе. Он отсутствовал минут двадцать, удивительный уровень доверия. Высокогорное снежное плато при хорошей погоде выглядит еще более впечатляюще, чувствуешь себя полярным исследователем. Общая протяженность пути Хемседал — Берген — Хемседал составила в итоге 650 км. (засек по одометру).
Глава 8.
09.01.2008.
Дальше описания будут краткие, ибо день сегодняшний был всецело посвящен сборам в дорогу. Так как самолет на Москву у нас в 9.00, а ехать довольно далеко. Так что мы решили выехать из коттеджа сегодня и еще одну ночь переночевать в отеле в аэропорту Осло. Обращаю внимание, что ресепшн в Feriepark работает по очень странному графику, с 16.00 до 18.00, так что нам пришлось звонить управляющей (благо телефон висит на двери ресепшн) и просить ее отпустить нас в 15.00. Времени было мало, а дел оставалось много, надо было поселиться в отеле, сдать машину, заполнить талончики TAX FREE (все равно ничего по ним не получили, но тем не менее я все честно заполнил, хоть и попытку получить денег так и не сделал, но это тема отдельного разговора). Местному персоналу оставили благоразумно заготовленную еще в московском DUTY FREE матрешку и бутылку «Столичной», чем вызвали неимоверную радость милой барышни, которая помогала нам с поселением. Про дорогу в Осло много рассказывать не буду, так как уже описывал ее, одно определенно напрягает, фуры летают по здешним дорогам «в ограничитель», то-есть со скоростью ровно 89 км/ч, не больше не меньше, меня иногда обгоняло по три-четыре сразу. В Осло прибыли в 19.00 местного, отель тот же, номер забронировали заранее выписываясь второго числа. Очень понравилась система сдачи прокатного автомобиля. На парковке где его берешь, едешь по указателю «Rental car return», оставляешь машину на любом свободном месте под указателем твоей прокатной конторы (мы еще залили полный бак на подъезде, хотя я думаю что и без этого можно было оставлять, законопослушные норвежцы просто сняли бы стоимость топлива дополнительно с карточки). Простота диалога с персоналом AVIS меня тоже поразила:
— вот, возвращаю вам ваш автомобиль
— все в порядке? Автомобиль поставили на стоянку?
— да.
— спасибо, мы пришлем вам расчет по почте.
— до свидания
Все, никаких проверок автомобиля, судорожного лазанья по нему в поисках царапин и вмятин, менеджер просто взял у нас ключи, улыбнулся и продолжил заниматься своими делами. Ни одного лишнего вопроса. Счет они открыли с кредитной карточки, если машине был нанесен ущерб и мы его утаили, деньги будут сняты автоматически, если с чем-то не согласен, можешь обратиться в суд. Все штрафы тоже будут в счете. По прилету посмотрю добавили ли они мне мой проезд без оплаты на дороге или я проскочил. Ресторан в отеле с названием After Gate не поражает воображение ассортиментом блюд, но в целом еда вполне достойная. Завтраки с 5.00 до 9.30, очень удобно для дальних рейсов. Можно сказать, что отпуск в Норвегии закончен, завтра с утра полетим домой. Буду подводить итоги.
Эпилог.
10.01.2008.
Эту последнюю страницу своего дневника, посвященного отпуску в Норвегии, я пишу уже сидя в салоне бизнес-класса аэробуса Boeing 767 — 300 после ПЯТИЧАСОВОЙ задержки вылета. Браво, «Аэрофлот», вы как всегда поразили мое воображение, большего идиотизма я не встречал еще нигде. Борт ТУ — 154, который должен был нас забрать, местные воздушные власти не допустили к вылету по причине утечки в баке для мытья посуды (так нас сказали местные представители авиакомпании). Ждали подменный борт, который почему-то очень долго стоял на полосе и его не обслуживали, потом нам объявили, что нам не дают вылет, так как нам подогнали Boeing 767, а разрешение на вылет получено на Airbus A310. Вот почему, объясните мне? Или они не знали какой самолет они к нам отправляют? В целом как всегда, обычный русский дурдом к сожалению. Подведем итоги. За рулем автомобиля AUDI A6 2.0 TDI в. общей сложности было проведено 8 дней, за которые по дорогам Норвегии было пройдено порядка 1 700 километров со средним расходом топлива 6,7 л/100 км. по цене примерно 12 крон за литр (дизтопливо соответственно). Посещены города Гуль, Хемседал, Хёнефосс, Восс, Эйдфьорд и Берген. Кредитная карта VISA с валютным счетом во Внешторгбанке не подвела за поездку ни разу. По большому счету кроме сотни крон мелочью на платную дорогу наличные с этой картой не нужны вообще. Машина в целом понравилась, все-таки класс довольно высок, но больших эмоций не вызвала, да и мощности мне все-таки в некоторых местах не хватало и чистить ее от снега каждое утро устал. Норвегия — красивая страна с умеренным климатом, рекомендованная к посещению русскими туристами. В тот момент когда мы были там, в нашем родном Липецке было — 27, кошмар. Путешествие на автомобиле дает очень высокий уровень личной свободы, что для нашей семьи является приоритетным. К тому же маршрут Липецк — Осло я за рулем своего автомобиля уже преодолевал летом прошлого года. Планы на лето 2008 — Финляндия — Дания — Голландия — Германия — Франция — Великобритания за рулем домашней AUDI Q7 3.0 TDI quattro. Ждите продолжения!