Третий пекинский день я решил сделать ленивым: поздний завтрак, неспешные прогулки «куда глаза глядят», культурная вечерняя программа. Но выспаться не дали. На крыше прямо под моим окном возник зачуханный кот и начал орать. Я успел проснуться (а попробуй не проснись, ага), принять душ, почистить зубы, одеться, а кот орал, орал. Лучший будильник в мире. Кстати, были и хорошие новости: злополучный смог, с которым приходилось мириться всё это время, по-прежнему был Красного цвета опасности, но уже позволял видеть что-то на расстоянии двадцати метров.
Завтрак. Китайцы, конечно, удивительные люди. Уже не первый раз передо мной (ну явно не местным жителем) положили меню на китайском языке. Да, там были фотографии блюд, но неподготовленный человек по ним не сможет разобраться даже где десерт, а где гарнир. Я опознал только знаменитые китайские пельмени-вареники баоцзы, которые уже успел полюбить всем сердцем и заказывал каждый раз, когда сил на эксперименты не хватало.
За соседним столиком сидела молодая местная леди, неторопливо пережевывала зеленую лапшу, ковырялась в телефоне. Неожиданно для самого себя я спросил (почти без всякой надежды): «Ду ю спик инлишь?». Она кивнула. «Спаси меня, хелп, плиз» — взмолился. Девушка быстро поводила пальцем по меню, рассмеялась и призналась, что сама не знает половины блюд, посоветовала взять рыбу в прозрачном желе и крохотные яблочки. За яблочки ей огромное спасибо. Очень вкусно. И три пельмешка заказал — это уже, как наркотик.
День. Моя ленивая прогулка оборвалась у здания Национального музея Китая на площади Тяньаньмэнь. Здание не выглядит слишком большим до тех пор, пока не окажешься внутри. На самом деле — это махина, возможно, самое грандиозное в мире здание музея. Состояние — образцовое. Народу — тьма, в основном китайцы. Чтобы получить билет, а он бесплатный, нужен паспорт или какой-то важный документ. Будут досмотры на улице и финальный в здании. Там обыскивают, как перед посадкой в самолет.
Сразу скажу, что этажей много, но меня интересовал только подвальный, где собрана история китайского искусства почти за пять тысяч лет. Открывает программу коллекция знаменитой китайской бронзы. Смотреть можно без подготовки — в основном здесь ритуальные зеленоватые вазы в виде уток, быков, лошадок. Вот Утка-ваза. 10 — 11 века до нашей эры. Конфуций родится только через 500 лет.
Я подумал, что Европа практически не сохранила бронзовые изделия того периода, почти все переплавились где-то в пасти Темного времени. А у Китая есть. И много. Графин-Носорог с золотым орнаментом. 3 век до нашей эры. Почти ровесник Ники Самофракийской.
В углу очередного огромного зала сиротливо стоят два терракотовых воина и лошадь из знаменитой гробницы императора Шихуанди. В Пекине они отдуваются за все многотысячное войско Сианя. Чистенькие, аккуратненькие, идеальные бойцы и зверь — даже в сильно урезанном варианте умудряются производить впечатление. Стенд музея сообщал, что это единственное место, где легендарных воинов Сианя можно видеть постоянно вне ареала обитания.
Рядом с терракотовыми легендами лежит хедлайнер коллекции — Нефритовый принц. Пришлось даже потолкаться в небольшой очереди, чтобы к нему пробраться. Это погребальная одежка для местного аристократа. В основе наряда — любимый и глубоко уважаемый китайцами камень — нефрит. Тысячи пластин превосходно отполированного нефрита сшиты золотыми проволоками-нитками. Таких погребальных нарядов нашли всего несколько десятков. Но этот сохранился лучше других. Второй век до нашей эры.
Китай — родина фарфора. А еще вот этой уникальной керамики в технике трех цветов сань-цай. Впрочем, несмотря на название, цветов глазури может быть и больше. Каждая из скульптур — сокровище, их выпускали ограниченным тиражом в 8 — 9 веках. Хотя, сегодня и продаются сувениры под сань-цай, это всего лишь имитации, точного рецепта этой керамики никто не знает. Вот какая шикарная лошадь. Не насмотреться.
А вот эти фрески мне очень понравились. К сожалению, не записал ничего о них, теперь не могу раздобыть информацию. Кажется, это росписи дворца (10 век). Кого-то мне этот китайский художник напомнил.
Ощущение, что Анри Матисс подсмотрел манеру у китайского художника. Правда, превзошел коллегу в цвете. «Радость жизни» Матисс. Никто не скрывал, что новых европейских художников сильно вдохновляло восточное искусство.
Безусловно, разложить по полочкам около пяти тысяч (!) лет китайского искусства за пару часов — дело травмоопасное. В первую очередь для мозга. Я еще что-то воспринимал до десятого века нашей эры, а потом отключился. Подозреваю, что уникальные фарфоровые вазы династии Мин никогда не простят мне вопиющего игнора, изучение этих залов я оставил на следующий раз. Как и несколько этажей с новой китайской историей, где яблоку негде упасть от граждан Поднебесной, желающих увидеть личные вещи Мао. А я спешил на воздух, к Национальному центру исполнительских искусств Пекина.
Здание центра в форме огромной капли на искусственном озере — одно из самых оригинальных современных зданий в мире. В Китае вообще с современной архитектурой все в порядке, там много уникальных, первых и так далее. Лучший вариант, который я профукал — взять билеты на спектакль и заодно посмотреть интерьеры Капли. Но можно воспользоваться моим сценарием и пойти днем. Правда, все концертные залы (а их аж три) будут закрыты. Самое большое впечатление здесь — подводный коридор со стеклянной крышей и гигантские стены-стекла Капли.
Вечер. Были у меня и глобальные проколы в этот день, а как без них? Не успел посмотреть Храм Неба, дверь захлопнули прямо перед носом (сам виноват, готовиться нужно к поездкам). Вечер, совершенно неожиданно, закончился в Красном театре Пекина, там много лет идет вполне туристическое шоу «Легенда Кун-фу». Туристов привозят пачками на автобусах. Думаю, если есть свободный вечер, то сходить туда можно. Тема, сюжет — китайские, подходы к постановкам вполне американские. Один из создателей — продюсер Цирка Дю Солей.
Как ни странно, но именно в этот день, свободный от планов и тайминга, я успел очень много посмотреть и сделать. Мне даже показалось, что Пекин начал немножко открываться. Вечером даже обратил внимание, что три станции метро на моей линии названы практически в честь гоголевских персонажей: Жужиков, Чичиков и Кашиков. Забавно.