Музей под открытым небом Кижи находится на острове в Онежском озере. Возят туда туристов из Петрозаводска скоростные теплоходы на подводных крыльях. Дорога занимает 1 час и 15 минут. В 2009 году билет стоил 1950 рублей. Больше 40 евро!
Музей под открытым небом Кижи находится на острове в Онежском озере. Возят туда туристов из Петрозаводска скоростные теплоходы на подводных крыльях. Дорога занимает 1 час и 15 минут. В 2009 году билет стоил 1950 рублей. Больше 40 евро!
Народ в интернетах писал, что по выходным на эти теплоходы вечно нет билетов, а потому я решил подгадать дату поездки так, чтобы оказаться в Петрозаводске в пятницу. Прямо с поезда пошел покупать билеты. Огромный советский речной вокзал на берегу Онежского озера не работал, билеты на теплоходы продавались в маленькой будке у причала. Я подошел почти к самому открытию, часам к 8 утра, но ближайшее время, на которое мне предложили билеты, было только в 14:15. Что характерно, в расписании «Метеоров» такого времени не было.
Погуляв по Петрозаводску, в означенное время я был на причале. Народу при этом собралось не очень много, много кресел в «Метеоре» осталось свободными, и это несмотря на то, что весь день в будке предлагали билеты именно на это время. Интересно, а куда ушли все билеты на 11:30 и 12:15, что были в расписании?
Несколько слов о самом «Метеоре». Интерьер его, судя по всему, так и не менялся с советских времен. Поролоновые кресла оказались настолько продавлены, что сидеть пришлось практически на голых металлических трубках. Однако туалет при этом был вполне приличный.
Открытых палуб на «Метеорах» не предусмотрено, но зато в середине салона есть площадка для курения, с которой можно было высунуться с фотоаппаратом и заснять что-нибудь из проплывавших мимо пейзажей. Именно отсюда я успел заснять Кижский погост, прежде чем мы причалили к острову. Да, а еще мне с помощью iGo на смартфоне удалось замерить среднюю скорость «Метеора» — где-то 57 км/ч.
Остров Кижи небольшой, 7 км в длину, в ширину от 1.5 км до 500 м. Большинство деревянных построек сосредоточено на южной оконечности острова, где и организован музей под открытым небом. Да, это именно музей, и большую часть экспонатов сюда, как и в другие подобные музеи, перенесли из других мест. А иначе как посетителям все это осматривать? Начали это делать вскоре после войны, в 1951 году.
Специалисты указывают, что правильное произношение названия — Ки́жи, с ударением на первый слог. Типа так исторически говорили в этих карело-финских краях. Хотя в Википедии сказано, что вариант с ударением на последний слог — Кижи́ — тоже используется и, мало того, даже называется некоторыми филологами «общепринятым». Кстати, обратите внимание, как забавно перекосило шрифты в заголовке рассказа, это все из-за того, что я вставил символы со знаками ударения:)
У входа в музей нельзя показывать, что ты не россиянин. Узнают, что из Эстонии, заставят платить втридорога. Или еще больше, к примеру, на момент моего посещения разница составляла 4.8 раза. Передо мной как раз покупали билет за полную стоимость японские парень с девушкой. Вот же героические люди — не побоялись заехать так далеко, несмотря на незнание языка.
Основу коллекции архитектурных памятников музея-заповедника составляет храмовый ансамбль Кижского погоста ХVIII-ХIХ веков, состоящий из 22-главой Преображенской церкви, девятиглавой Покровской, шатровой колокольни и рубленой бревенчатой ограды.
Церковь Преображения Господня. Была построена в 1714 году. Имена строителей не сохранились. Лишь ходит легенда про мастера, выбросившего по окончании строительства топор в озеро со словами — «не было такой церкви и больше не будет». Явно легенда — неужели топор был такой волшебный, что нельзя было взять другой? Уже если на то пошло, то выбрасывать надо было сразу мастера:)
Однако зимой отапливать такую большую церковь было слишком сложно. Поэтому, как и в Суздале, здешние церкви стоят в паре — рядом с большой, 22-главой, в 1764 году здесь построили 9-главую зимнюю Покровскую церковь. Открытка.
А колокольня была воздвигнута уже относительно недавно — в 1862 году. Открытка.
Зимняя церковь была на реставрации - в лесах.
Комплекс окружен вот такой оградой
Церковь Преображения Господня, колокольня и церковь Покрова Богородицы. Вид с теплохода
Существует легенда, что все церкви в Кижах построены «без единого гвоздя». Но это не так. Чешйки, которыми покрыты купола — «осиновый лемех» — все же крепятся друг к другу именно гвоздями.
Пожарная система вокруг главных церквей организованна вполне достойно. Вдоль всей ограды идет водопроводная труба и с нее на церковь смотрят несколько впечатляющий брандспойтов.
Также у причала с другой стороны острова дежурит пожарный катер, готовый в любой момент выехать на тушение загоревшихся экспонатов. Да, были случаи, когда уникальные памятники деревянного зодчества горели, но вроде не в Кижах, а где-то в другом месте.
А теперь пройдем дальше. Это церковь Воскрешения Лазаря. Привезена из Муромского монастыря, с восточного берега Онежского озера. В церкви сохранился иконостас, состоящий из 17 икон ХVI-ХVIII веков.
Дом крестьянина Ошевнева (1876). Привезен с Большого Клименецкого острова.
Здание выстроено в виде «кошеля» — двор-сарай примыкает к боковой стене жилья и перекрывается двускатной несимметричной крышей. Хозяйственная пристройка включала в себя скотный двор, сеновал и две кладовые. Жилая часть обращена к озеру и богато украшена, в нее входят 2 избы, зала, горница, светелка на чердаке, кладовая и сени. Избой называлось помещение с печью, считается, что в избе первого этажа хозяева проводили зиму, а летом расселялись по всему дому. Сейчас в доме восстановлены интерьеры изб, горницы, сарая, хлевов, в зале проводятся этнографические выставки. Вдоль второго этажа идет гульбище — открытая галерея. Так вот откуда произошло это слово!
Дом крестьянина Елизарова (конец XIX века) из деревни Потаневщина.
В отличие от дома Ошевнева отапливался по-черному. Такой способ обогрева помещения был во многом более удобен для крестьянских семей — расходовалось меньше дров, не заводился жук-древоточец, в избе было теплее. Дым собирался выше полок-«воронцов», а стены ниже этого уровня и потолки тщательно мылись и скоблились каждую неделю. Дом Елизарова одноэтажный, он сложен из мощных бревен и скромно украшен, хотя боковые балкончики и «гульбище» присутствуют и здесь.
Ветряная мельница (1928–1929) из Насоновщины
Табличка на мельнице
Ветряная мельница
Часовня Архангела Михаила — принадлежит к распространенному типу северных часовен
Она же крупным планом. Вот интересно, перед этим было фото церкви, совсем маленькой, а тут такая большая, а всего лишь часовня.
Панорама
Народ гуляет от одной группы экспонатов к другой
Дом крестьянина Сергеева с западного берега Онежского озера (1908–1910)
Табличка на доме Сергеева
Дом крестьянина Яковлева из карельской деревни Клещейла
Табличка на доме Яковлева
Дом крестьянина Яковлева — с другой стороны. Явный кулачок был этот Яковлев:)
Несколько слов о том, как расположены экспонаты музея. Большая их часть находится на небольшой площади, в той части острова, что к югу от пристани. Тех трех часов, которые отводятся на экскурсию, вполне хватает на неспешный осмотр. Но вот деревни Ямка, Васильево и все прочие строения, что от пристани к северу, в обычную экскурсию не входят. Как до них добираться — не совсем понятно. На дороге мной был замечен какой-то автобус, но пока я раздумывал, он уехал. Возможно, он как раз и был предназначен для передвижения по острову. Пешком же здесь ходить довольно утомительно. Но у меня до отправления теплохода еще оставался почти час, и я все же сходил на ту часть острова, которая в официальный маршрут не входит. Дошел до ветряной мельницы, что стоит там на пригорке, заодно посмотрел на деревню Ямка и на часовню Спаса Нерукотворного, что возвышалась вдалеке.
Табличка на мельнице
Деревня Ямка
А вот до деревни Васильево уже не пошел, боялся опоздать. Вот интересно, а проката велосипедов здесь нет?
Также остался невыясненным вопрос, есть ли возможность приехать сюда на одном теплоходе, а уехать на следующем. Дело в том, что при посадке всем выдают бейджики на шею, а при продаже билета спрашивают еще и номер телефона. Все это делается, судя по всему, для того, чтобы люди не потерялись на острове, не отстали от своего теплохода и не нарушили отлаженный конвейер по обслуживанию туристов.
Теперь подведем итоги. Ну, что сказать о Кижах. Музей мне в целом понравился, хотя ожидания были конечно больше. Стоимость входного билета в 130 рублей для граждан РФ (и приравненных к ним:)) вполне вменяемая. А вот 625 рублей для иностранцев, или почти 15 евро по тем временам, это уже многовато. И это без учета билета на «Метеор»! Да за такие деньги даже западноевропейским музеям уже надо крутиться перед клиентами. А тут все держится, можно сказать, на одном экспонате — 22-главой церкви Преображения Господня. А между тем, она явно не вечна, и металлические пластины на ее покосившихся стенах об этом говорят. Ну сложно в нашем климате деревянным строениям стоять по 300 лет! Вот рухнет она, что тогда?
Вот интересно, а сейчас есть умельцы, которые могли бы построить что-то подобное? Неужели это так сложно с современными технологиями? Взять за основу что-нибудь старинное, сделать на компьютере проект, выточить бревна по размеру и собрать. Конечно, поначалу это будет «новодел», но вся старина когда-то была новоделом! Да и большинство здешних экспонатов было собрано на нынешнем месте фактически заново. Я думаю, в таком месте новые постройки могли бы вписаться в общий ансамбль. Одним словом, надо же как-то развивать музей дальше, мир не стоит на месте!
Кстати, в интернете нашел интересный факт из истории знаменитой колокольни Кижского погоста, подтверждающий мои мысли —
«Она срублена в 1862 году на месте своей предшественницы, разобранной из-за ветхости. Нынешний облик колокольня обрела в 1874 году.»
То есть получается, колокольня тоже в какой-то мере новодел! Так что возможно и нынешнюю церковь придется в будущем из-за ветхости перестраивать заново.
Добавлю — в комментариях к моему старому посту в ЖЖ мне в свое время подсказали, что на самом деле такие церкви сейчас строить вполне себе умеют. И сгоревшую в 1963 году 22-главую церковь из Вытегры недавно восстановили в окрестностях Питера, место называется — усадьба Богословка. Вот она на Google Street View. А ведь и правда — похоже на Кижи!
А теперь про обратную дорогу. Из Петрозаводска я уехал на ночном поезде в 23 часа, уже в 7 утра был в Питере. Ну, думал я, сейчас быстренько на автовокзал, куплю билет на ближайший автобус до Ивангорода и скоро буду дома… Ага! Ближайшим автобусом оказался «Евролайнс» в 8:30. Обычные кассы на международные автобусы билеты не продавали, а продавала их международная касса. Которая работала знаете со скольки? Угадали, как раз с 8:30. А водитель пришедшего автобуса не мог дать гарантии, что будут места, так как основная масса народа садится на «Евролайнс» на Балтийском вокзале, а сколько продано билетов, он не знал. Ну я и не поехал.
Попробовал купить билеты на обычный автобус до Ивангорода на 10:10. Спросил в кассе, есть ли места.
-Не знаю, -ответила кассирша, -ожидаем прибытия!
Какого еще прибытия? Ага, наверно не знает, прибудет он вообще или нет. Я эти фокусы уже знаю, в январе так же уезжал. Вобщем, купил в международной кассе билет на следующий эстонский автобус, Санкт-Петербург — Пярну. А оставшееся до автобуса время потратил на поход к Волкову кладбищу. Правда там я почему-то ничего не снимал. Ну вот кроме этого объявления по дороге:)
А границу в Ивангороде я на этот раз проходил вместе с автобусом Eurolines, заняло это часа полтора. Из них 20 минут проверяла паспорта российская сторона, еще минут 40 тянула время эстонская, плюс полчаса между ними ушло на посещение дьюти-фри. Вот ведь гады эти водители, а говорили — «у вааасс тееессятть минуутт на макасииин» :)
Вобщем, вот так я съездил в Кижи и побывал в Карелии.
Предыдущая часть — Петрозаводск — тайна третьей колонны