Затем мы доехали (прогуляться помешал мороз) до Успенского Отроч/ь мужского монастыря. Сейчас от него осталось только это красивое название. На месте древнего монастыря сейчас стоит Речной вокзал. А Успенский собор — единственная сохранившаяся монастырская постройка.
Каменный Успенский собор (стиль барокко) — это екатерининский «новострой» (1722), он расположен на месте древней церкви (1530). В этом храме хоть и мало икон, но перед ними стоят очень нежные и необычные свечи — очень длинные (~1 метр), белые, тоненькие, конусовидные. Смотрится, когда горят перед иконами — поразительно. В каком-то отзыве я читала, что кого-то здесь пленила «бархатная тишина и умиротворённость». Завидую я возвышенным романтикам, которых в полуразвалившемся храме (а собор залатан донельзя — почти нет церковной обстановки, почти полностью облупившиеся росписи, без нормального иконостаса, с дощатым непонятным потолком) охватывает подобное «велюровое спокойствие».
От Отроч/ь монастыря остались ещё его древняя история, легенды и загадки. Традиционных версий возникновения две. Одна изложена в летописи «Повесть об Отроч монастыре». Но мне лично, эта повесть показалась сильно смахивающей на тщательно продуманную сказку, оформленную в христианском формате.
«В селе, называвшемся Едимоново» один княжеский дружинник Григорий увидел девицу Ксению. И «была та девица благочестива и кротка, смиренна и весела». Дружинник влюбился, а она сразу сказала: «Не он будет мне супруг, но тот, кого Бог мне пошлет». А великому князю приснился сон: «будто пустил он любимого своего сокола на птичье стадо, то сокол тот, стадо птиц разогнав, поймал голубку, сияющую красотой ярче золота». В общем, когда князь увидел невесту своего дружинника, то и сказал: «Уйди ты отсюда и ищи ты себе другую невесту, где хочешь; а эта невеста мне подходит, а не тебе». Григорий ушёл в лес, нашёл место у слияния реки Тверцы с рекой Волгой и поставил здесь себе хижину, потом, часовню, потом церковь, а потом князь (Ярослав) с княгиней (Ксенией), узнав об этом, просили у него прощения и подкинули ему денежек для постройки монастыря. Дата написания повести ~1206 (?).
Другая версия наступает первой на пятки: первыми основателями монастыря, возможно, были два монаха из Киево-Печерской Лавры, которые построили Свято-Успенский Отроч монастыря, и посвятили его Успению Богородицы (в Лавре главный собор — тоже Успенский). Год основания ~ 1110 (?).
Меня же не отпускает его название — Отроч или Отрочь — какое-то оно странное, нетипичное, непонятное. Что это могло означать? Отрок — мужчина, Отроч — мужской, мужественный, воинский? Есть одно очень любопытное предположение. Этот монастырь (не зря же есть легенда, что его основал княжеский дружинник, т. е. военный) — вообще собственно на монастырь похож не был — это была военная крепость в удачном месте, у слияния реки Тверцы с рекой Волгой, которая держала под наблюдением опасный выход из неё в Волгу. Такие монастыри назывались в древности — сторỏжами (с ударением на второе «о»).
Отроч монастырь — был сторож. Щит Твери на востоке.
Монастырская крепость была неприступной, но не из-за толщины каменных стен. А потому, что в этом монастыре (как и в некоторых других аналогичных по Руси), воспитывались особые православные воины-монахи. И здесь практиковалось совершенно особое тайное славянское воинское мастерство. Это была целая система знаний, доступная только посвящённым. Вообще воинская культура славянских народов была и остаётся одной из неразгаданных тайн Истории. Помните — монах Пересвет победил богатыря Кочубея (Куликовская битва)? А он ведь был монахом «лишенным живота», он носил черную одежду и не имел права брать в руки оружие. Как же он смог победить профессионала?
Ответ такой: Сергий Радонежский основал девяносто монастырей (больше половины из них сейчас существуют, либо осталась память о них). В этих монастырях и подготавливались монахи-ратники, которые выходили на бранное поле. Такие воины могли в одиночку справиться с тем, что под силу только нескольким человекам, благодаря специальной подготовке. Одной из таких «монашеско-воинских колыбелей» (по дошедшим до нас источникам) и был Отроч мужской монастырь в Твери. Кстати, эти древние славянские системы «Спас» и «Здрава» сохранены. Кем? Скажем так — хранителями. Эти практики реально применяются и сейчас. Морские пехотинцы, спецназ, спецслужбы.
Но идут века, меняется власть и у Отроч монастыря меняется функция. Он становится острогом. Сюда Грозный отправил умницу Максима Грека и светлого митрополита Филиппа.
Биография Максима Грека — это прямо-таки сюжет для приключенческой повести. Его мирское имя — Михаил Триволис, полугрек-полуалбанец. Высокообразованный человек, книжный знаток, полиглот, энциклопедист. На Русь попал как монах Афонского Ватопедского монастыря по просьбе великого московского князя Василия III (отца Грозного), которому был нужен толковый человек, учёный монах, «переводчик книжного на время для разбору княжеской библиотеки». Увидев цареву библиотеку, Максим Грек (42 года) был поражён: «подобного собрания сокровищ» он не видывал ни во Франции, ни в Германии, ни в Греции, ни в Италии (где учился в высших школах Болоньи, Падуи, Милана, а также во Флоренции и в Венеции). Грек стал переводить избранные труды (его перевод Псалтыря — это вообще отдельная тема), а заодно и поддержал движение «нестяжателей», и высказал очень определённые взгляды на русскую государственную власть. Через 7 лет своих работ он попросился обратно на Афон, но его не выпустили. Слишком много знал — из Руси никогда не выпускали иностранцев, допущенных к тайнам (также как и Аристотеля Фиорованти и Пьетро Солари — зодчих Кремля). В 50 лет он попадает в заточение в Иосифо-Волоцкий монастырь (к тем самым «стяжателям»), через год в Псковский монастырь, через пять лет в Тверской Отроч монастырь. Здесь он провёл 22 года…. Последние три — в Троице-Сергиевой Лавре.
Митрополит Филипп — боярин Фёдор Колычев, 17 лет игумен Соловецкого монастыря, 3 года митрополит Московский и Всея Руси. Во время опричнины, царь поставил ему условие, чтобы тот занимался своими делами, а «в опричнину и в царский домовой обиход не вступался». Но коса нашла на камень. Закрывать глаза на опричнинский беспредел митрополит Филипп не смог. Его взяли во время службы в Кремлёвском Успенском соборе. Окружили опричники, сорвали облачение, зачитали грамоту о лишении сана, бросили в дровни, отвезли в московский острог, а потом отослали с глаз долой — в Тверской Отроч монастырь. Он успел сказать людям: «Дети мои! Я сделал, что мог. Уповайте на Бога!». «Филькины грамоты» — это послания митрополита Филиппа Ивану Грозному отсюда из темницы. Непокорного «Фильку» (62 года) здесь в монастыре задушил Скуратов Малюта.
Памятник митрополиту стоит напротив Успенского собора через дорогу в прибрежном парке. Такая монолитная серая несгибаемая каменная маленькая фигурка.
В Речном вокзале, облупленном и обшарпанном донельзя, сейчас прокат коньков (зимой). Тверичане дружною гурьбою цокают прокатными коньками по дорожке, ведущей на берег Волги, где залит шикарный по красоте и открывающемуся виду города, каток. Несмотря на приличный мороз (-20˚), каток гудит от наплыва народа. А «Ледниковый период» и «Танцы на льду» по сравнению с самозабвенными пистолетиками и ласточками юных фигуристов, здесь просто отдыхают).
За Успенским собором на одной из улиц (ул. Горького, д. 19/14) находится Тверской музей городского (купеческого) быта. Его очень хвалят — выставка самоваров, можно заказать чаепитие — из блюдец, вприкуску с кусковым сахаром и баранками.