Этот отзыв станет логичным завершением моей бесконечной саги о Республике Сербской, в нём того самого «этнографического шика, за которым едут туристы» (Alware ©) — хоть отбавляй. Не совру, если скажу, что такого количества этносел и стилизованных под старину туристических центров я не видела нигде на Балканах, и в этом смысле с Республикой Сербской сможет поспорить только Сербия.
За неделю в небольшой по площади РС нам удалось увидеть четыре подобных села, которые наверняка оценят туристы-любители этники и национальных культурных обычаев: Пискавица, Котроманичево, Любачке Долине и Станишичи.
Стинишичи
Станишичи — большой этнокомплекс в пригороде Биелины, в северо-восточной части Боснии и Герцеговины, неподалёку от границы с Сербией. На территории имеются отели, рестораны и кафе, пруды, мостики с лебедями, но главная ценность — настоящие сербские деревянные дома-брвнари, мельницы, кузни, мастерские, сыроварня и небольшой монастырь с храмом.
Комплекс принадлежит семье Станишичей, хозяйка — Саня — лично провела для нас экскурсию, рассказала, показала, угостила ракией и даже пригласила всех нас на семейный праздник — день рождения сестры.
Комплекс был основан в 2003 году Борисом Станишичем, который нескольких лет путешествовал по сербским селам в центральной Боснии в поиске старых домов. Теперь под Биелиной выросло этносело, в аутентичных деревянных домиках которого, свезённых сюда из различных уголков страны и обустроенных настоящими историческими предметами интерьера, может остановиться каждый желающий. Местные водяные мельницы — также исторические, они были построены в 1917 и в 1937 годах, до сих пор действующие, и многие изделия из теста, подаваемые в местном ресторане, приготовляются из муки, смолотой на них.
Вот этот фотогеничный каменный мост — копия моста (чуприи) из Сараево.
Пройдя по нему, туристы попадают в настоящий действующий храм, моделью которого стала небольшая православная церковь, как говорят, реально существующая на Аляске. В церкви служат монахи, живущие тут же, в расположенном на территории комплекса небольшом монастыре.
Имеется также каменный амфитеатр на 380 мест, собственная железная дорога, прокатившись по которой, можно осмотреть весь этот необычный комплекс целиком.
Все отели в «Станишичах» построены в различных архитектурных стилях, а по их названиям становится понятно, как боснийские сербы относятся к России. Кстати, Саня Станишич поведала нам, что один из её сыновей учится в России, и это является предметом особой гордости семьи.
Ресторанов на территории комплекса несколько, в них подают традиционную местную кухню, цены приемлемые. Стоит попробовать чорбу и телятину под сачем, форель, выращенную тут же, в Станищичах, десерты (особенно мороженое в горячих блинах с фруктами). Всё очень вкусно и сытно, как и всегда у сербов:) Все продукты — хлеб, сыры, молоко, колбасы и копчения — тоже местного производства.
Добраться до «Станишичей» можно за 5–10 минут от Биелины по шоссе, на котором комплекс и располагается, на авто, такси или рейсовом автобусе. Доехать в Биелину тоже не составит труда — на автобусе (сайт автобусов тут), город располагается на дороге, ведущей из Белграда в Баня Луку.
Адрес: Pavlovica put bb | Bijeljina 76300, Республика Сербская, Босния и Герцеговина
Сайт: http://www.etno-selo.com/
Пискавица
Пискавица — небольшой посёлок в 20 км от Баня Луки, знаменит он тем, что все его жители — члены фольклорного клуба с одноимённым названием Piskavica. В селе, помимо частных жилых домов, имеется этнокомплекс, состоящий из старинных сербских деревянных домиков, в которых устроены музеи. Фольклорный ансамбль Piskavica, выступающий с концертами и театральными постановками, достаточно известен не только в Европе, но и в мире.
В Пискавице ежегодно проходит фольклорный фестиваль Kozara Etno — в нынешнем году, летом он состоится уже в 13-й раз. Мероприятие знакомит гостей с древними традициями и обычаями сербов. В программе — демонстрация местных народных обрядов, этно-ярмарка, выступления музыкальных и танцевальных фольклорных коллективов из Боснии, Сербии, Словении, Болгарии, Польши и даже Колумбии.
Нас радушно пригласили на импровизированную Славу — религиозный праздник, который сохранился только у православных сербов, который отмечают всей семьёй, родом, деревней.
Сайт фольклорного ансамбля Piskavica: folklorepiskavica.com/
Сайт этнофестиваля Kozara Etno: http://kozaraethno.com/
Крестная Слава — именины рода
Поскольку в прошлый раз упоминание о Славе вызвало у читателей живой интерес, расскажу подробнее. Итак, Крестная Слава — праздник «малой церкви», имеющийся в каждой сербской семье, его история тесно связана с историей сербского народа. Эта традиция не прерывалась никогда — ни в эпоху османского ига, ни во времена войн, в том числе и двух мировых, ни в период господства коммунистической идеологии. В ноябре 2014 года сербская «Крестная Слава» была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Крестная Слава — именины рода. Изначально сербы принимали крещение целыми семьями, часто в большой церковный праздник, который и становился позже Славой семьи. Самыми распространёнными Славами являются дни святого Саввы Сербского, святого Иоанна Крестителя, Михайлов день, весенний праздник Святого Георгия (Джурджевдан), день апостолов Петра и Павла, дни памяти святителя Николая Чудотворца, Димитрия Солунского, святой Параскевы (Петки).
Вопрос «Какую Славу славишь?» для серба также естественен при знакомстве, как и «как тебя зовут?» или «где ты живешь?». Ведь люди, славящие одну Славу, вполне вероятно могут оказаться родственниками. В каждом доме имеется икона с изображением святого покровителя семьи. Начиная какое-либо дело, сербы просят перед ней благословения и помощи. Клятва Крестной Славой — нерушима, и преступить ее считается величайшим кощунством и позором.
Слава — праздник «малой церкви». «Малой церковью» называют православную семью, являющуюся частью Церкви «большой», выстроенной вокруг Чаши с Телом и Кровью Христовыми.
Канон Крестной Славы существует только в Сербской Православной Церкви, его установил в 13 веке святой равноапостольный Савва Сербский. Согласно ему, накануне Славы семья получает Божие благословение, приглашая священника, который освящает Славскую воду и благословляет дом. Освящая воду, священник молится о здравии всех членов семьи и об упокоении усопших, кропит дом пучком базилика. Славскую воду пьют, затем на ней замешивают тесто для ритуального Славского колача — пшеничного хлеба, символизирующего хлеб насущный.
По канону, в день Славы вся семья должна побывать в храме на литургии и причаститься. После литургии священник освящает колач, окропляет его вином и преломляет вместе с хозяином дома. Если праздник по каким-то причинам празднуется без священника, колач преломляют хозяин с кумом. Хлеб делится по числу присутствующих. В доме, украшенном венками, зажигают освященную в церкви большую восковую свечу, и она горит весь день, символизируя Свет истины Христовой, просвещающий всех. Затем вся семья собирается на обед.
В освященной воде варят и зерно для Славского жита — праздничной кутьи из пшеницы с сахаром или медом, орехами и изюмом. Обед начинается с жита, символизирующего плоды земные, которые человек получает от Бога и которые приносит в память святого покровителя и своих предков. На столе также имеется красное вино — кровь Христова. Праздничная трапеза обычно включает жаркое — целиком зажаренного ягненка или поросенка — и прочие блюда, которые приготовили домовитые сербские хозяйки. Если же Слава приходится на постные дни, на столе бывают блюда из рыбы и морепродуктов, овощей, выпечка — на Славу не принято скупиться.
На Крестную Славу приглашают родственников и друзей семьи, причем если вас однажды пригласили на Славу в сербскую семью, на каждую следующую вам не нужно будет ждать приглашения — вы будете желанным гостем в этом доме всегда. Мы, будучи приглашенными в Пискавице на Славу, теперь тоже считаем, что можем приехать туда всегда, как к родственникам.
Крестная Слава наследуется по мужской линии — девушка, выходя замуж, начинает славить Славу мужа. А сын, отделившись от родительской семьи, первую Славу встречает в доме отца, который передает ему четверть своего колача, и тот приносит ее в свой дом, давая начало Крестной Славе собственной семьи. Поэтому вполне логично, что у многих родственников этот праздник выпадает на один и тот же день — тогда Славу славят в своей семье, а на следующий день ходят друг к другу в гости. Так празднование Славы растягивается на несколько дней.
Интересно, что в день Славы работающие сербы получают по закону выходной от своей фирмы или компании.
Традиционные именины — Имендан — сербы отмечают тоже, но он есть не у всех — в Сербской Церкви крестят любыми именами, в том числе и народными, славянскими, появившимися ещё в языческой древности. Можно встретить и имена-обереги вроде Ненада или Страхини, и анималистичные вроде Вука (волка) и производных от него Вуканы или Вукашина. Сербы верят, что после всех несчастий, выпавших на их долю, 500-летнего турецкого ига и множества войн, все имена у них святые — на каждое найдется хотя бы по одному безвестному мученику или воину, отдавшему жизнь за веру Христову.
Интересный и трогательный факт: во времена турецкого ига, когда в Метохии рождалось дитя мужского пола, его брал на руки старик, «патриарх малой церкви», целовал в лоб и поворачивал к востоку, говоря: «Сыну, там солнце восходит, там — матушка Россия!».
Любачке долине
В это этносело мы приехали поздно вечером, когда уже стемнело, — никак не могли оторваться от фотографирования Бочаца на Врбасу. Поэтому своих фото нет, увы. Село располагается в 15 км к югу от Баня-Луки в селе Любачево. Любачке долине — комплекс деревянных и каменных построек в традиционном сербском стиле конца 19 — начала 20 веков с аутентичной мебелью и утварью. Здесь есть как обычные крестьянские дома, так и мастерские — кузнеца, ткача, плотника, кафе в этностиле, а также музей. В домах туристы могут остановиться на ночлег, а музей — центральное строение комплекса, он очень интересен.
фото с сайта этнокомплекса
Музей был основан в 2010 году Неделько Бранковичем, который на протяжении 20 лет собирал предметы старины в окрестностях Баня-Луки. Сейчас коллекция музея насчитывает около 5000 экспонатов, среди которых — предметы быта, орудия труда, мебель, музыкальные инструменты, посуда, монеты, коллекции минералов и окаменелостей, антиквариат. Вскоре рядом с музеем возникло этносело. Для его создания со всех окрестностей были свезены традиционные дома. Все местные здания, которых насчитывается 30 шт, — подлинные, бережно отреставрированы, и в настоящее время полностью функциональны.
фото с сайта этнокомплекса
В местной корчме можно отведать блюда традиционной кухни, такие как пита из гречневой муки, погачица, цицвыра, телятина под сачем, ягнёнок на вертеле, сарма, фасоль по-сербски с копчёной грудинкой и.д.
фото с сайта этнокомплекса
В Любачке долине проводятся культурные мероприятия, фольклорные фестивали и экскурсии.
Входной билет — 3 ВАМ, график работы: ежедневно 09:00 - 20:00 (1 апреля — 30 сентября),
09:00 - 17:00 (1 октября — 31 марта). Добраться можно из Баня Луки на автобусе 5А.
Etno Selo «Muzej Ljubačke Doline»
Адрес: Ljubacevo, Banja Luka, Republika Srpska, Bosna i Hercegovina
Сайт: etno-muzej.com
Кралевско село Котроманичево
В 20 километрах от Добоя в направлении Дервенты находится туристическое этносело «Кралевско село Котроманичево».
Здесь у нас был запланирован только обед, который ожидаемо оказался выше всех похвал. К сожалению, походить по территории не удалось — лил сильный дождь.
Но место очень красивое — тут тоже есть озеро с лебедями, мельница, каменные строения и деревянные домики, в которых туристы могут остановиться на ночлег, ресторан традиционной сербской кухни.