Давно в рационе медведей туристов не было… ладно, шучу… несмотря на название Аюсай — Медвежье ущелье, нет там никаких медведей. Впрочем, сборщики малины вполне их заменяют, особенно если заподозрят в вас конкурента. Это будет пострашнее низкорослого тянь-шаньского мишки)))).
Чтобы попасть в Аюсай, традиционно доезжаем на 28 автобусе до конечной остановки. Затем по ущелью Озерному, мимо оленя и родника идем примерно 3 километра до фигур медведицы и двух медвежат справа. Проскочить не получится, медведей видно издалека. А если не видно, значит, их облепили туристы, что заметно с еще большего расстояния. Напротив медведей организована большая парковка, а за ними простирается просторная и довольно загаженная поляна (я уже говорила, что нет грязнее животного, чем человек?).
Заходим за спину медведям и по поляне, которую огибает ручей, идем до речки и первого водопада. Как правило, здесь заканчивается туристический запал отдыхающих и экскурсантов и они с чувством глубокого удовлетворения возвращаются гадить на поляну (пардон, отвлеклась).
Ну, а нам нужен приметный, хоть и не слишком удобный подъем правее водопада, вон за теми поваленными стволами
Поднимаемся наверх, чтобы через несколько метров увидеть второй водопад. Вернее даже два маленьких водопадика, впадающих один в другой
Как только мы поднимаемся от первого водопада, и следующие ¾ ущелья пересекают очень удобные тропинки. Время от времени они разбегаются в стороны, выводя на полянки. Хотя самая первая поляна, сразу над вторым водопадом, довольно мрачная. на ней даже кто-то похоронен.
Мне больше нравится тропинка вдоль ручья, которая вскоре выведет на живописную открытую поляну с множеством следов стоянок и обширными малинниками (осторожно, помним о сборщиках).
Большая поляна
Ну, а дальше начинается экстрим с элементами акробатики — прохождение по руслу реки до третьего, самого большого водопада. Для этого нам опять придется выполнять упражнения на бревне, перепрыгивать по островкам и лезть по каменным насыпям. За последней насыпью, в узком каньоне и скрывается самый большой из водопадов Медвежьего ущелья, хотя его высота на глаз вряд ли превышает 3 метра.
Собственно на этом все, тупик. Я знаю ребят, поднимавшихся по скале. По их словам, выше есть еще 2 водопада, ельники и за ними альпийские луга. Еще они рассказывали об обходном пути, по гребню. Летом, пожалуй, разведаю. Ну, а пока этот весь маршрут.
Ах да, этой зимой на поляне за медведями устроили горки, с прокатом ватрушек и подъемником.
Наш следующий маршрут видно прямо из Медвежьего ущелья. Вооон та белая полоса на склоне горы.
А самая верхняя его точка прямо над ГЭС-2, на ее трубе, на фото ее хорошо видно.
Это Японская дорога, по которой лучше гулять поздней осенью или зимой, в силу ее расположения на солнечном склоне. Как видите, деревьев там практически нет, воды тоже. Зато морозным солнечным или теплым осенним деньком прогулка по ней сплошное удовольствие.
Начинается Японская дорога всего на километр выше Медвежьего ущелья, у отметки 19. Достаточно перейти реку и мы на маршруте.
Казалось бы, откуда в Тянь-Шане взяться японской дороге. Все просто. Каскад гидроэлектростанций в Большом Алматинском ущелье начали строить еще в Великую Отечественную, когда в Алма-Ату было эвакуировано множество производств, в первую очередь оборонных. Потребность города в электроэнергии возросла многократно, а самый простой и дешевый способ ее получения, конечно же, вода. ГЭС-1 была построена полностью силами японских военнопленных, также массово отправляемых в Алма-Ату. В Ущелье даже сохранились следы лагеря, в котором их содержали. Вообще в городе есть целые районы, построенные японцами. Постепенно они ветшают и уходят под снос.
Однако, к Японской дороге те японцы, скорее всего, не имеют никакого отношения. Потому как ведет она к трубе ГЭС-2, которая была введена в эксплуатацию в 1959 году, через 10 лет после того, как последний японский военнопленный покинул территорию Казахстана. И все же название укоренилось. Это техническая дорога, использовавшаяся при пробивке туннелей в гребне горы и прокладке трубы ГЭС-2 от Большого Алматинского озера. Сейчас ее продолжают использовать для обслуживания трубы и тоннелей. Однако необходимости в асфальте и укреплении гребня горы не видят. Поэтому иногда здесь случаются небольшие камнепады, без жертв и последствий (ттт). С заснеженных склонов скатываются такие рулеты.
Последнее время на Японской дороге часто можно встретить велосипедистов. Я прочитала, что это оказывается какой-то особый уровень сложности. С дороги открывается великолепная панорама Большого Алматинского Ущелья.
В том числе Аюсай. Вон он.
А это уже соседнее Казачье ущелье, которое находится на то стороне хребта, по которому мы идем
Зимой, в пасмурный день горы ущелья выглядят так, будто их нарисовали черным карандашом на мелованной бумаге.
После не слишком крутого серпантина дорога идет практически прямо вдоль хребта. Уклон настолько незаметен, что когда оказываешься на вершине, возле трубы ГЭС-2, это в какой-то момент вызывает удивление. Слышно как внутри трубы с шумом на турбины падает вода. Да-да, ГЭС до сих пор снабжают часть города электроэнергией.
Если повезет, то отсюда увидишь город. Везет, надо сказать, через раз. Та плотная, серая пелена, это то, чем мы дышим.
За трубой дорога спускается серпантином через красивый ельник. А за ельником начинается яблоневый сад, по которому мы спускаемся в Казачье ущелье. Ну, а от Казачки уже рукой подать до экопоста и остановки автобуса.
Единственная серьезная опасность — сторожевые собаки в нижней части сада. Их даже сэкономленные сосиски не подкупают. Как-то мы с подругой припозднились, и полчаса стояли в кромешной тьме, подвывая от страха и жалобно выкрикивая хозяина собачек. Хорошо тогда у меня еще не было Федора, а то он не удержался бы от драки, что при его, более чем скромных, размерах и возможностях чревато))