Все путеводители по Пекину пишут одно и тоже — в Запретный город лучше идти пораньше, к открытию. Я искренне собирался воспользоваться советом, чтобы избежать столпотворений, но растолкать себя в восемь утра не смог. И в девять тоже. Когда вышел, долго выбирал качественную маску в аптеке, оказалось, что приличная стоит не меньше пяти долларов. Что же — на здоровье не экономят.
Теперь я — один из миллиона встреченных мной туристов с белым прямоугольником на лице.
Искренний совет — маску, а лучше несколько, купить дома. Лишней не будет. По крайней мере, до тех пор, пока пекинские власти серьезно не задумаются над решением проблемы. А пока учимся плавать в ядовитом тумане и отличать 50 оттенков пекинского смога.
Отдельная история с тем, как попасть на самую большую площадь мира (или одну из самых). Сначала ныряешь в пешеходный переход, потом становишься в очередь человек из тридцати (в лучшем случае), чтобы пройти контроль. Сама площадь огорожена, работает несколько пропускных пунктов. Первое время эти проверки в метро, супермаркетах, музеях развлекают, как необычный аттракцион, потом раздражают (за день вещи могут проверить раз сто), а вечером уже выворачиваешь карманы и кладешь рюкзак на ленту автоматически. Привыкаешь.
В этом седом коктейле из воздуха и ядовитых газов площадь Тяньаньмэнь выглядела жутко, ни о каком небесном спокойствии (а название знаменитой площади переводится как-то так) — речи быть не могло.
Первое, что действительно удивило здесь — мавзолей Мао. Я даже не предполагал, что он настолько огромный, больше мавзолея Ленина раз в десять. У меня нет его фотки, к сожалению. Это многоэтажный дом в традициях коммунистической архитектуры. Я насчитал несколько городов с мавзолеями в мире — Москва, Белград, Ханой. В Болгарии был еще у Георгия Димитрова, но там не прижилось — сначала мавзолей Димитрова превратили в общественный туалет, а потом здание взорвали.
Чтобы попасть к Мао нужно сдать вещи в камеру хранения в здании через дорогу от площади, а это лишние телодвижения (процесс отнял у меня минут тридцать) и ненужные траты (17 юаней), зачем я взял рюкзак? Технику отбирают, фотографировать запрещено. Потом опять проверка, опять очередь. Вечно веселые, говорливые и суетливые китайцы на подходе к вождю затихают, некоторые тут же покупают белые цветы, впадая в меланхолическое оцепенение, общаться здесь запрещено. Мао, похож на восковую фигуру из музея Тюссо, накрыт красным флагом по пояс.
Мавзолей и все манипуляции с багажом украли у меня часа два. Жалко времени, конечно. Смог уже окончательно проснулся и нежно-серебристым пухом лег на крыши дворцов Запретного города.
Все что я читал про Запретный город — выветрилось из головы сразу же. Он пришибает, совсем не оставляя шанса на светлый разум — огромнейшая территория, сотни помещений, витиеватые лестницы, пустые, безжизненные площади. Как не потеряться в залах всяческих гармоний? Считаю, что путеводители (а таких много) делают большую ошибку, пытаясь перечислить почти все названия главных зданий. Что они мне дают эти вырванные из контекста чистые, блаженные, небесные, девственные гармонии? Ничего.
В самых популярных местах Запретного города людей очень много. К трону императора я даже не пытался приблизиться. Давка фанатов там напоминает безумие в зале Лувра № 7, где толпа насилует вниманием Мону Лизу. Случайно в кадр попал зевающий ребенок, бедолага.
Где-то на середине пути я заметил кафе и сделал привал. Кафе приличное, заточенное под европейского клиента. Официанты худо-бедно изъясняются по-английски, впервые в Китае принесли ложки и вилки. Еда там местная и европейская, немного дороже, чем в городе.
После еды появились силушки и я решил заглянуть в императорскую сокровищницу, но случайно промазал, купил билет в павильон с настольными часами. В эти здания вход оплачивается отдельно — 10 юаней. Оказывается, императоры просто фанатели от часовых механизмов. Заказывали их пачками в Европе. А через несколько лет научились делать свои, не хуже. Китайские часы (подделки, зачеркнуто) были дешевле, чем европейские аналоги. Некоторые часы заводят два раза в день, в 11.00 и в 14.00, можно посмотреть и послушать. Помещение очень темное, пыльное, экспонаты за стеклом тоже под слоем пыли. Но мне понравилось.
В сокровищницу нужно заглянуть, хотя основная коллекция императорских драгоценностей была вывезена на Тайвань Гоминьданом в прошлом веке и экспонируется там. В пекинской сокровищнице мне больше всего понравились головные уборы императоров и императриц.
Очень красивые, рядом со входом в сокровищницу, керамические драконы, целая стена разноцветных драконов. Видеть обязательно.
Еще я успел посмотреть корпуса Пекинской оперы в Запретном городе, а потом совсем выдохся и уже ничего не хотел, если честно. Финиш длиннющего маршрута по дворцу китайских императоров находится в красивом саду, где собраны десятки «Божественных камней». Для нас это просто необычные валуны, но жители Поднебесной гуляют здесь с открытыми ртами. Это их хрестоматийные шедевры — собственные Венеры Милосские и Аполлоны Бельведерские. Произведениями искусства камни становятся после того, как полежат несколько лет на дне священного озера Тайху. Без них не обходится ни один китайский сад.
Мне кажется, что в хорошую погоду, с запасом воды и еды, я бы погулял там денек. Чтобы никуда не торопиться, и делать остановки, читать книжку по истории Китая где-то на лавочке. Или вспоминать один из самых любимых фильмов Бернардо Бертоллучи «Последний император». Он про последнего императора Китая Пу И, там Запретный город играет одну из главных ролей.
А так, я провел в Запретном городе четыре часа, уже темнело. Смог стал фиолетовым и очень едким. Веревки от маски почти отрезали мне левое ухо. Хотелось забиться в какое-то понятное, европейское место и выпить большую кружку капучино. Первым встретился Старбакс, капучино они приготовили, по-английски поговорили. Я смог расслабиться, снять маску, вдохнуть очищенного кондиционером воздуха и подумать, что совсем не умею ценить такие мелочи дома. А потом оказалось, что туалет в этом «крутом» кафе отсутствует. Внимание — нет туалета в заведении, где кофе стоит 8 долларов. На улице он. Пекин продолжал удивлять.
И еще: быть белым котом в Пекине — огромное проклятие. Ходишь вечно грязный и все видят.