Вне всякого сомнения, что самой известной пешеходной улицей в Москве является Арбат. Именно туда устремляются москвичи и гости столицы погулять, себя показать и на других посмотреть. Но не всем известно, что 30 лет назад в Москве мог появиться второй Арбат — им собирались сделать бывшую улицу Тележная, которая сейчас носит название Школьная, близ станции метро Площадь Ильича (Римская).
Школьная улица похожа на музей под открытым небом. Вот только смотрительниц здесь нет, и нет экскурсоводов, и билетёров тоже нет. Ходи сам и смотри.
Удивительная цепочка старинных свежевыкрашенных двухэтажных особняков составляет единый ансамбль. Цвета фасадов зданий при реставрации восстановлены оригинальные. И отделана вся улица очень хорошо: отреставрированы с фасада практически все здания, установлены фонари «под старину».
Но есть в ней одно но. Никак она уже не гармонирует с окружающей её обстановкой. Она как будто какой-то остров в мегаполисе. Все окружающие её улицы давно застроены. И странно видеть позади домов и особняков XIX века высотные многоэтажки брежневского периода и совсем современные здания.
Конечно же замечательно, что есть такой островок спокойствия среди шумного города. Но есть ещё один недостаток — кроме самой улицы тут ничего нет. Как-то не хватает туристических заманиловок в виде картинных галерей, сувенирных лавок и кафе. Остаётся надеяться, что когда-нибудь и это будет.
А вообще-то это место в старину называли Рогожской Ямской слободой, и возникла она в конце XVI столетия. С тех пор населяли слободу ямщики с семьями, зарабатывающие на жизнь перевозками по старому Владимирскому тракту. Дома имеют сходное строение — обычно два этажа и обязательные ворота для карет и повозок на первом этаже, так как здесь останавливались на отдых обозы ямщиков. Здесь можно было починить телегу, заменить колесо и просто отдохнуть.
В середине XVIII века слобода вошла в состав Москвы, и территория стала активно застраиваться домами купцов. Здесь же стали располагаться многочисленные постоялые дворы, лавки разного назначения и пекарни. До нашего времени дошли несколько домов той эпохи. Это очень удивительно, учитывая то, что улица сильно пострадала от пожаров в XIX веке. После революции название улицы с Тележной поменяли на Школьную.
В советские времена по этой улице ходил трамвай. Вот старая фотография 1950-х гг., показывающая атмосферу тех лет. Коляска — шедевр технической мысли, костюмчик — а-ля Джерри Ли Льюис, и главное — трамвай с открытыми окнами. Я застал такой, можно было ехать с ветерком. Мама постоянно одёргивала, чтобы я не высовывался. Высунув голову в левое окно трамвая, можно было успешно встретиться с головой, торчащей из окна встречного вагона!
Фото с сайта «Фотографии старой Москвы».
Сейчас Школьная улица является пешеходной зоной, освобожденной от всех видов транспорта. Хотя в последнее время улица похожа на большую автостоянку, так как свои машины жителям ближайших домов ставить практически некуда.
Школьной улице всё-таки повезло, она сумела сохранить более или менее целостный облик двух-этажной застройки XIX-го века, превратившись в своеобразный музей под открытым небом. Официально она называется — «Ансамбль Рогожской Ямской слободы XIX века», о чём сообщают информационные таблички в начале и конце улицы. Все дома объявлены памятниками истории и являются объектами культурного наследия.
В 1984 г. городскими властями был разработан план реконструкции улицы, и была идея сделать из нее второй Арбат. Но во время перестройки денег на такие преобразования не хватало, поэтому здания отреставрировали, но до конца план пока не довели…