Первый день, мог бы быть и получше))
На территории Кавказа первые люди появились 30 тысяч лет до н. э. Это были потомки древних асуров, племена с первобытно-общинным строем и пришли они с территории Месопотамии. В последующие тысячелетия на Кавказе поселялись самые разнообразные народности и племена, названия которых я даже не слышала.
В 450 году уже нашей эры на Северный Кавказ начали проникать тюркские племена хазар. В 9-м веке — было создано Аланское государство союзниками которого были вайнахские племена, совместно боровшиеся с хазарами, а позднее с другими тюркоязычными кочевниками В 1239 году в результате нашествия войск хана Батыя Аланское государство было уничтожено, а в степях Северного Кавказа от Каспия до Черного моря стали господствовать кочевые тюркоязычные племена Золотой Орды.
Издревле ингушские поселения располагались в горах, где ингуши жили отдельными родоплеменными обществами. Их переселение с гор на равнину началось в 16–17 веках и особенно интенсивным было в1830-60-х годах. Одним из первых поселений ингушей на равнине было селение Ангуш, или Ингуш, от названия селения и произошло название целого народа.
В XVIII веке к Северному Кавказу приблизились границы Российской империи, в степях стали появляться русские казацкие поселения.
Очень интересно о религии: ингуши исповедовали христианство с элементами язычества почти тысячу лет. Они трижды разбили имама Шамиля на пике могущества его государства Имамат, а все из-за того, что Шамиль пытался силой навязать ингушам мусульманскую религию. Задолго до этого были разбиты арабы, которые пошли на Ингушетию войной, в том числе и с миссионерскими целями. В попытках заставить ингушей принять ислам сокрушительное поражение потерпели уже монголы — ингуши стояли насмерть. Города были разрушены, а остатки народа укрылись в горах. Предки ингушей долго и упорно сопротивлялись и наиболее сильным и продолжительным было сопротивление жителей горной части: язычество упорно отстаивало здесь свои позиции. Массовое обращение последней нации -ингушей в ислам началось во второй половине XlX века.
Последними приняли ислам жители ингушского села Гвилети расположенного на Военно-Грузинской дороге в 1861 году. Но некоторые ингуши, особенно жившие в горах, еще долгое время продолжали поклоняться своим языческим богам. На сегодняшний день ингуши в массе своей очень религиозны, 98,5% из них мусульмане.
Традиционные занятия ингушей на равнине — это земледелие, в горах же- скотоводство. В хозяйстве населения горной Ингушетии ведущее место занимало альпийское скотоводство, сочетавшееся с земледелием.
Ингушский народ испокон веков был свободным, свободолюбивым народом, единственный народ на Кавказе, у которого не было князей и не было рабов. Были известные, почитаемые семьи, но они выделились из всего народа гражданскими заслугами или военной доблестью. Не пользовались никакими иными правами, кроме уважения, приобретенного исключительно умом и личными достоинствами каждого.
Для ингуша традиции и обычаи, составляющие главное наследие предков, — непререкаемый повод для гордости. Ингуши уважают старших, искренне заботятся о младших, с почтением относятся к женщинам, мудрым хранительницам очага, и неизменно сохраняют дух добрососедства, передаваемый из поколения в поколение. Неписаный свод законов, называемый адатами (обычаи, традиции), соблюдается в каждой семье. Один из главных ингушских адатов- гостеприимство.
И вот мы, понаехавшие, любознательные туристы, позавтракав в кафе отеля по системе «шведский стол», на мой взгляд поздним утром- в 10 часов, расселись по двум небольшим микроавтобусам, затихли в предвкушении экскурсии и в ожидании местных гидов.
Предупрежденные сопровождающим нас гидом еще накануне о неторопливости местного населения, мы уже нервничали: чудесный день, яркое голубое небо, теплое солнышко, а мы слишком долго сидим и ждем не пунктуальных гидов. Но когда появилась молоденькая улыбчивая девушка с крошечным комочком в руках-трехмесячным ребенком и села в наш автобус, мы потеряли дар речи! Как с таким малышом можно ехать на целый день в горы? Девушка, улыбаясь, успокоила: «Это не в первый раз, он уже привык!» Вот так вот, друзья, туристами рождаются!
Автобус спустился вниз к реке Армхи, а затем по дороге, плавно поднимающейся все выше и выше, мимо шикарных панорам по долине Армхи ехал через небольшие деревушки Ляжги и Ольгети, мимо аккуратных симпатичных домиков по улице Путина. Совсем недавно горная и своенравная Армхи вышла из берегов и затопила эти деревушки, разрушив домики и нанеся непоправимый урон хозяйствам. Но населению были даны средства на восстановление и постройку новых жилищ, поэтому сейчас все дома, расположенные повыше реки на склонах холмов новенькие, аккуратненькие и красивенькие. А вот районная больница, здание также построили чуть выше русла реки.
В Джейрахе мы видели красивое и большое здание школы, куда со всего района и со всех даже крошечных хозяйств на желтых микроавтобусах собирают и привозят ребятишек. Почти все ингуши двуязычны, говорят на смеси ингушского и русского языков, а все школы в Ингушетии — русские и проблем в общении на русском у нас не было.
Пока дорога асфальтированная и наша гид рассказывает о своем народе, отвечает на наши многочисленные вопросы.
На улицах ингушских городов нельзя встретить бомжа или пьяного в хлам человека, и в магазинах Ингушетии не продают спиртное, так же ингуши не курят. В Ингушетии до сих пор похищают невест, хотя большинством старейшин это осуждается. Свадьбы в здесь играют в воскресенье и это единственный официальный выходной в неделю. На ингушской свадьбе в основных торжествах жених участия не принимает, и он так же не видится с тещей, но это не значит, что он не участвует в ее жизни и по необходимости не помогает материально. Самоназвание ингушей «гIалгIай» (халхай) имеет несколько вариантов перевода, среди которых «жители башен» и «люди бога». В Ингушетии есть свой «мужской» день-1 марта, это официальный праздник День Джигита.
23 февраля -это не праздник, это день памяти и скорби, я еще коснусь этой темы…
И вот автобус сворачивает с основной трассы налево и первая остановка — деревня Тярш. А где же деревня-то? Всего одна усадьба с домиком, хозяйством, в котором за оградой видны овцы, стога сена,
Вот так вот, на перекрестке дорог, на склоне горы, на крошечном участке земли живем семья. Новый дом построен рядом со старым, так в основном и происходит у ингушей.
а через дорогу на другой стороне на склоне горы хорошо сохранился полуразрушенный родовой башенный комплекс.
Когда-то здесь жила семья…а сейчас только стаи ворон кружат над жилыми постройками
и коровы бродят рядом с склепом.
Далее автобус едет еще выше и мы проезжаем самое высокогорное село Ингушетии- Гули, где живет Аппаз Илиев, родившийся в 1897 году, внесенный в Книгу рекордов Гиннеса России как старейший житель страны. 120-летний старейшина воспитал 8 детей, 17 внуков, есть правнуки и даже праправнуки. Гули по ингушским меркам совсем не маленькое село, находится в долине, со всех сторон окружено горами. Здесь тоже аккуратные небольшие кирпичные домики с яркими крышами.
Мне удалось снять только один домик, стоящий в стороне.
Мы проезжаем село и едем еще выше по серпантину горной дороги, автобус натужно ревет, нелегко ему тащить такую поклажу. А за окном уже мелькают совершенно потрясающие пейзажи
и хочется выйти и следующая предусмотренная остановка на Цей-Лоамском перевале, высота которого 2100 над уровнем моря. Не так уж и высоко, но это отличная смотровая площадка с которой на все 360 градусов открывается грандиозная панорама гор, от открывшихся видов просто захватило дух!
Горные пики, припорошенные снегом, стройными рядами проплывают перед взором,
Ингушетия, Цей-Лоамский перевал, высота 2100 над уровнем моря.
ниже бархатные склоны холмов с серпантинной змейкой дороги.
Вон там в восточной части хребта отлично виден купол-шапка вершины Казбека, высотой 5033 метра и находящейся на границе с Грузией.
По центру фото крошеная шапочка-это Казбек
Казбек в переводе с ингушского -Баш-лоам «тающая гора», является у ингушев священной горой.
Погода отличная, находясь высоко в горах о такой можно только мечтать и нам безумно повезло, о чем наш краснодарский гид не раз повторил.
С вершины что с права прыгают джамперы. Мне даже страшно это представить!!
А вот прямо перед нами (за мной) высшая точка Ингушетия гора Шан, высотой 4451 метра.
А левее горы становятся чуть положе и поменьше-это уже Чечня.
Налюбовавшись и набегавшись по камням, с большой неохотой рассаживаемся по автобусам и неспешно по грунтовке опускаемся в Таргимскую долину. На склонах гор стали чаще встречаться остатки каменных строений и башен, ведь горную Ингушетию так и называют — страной башен.
Башенный комплекс Таргим увидели только издали.
Зачастую знаменитые ингушские башни строились для защиты не от внешних врагов, а друг от друга. Самая высокая ингушская башня достигает в высоту 31 метра, это высота 12-этажного жилого дома.
Дорога очень интересная, хотелось большую ее часть пройти пешком, но остается довольствоваться видами из окна и еще пытаться сделать кадры в моменты, когда автобус сбавляет ход и трясет не очень сильно. Среди горных пейзажей построен красивый и современный детский комплекс-лагерь.
Согласно легенде в центре Кавказского хребта, где вершины, как кинжалы, сверкают ледниками, а склоны покрыты изумрудными лугами, в долине бурной реки Асса давным-давно жил основатель ингушского народа по имени Га. Он был мудр и прожил достойную жизнь. У него было три сына: Эги, Хамхи и Тергим. Умирая, Га призвал к себе сыновей и завещал им:
«Ты, Эги, поселись в том ауле, где жил я. Ты, Хамхи, построй свой аул. То же сделай и ты, Тергим." Так в Ассинском ущелье появились три новых селения, названных по именам основателей: Эги-кеал (теперь Эгикал; кеал — «крыша дома»), Хамхи и Таргим.
В самом крупном из них Эгикал мы и делаем очередную остановку.
В эпоху позднего Средневековья Эгикал был культурным, политическим и экономическим центром горной Ингушетии. Селение славилось потомственными ремесленниками, ювелирами, отважными воинами и знатоками народной медицины.
Подойдя к комплексу сначала слушаем местного гида, а затем нам дают время на осмотр боевых и жилых башен. Красота -не передать словами, тем более я безумно люблю такие места, поэтому конечно же Эгикал покажу отдельно!
А представьте себе, что с 2012 года в Джейрахском районе Ингушетии проходит международный турнир по смешанным единоборствам «Битва в горах». Бои проводятся на рингах под открытым небом, а величественные горы и средневековые башни создают неповторимую атмосферу и первый турнир прошёл непосредственно в Эгикале! Первая битва была посвященная 20-летию образования Ингушетии в составе России. Следующее мероприятие собрало слишком много зрителей и участников, поэтому вторую «Битву» перенесли в более просторный соседний аул Таргим, помните про легенду?
В 2014 году «Битва в горах» была отмечена в Книге рекордов России как самое массовое мероприятие, проведенное на высоте более 1500 метров над уровнем моря. Ингуши — хорошие спортсмены, как и большинство горских народов, этот народ формировался в суровых условиях — сложный горный ландшафт создавал естественные условия для развития ловкости, выносливости, равновесия, а изобилие врагов, от которых требовалось защищать семью и имущество, заставляло мужчин развивать бойцовские качества. Именно поэтому с малых лет мальчики обучались джигитовке, стреляли из луков, поднимали тяжеленные глыбы, метко и быстро бросали камни, ловко взбирались по отвесным скалам, стремясь стать первым, самым сильным, самым ловким и быстрым. Соперничество формировало особый характер — характер воина и защитника.
Шли столетия, условия существования смягчались, но характер и стремление к физическому совершенству остались в ингушах навсегда. Только теперь битвы приобрели спортивно-дружеский характер, а их целью стало укрепление дружеских и деловых отношений между разными народами и странами.
А мы едем дальше и вот уже видна огромная площадка,
Обратите внимание на амфитеатр .
строения, подготовленные для турниров, которые как правило, проводятся в начале лета. Цитата из инета:
«16 июля 2016 года в селении Таргим прошла 5-я юбилейная „Битва в горах“ по международному турниру по смешанным единоборствам М-1 Сhallenge „Битва в горах“, собирающему ежегодно до 25 000 зрителей. Соревнования прошли очень успешно, порадовав и болельщиков, и спортсменов, и организаторов. Биться в окружении гор приехали спортсмены из регионов России, Испании, США, Бразилии, Хорватии, Швейцарии, Украины и ряда других государств. Всякий, кто побывал на „Битве в горах“, неизменно влюбляется не только в борьбу, как в самый брутальный вид спорта, но и в природу Северного Кавказа — турнир проходит под открытым небом, в долине, защищенной от всего света горделивыми горными вершинами. За состязанием борцов наблюдают и несколько старинных ингушских боевых башен, видевших на своем веку немало отчаянных сражений. Инициатива в проведении турниров принадлежит Главе республики.
-Четыре года назад нашу республику воспринимали как территорию терроризма. Поэтому в первую очередь через этот турнир, через популяризацию смешанных единоборств мы стремимся показать другую Ингушетию, — сказал Юнус-Бек Евкуров. — Красоту нашей природы, тепло сердец щедрых и гостеприимных людей.»
В остальное время года здесь часто проходят тренировки спортсменов перед серьезными и ответственными соревнованиями, здесь они как губка напитываются свежим чистейшим экологическим воздухом.
От аула Таргим автобусы поворачивают на проселочную дорогу, идущую вдоль русла реки Гулойхи. Сейчас она мирная и спокойная, но по широкому руслу и поваленным перекореженным деревьям видно, как сильно она разливается в сезон таяния снегов, руша и сметая все на своем пути.
Следующая наша остановка у родового замка-крепости Вовнушки (ударение на первый слог), принадлежащего тейпу Оздой, считающегося одним из Чудес России. Я тоже покажу отдельно.
«Тейп-единица организации нахских народов (ингушей и чеченцев) самоопределяющаяся общим происхождением входящих в неё людей, вероятно, изначально имела характер территориального и родоплеменного объединения. Тейповые структуры прослеживаются со времён средневековья и к современному историческому периоду продолжают иметь важное значение для большой части вайнахского этноса».
После осмотра Вовнушек был запланирован обед, по программе нас должны были завести в какое-то цивилизованное место и покормить национальным обедом, но опять что-то пошло не так и мы расселись в беседках, гид раздал упакованные в отеле в коробочки сухие пайки, мужчины разожгли огонь, согрели чай и мы подкрепились вот в таких полевых условиях с видом на удивительное средневековое строение!
Рядом с замком Вовнушки находится погранзастава.
Часа в три всех разбежавшихся по склонам гор в поисках интересностей туристов, свистали назад, по автобусам и в обратную дорогу!
Впереди показалась большая застава с находящимися рядом жилыми домами. Мы представили, как молодых пограничников с семьями отправляют в такие красивые, но находящиеся в отдалении от цивилизации, места.
Рядом с заставой на холме находится еще одно уникальное строение-с амый ранний и самый древний загадочный христианский храм на территории России — Тхаба-Ерды,
строительство которого официально относится к VIII веку н. э. Но на самом деле никто не знает, когда он построен или когда построен первый храм на этом месте. Один из вариантов перевода названия храма — «это есть наша вера», другой — «две тысячи святых».
Величественная базилика сохранила уникальные каменные барельефы,
искусно украшена орнаментированной резьбой по камню. Видно, что она претерпела реставрационные работы, но повсюду сохранились очень древние вкрапления.
Дорога назад была немного быстрее и в голове вновь закрутилось: «если приедем пораньше, хотя бы часа в четыре, то можно выйти у тропы на водопад и попробовать сходить!» Эти мысли были произнесены мною еще утром и вслух, поэтому собралась приличная компания желающих, но увы-мимо тропы мы проехали почти в пять, как и вчера! Так и осталась я без зимнего вида застывшей во льдах падающей воды!
А вечером был вкуснющий ужин из трех блюд, повара пожалели нас, лишившихся нормального обеда!
Чечня: Знакомство с Грозным.
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Автобусные туры