На поездку в Кострому в первую очередь меня сподвиг эмоциональный рассказ подруги о посещении этого города. И самые яркие ее впечатления были от посещения Ипатьевского монастыря. Она так описывала икону Страшный Суд, что у меня по коже бежали мурашки. С тех пор Кострома зажглась ярким маячком в wish листе моих путешествий. Поездку в Кострому решили совместить с посещением Ярославля. Ночевать было решено в Ярославле, посвятив Костроме один день. Начали знакомство с городом с центральной площади, носящий имя Ивана Сусанина, в быту называемой «сковородкой».
Очень красивая и зеленая площадь. И, конечно, первой здесь бросается в глаза пожарная каланча, сохранившаяся с 19 века. И большое количество голубей на асфальте перед ней. Прямо Венеция.
Рядом с площадью находятся Костромские торговые ряды. Здесь расположен городской рынок и небольшие магазинчики, а еще — лоточки с костромскими сувенирами, в основном — льняной продукцией местного производства — полотенчиками, скатертями, расшитыми рубахами. Очень понравилось, что повсюду здесь продают местное мороженое «Караваево». Причем несколько лотков практически бок о бок торгуют только им, никаких других производителей. Мы съели по обычному пломбиру в вафельном стаканчике с изюмом — очень вкусно!
Потом прогулялись до церкви Воскресения на Дебре.
А главной точкой нашего маршрута был Ипатьевский монастырь.
Очень красивый вид на него открывается с противоположного берега реки Кострома. При входе в монастырь на берегу реки расположились ряды с сувенирами, в основном — все тот же костромской лен.
На входе получаю юбку от сурового вида охранника, и вот мы уже в сердце Костромы, белокаменной обители с богатейшей историей.
Монастырь находится в месте, где река Кострома впадает в Волгу. Издревле костромичи называли это место "Стрелкой", а с появлением монастыря оно получило название Ипацкий мыс.
Главный храм монастыря — Троицкий собор со звонницей.
В создании фресок собора принимал участие, пожалуй, самый знаменитый поволжский иконописец — Гурий Никитин. О нем, следует сказать особо. В своих путешествиях по Золотому кольцу, я, как драгоценные бусинки на ниточку, нанизывала его работы — стенопись Успенского монастыря и Воскресенской церкви на митрополитничьем дворе в Ростове Великом,
фрески в церкви Ильи Пророка в Ярославле (1681),роспись Успенского собора Спасо-Ефимьевского монастыря в Суздале.
.
Костромичи очень гордятся своим знаменитым земляком. Гурий Никитин писал иконы для домашних молелен царя Алексея Михайловича и царицы, его работы посылались царем в качестве подарков за границу. В царских ведомостях Никитин был в числе «кормовых царских иконописцев», что было по тем временам высоким званием. Роспись стен Троицкого собора — одна из последних работ мастера.
В палатах бояр Романовых, или Царских чертогах, расположен музей династии Романовых.
В музее находятся предметы, подаренные монастырю представителей этого царского рода и рода Годуновых.
Кроме того, представлено множество уникальных предметов старины.
А в свечном корпусе монастыря расположены самые интересные для меня экспозиции — «Церковные древности Костромской земли» и «Сокровища русского прикладного искусства 16-19 в.в.». Здесь же находится та самая резная икона «Страшный суд».
Завораживают мастерски вырезанные подробные сцены. Рассматривать икону можно очень долго.
В другом крыле корпуса выставлены иконы костромских мастеров, в том числе гордости костромичей — Гурия Никитина.
Мы осматривали экспозицию самостоятельно, но в этом зале нам попалась замечательная служительница, которая тайком от начальницы (видимо, бесплатный ликбез любознательных посетителей здесь не поощряется), обратила наше внимание на ключевые моменты икон, с гордостью показала работы своего знаменитого земляка.
Вот некоторые из его работ:
Богоматерь Феодоровская, Гурий Никитин Кинешемцев, 1680-е годы
Воскрешение Христово. Сошествие во ад. Гурий Никитин Кинешемцев, 1682 г.
Успение Пресвятой Богородицы. Гурий Никитин Кинешемцев, 1680-е годы.
А вот икон, подобных иконе «Единородный сыне» работы неизвестного мастера, я еще не встречала. Никогда раньше не видела изображения взрослого Христа с Богородицей.
"Единородный сыне", XVII век.
Щемит сердце при виде матери, с любовью прильнувшей к сыну.
На этом наше путешествие в Кострому закончилось, впереди еще были Углич и Калязин.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм