Моё путешествие в Сербию получилось несколько спонтанным. У меня намечался отпуск в конце декабря 2016 — начале января 2017 года. Размышляя, куда же поехать, я в первую очередь думал посетить какой-нибудь горнолыжный курорт за пределами России. Ранее я уже бывал на горнолыжных курортах России, таких как Шерегеш (Кемеровская область), Абзаково и Банное (оба рядом с Магнитогорском), а также на Красной поляне (г. Сочи). А т. к. хотелось изведать что-то новое, в смысле «горнолыжки», и при этом побывать за границей, мой выбор пал на Сербию с её безвизовым режимом (в моём случае было самым важным), относительно дешёвым перелётом (около 18 000 руб. туба-обратно) и, как потом оказалось, с вполне демократичными ценами на проживание, питание и посещение достопримечательностей. Здесь стоит отметить, что информации для самостоятельного путешествия по Сербии крайне мало, а которая есть и та в большинстве случаев устаревшая. Информацию приходилось собирать просто по крупицам. Конечно это не относится к достопримечательностям, бронированию жилья и мест, где можно поесть, т. к. здесь можно воспользоваться общеизвестными сайтами. Но такая информация, как общественный транспорт в том же Белграде, путешествие по Сербии автобусом, телефонная связь, явно в недостаточном количестве. Ну что же, обо всём по порядку.
Началось моё знакомство со столицей Сербии Белградом конечно же с аэропорта, который носит имя выдающегося сербско-американского изобретателя Николы Теслы.
Первоначально мне повезло увидеть Белград с борта самолёта, при этом район нового Белграда, который расположен ближе всего к аэропорту, с застройкой его кварталов однотипными домами, был виден особенно отчётливо.
Районы старого и нового Белграда условно разделены рекой Сава.
В самом аэропорту на выходе с телескопического трапа нас встречали полицейские, которые у всех проверяли паспорта. То ли они кого-то ждали именно с России, то ли это у них обычная процедура для всех рейсов, прилетающих из-за границы, но в других своих поездках такого я не встречал.
Очень интересна декорация места в стене, из которого на ленте выдачи багажа появляется сам багаж, в виде заднего кузова автомобиля, являющейся явной рекламой одного из автопроизводителй.
В зале выдачи багажа есть автомат по обмену валюты, а также туристический информационный центр, который был закрыт в связи с празднованием Православного Рождества. К слову сказать, Рождество здесь явно святой праздник, т. к. в Белграде практически ничего не работало в этот день: магазины, кафе и рестораны в большинстве своём были закрыты. Что же касается обмена валюты в автомате, то я не знаю насколько выгоден курс, 50 евро я обменял при выходе в зал прилётов, остальную валюту уже в городе.
Автомат по обмену валюты.
О разнице курса валют в аэропорту и городе судите сами по приведённым ниже фотографиям.
Чек обмена валюты в аэропорту
Квитанция обмена валюты в Белграде.
Один из многочисленных белградских обменников.
На официальном сайте аэропорта можно найти информацию по транспортному сообщению с Белградом: маршруты общественного транспорта (с указанием тарифа, времени и пути следования) и такси (с указанием тарифов поездок не только до Белграда, но и по всей Сербии). Также здесь имеются ссылки на официальные сайты железнодорожной компании (информация на сербском и английском) и двух автобусных компаний (информация только на сербском), осуществляющих междугородние, региональные и международные перевозки. Если не знаете сербского, рекомендую использовать браузеры, поддерживающие функцию перевода.
Из существующих вариантов я выбрал бюджетный вариант поездки до Белграда, при выходе из здания аэропорта сразу же увидел автобус A1, который мне и был нужен.
Водителю заплатил за билет 300 динар (здесь и далее подразумевается сербский динар) и получил билет.
Так я доехал до площади Славия (является конечным пунктом маршрута A1), попутно замечая вывески знакомых русскому человеку компаний Газпромнефти, Лукойла, Сбербанка и ВТБ.
Маршрут А1 проходит через находящиеся рядом друг с другом железнодорожный и автобусный вокзалы Белграда.
Здание железнодорожного вокзала
Первоначально в Белграде я остановился в отеле «Excelsior», находящемся недалеко от Народной скупщины Сербии и церкви Святого Марка. По возвращении же в Белград из Копаоника остановился в отеле «Slavija Garni», находящемся на площади Славия, который рекомендую за соотношение цена/качество/местоположение.
Отель "Excelsior"
Отель "Slavija Garni" на площади Славия.
Дома района старого Белграда своей архитектурой абсолютно такие же, как и здания времён царской постройки в России.
Здание правительства республики Сербия
Народная скупщина Сербии
При этом они соседствуют с постройками коммунистического периода Югославии, отличающиеся своей серой и унылой архитектурой, и современными зданиями.
Народный банк Сербии.
Для меня Белград показался очень похожим на российский город: здесь и вывески и таблички на кириллице с русскими названиями, троллейбусы и трамваи. При этом конечно есть и свои отличительные особенности.
Например, конструкции типа жалюзи, которые располагаются не внутри, как у нас, а снаружи.
Для знакомства с основными достопримечательностями Белграда мне хватило полутора дней. За это время я успел побывать на улице Скадарска, где располагаются дорогие рестораны, в которых при этом можно хорошо поужинать за рублей 800 (на одного человека), площади Республики, пешеходной улице Князя Михайлова, в белградской крепости, увидеть соборы святого Марка и святого Саввы, побывать в военном музее и музее Николы Теслы.
Церковь Святого Марка
Храм Святого Саввы
На мой взгляд 3 дней вполне достаточно, для знакомства с Белградом и посещения музеев, если вы конечно не увлекаетесь искусством, тогда, наверное, не хватит и недели. При этом, планируя своё посещение в Белград, учтите, что в большинстве, если не во всех, музеев нерабочим днём является понедельник, а также, конечно же, национальные праздники. Отдельно остановлюсь на музее Николы Теслы и военном музее, которые мне довелось посетить.
В музее Николы Теслы проводятся небольшие экскурсии на английском языке, время их проведения конечно нужно уточнять, мне довелось застать их где-то около полудня. Экскурсия начинается с просмотра фильма о Николе Тесле, затем в дело вступает экскурсовод, который рассказывает и показывает некоторые из изобретений Теслы. Гвоздём программы, как я полагаю, является свечение ламп, которые выдаются посетителями, под воздействием электрических полей и электрическая дуга между рукой добровольцев из числа посетителей и электродом, тем самым ощущающих на себе воздействие электричества. Ничего на первый взгляд выдающегося в представленных экспозициях для нашего времени, но, как справедливо отмечает экскурсовод, изобретения являлись прорывными и новаторскими для того времени. Также в музее представлены фотографии членов семьи Николы Теслы, его личные вещи и урна в виде шара с прахом знаменитого изобретателя.
Что касается военного музея, то его экспозиции свидетельствуют о многочисленных войнах, произошедших на многострадальной сербской земле, начиная с давних времён и заканчивая натовскими бомбёжками 1999 года. Меня наиболее заинтересовали периоды первой и второй мировых войн с фотографиями тех времён, а также войны 1998 и 1999 годов с экспозициями, на которых представлено оружие сербской армии и захваченное у боевиков. Кстати свидетельства натовских бомбёжек до сих пор сознательно сохранены сербскими властями, как память о произошедших событиях. Лично мне довелось увидеть разрушенное здание бывшего министерства обороны Югославии.
Здание бывшего министерства обороны Югославии.
Что касается местной телефонной связи, то здесь ничего сказать не могу, так как местную сим-карту не покупал, знаю только, что её можно купить в обычном газетном киоске, а также конечно в отделениях операторов сотовой связи.
Теперь немного о системе общественного транспорта Белграда. Транспорт представлен дневными и ночными автобусами, маршрутками, обозначенными буквой Е и номером маршрута, а также, как упоминалось ранее, троллейбусами и трамваями. Билеты на маршрутки покупаются только у водителя. Билеты на остальной транспорт можно купить в обычном газетном киоске.
Газетный киосок
Лично я купил «Бус Плус» на один день, заплатив 40 динар за саму карточку и 250 динар за тариф.
Билет на общественный транспорт Белграда.
При входе в транспорт полученную карточку нужно прислонять к специальному терминалу для считывания, к слову сказать, не с первого раза получается отметить карточку в терминале. В терминале также указывается информация о названии следующей остановки.
Терминал для считывания проездного билета.
При этом очень редко я наблюдал, что кто-то отмечает билет в терминале, не знаю, может у них месячные проездные которые не требуют этого. Контролёров я вообще ни разу не встретил, хотя в интернете пишут, что можно встретить часто, наверное это происходит в летнее время, а зимой в холода у них желания особого нет. Много остановочных пунктов снабжены информацией об останавливающемся здесь общественном транспорте, а также картой с маршрутами их движения. Кроме того указывается номер остановочного пункта и зона, в которой он располагается.
Карта с маршрутами движения общественного транспорта, проходящего через данный остановочный пункт.
Полезная информация
Если послать запрос *011*номер остановки#, в ответ получите информацию в скольких остановках от вас находится соответствующий общественный транспорт. Вот такая хитрая система. Правда здесь стоит отметить, что указанный сервис, по-видимому, работает только с местными SIM-картами, т. к. мне ничего не приходило. Что касается какого-нибудь приложения с GPS-навигацией, то такого я не нашёл. Единственно, что я нашёл в App Store это приложение EasyEway, в котором есть информация о маршрутах движения общественного транспорта некоторых городов нескольких стран, в том числе и сербского Белграда. Задав начальные и конечные точки, можно получить информацию о соответствующих маршрутах и остановочных пунктах. Плохо то, что для работы требуется интернет-соединение, несмотря на отсутствие GPS-координат нахождения общественного транспорта. Так что есть, что развивать и куда расти.
Такси в Белграде я не пользовался. В App Store смог найти только одно приложение такси, которое даже со второго раза удалось скачать, но так и ни разу не удалось запустить.
Для путешествующих на автомобиле полезно будет знать, что бензин в зависимости от марки стоит в районе 140–150 динар.
Автозаправка российской нефтяной компании.
Стоит также отметить. что в Белграде помимо обычной полиции, есть и коммунальная полиция, задачей которых, по информации взятой мной из интернета, является борьба с безбилетным проездом, с излишним шумом в домах, с контролем времени работы магазинов.
Участок коммунальной полиции.
Что касается междугороднего и международного наземного транспортного сообщения Сербии, то в интернете нашёл один полезный сайт BalkanAviator, на котором представлена информация об имеющихся рейсах, времени отправления и прибытия в пункт назначения. Информация конечно же требует уточнения на автовокзале. Как я упоминал ранее, белградский автовокзал находится рядом с железнодорожным вокзалом. При этом в непосредственной близости от белградского автовокзала находится автовокзал перезвозчика Ласта. Автобусы до Копаоника, в том числе перевозчика Ласта, отправляются с белградского автовокзала. Для примерной оценки стоимости автобусных билетов скажу, что билет до Копаоника на 10.01.2017 перевозчика Ласта мне обошёлся в 1720 динар, плюс к этому непосредственно водителю платится 40 динар при наличии багажа.
Автобусный билет Белград-Копаоник.
Билет за провоз багажа.
Жетон для прохода на территорию посадки в автобус
Теперь о Копаонике. Автобусы приезжают на стоянку, расположенную рядом с горнолыжным центром. Если ваше жильё находится на удалении от горнолыжного центра смело берите такси, т. к. даже расстояние в 2 км по горной дороге с багажом преодолеть будет трудно. Можете заранее не беспокоится о заказе такси, т. к. вас с нетерпнием уже будут ждать местные таксисты на автобусной стоянке. В сторону отеля Putnik, Sumska Kuca дорога преимущественно идёт на спуск. Такси от горнолыжного центра до Sumska Kuca мне обходилось в 300–450 динар, видимо у кого как позволяла совесть. Такси вполне спокойно можно поймать и по дороге. Для того чтобы купить SKI PASS идите в направлении подъёмников, мимо не пройдёте. Что касается пунктов проката, то их здесь много. Цена проката для обычных лыж или сноуборда составляет примерно 1000 динар в день. Подъёмники заканчиваю работу в 16 часов. Здесь дам небольшой совет: если у Вас нет своих лыж или сноуборда не торопитесь покупать SKI PASS на так называемое ночное катание с освещённой трассой. Подъёмник на освещённую трассу работает с 19 до 22 часов, при этом пункты проката обычно работают до 18 часов и я встретил лишь один, который работает до 21 часа.
1
Резюмируя свои впечатления от пребывания в Сербии, могу сказать, что чего-то выдающегося и впечатляющего я не увидел, но при этом я и не обманулся в своих ожиданиях, как ожидавшая увидеть балканский колорит ведущая одной из наших программ, один из выпусков которой был посвящён Сербии и её столице. Думаю, что для знакомства с балканским колоритом, необходимо погружаться сюда с головой, побывав на Балканах продолжительный период времени, путешествую по территории Сербии и других балканских стран, при этом активно общаясь с местными жителями.
Хочу отметить, что так я увидел Белград и частично Сербию, посещая его зимой во время аномальных для этих мест морозов.
Замёрзшие беженцы недалеко от белградского автовокзала.
Другой человек увидит Сербию с абсолютно другой стороны. Составлять своё впечатление только на основании данной статьи не следует, здесь как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.