Что, уже были??? Нет, уже хотел…
Незатейливый, советских времен, анекдот, нам, девчонкам-первокурсницам, осваивающим азы высшего образования на эталонном (выставка в Париже, 1889-й год!) черноземе, рассказывал наш, тогда еще тоже очень молодой, куратор. И знаете, это было очень смешно! Какой Париж? Где этот Париж? 1987 год на календаре!
Прошла четверть века. Позади остались организованные поездки в Турцию и Египет и душа, как водится, начала желать большего. В минуты раздумий муж произносит сакраментальную фразу: «Я в школе учил французский и, конечно, всегда мечтал побывать в Париже…" Зерно пало на плодородную, как воронежский чернозем, почву. Живительной влагой этому зернышку стал французский кинематограф. Вы тоже любите современное французское кино? Мы — обожаем!
И это есть аккуратная подводка к списку правил: Как приехать в Париж и полюбить Париж?
Правило первое: познакомьтесь с парижанами!
Вот у меня лично всего лишь одна знакомая парижанка, ее зовут Лоранс, и знакомство с ней возникло уже в Париже, собственно у нее дома, потому что мы забронировали ее жилье в 2013 году. К моменту планирования поездки, нашей первой из самостоятельных, выбор пал на квартиру Лоранс в 11-м округе, не далеко площади Бастилии. Мотивацией стала невразумительная смазанная фотография на airbnb, отсутствие каких-либо отзывов о жилье и, как следствие, более-менее доступная цена. А так, скажу я Вам, Париж, это Вам не Воронеж по уровню цен на аренду жилья! Хоть оба города и оканчиваются на «Ж».
Лоранс на сайте не задержалась и поэтому во второй визит в Париж в 2014 году, мы уже напрямую с ней договорились о проживании.
Стало быть, если Вы, как и мы, не можете наладить личный дружеский контакт с парижанами, все что Вам остается — это полюбить парижан по их же фильмам. Мягкая ирония и какая-то особая тактичность в отношениях — это невозможно сыграть, они так живут, они так разговаривают… Никаких визгливых тонов, криков и глупого пафоса…
Посмотрите «Париж» 2008 года, с Жюльет Бинош и Романом Дюри в главных ролях! Такие чудные фильмы очень помогают настроиться на Париж!
И, уж коль коснулась я темы французского кино — фильм «Амели», классика жанра. Стоит побывать в Cafe des Deux Moulins на Монмартре! Сознание, что в этом кафе, все, все это происходило — очень трогательно! Тут сидел писатель-неудачник, чуть в стороне у стойки — стояла продавщица сигарет, а вот тут Амели, разминулась со своей любовью…
А потом можно свернуть по монмартрским улочкам чуть в сторону, в тишину, подальше от шума и гомона…
Буйство Анютиных глазок на подъеме к "Сакре кер", Монмартр
Правило второе: торопиться не надо!
Я уже писала, что мы были в Париже в 2013-м и 2014-м годах. И если первый раз мы там пробыли дней 10, то в 14-м приехали на целых 2 недели! Мы не просто там были, мы в Париже жили… Неспешно, без обязательного посещения Эйфелевой башни (отметились в 1-й раз). Кстати, когда я спросила у Лоранс, поднималась ли она на башню, она, задумалась: «Да, было такое раз, в школе…" И пешком, пешком особенно стОит побольше. Именно в 14-м, мы протопали кучу парижских километров почему-то по ночам, это был май, и это было очень романтично!
Правило третье: Париж — город искусства, обязательно надо прикоснуться к прекрасному!
В ту поездку мы решили «налечь» на парижские музеи. Лувр и Музей Орсе были осмотрены ранее, «Орсе» я в 14-м посетила еще раз — но не пошлО. Увы и ах. Любимые импрессионисты, собранные в таком огромном здании, я не смогла вами насладиться, была в тот момент выставка Ван-Гога и людей было не протолнуться. Осталось только ощущение духоты и усталости, жаль.
Музей современного искусства.
В него стоит придти уже хотя бы ради прогулки по 16-му округу. Вроде бы, на первый взгляд, этот район ничем не примечателен, Париж как Париж, но чувствуется достаток и особенная буржуазная самодостаточность. Скопление маленьких, но дорогих машин, детишки с нянями, все ненавязчиво, но очень прилично.
Здание музея просторное, много света.
При осмотре произведений от иронии удержаться сложно.
Но чем дальше, тем затейливей, есть несколько залов в подвалах, там ар-нуво (фр. art nouveau), просто фонтанирует новыми идеями! Вот, например, зал с полками с детской одеждой, сразу и не уразумеешь, что это тоже высокое искусство!
Экспонаты музея современного искусства абсурдны и странны, но забавны!
Музей Востока более серьезный, экспонаты разнесены по залам, посвященным определенным странам или регионам Востока, даже не знатокам Востока будет интересно.
Здесь же, совсем рядом с площадью Иена, движимые информацией о японском садике во дворах, мы вошли в некую дверь. Было открыто и безлюдно, мы так и ходили по зданию одни. Что это было?
Музей эротики на Монмартре — вряд ли того стоит, на мой взгляд. Нет, тема, конечно, вечная, но пошловато.
Один из немногих приличных фонов.
Хотя…если подойти поближе, то, получается, ограничение по возрасту быть должно…
Музей контрафакта — вообще профанация. Мало того, что на окраине, маленький, экспонаты его — что наш обычный рынок, нашли чем нас удивить!
Правило четвертое: сделайте в Париже свое собственное открытие!
Это не просто, но возможно. Я лично обнаружила то, о чем не читала нигде — могилу Сержа Генсбура, к слову, настоящее его имя — Люсьен Иосифович Гинзбург. Месье вел себя достаточно вызывающе, но одна только песня «Je t’aime… moi non plus» («Я тебя люблю… Я тебя тоже нет») такая французская, настоящая ода чувственности! Может, Жоан Биркин бывает на могиле Сержа? Но не в тот день, не встретились мы с ней. Ах да, это кладбище «Монпарнас», здесь же покоится Ги де Мопассан.
Башня Монпарнас, многие используют подъем на ее как альтернативу подъему на Эйфелеву башню.
И еще вспомнилось: в «Первом Париже», в 13-м, мы пошли на Пер-Лашез, мы жили от него не очень далеко. Кладбище большое и очень путанное, если хочется увидеть какие-то определенные места — надо очень хорошо набросать схему. Пока мы, в легком недоумении, блуждали по территории, к нам прибился местный одиночка-экскурсовод. Надо сказать, французский моего мужа, равно как и мой тогдашний английский (учу!) — очень далеки от уровня свободного владения. Гид, с какой-то нечеловеческой скоростью, провел нас по всем знаменитым памятникам Пер-Лашез, показывал и рассказывал, не умолкая. Расставшись с ним и несколькими евро в качестве оплаты его труда, мы переглянулись — а на каком языке мы все это прослушали??? Ведь было все понятно!
Правило пятое: сходите на местный рынок!
Наш, «Бастильский» рынок, возникал раза два в неделю, около площади Бастилии, соответственно. О, это столько подсмотренных персонажей!
Местные жители дефилируют между прилавками, придирчиво рассматривая и выбирая.
Продавцы наперебой горланят, призывая к себе покупателей, один начинает, остальные подхватывают эту песнь.
Иногда работает лоток со свежими устрицами. Тут же налетели плотной толпой восточные гости, тут же, на рынке, еду эту, поглощают.
Два шарманщика, заразительно поют и притантовывают, слегка уже подшофе с утра, с таким задором! Ну, почему, почему не сняли видео?
Да и в гастрономическом плане — куда любопытнее обычного супермаркета!
Правило шестое: почувствуйте запах Парижа!
И это совсем не обязательно французские духи! Разумеется, в парфюмерном магазине я побывала, хоть, по-моему, предложения больших дьюти-фри-магазинов не хуже, и по цене, и по разнообразию.
Когда мы зашли в какую-то антикварную лавочку, в ней был такой…смолистый, немного древесный…запах старины, не передать!
Запах свежего багета, аромат кофе из маленькой кофейни, ночной уличной свежести, все это становятся приятным фоном для впечатлений.
Именно Париж стал для нас первым европейским городом, потому ему отведено особое место в душе и к нему неизменно нежные чувства.
Впрочем, писать какие-то правила для тех, кто думает о Париже — абсолютно не по-французски, не по-парижски. Забудьте о правилах, гуляйте в Париже бесцельно, проспите полдня, купите пачку сигарет, делайте в Париже только то, что Вам хочется, там можно!
Если Вы примете Париж, а он Вас — туда будет тянуть, снова и снова.
Как же хочется туда вернуться, опять хочется в Париж…
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия