Середина сентября 2012 года. На самолёте «Транасаэро» мы прилетаем в аэропорт Ларнаки. В отличие от Москвы, на острове стоит жаркая погода.
Середина сентября 2012 года. На самолёте «Транасаэро» мы прилетаем в аэропорт Ларнаки. В отличие от Москвы, на острове стоит жаркая погода.
По шоссе домчались до Айя Напы и почти сразу доехали до нашего отеля «Adam’s Beach».
Поселили нас в Queen suit, хотя оплачивали мы номер в отеле, но спорить мы не стали: suit лучше номера в общем корпусе. Этот отель один из немногих в Айя Напе, который имеет собственный пляж. От нас до пляжа отеля было совсем недалеко,
однако практически всё время мы ходили на муниципальный пляж Нисси Бич немного подальше, так как купаться на пляже отеля было неудобно: большая часть дна была в острых скалах, песчаные пятна были между этими скалами. А на пляже Нисси Бич удобный сход в море, вода удивительной чистоты и прозрачности, белый песок повсюду, правда мелкое дно простирается далеко. Рядом с нашим корпусом располагалась маленькая православная часовня
и большой павильон, в котором несколько раз за неделю праздновались английские свадьбы.
Повалявшись первый день на пляже и побродив по городку,
мы решили взять напрокат автомобиль и покататься по острову. Арендовать машину оказалось намного проще, чем представлялось нам перед поездкой. Правда, в первой прокатной конторе, где цены были в районе 100 евро за три дня, нам отказали по причине недостаточного водительского опыта Ирины (на тот момент 2 года), зато в других, хотя цены были несколько повыше (45 евро в день), стаж вождения был не интересен.
Взяли мы маленькую Suzuki Swift и на этой малютке катались неделю.
Первым пробным пунктом нашего путешествия была Ларнака. Ирина первый раз водила машину заграницей, да ещё и с правым рулём. Мне приходилось быть при ней живым навигатором (каждый раз напоминал ей, в какую сторону сворачивать), а также на мне были контакты с местной полицией и населением. Мы посмотрели какой-то храм и посетили городской рынок для шоппинга. Для нас почему-то Ларнака была заколдованным местом: каждый раз при проезде через неё в сторону Айя Напы мы не могли с первого раза найти правильный путь, один раз даже пришлось прибегнуть к помощи аборигена, который на своей машине вывел нас на нужную дорогу...
Нам очень хотелось побывать в турецкой Фамагусте, посмотреть замок Отелло и заброшенные кварталы Вароша. Поэтому, хотя сопровождающие от турфирмы отговаривали нас, в один из дней, сели в машину и поехали к демаркационной линии где-то между Айя Напой и Фамагустой. Всё на самом деле оказалось совсем не страшно. На турецком посту заплатили сбор и въехали на территорию непризнанной турецкой республики.
Статуя Камаля Ататюрка и Памятник мученикам Чанаккале
Вскоре доехали до Фамагусты и с интересом прогулялись по ней.
Увидели переделанный в мечеть собор святого Николая, который сейчас стал мечетью Лала-Мустафа-паша.
За время правления на Кипре османов, которые всячески пытались укрепить свое влияние на острове, множество христианских храмов и монастырей были превращены в мечети. Именно это произошло с прекрасным собором Святого Николая, который был возведен в Фамагусте в 1298–1312 годах, еще в эпоху Лузиньянов. Средства на строительство храма выделили епископ Гийом де Айбелине, однако ему так и не удалось увидеть этот собор своими глазами — он скончался за 4 года до окончания строительства. Этот храм знаменит тем, что там проходило венчание монархов на иерусалимский престол. Кроме того, именно оттуда начался крестный ход, который должен был остановить эпидемию чумы в Фамагусте. И, как утверждают историки, после этого эпидемия действительно чудесным образом прекратилась.
Прошлись по улочкам города, посидели в турецком кафе, нашли Бастион Порта-дель-Маре с его мраморным львом. Во времена венецианцев, которые построили этот бастион, его основные ворота были защищены железной подъемной решеткой, а над ними была вырезана фигура крылатого льва, являющегося символом евангелиста Марка — одного из покровителей Венеции. Чуть дальше от ворот расположился еще один мраморный лев — эмблема Венецианской Республики. На нем были выгравированы имя архитектора и год завершения строительства бастиона. Существует легенда, что однажды ночью этот лев откроет свою пасть, а тот, кто в этот момент положит в нее свою руку, станет обладателем несметных сокровищ. Позже, после того как османы захватили крепость и город, сооружение было слегка перестроено, решетка на воротах была заменена на облицованную железом деревянную дверь, однако львы остались не тронутыми. Здесь же находится «башня Отелло», известная по пьесе Шекспира.
Считается, что сюжет этого произведения был частично взят из жизни венецианского военачальника Христофора Моро — на итальянском слово «моро» означает «мавр». Он командовал кипрскими войсками с 1505 по 1508 год, тогда же была убита и его жена Дездемона. По легенде, в нее влюбился один лейтенант, но она не принимала его ухаживания. Тогда отвергнутый мужчина оклеветал Дездемону, из-за чего ревнивый супруг приказал убить ее. Хоть формально убийцей несчастной был не Моро, однако в этом преступлении обвинили именно его, после чего лишили всех званий. А коварный лейтенант получил его должность. С площадок «башни Отелло» открывается отличный вид на порт Фамагусты, всегда оживленный и наполненный судами. Видны «Морские ворота», которые вели некогда, а крепость из гавани и через которые совершал вылазки гарнизон, во время осады. Над воротами также установлен венецианский герб.
Наконец, после бастионов и крепостных стен, доехали до квартала Вароша. До турецкого вторжения он был популярным туристическим местом, а затем стал «городом-призраком».
В 1970-х годах Фамагуста была основным туристическом центром на Кипре. В связи с растущим числом туристов в городе было построено много новых гостиниц и туристических объектов, и особенно много их появилось в Вароше. В период с 1970 по 1974 год город был на пике своей популярности и пользовался признанием многих известных особ того времени. Среди звёзд, которые его посетили, были Элизабет Тейлор, Ричард Бартон, Ракель Уэлч и Брижит Бардо. В Вароше размещалось много современных отелей, а на его улицах располагалось большое количество развлекательных заведений, баров, ресторанов и ночных клубов.
20 июля 1974 году турецкая армия вторглась на Кипр в ответ на политический переворот в стране, а 15 августа того же года турки заняли Фамагусту. В результате этих действий страна оказалась расколота на две части: греческую и турецкую. Проживавшие в Вароше греки были эвакуированы и с тех пор возвращение им туда запрещено. До 1990-х годов вход в район был запрещён для журналистов.
Сейчас в квартал можно попасть только с экскурсией. Одиночные туристы могут увидеть его только издалека. По пляжу можно дойти до ограды из колючей проволоки и предостерегающих плакатов. Дома квартала представляют собой печальное зрелище. Полуразрушенные корпуса без окон и зловещая пустота квартала.
А море такое ласковое…
В один из последних дней на Кипре побывали в городе Пафосе на западном побережье Кипра.
Сначала посетили форт Пафоса. За вход в него берут 2,5 евро. Обзор с его смотровой площадки открывается, конечно, красивый, но внутри смотреть совершенно нечего, так что я бы эти деньги снова не тратил бы.
А немного в стороне от гавани находится интересный археологический объект. В 1961 в Пафосе, совсем недалеко от городской гавани, один из местных фермеров, вспахивая поле, обнаружил удивительную вещь — остатки уникальных сооружений времен Римской империи. Дома, которые принадлежали знатным римлянам, построенные примерно в III веке нашей эры. Они были условно названы виллами Диониса, Айона и Тесея. Свои названия эти руины получили благодаря чудом сохранившимся мозаикам, которыми украшены полы и практически полностью разрушенные стены этих зданий. Каждая из мозаик изображает сцены из жизни одного из богов или героев античных времен. Прекрасные узоры сложены из маленьких каменных, стеклянных и мраморных плиток разных цветов.
Самый большой интерес вызывает дом Диониса — это практически 556 квадратных метров замечательно сохранившихся мозаичных рисунков, на которых можно увидеть сцены из древних мифов о боге виноделия Дионисе, а также изображения опьяненных вином людей. На остальных виллах мозаики имеют не столь впечатляющие масштабы и сохранились не так хорошо, но тоже достаточно интересны. Например, стоит обратить особое внимание на сцену битвы Тесея с Минотавром в доме Тесея, а также изображение момента рождения Диониса на вилле Айона.
Очень понравился маяк Пафоса с домиком смотрителя.
Посмотрев мозаики и маяк, двинулись в обратный путь и по пути встретили указатель, направляющий в Camel Park. Решили посмотреть, что это такое: помните, раньше показывали грузинские короткометражки про дорожных рабочих. В одной серии у них был выходной, они съездили в город, развлеклись, на обратной дороге увидели пожарные машины, едущие на пожар и решили от нечего делать скатать посмотреть. По такому же типу и мы решили развлечься. По этим указателям ехали очень долго, временами их теряя и снова обнаруживая. В конце концов всё-таки нашли этот парк.
Конечно, посетить такой парк можно, даже положительные эмоции от него получили, но очень уж долго мы петляли по просёлкам, так что уже и желание почти пропало. И всё-таки, наверное, это развлечение больше подходит детям…